Вера — присущее человеку психическое качество. Она может быть выражением объективно существующей, но еще не познанной сущности (необходимости). Вера —-это позиция, с которой мы смотрим на жизнь. Это уверен- ность в предварительно принятых гипотезах, которые еще не могут быть доказаны. Вера ограничивает или активизирует поступки человека в соответствии с вытекаю- щими из нее этическими нормами, целями и представле- ниями. В соответствии с этим она очерчивает границы, в которых варьируют так называемые дороги жизни. Каждая философская или религиозная система постули- рует «путь», который является образцом для следования и целью существования. Вот некоторые характерные черты «пути» в различных религиозных системах и связанные с ними постулаты веры.
Даосизм. Действовать с помощью бездействия, видеть великое в малом, лечить раны нежностью, решать сложные вещи, пока они еще просты, начинать великие дела, пока они еще малы — это путь дао.
Христианство. Блажен каждый, кто боится господа, кто ходит по его дорогам.
Буддизм. Каждый следует по бесконечному во времени пути. Судьба индивида сейчас и в бесконечности опре- деляется законами кармы. Путь Будды ведет к пре- кращению страданий.
Конфуцианство. Культивированная личность владеет эмоциями в соответствии с путем, по которому идет. Необходимо активно изучать путь.
Дзен. Я долго искал себя в других... сейчас я смотрю в себя... только так я превращаюсь в то, что я есть.
Очень близкое к дзен представление о «пути» имеет экзистенциализм. Согласно предшественнику экзи- стенциализма Кьеркегору ', человек должен заниматься только самим собой, своими чувствами, воспоминаниями, внутренними переживаниями. Аналогичны позиции Сарт- ра 2, Камю 3, Ясперса 4, которые считают, что освобожде- ние личности сводится к познанию внутреннего «я».
Вера может быть религиозной и атеистичной. Рели- гиозная вера строится на эмоциональных и волевых связях при почти полном отсутствии познавательных элементов. Последнее (особенно в современных условиях) может при- вести к неадекватному социальному поведению. Сущест- вует много примеров того, что в современных условиях религиозная вера может привести к серьезным пре- ступлениям против общественной морали.
Вера в марксистко-ленинские принципы построена на основных мировоззренческих представлениях философии диалектического материализма, которая постулирует существование объективной, развивающейся и познавае- мой материальной реальности. Познавая природные законы и соотносясь с ними, человек получает возможность управлять природными и социальными явлениями. Таким образом, подчиняясь природе, человек превращает- ся в ее хозяина. Вера в марксистско-ленинские принципы отражает природные и общественные закономерности и выражает осознанную необходимость. Она строится и
1 Кьеркегор С. (1813—1855) —датский теолог, философ-иде- алист и писатель. — Прим. ред.
2 Сартр Ж. -П. (1905—1980) — французский философ и писа- тель, представитель так называемого атеистического экзистенци- ализма. — Прим. ред.
3 Камю А. (1913—1960) —французский философ, близкий к экзистенциализму, писатель и публицист. — Прим. ред.
4Я с п е р с К. (1883—1969) — немецкий публицист, философ-экзи- стенциалист и психиатр. — Прим. ред.
существует на базе достижений общественных наук и современного естествознания.
Вера является мощным регулятором индивидуального поведения личности. Во время Великой Отечественной войны советские бойцы во имя Родины показали небыва- лый героизм и самоотверженность в борьбе с врагом. Высокие моральные качества и героизм были присущи болгарским революционерам и борцам-антифашистам. Это особенно сильно проявилось в творчестве и личном при- мере поэтов-революционеров X. Ботева и Н. Вапцарова. Стихотворения «На прощанье», «Вера», «Предсмертное», подтвержденные и личной судьбой поэтов, служат приме- ром доминирования осознанной необходимости над инстинктами. Поднимаясь над личностными потреб- ностями, они достигли слияния с судьбами других людей. Самопожертвование является характерным проявлением коммунистической морали. Оно является прямым след- ствием коммунистического убеждения, согласно которому общественные цели и интересы стоят выше личностных.
Давайте вновь вернемся к философии экзистенци- ализма, согласно которой внутренний мир человека представляет собой специфическую вселенную. Другие люди в жизни человека с этой позиции рассматриваются лишь как посторонние элементы. Человек независим от других людей и не несет за них никакой ответствен- ности. Человек подчинен только своей внутренней сущ- ности или «абсолютному началу».
Отрицание социальной природы человека в экзистенци- ализме препятствует правильному пониманию его целей. Вот почему экзистенциалисты обычно приходят к абсурд- ному представлению о цели и сущности человеческой жизни. В своем произведении «Миф о Сизифе» Камю утверждает, что бессмысленность человеческой жизни оли- цетворена в древнегреческом герое Сизифе, который за свое коварство был приговорен вечно толкать огромный камень к вершине горы. Камень постоянно скатывался к подножию горы, и Сизиф вновь начинал толкать его вверх. По мнению Камю, человечество оказалось в поло- жении Сизифа. Он рассматривает социальную революцию как стихийный бунт людей, стремящихся вырваться из состояния безысходности, в котором они осуждены вечно существовать '.
1 См.: Камю А. Миф о Сизифе. —Вопросы литературы, 1980, № 2, с. 175. — Прим. ред.
Абсурд экзистенциализма состоит в отрицании факта существования социальной необходимости. Экзистен- циалисты не в состоянии правильно обосновать социаль- ные цели личности, а отсюда закономерно вытекает тран- сформация их веры в отчаяние.
Подобное сознательное бегство от признания осоз- нанной необходимости проявляется и в философском творчестве Шопенгауэра '. Он принимает за цель сущест- вования слепую, неосознанную волю, исключающую закономерности в природе и обществе.
Отрицание осознанной необходимости как основы эти- ческой концепции достигает своего апогея в философии Ницше 2. Согласно Ницше, универсальным стимулом является воля к доминированию, что присуще каждому человеку. Таким образом, под воздействием специфи- ческого иррационализма творчества Шопенгауэра и Ницше и присущей капитализму этической нестабильности родилась вера в особую миссию немецкого народа. Вышло так, что известные во всем мире ученые, артисты, большая часть немецкой интеллигенции приняли безро- потно, а в некоторых случаях даже и воодушевленно идеи национал-социализма.
Каким же был результат веры в право сильной воли, в жизненность инстинктов, в предопределенность немецкой расы? Отвечу словами немецкого писателя Томаса Манна: «Рухнула тяжелая дверь огражденного толстыми стенами инквизиционного помещения, в какое Германия была превращена недостойной, обреченной с самого начала на провал властью; и наш позор виден всему миру. Иностранным комиссиям показывают повсюду невероятные зрелища, а они сообщают в свои страны, что виденное ими превышает по чудовищности все, что может себе представить человек. Я говорю — это наш позор. Будет ли это только ипохондрией, если я скажу, что все немецкое — немецкий дух, немецкая мысль, немецкое слово позорно заклеймены и стали крайне сомни- тельными после этих обесчещивающих разоблачений».
' Шопенгауэр А. (1788—1860) — немецкий философ-идеа- лист. — Прим.. ред.
2 Ницше Ф. (1844—1900) — немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. — Прим. ред.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление