Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 1. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе




Тема 2. Этнография родительства

Семинар 3 Теория культуры и личности.

Продолжительность 6 часа

Вопросы для обсуждения:

  1. Теоретическое обоснование взаимодействия культуры и личности (Ф. Боас, Р. Бенедикт, З. Фрейд, А. Кардинер, М. Мид.).
  2. Два подхода в оценке значения детства.
  3. Тип культуры и характер обучения: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная (по М. Мид).

Ход проведения семинарского занятия: занятие проводиться в форме коллоквиума. Студенты делятся на две группы, отстаивающие два подхода в оценке детства. I - в детском опыте ключ к пониманию жизненного мира и социального поведения взрослых (З.Фрейд, А. Кардинер, Р. Линтон). II - образ ребенка и стиль его воспитания – это продукт и объективация социальных установок общества взрослых (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид).

 

Основная литература:

1. Давыдова О.И. Этнография детства в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. – Изд. второе, доп., испр. и перераб. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 113с.

2. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов.- М. Аспект Пресс,1997.-448с. - (Программа "Высшее образование").

3. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624с. – «Gaudemus».

4. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука,1988.-242с.

5. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур. - Вопросы психологии.-1979.-№ 6.- С.142-151 (конспект).

6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение,1991

Продолжительность 4 часа

Вопросы для обсуждения:

  1. Перинатальная культура и новорожденный ребенок.
  2. Особенности материнских и отцовских ролей в традиционных культурах.
  3. Социальные функции отцовства и материнства в современной культуре.
  4. Ответственное отцовство и материнство: факторы и реальные границы родительского влияния на ребенка.

Ход проведения семинарского занятия: До начала занятия студенты проводят интервью с родителями новорожденных детей, выясняя, считают ли они, что их способы ухода за новорожденным отличаются от способов ухода за ними их родителями, или от способов ухода за старшими детьми в их семье? Готовят сообщения по способам ухода других народов за новорожденными детьми.

Семинар начинается с анализа итогов пилотного интервьюирования родителей новорожденных детей. Затем студенты делают сообщения по способам ухода за новорожденными детьми в традиционных культурах, обобщая полученные данные в сравнительной таблице по разделам: пеленание, способы ухода, кормление, режим кормления, игрушки, виды деятельности, режим дня, отношение к ползанию, способы передвижения.

Затем группа делиться на две подгруппы, каждая из которых отстаивает функции отцовства и материнства в современной культуре, определяет реальные границы родительского влияния на ребенка.

 

Литература:

Основная:

1. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- С.250-286.

2. Родительская любовь (по материалам И. Кона, Э. Фромма, М. Мид, Н. Пушкаревой) // Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в детском саду. Методическое пособие М.:ТЦ Сфера, 2005.- С. 64-73.

3. Давыдова О.И. Хрестоматия // Этнография детства в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. – Изд. второе, доп., испр. и перераб.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – С.66-101.

4. Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998, С.27-71, 261-289.

5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.- М.: Просвещение,1991.

6. Флэйк - Хобсон К. Мир входящему. М., - 1992, С.93-94,119-128,138,159-160,166-167,175-177,303-307,317-321,348-350,428-429,435-436.

Дополнительная:

  1. Анненкова Н.В. Проблема взаимоотношений родителей и детей в историко-педагогических источниках Древней Руси // Актуальные проблемы воспитания: Традиция и современность/ НИИ теории и методики воспитания. - М., 1991.-С.20-28.

2. Синельников В. Жизнь до рождения: современная наука о перинатальном онтогенезе // Дошкольное воспитание. - 1993. - N 8.

  1. Чичерина Н. Воспитание до рождения. - М., 2002.
  2. Бертен А. Как тело в ходе своего развития обучается из источника своего бытия // Дошкольное воспитание. - 1991. - N 10.
  3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. 10 выпусков / Под ред. В.П. Аникина, В.Е. Гусева, Н.И. Толстого. Вып.1.Младенчество. Детство. - М.: Из-во. Худ. лит.,1991.

 

Самостоятельная работа:

1. Провести интервьюирование молодых родителей: «Считают ли они, что их способы ухода за новорожденным отличаются от способов ухода за ними родителями, или от способов ухода за старшими детьми в их семье?».

2. Подготовить информационный буклет для родителей о значении перинатального периода в жизни ребенка.

Литература:

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 144с.

2. Процедура проведения опроса. // Щеглова С.Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства.- ЮНПРЕСС.- 2000.-С.23-24..

 

Тема 3 Детская субкультура.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.