Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, вторник, 6/19 марта 1918 г




ДЕЯНИЕ 98

Москва, вторник, 6/19 марта 1918 г. 11.00—14.20.

Источники: РГИА № 9, л. 206—256, машинопись (Ср. ГАРФ

№ 99, л. 54—81, рукопись с пропусками; Деяния НМ VII. С. 221—

228, протокол с фрагментами деяния).

Присутствовало 264 члена Собора, в том числе 33 архиерея.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

1. Текущие дела.

2. Доклад Отдела о благоустроении прихода «Положение о

православном приходе» (продолжение). Докладчики В. А. Потулов,

Н. Д. Кузнецов и свящ. Ф. Ф. Григорьев.

3. Председатель читает послание Патриарха по поводу за-

ключения мира с Германией.

4. «Смиренный Тихон Божиею милостию Патриарх Москов-

ский и всея России возлюбленным о Господе архипастырям, пас-

тырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

“Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот

они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?”. “Они гово-

рят: мир, мир, а мира нет” (Иер. 8:9, 11).

Благословен мир между народами, ибо все — братья, всех

призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал

Он свои неисчислимые блага. И Святая Церковь непрестанно воз-

носит молитвы о мире всего мира, уповая, что восторжествует на

земле правда Христова и соединит враждующих братьев в единое

стадо под водительством единого небесного Пастыря. И несчаст-

ный русский народ, вовлеченный в братоубийственную кровавую

войну, нестерпимо жаждал мира, как некогда народ Божий жаждал

воды в палящей зноем пустыне. Но не было у нас Моисея, который

бы напоил свой народ чудодейственной водой, и не ко Господу,

Своему Благодетелю, воззвал народ о помощи, — явились люди,

отрекшиеся от веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу

мир. Но тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жа-

ждет народ? Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от

нас целые области, населенные православным народом, и отдаются

на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православ-

ных людей попадают в условия великого духовного соблазна для

их веры, мир, по которому даже искони православная Украина от-

деляется от братской России и стольный град Киев, мать городов

русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, пере-

стает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш на-

род и русскую землю в тяжелую кабалу, такой мир не дает народу

желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной прине-

сет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери. А ме-

жду тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше отече-

ство. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась,

а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и чтобы осла-

бить его, грозят даже изгонять из столиц мирных жителей, не

знающих, где им приклонить главу. Рабочим угрожает лишение

заработка, возвращающиеся из полков воины не находят работы.

Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними население

часто прибегает к ужасному самосуду. Устранит ли объявленный

мир эти вопиющие к небу нестроения? Не принесет ли он еще

больших скорбей и несчастий? Увы, оправдываются слова проро-

ка: “Они говорят: мир, мир, а мира нет”. Нет мира, и нет радо-

сти — спутницы мира. Святая Православная Церковь, искони по-

могавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство

русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и

разложения. По воле Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа

нашего Иисуса Христа, поставленные на великое и ответственное

служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника

древних собирателей и строителей земли русской, святителей Пет-

ра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, мы призываемся сове-

стью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объ-

явить перед всем миром, что Церковь не может благословить за-

ключенный ныне от имени России неверный мир. Этот мир, при-

нужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к

братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и

примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистни-

чества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества.

Может ли примириться русский народ со своим унижением? Мо-

жет ли он забыть разлученных от него по крови и вере братьев? И

Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не

возносить благодарственного моления Господу Богу за прекраще-

ние кровопролития, не может теперь иначе как с глубокой скорбью

взирать на эту видимость мира, который не лучше войны. К тебе

же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит

жалостью до смерти. “Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце

мое при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще

больших скорбей” (Плач 2:11). Не радоваться и торжествовать по

поводу мира призываем мы вас, православные люди, а горько ка-

яться и молиться перед Господом.

Братья, настало время покаяния; наступили святые дни Ве-

ликого поста. Очиститесь от грехов своих, опомнитесь. Перестань-

те смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну

на враждующие станы. Все мы братья, и у всех у нас одна мать,

родная русская земля, и все мы чада одного Отца Небесного, кото-

рого молим: “Отче наш, остави нам долги наши, якоже и мы ос-

тавляем должником нашим”. Пред лицом страшного, свершающе-

гося над страной нашею суда Божия, соберемся все вокруг Христа

и Святой его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он

сердца наши братолюбием, и укрепим их мужеством, чтобы Сам

Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим,

которые поправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгну-

тых и собрали расточенныя. Взываю ко всем вам, архипастыри,

пастыри, сыны мои и дщери во Христе. Спешите с проповедью

покаяния, с призывом к прекращению братоубийственных распрей

и раздоров, с призывом к миру, тишине, к труду, любви и едине-

нию. Убеждайте всех усердно молиться Господу, да отвратит Он

праведный гнев Свой, грех наших ради на ны движимый, да укре-

пит наш расслабленный дух и да восставит нас от тяжкого уныния

и крайнего падения. И милосердный Господь сжалится над греш-

ной русской землей и помилует ее ради святых своих угодников

Божиих и заступников, наипаче же Заступницы усердной рода

христианского, молитвами коих да снизойдет на вас благословение

Божие. Аминь.

Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России.

5(18) марта» 248.

5. После доклада члены Собора воспевают молитву Пресвя-

той Богородице.

6. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит о возобновлении

обсуждения доклада о приходе и зачитывает ст. 24{=23}, согласно

которой при перемене места жительства настоятелем бесплатно

248 Л. 207. Печатная листовка.

выдается выписка из приходской книги. Эта запись вносится в

книгу нового прихода и не облагается гербовым сбором.

7. А. В. Васильев говорит, что Собор не вправе отменять гер-

бовый сбор.

8. С. П. Руднев предлагает вычеркнуть слово «бесплатно»,

т. к., возможно, придется вводить марочный сбор.

9. Архиеп. Евдоким (Мещерский) говорит, что гербовый сбор

здесь может быть обращен на нужды Церкви.

11—12. Собор принимает поправку А. В. Васильева об ис-

ключении слов «не облагается гербовым сбором».

13—14. Собор принимает поправку С. П. Руднева об исклю-

чении слова «бесплатно».

15—16. Собор принимает ст. 24 с учетом поправок.

17. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 25{=24},

согласно которой числящиеся в списках приходов могут одновре-

менно по своему желанию быть приписываемы к составам других

приходов по месту жительства или месту нахождения недвижимо-

го имущества при условии осведомления о том приходского соб-

рания каждого из приходов.

18. Свящ. Л. Е. Иваницкий предлагает подчеркнуть, что при-

хожане могут переходить в другой приход, а могут оставаться в

прежнем.

19. А. В. Васильев предлагает опустить упоминание о недви-

жимом имуществе, поскольку речь должна идти о нравственных

связях, а не об имущественном цензе.

20. Свящ. С. А. Сабинин предлагает исключить статью, так

как она нарушает территориальную целостность прихода.

21. Докладчик свящ. Ф. Ф. Григорьев защищает редакцию

Отдела.

22. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поправки.

23—25. П. Б. Мансуров выступает по постановке вопроса.

26—27. Собор отклоняет предложение С. А. Сабинина об

исключении ст. 25.

28—31. Собор отклоняет поправки свящ. Л. Е. Иваницкого,

А. В. Васильева.

32—33. Собор принимает статью в редакции Отдела.

34. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 26{=25},

согласно которой каждый прихожанин содействует благосостоя-

нию своего прихода в религиозно-нравственном и других отноше-

ниях, участвуя в богослужении, соблюдая посты, исповедуясь и

приобщаясь Св. Таин, принимая участие в делах благотворитель-

ности, христианского просвещения и взаимопомощи.

35. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов) предлагает доба-

вить фразу, что пренебрегающие долгом исповеди подлежат пас-

тырскому увещеванию и могут быть подвергнуты епитимьи.

36. А. В. Васильев считает, что об епитимьях неуместно го-

ворить в приходском уставе.

37. Докладчик свящ. Ф. Ф. Григорьев полемизирует с архиеп.

Серафимом.

38—39. Собор отклоняет поправку архиеп. Серафима (Чича-

гова) (см. 35).

40. Собор принимает поправку архиеп. Серафима (Чичаго-

ва), согласно которой желающие исповедоваться у другого свя-

щенника обязаны предоставить своему приходскому священнику

справку об исповеди.

41—42. Собор принимает статью с учетом поправки.

43. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 27{=26},

согласно которой обязанностью прихожан является снабжение

причта домами или квартирами в городе. В епархиях, где нет цер-

ковных домов, приход должен вести переговоры с членами клира о

покупке принадлежащих им домов, построенных на церковной

земле. В случае отсутствия соглашения дело решается благочин-

ническим советом.

44. Еп. Пермский Андроник (Никольский) предлагает опус-

тить слово «в городе». Кроме того, не следует требовать выкупа

домов членов клира.

45. Свящ. Э. И. Бекаревич говорит, что из текста не видно,

что и в селах прихожане должны заботиться о клириках.

46. Прот. В. И. Синцов: «Здесь как бы дается право вынуж-

дать членов причта, имеющих свои дома, продавать их в цер-

ковь» 249. Продажи дома можно требовать только от членов клира,

которые покидают приход.

47. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов) говорит, что в се-

лах священникам следует давать дома, а не квартиры. Необес-

печенность жилищем — серьезная проблема сельского духовен-

ства.

249 Л. 216.

48. Архиеп. Кирилл Тамбовский (Смирнов) присоединяется к

поправкам еп. Андроника, но полемизирует с формулировками

поправок.

49—50. Н. Н. Медведков говорит, что сельские священники

должны быть обеспечены соответствующими положению священ-

нослужителя домами.

51. В. П. Клевезаль предлагает исключить вторую половину

статьи, т. к. такой способ обеспечения священников жильем явля-

ется временным явлением.

52. Докладчик свящ. Ф. Ф. Григорьев защищает редакцию

Отдела.

53. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поступившие

поправки.

54. Собор отклоняет предложение В. П. Клевезаля об исклю-

чении второй части статьи.

55—58. Собор принимает поправку архиеп. Серафима.

59—60. Собор отклоняет поправки Н. Н. Медведкова и А. В. Ва-

сильева.

61—64. Собор принимает поправку прот. В. И. Синцова о

покупке домов членов клира, которые покидают приход.

65. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает поправку прот.

В. И. Синцова о том, что уходящие за штат священнослужи-

тели могут сохранять за собой дома, построенные на церковной

земле.

66—69. После разъяснений архиеп. Кирилла (Смирнова) и

свящ. Ф. Ф. Григорьева о неудобстве этой поправки, Собор откло-

няет ее.

70—71. Собор принимает поправку архиеп. Кирилла (Смир-

нова), согласно которой в епархиях, где нет церковных домов,

приходы могут входить в соглашение с членами клира относи-

тельно приобретения принадлежащих им домов, построенных на

церковной земле.

72. Собор принимает статью с учетом поправок.

73. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 26{=27},

согласно которой управление приходскими делами совершается

под руководством епископа настоятелем прихода совместно с дру-

гими членами причта и прихожанами.

74. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов) считает, что в ста-

тье должен упоминаться церковный староста.

75. Еп. Андроник (Никольский) считает необходимым упомя-

нуть о содействии прихожан.

76. Докладчик В. А. Потулов напоминает, что вопрос о ста-

ростах еще не решен, поэтому упоминать их не следует.

77—78. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов): «Если старос-

ты не будет, можно будет вычеркнуть» 250.

79. С. И. Шидловский говорит, что поправка еп. Андроника в

корне меняет порядок управления приходскими делами, и поддер-

живает редакцию Отдела.

80. П. И. Астров поддерживает поправку еп. Андроника.

81. Докладчик В. А. Потулов говорит против упоминания о

старосте.

82—83. Собор принимает поправку архиеп. Серафима (Чи-

чагова).

84—85. Собор принимает поправку еп. Андроника (Николь-

ского).

86—87. Собор принимает статью с учетом поправок.

88. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает статью

29{=18}, согласно которой настоятель прихода и прочие священ-

ники ответственны перед Богом и своим епископом за благосос-

тояние своего прихода со стороны религиозной настроенности,

духовного просвещения и нравственного преуспеяния его.

89. Прот. И. А. Артоболевский говорит, что эта статья имеет

не юридический, а моральный характер, и предлагает ее вычерк-

нуть.

90. А. В. Васильев предлагает поправку редакционного ха-

рактера.

91. Протопр. Н. А. Любимов: «Здесь задача прихода пони-

мается как задача морального характера, состоящая в достижении

известных религиозно-нравственных целей. Зачем же там, где у

нас идет речь об управлении приходом, опускать указание на эту

задачу?» 251

92. П. И. Астров говорит, что опустить эту статью нельзя.

«Как юрист позволю просить Собор оставить эту статью как флаг

того, что приход — это не кооперативное, не имущественное, а

религиозное общество» 252.

250 Л. 223.

251 Л. 225—227.

252 Л. 218.

93. Н. Д. Кузнецов: «С точки зрения правовой эта статья име-

ет то значение, что прихожане в силу этой статьи не будут сводить

роль настоятеля к управлению имуществом и хозяйством прихода.

Она будет напоминать им и о других делах» 253.

94—95. Собор отклоняет предложение об исключении этой

статьи.

96—97. Собор отклоняет поправку А. В. Васильева.

98—99. Собор принимает статью в редакции Отдела.

100. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 30{=29},

согласно которой настоятель служит посредником в сношениях

епархиальной власти с приходом. Председатель сообщает также

поправку к этой статье свящ. Л. Е. Иваницкого о замещении на-

стоятеля в случае его временного отсутствия.

101—103. После сообщения свящ. Ф. Ф. Григорьева о том,

что ситуация временного отсутствия священника регламентирует-

ся специальной инструкцией, Собор отклоняет поправку свящ.

Л. Е. Иваницкого.

104—105. Собор принимает статью в редакции Отдела.

106. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 106{=29},

согласно которой обязанностью настоятеля является попечение по

всем делам прихода и наблюдение за правильным ведением отчет-

ности по церковному хозяйству и письмоводительству.

107. А. В. Васильев считает, что, если речь идет о всех делах,

то последующее уточнение излишне.

108—111. После разъяснений докладчиков свящ. Ф. Ф. Гри-

горьева и В. А. Потулова Собор отклоняет поправку А. В. Васильева.

112—113. Собор принимает статью в редакции Отдела.

114. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что ст. 32 в

проекте отсутствует, и зачитывает ст. 33{=28}, согласно которой

совместное участие прихожан и клира в управлении приходскими

делами осуществляется через приходское собрание и Приходский

совет.

115. Собор принимает статью в редакции Отдела.

116. Митр. Арсений (Стадницкий) объявляет о переходе к

разделу «О приходском собрании».

117. Н. Ф. Миклашевский зачитывает полученное им письмо

одного протоиерея, иллюстрирующее важность вопроса, который

предстоит обсуждать. «Этот протоиерей пишет, что недели две

253 Л. 228.

назад в квартиру диакона его прихода большевики поставили

7 человек солдат, а семью диякона предписали поместить в квар-

тиру его — протоиерея. Квартира диакона маленькая, а детей у

него 6 человек. Квартира у протоиерея тоже небольшая, человек

он семейный. Что же сделал протоиерей? Он экстренно собрал

Приходский совет, который выразил мотивированный протест с

угрозой перенести это дело на рассмотрение приходского соб-

рания. Это так подействовало, что солдат через два дня взяли. На

приходском собрании по поводу сего дела вынесена соответст-

вующая резолюция, которая в 20 минут собрала 173 подписи. Ис-

ход дела морально ободрил обывателей» 254.

118. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 34{=41},

согласно которой Приходское собрание созывается по постановле-

ниям приходского совета не реже одного раза в полугодие. В слу-

чае нужды может быть созвано чрезвычайное приходское собра-

ние или по постановлению совета, или по распоряжению епархи-

альной власти, или по заявлению настоятеля, или по ходатайству

не менее 25 прихожан, имеющих право участвовать в приходском

собрании.

119. Еп. Андроник (Никольский) предлагает опустить указа-

ние на 25 прихожан. Важный вопрос может быть поднят и одним

членом прихода.

120—122. После разъяснений докладчика В. А. Потулова

Собор отклоняет поправку еп. Андроника (Никольского).

123—124. Собор принимает статью в редакции Отдела.

125. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 35{=42},

согласно которой приходские собрания происходят в существую-

щих подходящих помещениях и при недостатке таковых могут

быть созываемы в храме. Митр. Арсений опасается, что во время

собраний могут возникать ситуации, оскорбляющие достоинство

храма.

126. Докладчик В. А. Потулов говорит, что это имелось в ви-

ду, поэтому в храме собрания созываются лишь в исключительных

случаях.

127—128. Собор принимает статью в редакции Отдела.

129. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 36{=43},

согласно которой объявление о созыве очередного приходского

собрания делается в храме после богослужения в три воскресных

254Л. 232, ср. Деяния НМ VII. С. 226.

дня, предшествующих собранию, а также вывешивается на цер-

ковных дверях или иными способами, которые укажет Приходский

совет. В объявлении должно быть обозначено время и место соб-

рания и предметы, подлежащие обсуждению. По делам, не терпя-

щим отлагательства, приходское собрание может быть созвано в

семидневный срок, с тем однако, чтобы объявление о нем было

сделано в вышеуказанном порядке, но на таком собрании не долж-

ны рассматриваться вопросы денежных налогов.

130. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов) предлагает редак-

ционную поправку.

131. Еп. Андроник (Никольский) предлагает слегка видоизме-

нить порядок оповещения о внеочередных собраниях.

132. А. В. Васильев поддерживает редакцию Отдела и вносит

редакционную поправку.

133. Л. К. Артамонов говорит против указания на сроки со-

зыва экстренных совещаний: «Возможен целый ряд таких дел, ко-

гда нужно созывать собрание экстренно, по колоколу, при помощи

конных рассыльных» 255.

134. Докладчик В. А. Потулов анализирует поступившие по-

правки.

135—137. Собор принимает поправки еп. Андроника (Ни-

кольского).

138—139. Собор принимает примечание Л. К. Артамонова.

140—141. Собор принимает статью с примечанием и с уче-

том поправок.

142. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 37{=44},

согласно которой право участия в приходском собрании с решаю-

щим голосом имеют прихожане обоего пола, достигшие 25-

летнего возраста и записанные в приходскую книгу, за исключени-

ем лиц, указанных в параграфах 38 и 39.

143. Прот В. И. Синцов предлагает не распространять воз-

растные ограничения на членов клира, представителей различных

учреждений и домохозяев, все члены семьи которых младше 25

лет.

144. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов) считает, что 25-

летний барьер избавит собрания от лишнего многолюдства.

145. А. В. Васильев говорит, что нельзя лишать права участия

в собраниях лиц, занимающихся самостоятельным хозяйством.

255 Л. 236.

Следует исключить упоминание о ст. 37 и 38 и добавить указание

на право собрания приглашать уполномоченных от приходских

участков.

146. П. Д. Урусов предлагает примечание, позволяющее сни-

жение возрастного ценза по представлению настоятеля храма.

147—148. М. Т. Губанов и А. И. Июдин предлагают снизить

возраст до 20 лет.

149. Архиеп. Кирилл (Смирнов) считает, что 25-летний воз-

раст должен быть соблюден.

150—151. П. А. Жадин и Н. И. Малыгин предлагают пони-

зить возраст до 20 лет.

152. Л. К. Артамонов: «Я просил бы о смягчении этой ста-

тьи, чтобы не оттолкнуть от прихода тех, кои хотя и не достигли

указанного возраста, но живут самостоятельно, принимают уча-

стие в политических и общественных делах» 256.

153. Ф. Г. Зибарев считает, что и 25 лет — минимальный

возраст для участия в приходском собрании.

154—156. П. И. Астров отказывается от слова.

157. Докладчик В. А. Потулов комментирует пожелания и

поправки.

158. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поступившие

поправки.

159—161. Прот. Э. И. Бекаревич предлагает увеличить воз-

раст до 30 лет: «И Христос Спаситель вышел на общественное

служение тридцати лет, также и Иоанн Креститель» 257.

162—165. Собор устанавливает 25-летний возраст.

166—167. Собор принимает поправку А. В. Васильева об

участии в приходских собраниях всех членов причта.

168—169. Собор отклоняет вторую поправку

А. В. Васильева (см. 145).

170—171. Собор принимает поправку Л. К. Артамонова, со-

гласно которой с совещательным голосом в собрании могут участ-

вовать все прихожане, достигшие брачного возраста и ведущие

самостоятельную жизнь.

172—173. Собор принимает статью с учетом поправок.

174. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 38{=45},

содержащую перечень проступков, за которые приходское собрание

может лишить права участия в своих заседаниях, и ст. 39{=46}, со-

256 Л. 244.

257 Л. 249.

держащую перечень лиц, не имеющих права участвовать в работе

приходских собраний.

175. Архиеп. Кирилл (Смирнов) говорит, что следует упомя-

нуть в этих статьях лиц, открыто состоящих в незаконном сожи-

тельстве или не благословляемом Церковью браке или имеющих

предосудительные профессии.

176. Г. Г. Сергеев предлагает конкретизировать, о каких пре-

досудительных профессиях идет речь.

177. С. А. Котляревский: «Мы все время держались того

правила, что лица, осужденные гражданским судом, не лишались

прав принимать участие в церковной жизни. Все зависит от буду-

щих отношений Церкви к государству. Когда эти отношения были

нормальны, эта оговорка более ценна, но теперь нельзя признать

права за судом» 258. Что касается внебрачного сожительства и пре-

досудительных профессий, то это сложно доказать.

178. Митр. Антоний (Храповицкий) полемизирует с С. А. Кот-

ляревским.

179. В. А. Потулов говорит, что статьи 38 и 39 следовало бы

рассматривать порознь.

180. П. Н. Апраксин возражает против поправки архиеп. Ки-

рилла (Смирнова), полагая, что в изгнании из приходской жизни

всех внебрачно сожительствующих «было бы больше греха, чем

правды» 259.

181—183. А. В. Васильев: «Думаю, мы сбиваемся с Приход-

ского устава. Я думаю, что нет людей безгрешных, за исключени-

ем очень немногих. Почему мы обрушиваемся на один грех —

внебрачное сожительство. Тогда, по Требнику, мы должны пере-

числять и все грехи, и такие грехи, от которых язык должен быть

целомудрен. А если не вдаваться в казуистику, то зачем упоминать

о незаконном сожительстве» 260.

184. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов) говорит, что пере-

чень должен помочь недостаточно образованным членам собрания

понять, кого следует исключить.

185—186. Прекращается запись ораторов.

187. Еп. Андроник (Никольский) предлагает включить в ста-

тьи требование регулярной исповеди.

188. Заседание закрыто в 14.20.

258 Л. 252.

259 Л. 254.

260 Л. 254.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.202 сек.