Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вера в осознанную необходимость




Вера — присущее человеку психическое качество. Она
может быть выражением объективно существующей, но
еще не познанной сущности (необходимости). Вера —-это
позиция, с которой мы смотрим на жизнь. Это уверен-
ность в предварительно принятых гипотезах, которые еще
не могут быть доказаны. Вера ограничивает или
активизирует поступки человека в соответствии с вытекаю-
щими из нее этическими нормами, целями и представле-
ниями. В соответствии с этим она очерчивает границы,
в которых варьируют так называемые дороги жизни.
Каждая философская или религиозная система постули-
рует «путь», который является образцом для следования
и целью существования. Вот некоторые характерные черты
«пути» в различных религиозных системах и связанные
с ними постулаты веры.

Даосизм. Действовать с помощью бездействия, видеть
великое в малом, лечить раны нежностью, решать сложные
вещи, пока они еще просты, начинать великие дела,
пока они еще малы — это путь дао.

Христианство. Блажен каждый, кто боится господа,
кто ходит по его дорогам.

 


Буддизм. Каждый следует по бесконечному во времени
пути. Судьба индивида сейчас и в бесконечности опре-
деляется законами кармы. Путь Будды ведет к пре-
кращению страданий.

Конфуцианство. Культивированная личность владеет
эмоциями в соответствии с путем, по которому идет.
Необходимо активно изучать путь.

Дзен. Я долго искал себя в других... сейчас я смотрю
в себя... только так я превращаюсь в то, что я есть.

Очень близкое к дзен представление о «пути»
имеет экзистенциализм. Согласно предшественнику экзи-
стенциализма Кьеркегору ', человек должен заниматься
только самим собой, своими чувствами, воспоминаниями,
внутренними переживаниями. Аналогичны позиции Сарт-
ра 2, Камю 3, Ясперса 4, которые считают, что освобожде-
ние личности сводится к познанию внутреннего «я».

Вера может быть религиозной и атеистичной. Рели-
гиозная вера строится на эмоциональных и волевых связях
при почти полном отсутствии познавательных элементов.
Последнее (особенно в современных условиях) может при-
вести к неадекватному социальному поведению. Сущест-
вует много примеров того, что в современных условиях
религиозная вера может привести к серьезным пре-
ступлениям против общественной морали.

Вера в марксистко-ленинские принципы построена на
основных мировоззренческих представлениях философии
диалектического материализма, которая постулирует
существование объективной, развивающейся и познавае-
мой материальной реальности. Познавая природные
законы и соотносясь с ними, человек получает возможность
управлять природными и социальными явлениями.
Таким образом, подчиняясь природе, человек превращает-
ся в ее хозяина. Вера в марксистско-ленинские принципы
отражает природные и общественные закономерности и
выражает осознанную необходимость. Она строится и

1 Кьеркегор С. (1813—1855) —датский теолог, философ-иде-
алист и писатель. — Прим. ред.

2 Сартр Ж. -П. (1905—1980) — французский философ и писа-
тель, представитель так называемого атеистического экзистенци-
ализма. — Прим. ред.

3 Камю А. (1913—1960) —французский философ, близкий к
экзистенциализму, писатель и публицист. — Прим. ред.

4Я с п е р с К. (1883—1969) — немецкий публицист, философ-экзи-
стенциалист и психиатр. — Прим. ред.

 


существует на базе достижений общественных наук
и современного естествознания.

Вера является мощным регулятором индивидуального
поведения личности. Во время Великой Отечественной
войны советские бойцы во имя Родины показали небыва-
лый героизм и самоотверженность в борьбе с врагом.
Высокие моральные качества и героизм были присущи
болгарским революционерам и борцам-антифашистам. Это
особенно сильно проявилось в творчестве и личном при-
мере поэтов-революционеров X. Ботева и Н. Вапцарова.
Стихотворения «На прощанье», «Вера», «Предсмертное»,
подтвержденные и личной судьбой поэтов, служат приме-
ром доминирования осознанной необходимости над
инстинктами. Поднимаясь над личностными потреб-
ностями, они достигли слияния с судьбами других людей.
Самопожертвование является характерным проявлением
коммунистической морали. Оно является прямым след-
ствием коммунистического убеждения, согласно которому
общественные цели и интересы стоят выше личностных.

Давайте вновь вернемся к философии экзистенци-
ализма, согласно которой внутренний мир человека
представляет собой специфическую вселенную. Другие
люди в жизни человека с этой позиции рассматриваются
лишь как посторонние элементы. Человек независим от
других людей и не несет за них никакой ответствен-
ности. Человек подчинен только своей внутренней сущ-
ности или «абсолютному началу».

Отрицание социальной природы человека в экзистенци-
ализме препятствует правильному пониманию его целей.
Вот почему экзистенциалисты обычно приходят к абсурд-
ному представлению о цели и сущности человеческой
жизни. В своем произведении «Миф о Сизифе» Камю
утверждает, что бессмысленность человеческой жизни оли-
цетворена в древнегреческом герое Сизифе, который за
свое коварство был приговорен вечно толкать огромный
камень к вершине горы. Камень постоянно скатывался
к подножию горы, и Сизиф вновь начинал толкать его
вверх. По мнению Камю, человечество оказалось в поло-
жении Сизифа. Он рассматривает социальную революцию
как стихийный бунт людей, стремящихся вырваться из
состояния безысходности, в котором они осуждены вечно
существовать '.

1 См.: Камю А. Миф о Сизифе. —Вопросы литературы, 1980,
№ 2, с. 175. — Прим. ред.

 


Абсурд экзистенциализма состоит в отрицании факта
существования социальной необходимости. Экзистен-
циалисты не в состоянии правильно обосновать социаль-
ные цели личности, а отсюда закономерно вытекает тран-
сформация их веры в отчаяние.

Подобное сознательное бегство от признания осоз-
нанной необходимости проявляется и в философском
творчестве Шопенгауэра '. Он принимает за цель сущест-
вования слепую, неосознанную волю, исключающую
закономерности в природе и обществе.

Отрицание осознанной необходимости как основы эти-
ческой концепции достигает своего апогея в философии
Ницше 2. Согласно Ницше, универсальным стимулом
является воля к доминированию, что присуще каждому
человеку. Таким образом, под воздействием специфи-
ческого иррационализма творчества Шопенгауэра и
Ницше и присущей капитализму этической нестабильности
родилась вера в особую миссию немецкого народа.
Вышло так, что известные во всем мире ученые, артисты,
большая часть немецкой интеллигенции приняли безро-
потно, а в некоторых случаях даже и воодушевленно
идеи национал-социализма.

Каким же был результат веры в право сильной
воли, в жизненность инстинктов, в предопределенность
немецкой расы? Отвечу словами немецкого писателя
Томаса Манна: «Рухнула тяжелая дверь огражденного
толстыми стенами инквизиционного помещения, в какое
Германия была превращена недостойной, обреченной
с самого начала на провал властью; и наш позор виден
всему миру. Иностранным комиссиям показывают повсюду
невероятные зрелища, а они сообщают в свои страны, что
виденное ими превышает по чудовищности все, что может
себе представить человек. Я говорю — это наш позор.
Будет ли это только ипохондрией, если я скажу, что все
немецкое — немецкий дух, немецкая мысль, немецкое
слово позорно заклеймены и стали крайне сомни-
тельными после этих обесчещивающих разоблачений».

' Шопенгауэр А. (1788—1860) — немецкий философ-идеа-
лист. — Прим.. ред.

2 Ницше Ф. (1844—1900) — немецкий философ, представитель
иррационализма и волюнтаризма. — Прим. ред.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.