Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Методика работы над лекцией




Подготовка лекции — глубоко творческий и самостоятельный труд препода­вателя. Непосредственная подготовка лекционного курса начинается с отбора материала. Руководством здесь должна служить рабочая программа учебной дисциплины, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Далее следует четко определить структуру лекционного курса, которая обыч­но включает в себя:

- вводную часть;

- учебные вопросы;

- заключительную часть.

Вступление должно быть кратким, его цель — подготовить обучаемых к восприятию существа учебных вопросов лек­ции. Преподаватель напоминает студентам фрагменты предыдущей лекции, на ко­торых будет базироваться настоящее изложение лекции.

Рассмотрение учебных вопросов составляет основную часть лекции. Вопро­сы излагаются с учетом требований передовой методологии и современных педагогических принципов обучения. Каждое теоретическое положение не навязывается обучаемым, а должно быть обосновано и доказано с применени­ем наиболее целесообразных для данной аудитории методических приемов. Любой учебный вопрос заканчивается раскрытием перспектив развития его теории и практики, а также краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции.

Заключение завершает лекцию. В нем выражается основная мысль изло­женного, а также логический переход от изложенного к будущей теме лекции, даются рекомендации по самостоятельной работе для углубления, расширения и практического применения знаний по данной теме.

Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:

- отбор материала для лекции;

- определение объема лекции;

- выбор последовательности и логики изложения;

- набор иллюстрированного материала;

- выработка техники чтения лекции.

Отбор материала и формирование содержания лекции начи­нается с определения ее темы. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием этой темы в учебнике, которым пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо и полно изложены, ка­кие данные отсутствуют, устарели и требуют корректировки. Следует проду­мать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные вопросы и четко сформулировать свою точку зрения на них.

Определение объема содержания лекции — второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учеб­ные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирова­ния чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько ин­формации, сколько может быть усвоено аудиторией в определенное время. Лекцию можно разгружать от части материала, перенося его на самостоятель­ное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим материа­лом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели.

Выбор последовательности и логики изложения материала — следующий важный этап работы над лекцией. Определяя логику построения лекции, следует четко знать каким методом изложения вы будете пользоваться: методом индукции (состоит в движении от частного к общему); дедукции (состоит в движении от общего к частному) или аналогии (основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сход­ству с другими известными явлениями).

Подбор иллюстрированного материала — последний этап подготовки лек­ции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы, графологические конструкции необходимо не только тщательно отобрать, но и определить последователь­ность их демонстрации при чтении лекции. На одну двухчасовую лекцию целе­сообразно иметь: до 3-5 схем и таблиц, или 5-8 слайдов, или 1-2 схемы и диафильмы на 4-6 кадров.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции — исключительно важ­ный и длительный период в подготовке лекции. Никогда не следует читать текст лекции. Надо стремиться к ведению актив­ного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, уверенно, передви­гаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторить какое-то положение при необходимости, периоди­чески менять тембр голоса, делать логические ударения, показывая этим важ­ность раздела, мысли, вывода или обобщения. Таким образом, успех прочитанной лекции, ее высокое качество в решаю­щей степени зависят от всесторонней и умелой подготовки. Подготовка лек­ции — творческий и самостоятельный труд преподавателя, поэтому лекция вполне закономерно отражает и индивидуальные черты преподавателя, его опыт, навыки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.