КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Методика работы над лекцией
Подготовка лекции — глубоко творческий и самостоятельный труд преподавателя. Непосредственная подготовка лекционного курса начинается с отбора материала. Руководством здесь должна служить рабочая программа учебной дисциплины, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Далее следует четко определить структуру лекционного курса, которая обычно включает в себя: - вводную часть; - учебные вопросы; - заключительную часть. Вступление должно быть кратким, его цель — подготовить обучаемых к восприятию существа учебных вопросов лекции. Преподаватель напоминает студентам фрагменты предыдущей лекции, на которых будет базироваться настоящее изложение лекции. Рассмотрение учебных вопросов составляет основную часть лекции. Вопросы излагаются с учетом требований передовой методологии и современных педагогических принципов обучения. Каждое теоретическое положение не навязывается обучаемым, а должно быть обосновано и доказано с применением наиболее целесообразных для данной аудитории методических приемов. Любой учебный вопрос заканчивается раскрытием перспектив развития его теории и практики, а также краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции. Заключение завершает лекцию. В нем выражается основная мысль изложенного, а также логический переход от изложенного к будущей теме лекции, даются рекомендации по самостоятельной работе для углубления, расширения и практического применения знаний по данной теме. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы: - отбор материала для лекции; - определение объема лекции; - выбор последовательности и логики изложения; - набор иллюстрированного материала; - выработка техники чтения лекции. Отбор материала и формирование содержания лекции начинается с определения ее темы. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием этой темы в учебнике, которым пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо и полно изложены, какие данные отсутствуют, устарели и требуют корректировки. Следует продумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные вопросы и четко сформулировать свою точку зрения на них. Определение объема содержания лекции — второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в определенное время. Лекцию можно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Выбор последовательности и логики изложения материала — следующий важный этап работы над лекцией. Определяя логику построения лекции, следует четко знать каким методом изложения вы будете пользоваться: методом индукции (состоит в движении от частного к общему); дедукции (состоит в движении от общего к частному) или аналогии (основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями). Подбор иллюстрированного материала — последний этап подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы, графологические конструкции необходимо не только тщательно отобрать, но и определить последовательность их демонстрации при чтении лекции. На одну двухчасовую лекцию целесообразно иметь: до 3-5 схем и таблиц, или 5-8 слайдов, или 1-2 схемы и диафильмы на 4-6 кадров. Выработка индивидуальной манеры чтения лекции — исключительно важный и длительный период в подготовке лекции. Никогда не следует читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторить какое-то положение при необходимости, периодически менять тембр голоса, делать логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Таким образом, успех прочитанной лекции, ее высокое качество в решающей степени зависят от всесторонней и умелой подготовки. Подготовка лекции — творческий и самостоятельный труд преподавателя, поэтому лекция вполне закономерно отражает и индивидуальные черты преподавателя, его опыт, навыки.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |