Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности и пути ее совершенствования




Анализируя общественную природу человека, Маркс
отмечал, что «сущность человека не есть абстракт,
присущий отдельному индивиду. В своей действительности
она есть совокупность всех общественных отношений» '.
Одновременно с этим каждая личность обладает инди-
видуальными, неповторимыми качествами. Личность чело-
века определяется не только именем, профессией, социаль-
ной принадлежностью, полом, расой и т. п. Каждый
человек представляет собой своеобразную и неповторимую
в своей сложности «бесконечность». Поэтому человек как
личность уникален и с этой точки зрения бесценен. Лич-
ность — это не раз и навсегда определенная данность.
Она находится в состоянии сложной динамики, которая
определяется условиями существования и наследствен-
ными данными.

В каждой личности различаются следующие основные
«уровни», связанные с различными аспектами целостного
поведения:

телесный уровень, охватывающий внутренние и внеш-
ние телесные движения;

эмоционально-чувственный уровень, характеризующий
непосредственные реакции личности на различные внеш-
ние и внутренние факторы. Эмоциональный процесс регу-
лирует поведение человека. Возникающие эмоции порож-
дают целый ряд дополнительных физиологических про-
цессов, под действием которых формируется определенный
тип поведения. Можно выделить следующие эмоци-
онально-чувственные состояния: голод, жажду, приятный
вкус, наслаждение, отвращение, боль, вожделение, обла-
дание, половое чувство, жизнерадостность, веселье, бод-
рость, энергию, ощущение силы, спокойствие, отдых,
чувство свободы, усталость, слабость, истощение, бес-
силие, безразличие, скуку, апатию, печаль, страдание,
огорчение и т. д.

рациональный уровень, связанный с процессами
абстрактного мышления, логическими операциями ана-
лиза и синтеза. Рациональный уровень возник в резуль-
тате появления и развития коллективного труда.
Видимо, в эволюционном развитии человека он появился
позже эмоционального уровня.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 3.

 


И. П. Павлов на основе данных экспериментальной
физиологии различал две системы высшей нервной дея-
тельности:

Первую сигнальную систему — связанную с безуслов-
ными рефлексами.

Вторую сигнальную систему — связанную с условными
рефлексами.

В зависимости от преобладания той или иной системы
нервной деятельности он выделил следующие три типа
личности:

художественный или первосигнальный тип;

мыслительный или второсигнальный тип;

средний тип.

Вклад И. П. Павлова заключается в том, что в отличие
от предлагаемых другими авторами феноменологических
моделей он создал структурную модель, основанную на
экспериментально наблюдаемых физиологических про-
цессах — рефлексах.

Для целей аутогенной тренировки мы будем пользо-
ваться этой синтетической моделью, в рамках которой
личность будем рассматривать с точки зрения различных,
взаимно связанных аспектов — телесного, эмоционального
и рационального. Каждый из них строится интегрально
с помощью различных физиологических процессов, в том
числе условных и безусловных рефлексов.

Развитие гармонической личности включает как раз-
витие и усовершенствование каждого из уровней,
так и их оптимальное взаимодействие. Усиленное развитие
одного из них за счет других приводит к дисгармонии
личности, выражающейся в неадекватных реакциях на
определенные внешние факторы или в отсутствии опти-
мального взаимодействия уровней. Развитие личности
может осуществляться с помощью специфических практик
для каждого из рассматриваемых уровней. В целях
усовершенствования телесного уровня практикуется
гигиена тела, рациональное питание, соответствующие
физические упражнения и телесный самоконтроль. Про-
цессы телесного уровня прямо связаны с психическими
процессами эмоционального уровня. Поэтому гармониза-
ция телесного уровня оказывает благоприятное воздей-
ствие на эмоциональный уровень, что со своей стороны
положительно воздействует и на процессы рационального
уровня. Односторонние занятия, ставящие целью сверх-
развитие определенных физических качеств, отражаются

 


крайне неблагоприятно (и даже разрушительно) на про-
цессах эмоционального и рационального уровней. Типич-
ным примером в этом отношении являются профес-
сиональные спортсмены и культуристы, которые ставят
своей конечной целью развитие узкоспециализированных
физических реакций или накопление мышечной массы.
Нечто подобное происходит и с некоторыми практикую-
щими хатха-йогу, которые концентрируют всю свою
психическую деятельность на ощущениях, связанных лишь
с телесным уровнем. Правильные занятия хатха-йогой,
лишенные подобных отклонений и сочетающиеся с соот-
ветствующими упражнениями эмоционального и рацио-
нального уровней, могут стать эффективным средством
для усовершенствования телесного уровня.

Крайне неблагоприятное влияние на процессы эмоци-
онального уровня оказывают нарушения ритма актив-
ность — отдых. Сильное влияние на эмоциональный уро-
вень оказывают заболевания. Больной может рассмат-
риваться как человек, страдающий не только в физичес-
ком, но в психическом отношении. Вот некоторые вероят-
ные изменения в эмоциональной сфере личности, причи-
ненные телесными заболеваниями.

Сердечно-сосудистые заболевания

Болезни сердца — тревожное настроение, страх
смерти, склонность к аффектам, нетерпимость к окружаю-
щим, достигающая агрессивности.

Гипотоническая болезнь — повышенная
утомляемость, беспричинная тревожность, пониженное
настроение.

Гипертоническая болезнь — неврастенопо-
добные и навязчиво-фобические состояния.

Нарушения мозгового кровообраще-
ния — утомляемость, эмоциональная неустойчивость.

Ревматизм — неврозоподобные состояния, подав-
ленность, повышенная утомляемость.

Инфекционные заболевания

Туберкулез — сверхчувствительность, проявление
эгоизма, злобное отношение к другим людям.

Болезни пищеварительной системы

Болезни желудка — повышенная раздражитель-
ность.

Заболевания печени — утомляемость, сонли-
вость, тревога, раздражительность, бурные эмоциональ-
ные реакции.

 


Авитаминозы — депрессивно-тревожные состоя-
ния.

Нарушения обмена веществ и заболевания желез внут-
ренней секреции

Базедова болезнь — эмоциональная неустой-
чивость.

Сахарный диабет — тревожность, утомляемость,
эмоциональная лабильность.

Прямое воздействие на психические процессы эмоци-
онального уровня оказывает и принятая пища. Единствен-
ным биологическим назначением пищи является под-
держка метаболического равновесия в организме. Отсут-
ствие пищи вызывает чувство голода, которое дебаланси-
рует эмоциональную сферу и приводит к возникновению
каскада эмоциональных реакций. Продолжительное голо-
дание может вызвать у некоторых людей состояние
агрессивности. Добровольно голодающие уверяют, что
после третьего дня наступает ощущение легкости, расслаб-
ленности, успокоения. Возможно, что это эмоциональное
состояние представляет собой защитную реакцию орга-
низма, цель которой состоит в экономичном расходе
энергетических запасов. Каждый продукт питания оказы-
вает определенное эмоциональное воздействие. Молоко
повышает тонус, уменьшает уровень токсинов в крови и
успокаивает нервную систему. Мясо незаменимо при
тяжелой физической работе. Но усиленное его потребление
приводит к повышению уровня мочевой кислоты в крови,
а также и токсичных продуктов фенола и индола, которые
получаются при гниении белков. Оптимальная диета вклю-
чает потребление мяса 2—3 раза в неделю. Чрезмерное
потребление мяса может дебалансировать эмоциональную
сферу вследствие раздражения, которое оказывают ток-
сичные продукты его распада на нервную систему. Но
полное исключение мяса из меню может привести
к уменьшению защитных сил организма, к слабости,
к снижению скорости реакции и физической выносливости.

Сладкое (вследствие непосредственного его усвоения
в организме) содействует быстрому восстановлению
энергетического баланса организма, устраняет чувство
усталости и улучшает настроение.

Потребление умеренного количества кофе повышает
активность нервной системы и уменьшает усталость.

Большие количества алкоголя оказывают пагубное
воздействие на процессы эмоционального уровня, вызывая

 


ряд неконтролируемых изменений в эмоциональных
проявлениях.

Прием токсично действующих веществ может привести
к отравлению организма. Большинство отравлений сопро-
вождаются бурными и неконтролируемыми эмоциональ-
ными реакциями.

Сильное, интегральное воздействие на процессы
эмоционального уровня оказывает физическая нагрузка
организма. Усиленная физическая работа приводит к
уменьшению запасов гликогена в организме и вызывает
увеличение общего количества молочной кислоты.
В результате этого в предельных случаях могут появиться
симптомы изнурения, слабости, болей в мышцах и даже
судороги. Правильно дозированная физическая нагрузка,
подобранная соответственно возрасту, полу, тренирован-
ности и общему физическому состоянию, представляет
собой высокоэффективный метод достижения общего
улучшения в организме. Занимающийся физкультурой
человек, как правило, более жизнеспособен. Гармоничные
занятия физкультурой должны включать как нагрузку
на различные мышечные группы тела, так и движения,
выполняемые с различной скоростью и силой. Не будут
полезными такие физические занятия, при которых нагру-
жаются только определенные мышечные группы или
совершаются специфические движения с фиксированной
скоростью и интенсивностью. Определенно вредны такие
физические занятия, которые приводят к гипертрофии
различных частей человеческого тела.

Для европейской культуры характерно тонизирование
организма с помощью динамических упражнений. В отли-
чие от этого в древней практике хатха-йоги используются
статические упражнения. Принятие поз, различных по
характеру и ориентации относительно направления
гравитационной составляющей, изменяет кровоток в раз-
личных частях тела и приводит к изменению метаболи-
ческой активности в различных органах. Подобное воздей-
ствие вызывает, например, скручивание и сгибание туло-
вища и конечностей. Не на последнем месте стоит эффект
воздействия на симпатическую и парасимпатическую
нервную систему с помощью ритмизированного сознатель-
ного дыхания и применения специальных дыхательных
техник.

Систематические занятия хатха-йогой могут привести
к тонизированию тела и к успокоению психики. Поскольку


позы хатха-йоги оказывают избирательное воздействие на
железы внутренней секреции, то чрезмерные занятия могут
привести к подавлению или усилению некоторых жизнен-
ных процессов, и к появлению неадекватных эмоциональ-
ных реакций. Поэтому при занятиях хатха-йогой важную
роль играют самонаблюдение и наблюдение со стороны
опытного инструктора. В интересах истины надо отметить,
что от подобной опасности не защищен и сам инструктор,
особенно если он энтузиаст-любитель без необходимой
медицинской подготовки. Очень полезно при занятиях
хатха-йогой вести дневник, по которому можно анализи-
ровать эмоциональную динамику и устойчивость психики
практикующего. Мнение энтузиастов, эмоционально увле-
ченных практикой йоги, чаще всего бывает неадекватным.
Подобно профессиональному спорту и другим физическим
занятиям, чрезмерное увлечение практикой йоги приводит
к одностороннему, негармоничному развитию лично-
сти.

Традиционной древней практикой телесного и психи-
ческого воздействия является массаж. Он имеет следую-
щие виды:

Легкие поглаживания, воздействующие на перифери-
ческие нервные окончания. В этом случае вероятным
результатом является психическая и физическая релакса-
ция, которая при подходящих условиях может перерасти
даже в гипнотическое состояние. Легкие поглаживания —
это один из самых старых способов гипнотического
воздействия.

Растирание, усиливающее кровоток в коже и подкож-
ной ткани, одновременно с этим воздействующее на
периферические нервные окончания.

Разминание, усиливающее кровоток в мышечных тка-
нях, способствующее быстрому восстановлению.

Постукивание, тонизирующее обмен веществ.

Давление, воздействующее на область позвоночника.
Целью этого массажа является воздействие на определен-
ные центры вегетативной нервной системы. Используется
в восточной медицине.

Эффективное психофизическое воздействие на чело-
века оказывают тепловые, водные, воздушные и солнечные
процедуры.

Эмоции также оказывают сильное влияние на процессы
телесного и интеллектуального уровня. В состоянии
сильных эмоций личность теряет глубину и устойчивость

 


логического процесса, а при сверхэмоциях он блокируется
полностью. В подобных ситуациях личность не в состоянии
правильно ориентироваться в возникшей необычной
обстановке и найти верный путь действия. Очень часто
сильные эмоции способны трансформироваться в свою
противоположность: радость превращается в скорбь,
оптимизм в пессимизм и т. д., при этом полностью
теряют свое значение факторы, формирующие поведение.
Вот почему в состоянии сверхэмоций личность может
сталкиваться с необычными психическими ситуациями —
экстазом, галлюцинациями, видениями, «просветлениями»
и т. д., которые представляют собой иллюзорное отражение
действительности. Интересно отметить, что подобные явле-
ния возникают и в состоянии очень глубокого расслабле-
ния, при котором чувствительность нервной системы по
отношению к внешним раздражителям исключительно
велика. Эти пограничные психические состояния находятся
в основе мистического восприятия мира. Переживание
религиозного абсолюта есть не что иное, как переживание
внутренних ощущений в состоянии полной деавтоматиза-
ции психических структур, присущих логическому мышле-
нию.

Обычно считается, что положительные эмоции ока-
зывают благоприятное воздействие на телесный уровень,
а отрицательные — неблагоприятное. Это утверждение
верно только для эмоций слабой и умеренной интенсив-
ности. Сильные эмоции (вследствие присущей им способ-
ности трансформироваться в свою противоположность)
чаще всего отражаются неблагоприятно на телесных
процессах. Систематическое переживание сильных или
отрицательных эмоций может привести к органическому
заболеванию из-за разбалансирующего воздействия, кото-
рое они оказывают на вегетативную нервную систему
и соответственно на деятельность внутренних органов.
Психофизиологические эксперименты, проведенные рядом
исследователей, показали, что под действием сильных
отрицательных эмоций происходит снижение тонуса глад-
кой мускулатуры желудка и кишечника, что приводит
к нарушениям деятельности пищеварительных желез,
выражаемым в уменьшении и даже остановке их секреции.
В корне отличается реакция сердечно-сосудистой системы:
сердце увеличивает амплитуду и частоту своих сокраще-
ний, артериальное давление повышается. Усиливается
деятельность выделительной системы. Стимулируется и

 


активность надпочечников, в результате чего в кровь
выделяется повышенная доза адреналина. Последний
в свою очередь еще более усиливает активность сердечно-
сосудистой системы.

Депрессивно-эмоциональные состояния оказывают
выраженное тормозящее воздействие на сексуальные
функции и связанные с ними системы. Наблюдения за
женщинами, находящихся в подобных ситуациях, пока-
зали уменьшение секреции и кровенаполнения слизистой
влагалища.

Эмоциональные состояния тесно связаны и с координа-
цией движения. Особенно сильно воздействие на мышцы
шеи и мышцы, отвечающие за мимику и жесты. Последнее,
вероятно, связано с фактом, что мимика и жесты являются
самой древней языковой символикой.

Физиологические изменения телесного уровня, являю-
щиеся результатом отрицательных эмоций, по своей сущ-
ности представляют подготовку организма к усилию.
Важно отметить, что приписывание мобилизирующей
функции отрицательным эмоциям верно только для грубых
форм телесной и психической деятельности. По отношению
к тонким формам (творческому аналитическому мышле-
нию или точным физическим движениям) отрицательные
эмоции почти всегда являются блокирующим фактором.

Отрицательные эмоциональные состояния вызывают
нарушение гомеостатического равновесия организма,
причем достигаются новые состояния равновесия, соответ-
ствующие новым режимам функционирования физиологи-
ческих систем. При этом в некоторых случаях могут
быть достигнуты пограничные режимы, характеризую-
щиеся нестабильностью и факторами повышенного риска.
В случае нарушения устойчивости системы происходит
срыв, выражающийся в инфарктах, псевдопараличах,
кровоизлияниях, функциональных психических расстрой-
ствах, астматических приступах, язвах пищеварительной
системы, раннем атеросклерозе, а также и в различных
других заболеваниях, представляющих собой прямое или
косвенное нарушение регуляторных функций вегетативной
нервной системы.

Разбалансирование гомеостатического равновесия
организма происходит и при положительных эмоциях.
В последнем случае биологические реакции не носят
характера защиты и чаще всего достигается более
благоприятный режим работы физиологических систем

 


Что касается воздействия сверхсильных положительных
эмоций, то оно приводит к пограничным режимам работы
этих систем, что существенно не отличается от эффекта,
вызываемого отрицательными эмоциями. Умеренные
положительные эмоции приводят к общему подъему
тонуса организма, что связано с более экономичным
режимом работы систем в случае отсутствия угрожающих
организму факторов. Вот почему самоконтроль процессов
эмоционального уровня раскрывает огромные возмож-
ности перед профилактикой и реабилитационной тера-
певтической практикой. Исключительно интересен (и
теоретически и практически) вопрос об устойчивости про-
цессов эмоционального уровня у психически здоровых
индивидов и их связях с внешними факторами. Раскрытие
интимных механизмов, лежащих в основе психической
устойчивости, а также создание методов целенаправлен-
ного управления ими раскроет перед людьми огромные
возможности для личностных проявлений и для избежания
состояний потери такой устойчивости.

Характерная для личности неповторимость спектра
ее эмоциональных состояний в реакции на один и тот же
раздражитель связана со сложностью, многосторонностью
и специфичностью эмоциональных переживаний. Процесс
возникновения эмоционального состояния является след-
ствием внутренней эмоциональной динамики, в которой
участвуют сложные, не локализованные во времени про-
цессы, связанные с огромным количеством прямых и
обратных связей между различными системами организма.

Для того чтобы представить себе механизм проявления
специфичности в эмоциональной реакции на внешние
раздражители, допустимо предположить существование
интегрального регулятивного механизма, содержащего
полный биологический и социальный опыт данной лич-
ности. Будем считать, что этот регулятивный механизм
определяют наиболее устойчивые для личности факторы,
и поэтому назовем его «я-структура». Последовательный
анализ этих различных факторов показывает, что целесо-
образно включать в «я-структуру», помимо устойчивых
форм биологических проявлений, также и мировоззрен-
ческие установки личности. Наиболее важные из них
таковы: основные постулаты, на которых данная личность
строит свое мировоззрение (философская или религиозная
вера), критерии истинности, представления о добре
и зле, представления о красивом, уродливом и возвышен-

 


ном, представления о счастье и целесообразности, сила и
устойчивость эмоциональных процессов, глубина и устой-
чивость аналитико-синтетических процессов, сила и устой-
чивость биологических инстинктов.

Предложенная выше концепция «я-структуры» корен-
ным образом отличается от оккультно-идеалистических
представлений о «я» как о трансцендентном начале или
«мировом разуме», а также и от фрейдистского пред-
ставления о «я» как о чем-то противопоставленном
биологическим побуждениям. Понятие «я-структуры»
используется также Рейковским '. Он подразумевает под
ним интегрированную информацию, связанную с «протека-
нием предпринятых субъектом действий и их результатом»
и «влиянием окружающей среды на оценки и мнения
о собственной личности».

Попробуем теперь с помощью предложенной нами
модели личности проанализировать возможные пути усо-
вершенствования индивида, преобразования его «я-струк-
туры». Представление об усовершенствовании связывают-
ся с изменениями в личности, которые оцениваются как
положительные. Здесь мы сталкиваемся с неопределен-
ностью, вытекающей из субъективного характера оценки.
Одни и те же личностные изменения могли бы одними
лицами восприниматься как положительные, а другими
(с иной ценностной системой) —как отрицательные.
Определенное объективирование осуществляется, когда
представление о совершенстве связывается с тенденцией
развития, присущей наличной ситуации. Другими словами,
изменение в «я-структуре» может считаться положитель-
ным, если оно находится в соответствии с присущей
объективной реальности тенденцией развития и помогает
ей. Но подобное объективирование носит, конечно, лишь
вероятностный характер, так как мы не располагаем
абсолютным знанием сущности вещей, а следовательно,
и абсолютной уверенностью в направлении развития.
Поэтому представления о совершенстве до известной сте-
пени связаны с верой.

За свой тысячелетний опыт человечество выработало
некоторые этические критерии, которые относительно
устойчивы и признаются в разных религиозных и эти-
ческих учениях. Однако в определенных случаях личность

1 См.: Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций
М., 1979.

 


может оказаться в нестандартных ситуациях, в которых
основными регуляторами поведения являются убеждения,
вытекающие из накопленного знания о сущности вещей,
и вера, которая может рассматриваться и как условие
устойчивости действия в обстановке отсутствия полной
информации.

В дальнейшем когда мы будем говорить о движении
к совершенству или о положительных изменениях
личности, то в качестве основного критерия будем
использовать концепцию свободы как будущего челове-
чества. Другими словами, стремление к совершенству
выражается в стремлении к выработке качеств, которые,
реализуясь в социальной жизни, направляют человечество
по пути освобождения.

Теперь вновь вернемся к структурной схеме личности.
Применительно к телесному уровню можно говорить о
физическом совершенствовании. Оно достигается с по-
мощью физических упражнений, режима питания, гигиени-
ческого режима. Под телесным совершенством надо по-
нимать не внешний косметический эффект, а прежде
всего гармоничную совместную работу различных биологи-
ческих систем организма. Точно так же надо помнить, что
телесное совершенство не ограничивается односторонним
развитием определенного физического качества. Полное
поглощение личности упражнениями телесного уровня
(профессиональный спорт, крайние увлечения хатха-
йогой, культуризм и тому подобное) приводит к одно-
стороннему развитию личности, к дисгармонии эмоци-
ональных процессов, к отставанию в рациональной сфере,
к созданию неадекватной «я-структуры».

В результате гармонизации биологических процессов
определенными физическими средствами происходит
благоприятное воздействие и на процессы эмоционального
уровня. Эмоции становятся более устойчивыми и мягкими.
Их спектр перемещается в направлении положительных
эмоций, что оказывает сильное положительное влияние и
на «я-структуру». Увеличивается глубина и устойчивость
процесса мышления.

Естественным средством усовершенствования про-
цессов эмоционального уровня являются эстетические
занятия. Человеку присуще оценивать явления с точки
зрения пользы, добра и красоты. Оценка красоты
наиболее слабо связана с социальными взаимоотноше-
ниями и наиболее характерна для человеческого рода.

 


Ленин говорил: «Красивое нужно сохранить, взять его как
образец, исходить из него, даже если оно „старо"» '.
Прекрасное несет в себе общечеловеческую ценность. Оно
занимает основное и ведущее место среди эстетических
ценностей. Стремление к красоте проникает в различные
области человеческой деятельности. Требования красоты
предъявляются к производству одежды, к дизайну,
кулинарии, манерам, риторике, слову, архитектуре, градо-
строительству, природе, людям и т. д. Присутствие
красоты оказывает благоприятное воздействие на эмо-
циональные реакции. С другой стороны, по закону
индукции, подобный спектр переживаний может быть соз-
дан и оценками, связанными с представлениями о добре
и целесообразность. Например, иногда мы говорим: «Он не
красив, но душа его прекрасна» или «Теория относи-
тельности Эйнштейна обладает внутренней красотой».
Это характерное взаимоперетекание оценок полезности,
добра и красоты, а также и общечеловеческая значимость
красоты превращают последнюю в ведущее начало, даже
в цель существования. Будущее человечества в гармо-
ничном развитии по законам красоты. Под прекрасным
надо понимать не только красоту формы, но и красоту в
самом широком смысле.

Основным, развившимся исторически методом гармо-
низации процессов эмоционального уровня является
искусство. Искусство характеризуется следующими тремя
аспектами.

Развлекательным. Он выражается в способности ху-
дожественных форм вызывать спонтанную концентра-
цию сознания и таким образом отвлекать нас от ежеднев-
ных проблем и забот.

Компенсаторным. Этот аспект выражается в возмож-
ности, предоставляемой нам искусством, переживать
ситуации, не характерные для среды, в которой мы живем.
С этой точки зрения искусство обогащает наш опыт.

Катарсическим. Искусство способно освобождать нас
от депрессивных эмоциональных состояний. Категория
«катарсис» введена Аристотелем и означает очищение
посредством «подобных аффектов» 2.

' Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Т. 5. М., 1969,
с. 13—17.

2 Эта категория использовалась и ранее, например пифагорейцами,
Эмпидоклом, Гераклитом, Платоном. — Прим. ред.

 


В большом искусстве человек встречается с бескрай-
ними просторами и неограниченным временем. При сопри-
косновении с прекрасным у человека усиливается оптими-
стическое начало. Он начинает чувствовать красоту
существования. Даже в уродливом, что является противо-
положностью прекрасного, человек видит потенциальный
носитель красоты. Полностью обратным оказывается
воздействие порнографического искусства и искусства
ужасов, единственной целью которых является усиление
действия инстинктов, что способно приводить некоторых
людей к сильной дебалансировке эмоциональных про-
цессов. Потребность в искусстве — внутренняя необходи-
мость человека. Искусство обладает определенным
медитативным эффектом.

Медитативное влияние искусства особенно под-
черкивается в традициях некоторых восточных народов.
Индийский исследователь Панди высказал мнение, что
ни одно произведение не может считаться искусством,
если в нем нет суггестивного элемента.

Общение с искусством существенно влияет на форми-
рование ценностной системы «я-структуры». Тем самым
искусство выполняет исключительно важную социальную
функцию регулятора общественного сознания.

Гармонизирование процессов эмоционального уровня
в древних практиках йоги совершается с помощью системы
лайя-йога. Она содержит четыре основные практики:
бхакти-йога, шакти-йога, мантра-йога и янтра-йога.

Бхакти-йога является практикой этических поступков.
Она выражается в воздержании от злонамеренных
помыслов, ненависти, презрения, надменности и т. п.
Практикующий стремится слиться с окружающей его
действительностью посредством «универсальной косми-
ческой любви».

Шакти-йога представляет собой систему упражнений
в психической концентрации на образе творящего, плодо-
носящего начала Универсума, который персонифицирован
в образе «Вселенской женщины-матери».

С практической точки зрения наиболее существенными
частями лайя-йоги являются мантра- и янтра-медитации.
Посредством концентрации сознания на звукосочетаниях
и картинах практикующий расширяет эмоциональный
спектр своего сознания и повышает свою эмоциональную
чувствительность. Одновременно с этим продолжительная
сознательная концентрация на одном и том же объекте

 


повышает устойчивость психических процессов. Сущест-
венную роль играют и психические практики бхакти-
йоги и шакти-йоги, представляющие собой своеобразную
психическую гигиену йога, предохраняющую его от нега-
тивных эмоциональных состояний. Йоги считают, что
с помощью определенных ритуалов, воздержаний и меди-
тативных сеансов они способны вступить в контакт
с «Вселенской матерью», являющей собой идеальный
образ самой высокой красоты и женственности. Одной
из самых существенных в лайя-йоге практик является
соединение бхакти с шакти. Йог стремится достичь состоя-
ния экстаза, превращая «Вселенскую мать» в объект
самой высокой любви.

Совершенно очевидно, что полное практикование сис-
темы лайя-йоги в ее оригинальном виде сегодня нецелесо-
образно, так как она связана с принятием несоответ-
ствующих современным представлениям оккультных идей.
Если же мы попытаемся извлечь суть этого древнего
учения, отбрасывая мировоззренческие установки древних
индусов, то получится, что гармонизация эмоционального
уровня происходит с помощью:

1) гармонизации действия инстинктов доминирования
и самосохранения посредством смягчения социальных
взаимоотношений;

2) гармонизации полового инстинкта по пути эстети-
зации взаимоотношений мужчина — женщина;

3) расширения спектра эмоциональных переживаний
с помощью медитации на звукосочетаниях и картинах.

В эволюционном аспекте эмоциональный уровень
непосредственно связан с чувственным отражением. Он
обеспечивает наиболее короткий путь реакции на внешние
факторы.

Рациональный уровень связан с высшими отражатель-
ными способностями человека. С помощью рациональ-
ного познания — анализа и синтеза — человек стремится
понять внутреннюю природу вещей, стараясь исключить
искажения, вносимые субъективным фактором, его
внутренним миром. Стремление к познанию объективной
сущности вещей связано с убеждением, что природа
гармонична и закономерна. Изучая закономерности и под-
чиняясь им, человек освобождается от неожиданностей,
от стихийности, от подавляющих его природных и социаль-
ных условий.

Осознавая необходимость, вытекающую из внутренней

 


сущности вещей и социальных явлений, человек может
переосмыслить свою собственную систему ценностей.
Рациональное познание у определенных типов людей
может представлять главный регулятор «я-структуры».

В личном опыте людей рациональный подход к про-
блеме часто находится в противоречии с эмоциональной
оценкой. Это видно и из различных моральных
аксиом, одни из которых рекомендуют следовать голосу
сердца, а другие — голосу разума.

Ряд великих личностей, таких, как Ленин, Маркс,
Энгельс, Эйнштейн, Бор и др., вкладывали огромный
эмоциональный заряд в свое творчество. При этом
рациональное мышление как психологический процесс
сопровождалось генерированием положительных эмоций,
которые, видимо, дополнительно возбуждали определенные
участки коры головного мозга и повышали устойчивость
процесса мышления. Таким образом, между раци-
ональным и эмоциональным уровнем возможно установле-
ние положительной обратной связи, повышающей устой-
чивость и глубину психических процессов. В этих случаях
могут достигаться психические состояния, известные под
названием психического экстаза. При этом на базе
индуцированных эмоциональных процессов может про-
изойти возбуждение большой части коры головного мозга,
когда проявляются феномены бессознательного решения
целых звеньев творческой задачи.

К древним индийским практикам самосовершенство-
вания относится так называемая джняна-йога, которая
рассматривается как йога познания. Считается, что она
приводит к усилению интеллекта. В данном случае речь
идет об интуитивном познании, которое не строится лишь
на практическом опыте или на основе аналитико-синтети-
ческих мыслительных конструкций. Если мы попытаемся
сопоставить этот стиль познания с особенностями
познания, характерными для западной цивилизации, то
увидим в последней преимущественное развитие раци-
онального подхода и сильное отставание в области
целостных интуитивных проявлений человеческой при-
роды, контроль над которыми позволяет человеку овладеть
собой. Современный представитель западной цивилизации
в значительной степени является жертвой своего собствен-
ного неумения контролировать телесные и эмоциональные
реакции. Ряд заболеваний (сердечно-сосудистые наруше-
ния, желудочно-кишечные заболевания, психические

 


недуги и другие) во многих случаях представляет собой
прямой или косвенный результат неразумного эмоциональ-
ного поведения. И даже когда представитель западной
цивилизации с клинической точки зрения считается
абсолютно здоровым, его нервная система работает на
таких повышенных «оборотах», что он не в состоянии
оглянуться вокруг и почувствовать отдельное мгновение
своего существования или же пережить свое единство
с огромной по своим масштабам реальностью.

Современная технологическая цивилизация обязана
своим существованием прежде всего достижениям ра-
ционального познания. С его помощью человек вышел
в открытое космическое пространство и направил гигант-
ские радиотелескопы на отдаленные галактики, проник
и в тайны микромира. В соответствии с наблюдаемыми
тенденциями развития освобождение отдельного индивида
и общества в целом может произойти на пути активного
развития рационального познания и его приложения
к практике. Истинная гармония может возникнуть лишь
тогда, когда человек заставляет законы действовать себе
на пользу. Это верно как для законов природы, так
и для законов, управляющих физическим и духовным
бытием человека.

У высокоразвитой личности гармонизация может про-
исходить и по пути изучения «я-структуры». Для этой
цели необходимы солидные познания в области обществен-
ных и естественных наук, этики, эстетики, социальной
психологии и психологии личности. Понятие нормальный
человек
весьма неоднозначно, реальнее выражение
клинически здоров. Поэтому необходимо изучение лич-
ностей с противоречивой «я-структурой». Другими сло-
вами, необходимо изучать поведение реального человека,
который в жизни постоянно демонстрирует имеющиеся
внутренние противоречия. В этом отношении только теоре-
тические занятия представляли бы напрасную трату вре-
мени, если бы они не сопровождались внимательным и
беспристрастным наблюдением микро- и макроколлекти-
вов, в которых функционирует личность.

Отметим, что древние практики йоги исключительно
богаты в отношении предлагаемых путей самоусовершен-
ствования. Среди них можно найти и практики,
которые соответствуют активному изучению и прямому
воздействию на «я-структуру». К ним относится раджа-
йога.
В классическом произведении Патанджали «Йога-

 


сутра» представлены основные этические, мировоззрен-
ческие и познавательные концепции йоги. Несомненно,
система раджа-йоги в свое время была жизненно необ-
ходимой. Занятия по этой системе позволяли достичь
духовной гармонии и социальной адаптации. Со времени
Патанджали прошло более двух тысяч лет, за которые
общество ушло далеко вперед. Изменились как этические
представления, так и способы познания природы. Даже
наиболее устойчивые эстетические ценности претерпели
изменения. Другими словами, для нового человека харак-
терны элементы «я-структуры» другого типа. Поэтому
занятия раджа-йогой сегодня не только бесполезны, но и
вредны. Аналогично положение и в отношении других
древних практик, с которыми связаны учения «Бхагават-
гиты», «Дао-дэ-цзин», «Книги перемен» и т. д. и которые
ставили целью гармонизацию личности. Во всех этих прак-
тиках общество и общественные взаимоотношения рас-
сматриваются как неизменные.

Мы переживаем эпоху бурного развития, переосмысле-
ния старых и непрерывного развития новых этических
ценностей. Недостаточно видеть, что происходит в мире
сегодня, необходимо прогнозировать, что будет завтра.

В соответствии с изложенными общими концепциями
развития личности можно предложить следующий «путь»,
включающий четыре взаимосвязанных этапа.

Первый этап: совершенствование процессов телесного
уровня с помощью подходящего режима питания и гигие-
ны, занятий физическими упражнениями.

Второй этап: совершенствование процессов эмоци-
онального уровня на пути потребления или создания
эстетических ценностей, а также на пути самоконтроля
эмоциональных проявлений.

Третий этап: совершенствование процессов рациональ-
ного уровня на пути изучения объективных законов при-
роды и общества.

Четвертый этап: совершенствование «я-структуры»
с помощью занятий философией, эстетикой, этикой, психо-
логией, посредством внимательного и непосредственного
изучения микро- и макроколлектива, улавливания тенден-
ции завтрашнего дня, активно участвуя в общественной
идейно-политической жизни, практикуя самонаблюдение
и самоконтроль.

1 Р a t а п j a I i. Aphorisms of Yoga. Whitstable Litho Ltd., Whitstable
Kent, 1973.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с выросшими материальными и духов-
ными возможностями для проявления человеком своих
способностей в социалистическом обществе сегодня все
более актуальной становится задача воспитания гармо-
нично развитой личности. Понятие гармонично развитой
личности лишено смысла, если качества определенного
человека рассматриваются отдельно от его функций в
обществе и их соответствующей всеобщей ценности. Для
большей ясности рассмотрим случай, который, к сожале-
нию едва ли осуществим в наши дни.

Представим себе сапожника, который задался целью
достичь совершенства в изготовлении обуви. Понимая, что
обувь является формой, которая дополняет человеческое
тело и вместе с ним образует единый контур, сапожник
начинает концентрировать свое внимание на законах
гармонии форм окружающих его тел. С течением
времени он приобретает артистическое чувство гармонии,
и это благоприятно отражается на его способности соз-
давать модели обуви. Разумеется, наибольшее внимание
он должен уделять формам человеческого тела, и это
заставит его получить некоторые познания из анатомии.
Стремясь создавать совершенную обувь, он не может
не отдавать дань и гармонии цветов. Поскольку обувь
образует единый ансамбль с одеждой, то наш сапожник
должен расширить свои интересы и в вопросах эстетики
других частей туалета. Со своей стороны, одежда и
модная линия в значительной степени отражают капризы
человеческой природы. Поэтому сапожник должен полу-
чить и практические познания в области психологии.
Не на последнем месте стоит проблема материала для
обуви — требования его прочности, эластичности и т. д.
Отсюда следует, что сапожник должен обладать необходи-
мой общей культурой и в области материалов, с которыми
он работает.

 


Таким образом, мы видим, что, концентрируясь в одной
деятельности, поставив перед собой одну-единственную
цель, рассматриваемый нами сапожник значительно рас-
ширяет свои интересы и достигает глубоких знаний
в областях, на первый взгляд не связанных с производ-
ством обуви. Такую личность можно назвать целостной.
Для решения этой перспективной задачи необходимо,
чтобы в «я-структуре» соответствующего индивида все три
рассмотренных уровня (телесный, эмоциональный и раци-
ональный) были гармонично развиты.

В интересах истины мы должны отметить, что подобные
целостные, или гармоничные, личности в настоящий
момент не могут появляться в массовом виде. Совре-
менное производство материальных благ все еще не может
позволить обществу заплатить так дорого за гармониза-
цию личности. По мере введения автоматики и роботиза-
ции человек все больше и больше будет освобождаться
от непосредственного физического труда, превращаясь
в творца. Вместе с тем личности с гармоничной «я-
структурой» имеют исключительно высокую ценность для
общества. Поэтому совершенствование общества пред-
полагает воспитание личностей с гармоничной «я-структу-
рой». Особенно ясно это было сформулировано в послании
участников 3-й Международной встречи писателей, сос-
тоявшейся в Софии в 1980 году: «Мы против односто-
роннего воспитания, единственной целью которого являет-
ся превращение человека в безликий элемент экономи-
ческого механизма общества потребления, мы против
абсолютизации техники за счет гуманитарных наук
и духовной культуры. Мы против уродливого физического
развития, которое в профессиональном спорте приводит
к опасным, обезображивающим человека результатам.
Только всестороннее и гармоничное развитие личности
в состоянии обеспечить создание гармоничного общества
социальной справедливости, которое будет управляться по
законам творчества и красоты. Мы уверены, что время
такого общества непременно наступит. Наш истори-
ческий оптимизм — это наше послание, обращенное к вам,
дорогие потомки» 1.

1 Мир — надежда всей планеты. София, 1980, с. 9.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к русскому изданию........................................................ 5

Вместо предисловия.............................................................................. 20

Введение................................................................................................. 21

Самовнушение в системе йоги....................................................................... 28

Самовнушение и буддизм.............................................................................. 37

Самовнушение и конфуцианство................................................................... 49

Самовнушение в даосизме............................................................................. 52

Современные методы аутогенной тренировки............................................. 59

Начальный курс.............................................................................. 63

Высший курс........................................................................................... 65

Янтры...................................................................................................... 69

Мантры.............................................................................................. 76

Техники медитации......................................................................................... 86

Техника пассивной медитации............................................................ 87

Техника динамической медитации....................................................... 101

Отрицательные побочные явления при занятиях медитацией

и средства их предотвращения............................................................ 110

Социальная практика и самосовершенствование личности... 114

Освобождение личности на пути осознания необходимости. 114

Вера в осознанную необходимость............................................... 119

Структура личности и пути ее совершенствования.... 123

Заключение............................................................................................. 140





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.