КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повестка дня. Москва, среда, 28 февраля/13 марта 1918 г
ДЕЯНИЕ 95 Москва, среда, 28 февраля/13 марта 1918 г. 10.00—14.10. Источники: РГИА № 8, л. 138—219, машинопись (Ср. ГАРФ № 196, протокол; Деяния НМ VII. С. 200—201, протокол). Присутствовало 257 членов Собора, в том числе 34 архие- рея. Председатель: митр. Арсений (Стадницкий). 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о благоустроении прихода «Положение о православном приходе» (продолжение). Докладчики В. А. Потулов, Н. Д. Кузнецов и свящ. Ф. Ф. Григорьев. 2—3. Секретарь зачитывает сообщения о состоявшихся кре- стных ходах и готовности стать на защиту православной веры, по- ступившие на имя Святейшего Патриарха: а) от еп. Серапульского Алексия (Кузнецова); б) от Усть-Сысольского союза духовенства и мирян; в) от приходских советов церквей сел Спасского-Телешова и Подсолнечного Клинского уезда Московской епархии; г) от общего собрания прихожан церкви Св. Иоанна Бого- слова в г. Коломне; д) от приходской общины Московской Иоанно-Богослов- ской, под Вязом, церкви; е) от братства приходских советов Петрограда и Петроград- ской епархии, озаглавленное «Голос русского православного ве- рующего народа по поводу декрета “о свободе совести, церковных и религиозных обществах”» от 21-го января 1918 года 209. 209 «Основной вопрос — об отделении Церкви от государства — может быть разрешен лишь законно избранным всенародным представительством (ст. 1 декрета). О внутреннем же устроении Русской Православной Церкви имеет право говорить лишь сама Церковь своим соборным голосом, изъявляя волю всего верующего пра- вославного церковного русского народа, возглавляемого Богоучрежденной иерархи- ею, на основах Богооткровенного учения и церковных законов. Всякий иной голос
будет голосом самозванца. Сложнейший вопрос об имущественном устройстве Церкви может быть разрешен лишь обстоятельными трудами всего верующего пра- вославного русского народа, а не наспех — случайными людьми, не имеющими к вере православной никакого отношения, так как все то, что принадлежит Церкви, Собор постановил просить Святейшего Патриарха благосло- вить приславших сообщения грамотами. создано усердием верующих и лишь в малейшей части даровано государством. Мно- гомиллионный православный русский народ не допускает мысли о том, что ему мо- жет быть запрещено свободное, открытое и повсеместное исповедание своей веры в своем отечестве (ст. 4 и 5), протестует против запрещения преподавания Закона Бо- жия в общеобразовательных учебных заведениях (ст. 9), устройства общественных молений по желанию участников, хотя бы и в государственных или общественных учреждениях (ст. 4) и ведения записей браков и рождений при совершении Святых Таинств (ст. 8). Весь православный верующий народ, составляющий Русскую Право- славную поместную Церковь, представляет собою ряд свободных религиозных об- щин, являющихся хозяевами всего местного церковного имущества, управляемого выборными приходскими советами в каноническом общении с правящим епископом. Если церковное общество, согласно декрету, подчиняется общим положениям о ча- стных обществах и союзах (ст. 10), и если постановление в действительности направ- лено к установлению в государстве свободы совести, то всякое постороннее вмеша- тельство в дело устройства внутренней жизни религиозного общества представляется безусловно недопустимым. Один и только один верующий народ имеет право, объе- диняясь в церковные общества, устанавливать круг прав общества как юридического лица, определять его правоспособность и устанавливать его права на владение разно-
го рода имуществом для достижения религиозно-нравственных целей (ст. 12). Рав- ным образом излишним и неприемлемым для верующего народа является указание на то, что все имущество церковных и религиозных обществ России объявляются всенародным достоянием (ст. 13), а также и то, что, по смыслу пункта 6 декрета, православное духовенство может быть призвано к отправлению обязанностей, несо- вместимых со священным саном. Православный русский народ веками приносил свои свободные жертвы Христовой Церкви по влечению своего сердца, исключи- тельно на просветительные и благотворительные цели и на удовлетворение нужд церковных, а потому ни на одну минуту не допускает мысль о том, что имущество Православной Русской Церкви может быть без воли ее сынов обращено на какие- либо иные нужды или передано в распоряжение иноверного населения России, не принимавшего в прошлом никакого участия в создании церковного достояния. Пра- вославный верующий народ также не допустит, чтобы православное духовенство отвлекалось от исполнения своих религиозных обязанностей для отправления каких- либо других, гражданских или общественных, повинностей. Оскорбительным для религиозного чувства верующих и недопустимым с правовой точки зрения представ- ляется и указание постановления на то, что здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям власти в бесплатное пользование религиозных обществ (ст. 13). Православный русский народ, веками создававший церковное достояние, будет впредь пользоваться и распоряжаться этим достоянием согласно указам своей совести, на правах полного собственника, без чьего-либо постороннего вмешательства. Поэтому русский православно верующий народ совершено отметает постановление Совета народных комиссаров и подтвер- ждает за ныне свободною и независимою от кого бы то ни было Церковью, объеди- няющей весь русский православный народ, все те канонические и имущественные права, коими Православная (Церковь) обладала и обладает». Л. 142 (ср. ГАРФ Л. 9— 10). 4. Председатель объявляет о продолжении обсуждения ст. 15{=15} доклада Отдела о благоустроении прихода «Положе-
ние о православном приходе». 4а. В. К. Недельский выступает с подробной историко-кано- нической справкой. «Выборное начало не согласно с самою при- родой пастырского служения, с тем основным началом, из которо- го исходит пастырство и получает свою жизненную силу. Священ- ство, — говорит св. Иоанн Златоуст, — совершается на земле, но принадлежит к порядку небесных учреждений. <...> Идея послан- ничества или апостольства членов клира и должна лежать в основе наших рассуждений. Дух же народовластия, так властно стихийно вторгающийся во все проявления нашей мирской жизни, должен остановиться у священной ограды Церкви» 210. 4б. Г. И. Комиссаров считает «не только желательным, но и необходимым, чтобы Священный Собор высказался за предостав- ление верующему приходскому народу права деятельного участия в выборе кандидатов на священство и церковнослужительские должности в своих приходах» 211. По его мнению, сама природа Церкви предполагает выборность. К тому же по отношению к Высшему Церковному Управлению выборность уже признана. Выборы клириков будут способствовать оживлению приходской жизни. «Указывают на случаи неудачных и неумелых выборов и на страдания остающихся неизбранными кандидатов. Но ведь эти случаи имели место в ближайшем прошлом в течение текущего года. А кто скажет, что в этот год жизнь была вообще нормаль- ною? Мы переживаем смутное время, время анархии, безвластия и беззакония. В такое время происходят беспорядки во всех областях жизни. Были и есть беспорядки и в церковной жизни. Были и бес- порядочные выборы духовенства в приходах. Но неужели отсюда делать вывод, что выборное начало вредно и несостоятельно? Не- ужели в этих беспорядках виноват весь приходский народ?» 212. Поскольку фактически выборное начало уже введено, его не сле- дует отменять. Иные правила поставления священника необходи- мы лишь для инородческих приходов. 5—6. Собор принимает предложение митр. Арсения (Стад- ницкого) об ограничении времени выступлений 10 минутами.
210 Л. 146. 211 Л. 147. 212 Л. 152. 6а. Проф. И. М. Покровский полагает, что в древнейшей ис- тории Русской Церкви выборы клириков были вынужденной ме- рой. Это был единственный способ найти священника на приход. С оформлением духовенства как сословия, с передачей приходско- го места по наследству необходимость в выборах отпадала. И вы- борность и назначение священника не решают проблем его обра- зования и профессиональной подготовки 213. 6б. Н. И. Знамировский: «Состав современного прихода, по словам одного из членов Предсоборного Присутствия, определяет- ся следующим образом. Сюда входят люди благочестивые, ревни- тели веры, затем лица равнодушные к вере, только лишь внешним образом исполняющие свои христианские обязанности, и, наконец, при общей нашей разрухе сюда могут войти и лица враждебные Церкви, принимающие участие в делах ее только тогда, когда им нужно сделать какую-либо неприятность приходскому духовенст- ву или епископу. Понятно поэтому, что выборное начало в нашей приходской жизни приведет к печальным последствиям. <...> Вы- ход из этого положения мог бы быть следующий. Избрание на ос- вободившуюся должность приходского пастыря <...> может со- вершаться епархиальным епископом. <...> Но это избрание им со- вершается не единолично, а совместно с членами епископского совета, в числе обязанностей которых, между прочим, и обсужде- ние приходских вопросов. На этом избирательном собрании могут присутствовать в количестве, например, трех членов, представите- ли благочиннического совета того округа, к которому принадле- жит данный приход. <...> Желательно также и присутствие пред- ставителей __________самого прихода, где освободилась та или другая свя- щенно- или церковнослужительская должность, чтобы они могли принять непосредственное участие в суждении об их будущем пастыре или другом члене клира» 214. 6в. Архиеп. Кирилл (Смирнов) говорит, что его речь будет продолжением выступления И. М. Покровского. «Когда для подго- товления кандидатов священства признана была необходимость школьного образования, то уже тем самым та система избрания духовных лиц, которая существовала у нас и которая существовала в Церкви и ранее, должна была пасть. <Появились люди> нарочито подготовленных к пастырскому служению, и конечно выбор из 213 Докладчик не уложился во время, поэтому выводы его речи оказались скомканы. 214 Л. 160—162. этих подготовленных людей мог сделать только тот, кто подготов- лял их и знает, и вот дело избрания и назначения духовных лиц перешло исключительно в руки архиереев. <...> Идея выборного начала сама по себе весьма хорошая, <...> но условия для ее при- ложения у нас еще не создались» 215. Проанализировав идеи, вы- сказанные во время работы Предсоборного Присутствия, архиеп. Кирилл считает, что приход должен иметь право ходатайствовать о желательных ему членах клира. 6г. Н. Г. Малыгин выступает против выборного начала, счи- тая, что в российской провинции выборы приведут только к смуте. 6д. А. Г. Куляшев считает, что предложенный Отделом поря- док выборов неудачен, да и сама идея выборов не является бес- спорной. «Бывший Св. Синод весьма осложнил и запутал этот во- прос. Временными синодскими правилами выборное начало в виде опыта разрешено и вводится в некоторых епархиях. Сразу покон- чить с ним и бесповоротно запретить его было бы делом не только не полезным, но прямо-таки вредным. <...> Мы должны в деле из- брания отвести некоторую более или менее активную роль и ми- рянам, верным сынам Церкви. Это участие мирян <...> мы выража- ем в таком конкретном предложении. На свободные места священ- ноцерковнослужители назначаются епархиальным епископом. Верные сыны Церкви — прихожане, пользуясь месячным сроком, представляют епископу своих кандидатов, с коими при назначении он и считается» 216. 6е. Прот. С. И. Шлеев рассказывает, что Синод не раз спра- шивал его, единоверческого протоиерея, о том, уместно ли ввести выборы священников. Тогда он отвечал, что «единоверческие при- ходы маленькие, любительские, не занимают определенной терри- тории. Прихожане отличаются повышенной, — если можно так выразиться, — церковностью. Но и при таких условиях не везде проходят гладко выборы. Что же сказать о больших территориаль- ных православных приходах? Если в них ввести выборное начало, то духовенство как сословие будет мучеником, страдальцем. Так я говорил пять, шесть лет тому назад... Сейчас, однако, я приветст- вую выборное начало. Почему? Да потому, что пришла пора стра- дать духовенству. Без страдания церковной жизни, видимо, не уст- роить нам. Мы присутствуем не на съезде, где обсуждаются иной раз сословные интересы, а на Соборе, который должен устроить 215 Л. 165—166. 216 Л. 171—172. церковную жизнь во всей ее красе и полноте. Мы должны думать не о тех скорбях духовенства, кои выпадут ему в иных случаях, <...> а о том, как развивать церковную жизнь. Возьмете выборное начало из приходского устава — вы вынете душу из тела» 217. 6ж. Прот. Ф. И. Воловей выступает против выборного нача- ла и предлагает принять формулу Предсоборного Присутствия. 6з. Прот. Н. В. Цветков поддерживает проект Отдела: «Мы переживаем теперь такое время, когда выборное начало стало сти- хийным явлением, с которым не считаться нельзя: оно всюду во всех случаях жизни».218 Докладчик предлагает ряд поправок, ка- сающихся предложенной Отделом процедуры выборов. 6и. Еп. Андроник (Никольский): «Выборное начало признает- ся некоторыми ораторами за явление назревшее. Согласен. Но на- зрело оно так же, как назревает какой-либо болезненный нарыв. Пред тем, как ему прорваться. <...> И вот разные пошляки будут избирать приходского пастыря. Затем, как такие выборщики будут смотреть на выбранного ими пастыря? Они будут смотреть на него так: мы тебя выбрали, мы тебя можем и прогнать. <...> Некоторым думается, что архиереи не хотят выборного духовенства. На самом же деле это не так. Мы, архиереи, если бы нам не дорого было бла- го прихода и мы заботились бы только о себе, мы бы первые сде- лали выборное начало <обдержным> правилом: да выбирайте, мол, кого хотите, нам легче будет, так как за выбранных вами мы не отвечаем» 219. 7—9. 12.00—12.30 — перерыв. 10. Продолжение дискуссии: 10а. П. И. Астров выступает против идеи выборов духовен- ства. 10б. А. И. Надеждин: «Я не придаю особого значения вы- борному началу, однако буду голосовать за предоставление при- ходу права избрания кандидатов в члены своего церковного при- чта, чтобы зажечь лампаду церковной жизни на местах в приходах. <...> Я боюсь того, что прихожане не будут пользоваться этим правом. Я говорил с прихожанами, спрашивал их, как они будут пользоваться этим правом. Они отвечали: “Если будет у нас до- стойный кандидат, выберем его, не будет — станем просить епи- скопа, пусть назначит”. Архиепископ Кирилл (Смирнов) говорил, 217 Л. 172. 218 Л. 176. 219 Л. 178—179. что вводить выборное начало при замещении священно- и церков- нослужительских мест в приходах преждевременно, что нужно сначала подготовить к этому народ... Но мы 12 лет все слыша- ли: “Сначала успокоение, а затем реформы”, — и вот дожда- лись…» 220. 10в. И. И. Беликов выступает против утверждения выборного начала, которое, может быть, будет полезно в столицах, но губи- тельно для провинции. 10г. Еп. Серафим (Александров), выступая против выборного начала, приводит ряд отрицательных примеров, касающихся выбо- ров священников: «Вот “вымораживают” семью священника из дома, вывезши со двора дрова, а в доме вытащили из печей вьюш- ки. Идите дальше... Пред вами соседняя с моим викариатством епархия, где священников, прослуживших до 30 лет, не имеющих на своей пастырской совести пятна и порока, выкидывают с места, вывозят на тачке сознательные “товарищи”... А вот толпа рабочих под угрозой чуть ли не убийства, силой заставляет священника, запрещенного в священнослужении за пьянство и прочее… слу- жить литургию. <...> А вот прихожане одного из больших заводов, прилегающих к городу, заявили мне, что они никого не примут к себе в священники на свободное место, кроме как только того, о ком они просят. А этот просимый ими оказался без всякого обра- зования и едва ли кончил курс начальной церковной школы. Депу- таты заявили, что без удовлетворения их ходатайства они не вый- дут из моей кельи» 221. Во второй части речи еп. Серафим приво- дит канонические основания против выборности членов клира. 10д. П. Н. Апраксин: «Через три года соберется малый Со- бор, а через 9 лет полный Поместный Собор Православной Рус- ской Церкви. Предоставим им решить это дело во всем его объеме. Нам же следует не спешить закреплять завоевания, сделанные в это смутное время, а заботиться о постройке прочного фундамента под церковное здание. Мы не должны и не можем предоставлять приходу тех функций, к которым он не подготовлен и с которыми в обстановке текущего момента справиться он не может» 222. 10е. Г. А. Чайкин выступает против выборов клириков, пола- гая, что последствия принятия этой статьи будут катастрофиче- скими. 220 Л. 185—186. 221 Л. 191. 222 Л. 195. 10ж. Архим. Матфей (Померанцев): «Что же страшного в выборном начале? Ответ на это дает сама жизнь. Выборное начало устанавливает один несомненный факт, что избранный обыкно- венно покорный слуга своих избирателей только. Современные избиратели менее всего заинтересованы в избрании себе достой- нейших избранников, выше их стоящих по своим качествам. Те- перь в почете краснотряпичные лозунги или безличие, раболепст- вующее перед сильными. В Церкви выборное начало львовского покроя уже существует, но дало ли оно достойных отцов пасты- рей, готовых отдать душу свою за други своя? Ответ на это даст история Церкви» 223. 10з. Прот. С. В. Нежинцев: «Если Освященному Собору угодно будет принять законопроект о выборном начале, то этим самым нас, духовных пастырей, Собор отдаст во власть народа, а разве народ, либо приход, имеет право властвовать над пастырями Церкви? Конечно нет. Это противно законам божеским и челове- ческим, это противно всему строю церковному, это даже противно декретам народных комиссаров, так как власть народа распростра- няется только на служащих, получающих казенное жалование. <...> В это ужасное переживаемое нами время какую пользу несет выборное начало? Командирами полков избираются простые не- грамотные солдаты, и полки те “срочно” гибнут. Начальниками дороги избираются кочегары. В одном полку неграмотного солда- та избрали полковым доктором, а затем сильно его избили за то, что он не умел лечить» 224. 11. Митр. Арсений (Стадницкий) просит обсуждать общие положения, а не частности. Осталось не более 20 соборных заседа- ний, а успеть надо многое. 12. Заседание закрыто в 14.10. 223 Л. 204. 224 Л. 209 — 216.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |