Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, понедельник, 5/18 марта 1918 г




ДЕЯНИЕ 97

Москва, понедельник, 5/18 марта 1918 г. 11.00—14.30.

Источники: РГИА № 9, л. 67—153, машинопись (Ср. ГАРФ

№ 98, л. 61—87, рукопись; Деяния НМ VII. С. 215—220, протокол

с фрагментами деяния).

Присутствовало 255 членов Собора, в том числе 34 архие-

рея.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

1. Текущие дела.

2. Доклад Отдела о благоустроении прихода «Положение о

православном приходе» (продолжение). Докладчики В. А. Потулов,

Н. Д. Кузнецов и свящ. Ф. Ф. Григорьев.

2—3. Зачитываются и принимаются к сведению:

а) сообщение родительского комитета при Владимирской

губернской гимназии о постановлении об обязательном препода-

вании в гимназии Закона Божия;

б) акт приходского совета с. Усолья Ковровского уезда Вла-

димирской губернии и пять приговоров, составленных прихожа-

нами Казанской церкви с. Усолья, о решении противостоять Дек-

рету об отделении Церкви от государства;

в) постановления приходских собраний в г. Казани о мерах

защиты правовых и имущественных интересов Церкви;

г) приговор граждан Котажского сельского общества Шен-

курского уезда Архангельской губ. о нежелательности отделения

Церкви от государства;

д) протокол Приходского совета Воскресенской церкви села

Ивойлова Рузского уезда о сохранении обязательного преподава-

ния в школах Закона Божия и о защите церковного достояния;

е) сообщение настоятеля Александро-Свирского монастыря

о прекращении описи имущества монастыря и о постановлении

общего собрания граждан Алексеевской волости не причинять мо-

настырю никакого вреда;

ж) заявление членов Собора А. А. Осецкого и Д. И. Федоро-

ва о сложении ими с себя звания членов Собора и заключение Со-

борного Совета признать названных лиц выбывшими из состава

Собора;

з) сообщение еп. Сильвестра (Ольшевского) и прот. И. К. Ор-

лова об освобождении еп. Сильвестра из-под ареста;

и) выписку из постановления Патриарха и Синода (21 фев-

раля/6 марта 1918 г. № 50) о четырехмесячном отпуске еп. Кост-

ромского Евгения (Бережкова) и о поручении временного управ-

ления Костромской епархией архиеп. Евдокиму (Мещерскому);

к) выписку из постановления Патриарха и Синода (21 фев-

раля/6 марта 1918 г. № 69) об избрании в Высший Церковный Со-

вет митр. Арсения (Стадницкого), архиеп. Анастасия (Грибанов-

ского) и митр. Агафангела (Преображенского);

л) выписку из постановления Патриарха и Синода (21 фев-

раля/6 марта 1918 г. № 49) о том, что в случае насилия по отноше-

нию к Церкви, ее служителям и православным христианам епархи-

альное начальство должно создавать на местах особые комиссии,

которые должны расследовать эти события. Акты таких расследо-

ваний следует пересылать в Синод. «Поручить епархиальным на-

чальствам о всяком насилии, о всяком отдельном случае арестов,

убийств, пролития крови во время религиозных манифестаций или

при исполнении духовенством своих обязанностей и вообще о вся-

ком случае насилия, имеющем отношение к Церкви, и ее служите-

лям, и православным христианам, пострадавшим за веру Христову,

учинять на местах через особые комиссии надлежащие расследо-

вания о случившемся, и акты таковых расследований препровож-

дать в Священный Синод, о чем, для должного исполнения по ду-

ховному ведомству, напечатать в “Церковных ведомостях”, а в

Соборный Совет передать выписку из сего постановления».

4. Секретарь зачитывает выписку из определения Синода

(1/8 декабря 1917 г. № 6149) и постановление Соборного Совета о

том, что прошения о возвращении сана лицам, лишенным сана, и

общий вопрос о возможности восстановления в священном сане

лиц, лишенных сана по суду, надо передать на совместное рас-

смотрение отделов Об устройстве церковного суда и О церковной

дисциплине. Собор утверждает постановление Соборного Совета.

5—6. Секретарь зачитывает предложение 30 членов Собора

о том, что Собор должен работать ежедневно, и постановление

Соборного Совета о назначении ежедневных заседаний (кроме

субботы) с 11 до 14 часов на первой неделе Великого поста и про-

ведении заседаний два раза в день, начиная со второй недели Ве-

ликого поста. Собор утверждает постановление Соборного Совета.

7—9. Секретарь зачитывает предложение 32 членов Собора

и заключение Соборного Совета об образовании особого Библей-

ского отдела. Собор принимает постановление Соборного Совета.

10—11. Секретарь зачитывает:

а) предложение 31 члена Собора о посылке делегатов на

съезд Советов в Москве;

б) выписку из постановления Патриарха, Синода и Высшего

Церковного Совета (21 февраля/6 марта 1918 г. № 15) о том, чтобы

просить Н. Д. Кузнецова организовать депутатов от приходских

собраний г. Москвы. Депутаты должны заявить Совету народных

комиссаров протест против захвата революционными организа-

циями церковного имущества;

в) постановление Соборного Совета от 28 февраля/13 марта:

просить свящ. С. В. Нежинцева, как первого подписавшего заявле-

ние, вместе с Н. Д. Кузнецовым выяснить возможность отправле-

ния делегатов на съезд Советов в Москве;

г) постановление Совета объединенных приходов г. Москвы

принять участие в исполнении возложенного на Н. Д. Кузнецова

поручения: исполнительное бюро должно составить делегацию от

московских приходов, состоящую из одних мирян;

д) постановление Соборного Совета (1/14 марта) о том, что-

бы Собор уполномочил Н. Д. Кузнецова, А. Д. Самарина, Н. И. Ма-

лыгина, А. И. Июдина вместе с депутатами от Совета объединен-

ных приходов г. Москвы заявить представителям власти протест

против конфискации церковного имущества. Собор принимает по-

становление Соборного Совета.

12. Продолжение обсуждения подготовленного Отделом о

благоустроении прихода Положения о приходе.

12а. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 16{=16},

согласно которой члены причта могут быть перемещаемы и уволь-

няемы от своих мест только по суду или по собственному их же-

ланию.

13. Докладчик В. А. Потулов говорит, что эту статью следует

исключить, так как она связана с отклоненной Собором идеей вы-

борности священников (защищает членов клира от произвола при-

ходских собраний).

14. П. Н. Апраксин призывает принять статью, так как она

защищает права священников.

15. Г. А. Ольховский говорит, что следует предусмотреть

права священников, которые остались без места в результате объе-

динения приходов.

16. П. И. Астров считает, что статья должна быть принята.

17. П. Д. Лапин говорит, что среди причин для перемещения

священников должна быть указана польза церковная. Возможно и

перемещение клириков по собственному желанию с разрешения

архиерея, но не более трех раз.

18. Е. Н. Трубецкой предлагает исключить эту статью. По его

мнению, перемещение клириков по суду является слишком жесто-

кой мерой. Лучше дать архиереям возможность делать это по-

отечески.

19. Л. К. Артамонов призывает принять эту статью, так как

она защитит священников от произвола.

20. Докладчик Н. Д. Кузнецов предлагает исключить эту ста-

тью. Перевод в другой приход по суду — абсурд. Если священник

осужден в одном приходе, почему он может служить в другом?

21—22. Собор отклоняет поправку П. Д. Лапина (см.17).

25—26. Собор отклоняет поправку Г. А. Ольховского (см.15).

27—28. Собор принимает статью в редакции Отдела.

29. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что в статьях 17,

18, 19 и 20 речь идет о запасных священниках (то есть священни-

ках, которые заменяют приходских во время их болезней, отпусков

и т. д.) и предлагает сначала решить — нужны ли вообще такие

священники.

30. Еп. Пермский Андроник (Никольский) считает, что «от

учреждения должности запасных священников ничего не будет,

кроме разрухи и поощрения неисправных священников» 238.

31. А. И. Июдин предлагает исключить эти статьи, так как

бедным епархиям будет тяжело содержать запасных священников.

32. П. И. Астров считает институт запасных священников

злом и предлагает исключить обсуждаемые статьи.

33. А. В. Васильев говорит, что если эти статьи не будут ис-

ключены, то их следует конкретизировать.

34. Докладчик свящ. Ф. Ф. Григорьев говорит, что докладчи-

ки не настаивают на сохранении этих статей.

35—36. Собор исключает статьи 17—20.

238 Л. 92.

37. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что далее идет

раздел о прихожанах, и зачитывает ст. 21{=20}, согласно которой

прихожанами считаются все живущие не менее одного года в пре-

делах прихода лица православного исповедания и члены их семей-

ства, записанные в приходскую книгу.

38. Еп. Андроник (Никольский): «Данная статья считает пол-

ноправными прихожанами всех лиц православного исповедания

<...>. Между тем у нас есть много лиц, которые только по паспор-

ту православные. Они не бывают за богослужениями, да и вообще

ведут себя не особенно удобно для православного христианина.

Правда, в 39 статье говорится, что не имеют права участвовать в

приходских собраниях уклоняющиеся от ежегодного христианско-

го долга исповеди и Св. Причастия, но не говорится об обязанно-

стях прихожан посещать в воскресные и праздничные дни бого-

служения. А между тем церковные каноны очень строго относятся

к не исполняющим этой обязанности» 239.

39. А. В. Васильев полемизирует с еп. Андроником: «Кто бу-

дет следить за тем, не опустил ли кто из прихожан богослужений в

течение трех воскресных дней? Иное дело, если выяснится или

будет известно, что те или другие прихожане являются неверую-

щими, таких, конечно, нужно исключить. Но производить слежку,

кто сколько раз был в Церкви, едва ли, думаю, будет полезно для

самой Церкви» 240. По мнению А. В. Васильева, можно обязать

прихожан записаться в приходскую книгу, но не следует факт за-

писи в этой книге вводить в определение. Следует также исклю-

чить требование годичного проживания на территории прихода.

40. Прот. Т. П. Теодорович предлагает примечание, согласно

которому в состав прихода могут входить лица, которые не живут

на территории этого прихода.

41. П. И. Астров предлагает исключить эту статью, так как

определение прихожан вытекает из уже принятого определения

прихода.

42. Е. Н. Трубецкой высказывается против поправки еп. Анд-

роника (Никольского).

43. Ф. Г. Гаврилов полемизирует с еп. Андроником (Николь-

ским) и П. И. Астровым.

239 Л. 94.

240 Л. 95.

44. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов) считает, что следу-

ет сохранить требование годичного проживания на территории

прихода.

45. А. И. Июдин поддерживает поправку еп. Андроника (Ни-

кольского) и считает, что в статье должна быть отражена идея

доброй, христинской жизни прихожан.

46. Архим. Матфей (Померанцев) поддерживает предложе-

ние еп. Андроника (Никольского): «Уже много раз подчеркивали,

что недостаточно быть православным только по метрике, что не-

обходимо проникаться духом жизни Христовой. Я приветствую

поправку преосвященного Андроника, которая направлена на то,

чтобы освободить Церковь от тех, кто только числится ее членом,

а на самом деле далек от нее. Нужно отметить, что поправка <...>

обоснована каноном церковным, и мы не имеем никаких основа-

ний от этого канона отступать» 241.

47. А. В. Васильев считает, что определение смешивает два

понятия — прихожанина и члена церковного управления. В опре-

деление прихожанина не следует вводить дополнительных фор-

мальных ограничений.

48. Протопр. Н. А. Любимов призывает отказаться от фор-

мальных признаков.

49. П. И. Астров призывает отказаться от формальных при-

знаков и ограничений.

50. Архим. Матфей (Померанцев) говорит, что необходимо

освободить церковную жизнь от теплохладных прихожан.

51. Докладчик Н. Д. Кузнецов <текст отсутствует> 242.

52—58. Докладчик В. А. Потулов анализирует прозвучавшие

выступления и защищает редакцию Отдела.

59. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поправки.

60. Собор отклоняет предложение об исключении статьи.

61—62. Собор отклоняет поправку еп. Андроника (Николь-

ского), согласно которой христианин, пропустивший три воскрес-

ных богослужения, перестает быть полноправным членом при-

хода.

63—64. Собор отклоняет поправку архим. Матфея (Поме-

ранцева), согласно которой прихожанами считаются живущие в

пределах прихода лица православного исповедания и их семейст-

241 Л. 106.

242 Текст выступления Н. Д. Кузнецова в РГИА и ГАРФ отсутствует.

ва, записанные в приходскую книгу и ежегодно исполняющие ре-

лигиозные обязанности соответственно канонам Церкви.

65. Собор принимает редакцию протопр. Н. А. Любимова,

согласно которой прихожанами считаются все лица православного

исповедания, живущие в пределах прихода и сохраняющие живую

связь со своим приходским храмом.

66—70. Прения между архим. Матфеем (Померанцевым) и

митр. Арсением (Стадницким) о том, можно ли голосовать при

отсутствующем кворуме.

71. Собор отклоняет поправку протопр. Т. П. Теодоровича,

согласно которой прихожанами считаются все живущие в преде-

лах прихода лица православного исповедания и их семейства, за-

писанные в приходскую книгу.

72—77. Собор принимает окончательный вариант этой ста-

тьи.

78. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 22{=21},

согласно которой прихожане и временно проживающие в приходе

обращаются за требоисправлениями только к своему приходскому

священнику, который обязан, руководствуясь церковными прави-

лами, совершать требы для всех прихожан, а в указанных в зако-

нах случаях и для иноприходных.

79. А. В. Васильев считает, что эту статью следует исклю-

чить. «Если принять эту статью, то нельзя было бы, например,

пригласить покойного о. Иоанна Кронштадтского отслужить мо-

лебен. Если я хочу пригласить другого священника, особенно

мной уважаемого, то мне в этом желании отказывать не следу-

ет» 243.

80. А. Г. Куляшев призывает Собор не лишать прихожан воз-

можности обращаться для свершения треб и не к приходским свя-

щенникам.

81. П. Н. Апраксин считает необходимым хотя бы сделать

исключение для городских жителей.

82. П. И. Астров согласен с общей идеей этой статьи. Одна-

ко следует четко указать те требы, которые могут совершаться

только в своем приходе. Переработкой статьи должен заняться От-

дел, а пока следует принять вариант статьи, согласно которому

приходский священник обязан совершать требы для всех лиц, жи-

вущих на территории прихода.

243 Л. 121.

83. Докладчик свящ. Ф. Ф. Григорьев говорит, что все недо-

умения снимает ст. 25, которая допускает возможность быть при-

писанным к другому приходу. «Здесь же Отдел стоит на том, что-

бы прихожане обращались за требоисправлением к своему при-

ходскому священнику. Это необходимо для обеспечения интере-

сов духовенства. Но не исключается для прихожан возможность

обращения и к другому, излюбленному священнику. Только необ-

ходимо, чтобы это делалось с согласия приходского священни-

ка» 244.

84—87. Собор отклоняет предложение вернуть статью в От-

дел и принимает поправку П. И. Астрова и А. Г. Куляшева исклю-

чить из статьи слово «только».

88—89. Собор принимает статью с учетом поправки.

90. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает ст. 23{=22},

согласно которой имена прихожан вносятся в приходскую книгу (в

статье содержится перечень сведений, которые должны быть в нее

внесены). Книга выдается на пять лет. Согласно примечанию фор-

ма книги прилагается.

91. Докладчик свящ. Ф. Ф. Григорьев полагает, что вести та-

кую книгу будет сложно, в то время как почти вся необходимая

информация разбросана по другим церковным документам (в пер-

вую очередь исповедальным ведомостям), которые следует допол-

нить соответствующими графами.

92. А. В. Васильев считает необходимым указать, что при-

ходскую книгу ведет Приходский совет, и предлагает свою редак-

цию этой статьи.

93. Прот. П. В. Кузьмин присоединяется к предложению

свящ. Ф. Ф. Григорьева о замене приходской книги исповедаль-

ными ведомостями.

94. Прот. В. А. Поярков считает необходимым указывать в

приходской книге род приходских обязанностей каждого, а также

год и место рождения.

95. Архиеп. Тверской Серафим (Чичагов): «Мы вводим но-

вые правила для приходской жизни. Что представляют собой ис-

поведные книги? Это записи случайные. Мы знаем, что многие

прихожане, чтобы не платить псаломщику за запись, при исповеди

не записываются. <...> Мы не можем оставаться при прежних

244 Л. 127.

приемах регистрации, когда создаются новые юридические нормы

для приходской жизни» 245.

96. Свящ. В. А. Беляев: «Я усерднейше прошу освободить

приходских пастырей от тягостного дела ведения многочисленных

приходских книг. Теперь желают возрождения приходской жизни;

если вы этого действительно желаете, то дайте нам возможность

вести самое дело возрождения прихода, а не терять время на кан-

целярщину» 246.

97. Л. К. Артамонов считает, что книгу необходимо вести:

«Вот пришли прихожане в храм, помолились, а когда дошло дело

до самообложения, то они ушли и остались одни старушки. Без

правильной регистрации невозможна приходская жизнь» 247.

98. Свящ. С. А. Сабинин считает книгу необходимой, причем

вести ее должны члены причта. Однако предложенная форма кни-

ги является неудовлетворительной.

99. Свящ. М. С. Елабужский говорит о необходимости веде-

ния приходской книги.

100. Архиеп. Тамбовский Кирилл (Смирнов) считает, что

удобнее было бы вести не приходскую книгу, а отдельный лист

(т. е. карточку) на каждого прихожанина.

101. Г. И. Булгаков говорит, что не следует смешивать при-

ходскую книгу с метрической. Их надо вести отдельно.

102. Прот. С. Н. Щукин поддерживает предложение архиеп.

Кирилла (Смирнова). По его мнению, не следует четко описывать

разделы приходских листов или книг. Жизнь предъявляет новые

требования, которые трудно предусмотреть.

103. Прот. А. А. Хотовицкий полемизирует с прот. С. Н. Щу-

киным и считает, что необходимый минимум разделов приходской

книги указать следует.

104. Прот. И. А. Ильин считает приходскую книгу необхо-

димой и предлагает заполнять ее на основании документов, а не

словесных заявлений прихожан.

105. Докладчик свящ. Ф. Ф. Григорьев вновь говорит о том,

что исповедальная ведомость может заменить приходскую книгу.

106. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что он разбил

поправки на группы.

245 Л. 135.

246 Л. 136.

247 Л. 138.

107. Собор решает, что в каждом приходе необходимо завес-

ти особую приходскую книгу.

108. Собор отклоняет поправку прот. П. В. Кузьмина, со-

гласно которой приходская книга выдается на один год.

109—113. Дискуссия по порядку голосования.

114—115. Собор отклоняет поправку свящ. Ф. Ф. Григорьева

о замене приходской книги исповедальными ведомостями.

116—119. Собор решает, что приходская книга выдается

бессрочно.

120—122. Собор отклоняет предложение А. В. Васильева,

согласно которому приходскую книгу ведет Приходский совет.

123—126. Собор решает, что приходскую книгу ведет причт.

127—128. Собор отклоняет поправку архиеп. Кирилла

(Смирнова) о замене слова «книга» словом «лист».

129—130. Собор отклоняет поправку прот. С. Н. Щукина.

131—138. Собор отклоняет поправки прот. В. А. Пояркова,

свящ. С. А. Сабинина, Г. И. Булгакова, свящ. Л. Е. Иваницкого.

139—140. Собор принимает окончательную редакцию ст. 23,

согласно которой все прихожане и их семейства, имеющие место-

жительства в пределах прихода, вносятся причтом в особую при-

ходскую книгу, разделенную на графы, в которых отмечается фа-

милия, имя, отчество, звание и род занятий каждого, время его ро-

ждения и крещения, бытия у исповеди и Св. Причастия, вступле-

ния в брак, время смерти, время переселения в приход или выбы-

тия из прихода. Приходская книга выдается епархиальным началь-

ством бессрочно.

141. Заседание закрыто в 14.30.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.165 сек.