Стремление к усовершенствованию у каждого человека определяется ясным осознанием отсутствия некоторых качеств, оцениваемых как значимые. Занимаясь самоусо- вершенствованием, данная личность ограничивает свое поведение в отношении одних проявлений и концентри- рует сознание на других. Основная проблема в этих случаях заключается в волевых действиях, что связано с устойчивостью психических процессов. Рассмотрим в качестве примера отказ от курения. Чтобы эта попытка оказалась успешной, необходимо продолжительное время концентрироваться на мысли о вреде курения для здоровья и о пользе отказа от этой, вредной привычки. С помощью подобного самовнушения мы в состоянии регулировать возникающие желания снова закурить. С течением вре- мени желание закурить постепенно начинает уменьшаться. Но одновременно с этим и наша психика, которая вела продолжительную борьбу, начинает уставать, что при- водит к уменьшению психической устойчивости. Возника- ют полярные эмоциональные состояния, которые создают условия возникновения антитезы, оспаривающей мотив отказа от курения. Если путем активного самовнушения мы сможем справиться с желанием закурить вновь, то сознательное ограничение этих действий и связанная с этим концентрация сознания являют собой высшую форму медитации.
Любое сознательное ограничение личности в отноше- нии определенного действия является формой динами- ческой медитации.
Формами динамической медитации могут быть: стрельба из лука, пистолета, ружья, катание на лыжах, баскетбол, футбол, волейбол, любимое занятие, меж- личностные контакты, трудовой процесс и многие другие действия, при которых достигается полное включение соз- нания.
Динамической медитацией может быть любое созна- тельное волевое действие в каждодневной жизни. В Японии, например, одной из самых популярных форм динамической медитации является церемония приготовле- ния чая.
При неправильных и слишком продолжительных заня- тиях медитацией возможно появление ряда неблагоприят- ных психических реакций, являющихся симптомами невро- зоподобных состояний. Они могут выражаться в кратко- временных звуковых или зрительных галлюцинациях, болях в различных частях тела, страхе и т. п. По всей вероятности, это следствие патологического усиления работы воображения в результате «сенсорного голода». В последние 15—20 лет подобные явления были глубоко исследованы в связи с проблемами космической медицины, при продолжительных космических полетах. С этой целью анализировались рассказы одиночных мореплавателей, ученых, пребывавших длительное время в узком кругу людей в условиях арктической станции или в условиях полной темноты пещер. Богатая информация накоплена исследованиями, проводившимися средствами современ- ной физиологии и психологии на добровольцах в камерах, обеспечивающих идеальные условия для «сенсорного голода». Анализ этого опыта показывает, что при наличии «сенсорного голода» у людей наблюдается ненормально усиленная и неадекватная действительности работа воображения. Очень часто в отчетах мореплавателей- одиночек отмечается, что во время своего путешествия они страдали от иллюзии, что кто-то их преследует. В книге «Межзвездный скиталец» Джек Лондон ' описывает гал- люцинации главного героя, который был заточен в камере- одиночке и обездвижен смирительной рубашкой. Видимо, писатель был знаком с психическими явлениями, сопут- ствующими состоянию «сенсорного голода». Исследо- ватели, работающие в области аутогенной тренировки, публикуют данные, согласно которым их испытуемые во время соответствующих сеансов испытывали звуковые галлюцинации, позывы к рвоте, спонтанные эрекции, необъяснимые состояния страха.
Вследствие повышения чувствительности к следам прошлой психической деятельности у практикующих медитацию могут наблюдаться патологические угрызения
1 См.: Лондон Дж. Поли. собр. соч. Т. 12. М, —Л., 1928— 1929. — Прим. ред.
совести и неадекватное чувство вины. Возможно, что появится и стремление к социальной изоляции. Эти и другие подобные симптомы показывают, что занятия меди- тацией проводятся неправильно. Одной из возможных ошибок может быть излишняя длительность тренировок (более 1 часа). Другая причина может крыться в неблаго- приятном психологическом климате, который окружает практикующего, способном во время медитации осво- бождать и усиливать следы прошлой психической деятель- ности. Поэтому прежде, чем заниматься высшими ступенями медитации, практикующий должен принци- пиально разрешить все свои проблемы. Особенно серьезные последствия могут возникнуть у лиц, страдаю- щих невротическими заболеваниями. Необходимо отме- тить, что те феномены, которые могут быть и началом психического заболевания, в западной оккультно-мисти- ческой литературе принимаются за положительные реак- ции, а в определенных случаях и за цель занятий. Здесь надо отметить и психопатологическую сущность так называемого «божественного присутствия», имеющего место у некоторых религиозных лиц. Почти все религиоз- ные лидеры до своего появления перед массами с новой религиозной доктриной продолжительное время проводили в отшельничестве, где и получали «божественные откровения». Появление навязчивых мыслей и явлений характерно и для второго этапа практикования дзен, что в соответствующей терминологии называется «маке» (то есть мир призраков). Практикующие дзен верили, что если медитирующий боится их и поэтому непрерывно концентрирует на них свое внимание, то он никогда не достигнет «просветления» (сатори). При достижении «про- светления» (третья степень дзен) эти явления исчезают. Считается, что достигший Сатори испытывает личностную трансформацию, при которой происходит интеграция его качеств. Его способности к определенной деятельности трансформируются в способности к другим деятельностям, которые до сих пор были ему чужды. Он легко осваивает незнакомые и новые прежде области науки, искусства и философии. Для испытавших сатори характерно полное успокоение нервной системы, расслабленное, мягкое выражение лица и ровные манеры. Наличие нервности в поведении некоторых практикующих дзен считается верным признаком того, что они еще не прошли через сатори.
Вероятность появления неблагоприятного психическо- го эффекта у практикующих медитацию может быть све- дена к минимуму, если будут соблюдены следующие тре- бования.
1. Медитация не должна превращаться в идефикс.
2. Заниматься медитацией следует не более 30— 45 минут ежедневно.
3. Постепенно заменяйте пассивные медитативные упражнения динамическими.
4. После медитативных сеансов занимайтесь деятель- ностью, мобилизующей нервную систему.
5. Практикующий не должен отрываться от своих семейных, служебных и общественных обязанностей.
6. Практикующий не должен стремиться к идеалам, которые не соответствуют его природе.
Существенной частью медитативной практики является временный отказ от нее или сведение ее к уровню релаксационных упражнений. Чтобы проиллюстрировать эту на первый взгляд парадоксальную мысль, используем содержание десяти древних японских картин под назва- нием «Поиски утерянного вола». На первой картине нарисован крестьянин, который ищет своего вола. Его сознание заполнено мыслью, что вол пропал, и он (крестьянин) несчастен. На второй картине крестьянин нашел следы вола, но он не уверен, его ли это вол. Пятая картина показывает крестьянина с волом. На шестой картине показана радость крестьянина по поводу находки вола. На седьмой картине изображен только крестьянин — вол спрятан и даже забыт. На восьмой картине нарисована окружность. Она символизирует идею, что все вернулось к своему началу. Девятая картина пред- ставляет сельский пейзаж, а десятая показывает, как крестьянин идет на базар. Этот ряд картин в абстрактной форме показывает сущность рационального поиска. Про- павший вол может символизировать утерянное спокойст- вие, здоровье, потерю веры в истину. Вначале поиск идет хаотично, во всех возможных направлениях. Случайно по- падаются какие-то следы, но неизвестно, насколько они верны. В том, что следы правильные, человек убеждается, когда по ним находит утерянное. Если вол укрощен и отведен на свое место, чем восстанавливается прежнее равновесие, то он может быть забыт. Включаясь снова в свои ежедневные дела, человек забывает самого себя. Последние две картины показывают, что природа и
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление