КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повестка дня. Москва, четверг, 1/14 марта 1918 г
ДЕЯНИЕ 96 Москва, четверг, 1/14 марта 1918 г. 10.10—14.10. Источники: РГИА № 9, л. 3—63, машинопись (Ср. РГИА № 6, л. 127—159, машинопись с утраченным началом; ГАРФ № 97, л. 48-—6, рукопись; Деяния НМ VII. С. 202—214, протокол с фрагментами деяния). Присутствовал 251 член Собора, из них 33 архиерея. Председатель: митр. Арсений (Стадницкий). 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о благоустроении прихода «Положение о православном приходе» (продолжение). Докладчики В. А. Потулов, Н. Д. Кузнецов и свящ. Ф. Ф. Григорьев. 2—3. Председатель ставит на голосование ст. 12{=14} По- ложения о приходе в измененном Отделом о благоустроении прихо- да изложении. Согласно этой статье приходский причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Число членов причта может быть увеличиваемо или сокращаемо по постановлению епархиаль- ной власти, по просьбе прихода и в согласии с его нуждами. Собор принимает эту статью. 4. Продолжение обсуждения ст. 15{=15} Положения о при- ходе. 4а. А. И. Июдин: «Говорят, что нельзя вводить выборное на- чало в такое бурное время. Но нельзя было его ввести и в мирное время. Выходит, что в смутное время нельзя и в мирное время то- же нельзя. С 1906 г. ждали Собора и желали, чтобы было выборное начало. На Соборе положили начало выборам. Избирали Патриар- ха. Избирали клирики и миряне и не погрешили. <...> У нас нет приходской жизни, потому что не было связи между пастырями и паствой. Пастыри назначались, а выборное начало сближает пас- тырей с пасомыми. Для пастыря будет побуждение пойти в на- род» 225. 4б. Прот. А. Г. Альбицкий высказывается в поддержку выбор- ного начала, но призывает действовать продуманно и осторожно. 225 Л. 4—5. 4в. Свящ. А. И. Иваницкий: «Выборное начало — не разла- гающий приказ, а серьезный церковно-общественный экзамен. Весь вопрос сейчас сводится к тому, выдержим ли мы этот экза- мен. Или же блистательно провалимся на нем. Выборное начало — целительное средство от разлагающего влияния владычных секре- тарей и подчас келейников, средство поразительно заставляющее нас поближе подойти к народу и как следует подтянуться. <...> Итак, за приходом должно быть оставлено то право производить выборы нужного им священнослужителя, которое уже было дано им временными правилами Св. Синода. Надо закрепить за ними это право и дать только необходимые руководящие указания для наилучшего проведения в жизнь того, что широко уже практикует- ся по всей России. Дать указания, а не отнимать совсем... Выбор- ное начало нисколько не посягает и на власть епископа. Ему, обле- ченному благодатной властью поставлять <служителей> 226 Таин Божиих, как принадлежало, так и будет принадлежать окончатель- ное поставление лица, избранного народом на священноцерковно- служительскую должность» 227. 4г. И. Н. Сперанский <текст отсутствует> 228. 4д. Митр. Антоний (Храповицкий): «Если провести эту ста- тью, как там указано, беды не будет. По Отделу выходит, что изби- раются те, которых епископ признает достойными, и из выборных прихода баллотируются те, которых указал епископ. Ни одного не- достатка в этом порядке указать нельзя. Но фактически этот порядок не будет введен. Нельзя думать, чтобы просители ограничились од- ной подачей прошения епископу. <...> Выбирать придется большей частью из не окончивших курса. <...> Какой-нибудь красивый голо- систый диакон и будет избран. <...> Очень многие образованные люди говорят, что образованных священников не надо, что доста- точно избрать начитанного мужичка благочестивого. Но теперь с одним благочестием священник едва ли удовлетворит прихожан. <...> Для оживления и процветания церковной жизни необходимо, что<бы> имеющаяся в наличии пастырская сила и энергия получили самое широкое приложение, самое полное применение. Вот эта идея возможно полного и всестороннего применения имеющихся в на- личности пастырских сил должна быть осуществляема при замеще- нии священнослужительских вакансий. <...> Когда открывается ва- 226 В источнике «строителей». 227 Л. 9—13. 228 Текст отсутствует и в РГИА и в ГАРФ. кансия в приходе, где развито пьянство, то из числа кандидатов не- обходимо выбрать пастыря, заявившего себя успешной и умелой борьбой с пьянством. Когда открывается вакансия в приходе, где замечается упадок религиозного чувства и нравственности, необхо- димо туда назначить пастыря, могущего своим словом и примером собственной жизни усилить среди прихожан религиозное чувство и поднять нравственность» 229. 4е. Еп. Ефрем (Кузнецов) выступает против введения выбор- ного начала. «По поводу обсуждаемого вопроса хочется сказать: “Снявши голову, по волосам не плачут”. Выборное начало, яв- ляющееся предметом нашего многодневного словесного состяза- ния, уже принято и проведено сверху донизу <но запнулось> 230 только на самой низшей ступени церковной организации — при- ходе. Если уже узаконены выборы Патриарха, епископов, членов всех органов вводимого церковного самоуправления от высшего центрального до благочиннического включительно, то стоит ли говорить о выборном начале по отношению к священнику прихо- да?» 231. Далее еп. Ефрем дает каноническую справку, а затем пе- реходит к анализу недавней церковной истории. Не надеясь на то, что идея выборности будет отвергнута, еп. Ефрем предлагает сде- лать исключение хотя бы для миссионерских приходов. 4ж. Свящ. П. С. Кубаевский говорит 232, что Отдел стремился найти компромисс между выборным началом и правами епископа. Однако этот путь приведет к значительному числу конфликтов, поэтому следует выбирать между выборностью священников или их назначением. Для окончательного решения вопроса следует оп- ределить задачи, которые решаются при замещении священниче- ских мест. 4з. Прот. С. Н. Щукин поддерживает проект Отдела: «После ряда речей против выборного начала таких авторитетных людей, как целый сонм епископов, после речи самого Владыки Антония, трудно говорить в защиту выборного начала. Но долг совести тре- бует меня высказать мои убеждения по этому вопросу, убеждения приходского городского священника, сложившиеся под влиянием жизненного опыта. <...> Если мы находим выборы народом свя- 229 Л. 14—18. 230 В источнике “опнулось”. 231 Л. 51. 232 В деле РГИА выступление пропущено. Восстановлено по ГАРФ № 97, л. 54—55. щеннослужителей более желательными, то конечно потому, что видим в этой системе положительную пользу, которую она, по нашему мнению, должна принести Церкви. У нас слишком мало связи между духовенством и народом, очень слаба та связь. Нам нельзя жить так, как мы жили, надо изменить отношение к народу. И в этом направлении допущение народа к участию в избрании духовенства будет одним из шагов полезных, а не вредных, делом, ведущим к сближению духовенства и народа. <...> Когда на местах был получен декрет об отделении Церкви от государства, то люди, жаждавшие провести в жизнь этот декрет, говорили народу: мы не против Бога, не против веры и Церкви, мы хотим только взять церкви и церковное имущество из рук духовенства и передать на- роду. И эти заявления смущали многих. Мы же, в ответ на это, го- ворили народу: нет, церкви и церковное имущество принадлежат не духовенству, а вам, верующему народу; мы — священники служим при Церкви и уходим от нее, а Церковь и народ остается. Церковь принадлежит народу, народ имеет право принимать уча- стие и в выборах самого духовенства. Так мы объясняли верую- щим людям, и эти доводы влияли на них, они слушали нас, и гото- вы защищать свои святыни. Они чувствуют, что, защищая церковь, защищают свое собственное достояние» 233. 4и. Г. Г. Сергеев показывает, что идея выборности священ- нослужителей противоречит канонам. 4к. В. А. Рождественский говорит, что его не убедили ни вы- ступления сторонников, ни выступления противников избирательно- го права. Проект Отдела кажется половинчатым. «Если уж вводить выборное начало, так на <…> основе прямого, равного, всеобщего и тайного голосования. Тогда получивший наибольшее число голосов и явится наиболее достойным кандидатом. А если ограничить изби- рательное право всякими соображениями, то это уже не будет изби- рательное право, и я таким правом пользоваться не хочу. <...> Итак, я высказываюсь против выборного начала в том виде, как оно предна- чертано Отделом. Но я не высказываюсь и за назначение. Назначение на священнические места в прежнем виде неприемлемо. Необходимо предоставить право участия в выборах и народу» 234. 4л. И. И. Соколов дает историческую справку. Основной вы- вод докладчика — не стоит вводить общего стандарта. 233 В источнике РГИА текст отсутствует. Приводится по ГАРФ, л. 56—59. 234 Л. 22. 4м. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что теперь сле- дуют заключительные выступления докладчиков. 5—6. 12.10—12.30 — перерыв. 7. В Соборную палату прибывает Патриарх Тихон. 8. Заключительное слово докладчиков. 8а. Докладчик Н. Д. Кузнецов: «Церковь — общество особого рода. Она имеет свои собственные начала и принципы, независи- мые от государства, и основания в ней к участию народа в избра- нии духовенства совершенно иные, чем современные политиче- ские лозунги для избирательной системы в государстве. Пусть эти лозунги стремятся давать одинаковое значение добрым и злым, образованным и невежественным, способным и бездарным, муд- рым и глупым. Пусть нынешние строители государства закрывают отуманенные отвлеченными теориями глаза на различия между людьми, указываемые действительной жизнью. Пусть они равняют Бисмарка или Гамбетту с кухаркой, обладающей кругозором, не выходящим за пределы кухни, а голоса двух таких кухарок пред- почитают голосу Бисмарка или Гамбетты. Неужели мы предлагаем сделать нечто подобное и в деле избрания пастырей, вернувшись хотя отчасти к порядку, уже существовавшему в Церкви задолго до всяких нынешних политических избирательных систем? Нет. <...> Чтобы способствовать улучшению церковного сознания в на- роде, кроме, конечно, его религиозно-нравственного просвещения, нужно установить и другие формы приходской жизни. Новые формы должны и внешним образом заставить народ смотреть на себя и на свое отношение к Церкви иначе, чем это было при преж- нем строе» 235. 8б. Докладчик свящ. Ф. Ф. Григорьев: «Принимать проект о выборном начале в том виде, в каком он предлагается нам, невоз- можно. Кроме вреда он ничего не принесет. Объединение священ- ника с приходом всегда возможно и без применения выборного начала, если священник — человек хороший. Если же он плохой, то никакие выборы не гарантируют этого единения» 236. 8в. Докладчик В. А. Потулов говорит о недостатках выбор- ной системы, но не считает возможным ее отменить. «Выборы во- все не являются обязанностью прихода, а только его правом: нель- зя принуждать выбирать. Если прихожане хотят, они могут про- сить о назначении священника. Я думаю, что если такой параграф 235 В источнике РГИА текст отсутствует. Приводится по ГАРФ, л. 69—74. 236 Л. 34. будет установлен, то приходы все чаще и чаще будут обращаться к епископу с просьбами о назначении. Но вместе с тем, невозможно отнять и право выбора: следует помнить, что право выборов уже дано Св. Синодом и притом в гораздо более широкой степени, чем то, что даем мы, отмена же выборов может вызвать такие дейст- вия, с которыми нам потом будет трудно считаться. <...> Я боюсь, что если мы теперь не удовлетворим требований, то, как показыва- ет практика в государственных учреждениях, вновь выступят с более радикальными требованиями: если не удовлетворить не- больших требований, то вскоре выступят с требованиями гораздо большими, чем прежде» 237. 9. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поступившие поправки. 10. В. А. Потулов и П. Н. Апраксин выступают по порядку голосования. 11—12. Собор принимает редакцию статьи, предложенную еп. Серафимом (Александровым): «Право избрания на священно- служительские места принадлежит епископу, который при избра- нии принимает во внимание и тех кандидатов, о коих приговором ходатайствует приход». 12а. Свящ. Ф. Ф. Григорьев говорит, что принятая формула исчерпывает вопрос. 13. Заседание закрыто в 14.10. 237 Л. 37—38, ср. Деяния НМ VII. С. 214.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |