Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрицательные побочные явления при занятиях медитацией и средства их предотвращения




Другие формы динамической медитации

Динамическая медитация на собственном поведении

Стремление к усовершенствованию у каждого человека
определяется ясным осознанием отсутствия некоторых
качеств, оцениваемых как значимые. Занимаясь самоусо-
вершенствованием, данная личность ограничивает свое
поведение в отношении одних проявлений и концентри-
рует сознание на других. Основная проблема в этих
случаях заключается в волевых действиях, что связано
с устойчивостью психических процессов. Рассмотрим в
качестве примера отказ от курения. Чтобы эта попытка
оказалась успешной, необходимо продолжительное время
концентрироваться на мысли о вреде курения для здоровья
и о пользе отказа от этой, вредной привычки. С помощью
подобного самовнушения мы в состоянии регулировать
возникающие желания снова закурить. С течением вре-
мени желание закурить постепенно начинает уменьшаться.
Но одновременно с этим и наша психика, которая вела
продолжительную борьбу, начинает уставать, что при-
водит к уменьшению психической устойчивости. Возника-
ют полярные эмоциональные состояния, которые создают
условия возникновения антитезы, оспаривающей мотив
отказа от курения. Если путем активного самовнушения
мы сможем справиться с желанием закурить вновь, то
сознательное ограничение этих действий и связанная с
этим концентрация сознания являют собой высшую форму
медитации.

Любое сознательное ограничение личности в отноше-
нии определенного действия является формой динами-
ческой медитации.

Формами динамической медитации могут быть:
стрельба из лука, пистолета, ружья, катание на лыжах,
баскетбол, футбол, волейбол, любимое занятие, меж-
личностные контакты, трудовой процесс и многие другие
действия, при которых достигается полное включение соз-
нания.

Динамической медитацией может быть любое созна-
тельное волевое действие в каждодневной жизни.
В Японии, например, одной из самых популярных форм
динамической медитации является церемония приготовле-
ния чая.

 


При неправильных и слишком продолжительных заня-
тиях медитацией возможно появление ряда неблагоприят-
ных психических реакций, являющихся симптомами невро-
зоподобных состояний. Они могут выражаться в кратко-
временных звуковых или зрительных галлюцинациях,
болях в различных частях тела, страхе и т. п. По всей
вероятности, это следствие патологического усиления
работы воображения в результате «сенсорного голода».
В последние 15—20 лет подобные явления были глубоко
исследованы в связи с проблемами космической медицины,
при продолжительных космических полетах. С этой целью
анализировались рассказы одиночных мореплавателей,
ученых, пребывавших длительное время в узком кругу
людей в условиях арктической станции или в условиях
полной темноты пещер. Богатая информация накоплена
исследованиями, проводившимися средствами современ-
ной физиологии и психологии на добровольцах в камерах,
обеспечивающих идеальные условия для «сенсорного
голода». Анализ этого опыта показывает, что при наличии
«сенсорного голода» у людей наблюдается ненормально
усиленная и неадекватная действительности работа
воображения. Очень часто в отчетах мореплавателей-
одиночек отмечается, что во время своего путешествия они
страдали от иллюзии, что кто-то их преследует. В книге
«Межзвездный скиталец» Джек Лондон ' описывает гал-
люцинации главного героя, который был заточен в камере-
одиночке и обездвижен смирительной рубашкой. Видимо,
писатель был знаком с психическими явлениями, сопут-
ствующими состоянию «сенсорного голода». Исследо-
ватели, работающие в области аутогенной тренировки,
публикуют данные, согласно которым их испытуемые во
время соответствующих сеансов испытывали звуковые
галлюцинации, позывы к рвоте, спонтанные эрекции,
необъяснимые состояния страха.

Вследствие повышения чувствительности к следам
прошлой психической деятельности у практикующих
медитацию могут наблюдаться патологические угрызения

1 См.: Лондон Дж. Поли. собр. соч. Т. 12. М, —Л., 1928—
1929. — Прим. ред.

 


совести и неадекватное чувство вины. Возможно, что
появится и стремление к социальной изоляции. Эти и
другие подобные симптомы показывают, что занятия меди-
тацией проводятся неправильно. Одной из возможных
ошибок может быть излишняя длительность тренировок
(более 1 часа). Другая причина может крыться в неблаго-
приятном психологическом климате, который окружает
практикующего, способном во время медитации осво-
бождать и усиливать следы прошлой психической деятель-
ности. Поэтому прежде, чем заниматься высшими
ступенями медитации, практикующий должен принци-
пиально разрешить все свои проблемы. Особенно
серьезные последствия могут возникнуть у лиц, страдаю-
щих невротическими заболеваниями. Необходимо отме-
тить, что те феномены, которые могут быть и началом
психического заболевания, в западной оккультно-мисти-
ческой литературе принимаются за положительные реак-
ции, а в определенных случаях и за цель занятий.
Здесь надо отметить и психопатологическую сущность так
называемого «божественного присутствия», имеющего
место у некоторых религиозных лиц. Почти все религиоз-
ные лидеры до своего появления перед массами с новой
религиозной доктриной продолжительное время проводили
в отшельничестве, где и получали «божественные
откровения». Появление навязчивых мыслей и явлений
характерно и для второго этапа практикования дзен, что
в соответствующей терминологии называется «маке»
(то есть мир призраков). Практикующие дзен верили, что
если медитирующий боится их и поэтому непрерывно
концентрирует на них свое внимание, то он никогда не
достигнет «просветления» (сатори). При достижении «про-
светления» (третья степень дзен) эти явления исчезают.
Считается, что достигший Сатори испытывает личностную
трансформацию, при которой происходит интеграция его
качеств. Его способности к определенной деятельности
трансформируются в способности к другим деятельностям,
которые до сих пор были ему чужды. Он легко осваивает
незнакомые и новые прежде области науки, искусства и
философии. Для испытавших сатори характерно полное
успокоение нервной системы, расслабленное, мягкое
выражение лица и ровные манеры. Наличие нервности
в поведении некоторых практикующих дзен считается
верным признаком того, что они еще не прошли через
сатори.

 


Вероятность появления неблагоприятного психическо-
го эффекта у практикующих медитацию может быть све-
дена к минимуму, если будут соблюдены следующие тре-
бования.

1. Медитация не должна превращаться в идефикс.

2. Заниматься медитацией следует не более 30—
45 минут ежедневно.

3. Постепенно заменяйте пассивные медитативные
упражнения динамическими.

4. После медитативных сеансов занимайтесь деятель-
ностью, мобилизующей нервную систему.

5. Практикующий не должен отрываться от своих
семейных, служебных и общественных обязанностей.

6. Практикующий не должен стремиться к идеалам,
которые не соответствуют его природе.

Существенной частью медитативной практики является
временный отказ от нее или сведение ее к уровню
релаксационных упражнений. Чтобы проиллюстрировать
эту на первый взгляд парадоксальную мысль, используем
содержание десяти древних японских картин под назва-
нием «Поиски утерянного вола». На первой картине
нарисован крестьянин, который ищет своего вола. Его
сознание заполнено мыслью, что вол пропал, и он
(крестьянин) несчастен. На второй картине крестьянин
нашел следы вола, но он не уверен, его ли это вол.
Пятая картина показывает крестьянина с волом. На
шестой картине показана радость крестьянина по поводу
находки вола. На седьмой картине изображен только
крестьянин — вол спрятан и даже забыт. На восьмой
картине нарисована окружность. Она символизирует идею,
что все вернулось к своему началу. Девятая картина пред-
ставляет сельский пейзаж, а десятая показывает, как
крестьянин идет на базар. Этот ряд картин в абстрактной
форме показывает сущность рационального поиска. Про-
павший вол может символизировать утерянное спокойст-
вие, здоровье, потерю веры в истину. Вначале поиск идет
хаотично, во всех возможных направлениях. Случайно по-
падаются какие-то следы, но неизвестно, насколько они
верны. В том, что следы правильные, человек убеждается,
когда по ним находит утерянное. Если вол укрощен и
отведен на свое место, чем восстанавливается прежнее
равновесие, то он может быть забыт. Включаясь снова
в свои ежедневные дела, человек забывает самого себя.
Последние две картины показывают, что природа и

 


5 Зак. 596





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.