Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 1. Культура и проблемы детства




Тема 1. Предметная область этнографии детства.

Примерные планы семинарских и практических занятий

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА

Учебно-методический комплекс курса по выбору

 

Специальность:

050707 «Педагогика и методика дошкольного образования»

050703.00 «Дошкольная педагогика и психология с доп. спец-тью»

(код) (наименование)

 

 

Барнаул

 

Продолжительность 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Детство - культурная фаза развития человеческого индивида.

2. Возрастная периодизация детства в современной науке и в традиционной культуре.

3. Современная история детства: новые источники и аспекты.

Ход проведения семинарского занятия: Для обсуждения первого вопроса студенты делятся на три группы. Каждая группа выдвигает одно из предложенных направлений этнографического изучения детства И.С.Кона и дает обоснования этого аспекта. По второму вопросу студенты готовят сообщения, используя знания возрастной периодизации по психологии, педагогики, дошкольной педагогики, а также этнографические и библиографические источники. Третий вопрос рассматривается с позиции разных ученых на историю изучения детства.

Основная литература:

  1. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже двух столетий // Вопросы психологии. - 2001.- № 1.

2. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал.- 1998. Т. 19. N 3.

  1. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М.: Изд-во УРАО, 1997.

4. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике // Вопросы психологии. - 1991. - N 2.

5. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336с.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.- С.333.

  1. Кошелева О.Е. История детства: опыт зарубежной историографии // Педагогика. - 1996.- №3.- С.81-87.

8. Эльконин Б.Д. Кризис детства. - Вопросы психологии. - 1992.- № 3-4 (конспект).

9. Зеньковский В.В. Психология детства //Детский сад. Управление. - 2005.- №16.- С.2-3.

10. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. - Педагогика.- 1996.- № 6.

Дополнительная литература:

1. Бабишин С.Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических материалов. - М. – 1979.

2. Очерки истории и педагогической мысли народов СССР с древности до XVII века. - М.- 1989.

Самостоятельная работа:

1. Подготовить сообщения об отношении к детству, используя исторические источники, библиографическую и мемуарную литературу по выбору.

Литература:

1. Библиографический метод – ретроспективный взгляд на детство.// Щеглова С.Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства.- ЮНПРЕСС.- 2000.-С.53-54.

2. Бабишин С.Д. «Поучение» детям Владимира Мономаха и его историко-педагогическое значение. // Педагогика.- 1974.- № 9.-С.119-124.

3. Безрогов В.Г. «Станьте как дети»: педагогические идеи Нового Завета.- Педагогика.- 2002.- №4, с. 55-62.

4. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (16-18в.в.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства.- М.: Изд-во УРАО, 2000.

5. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина, М.,1998.

6. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. М.,1998.

Семинар 2. Права ребенка – исторический аспект.

Продолжительность 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Патерналистический взгляд на ребенка традиционной педагогики.

2. История проблемы прав ребенка.

3. Правовой статус ребенка. Отличие прав ребенка от прав взрослых (объем дееспособности ребенка).

Ход проведения семинарского занятия: При обсуждении первого вопроса составляется сравнительная таблица традиционной и гуманистической «центрированной на мире детства» парадигмы (по А.Б. Орлову) обучения. По второму вопросу студенты готовят сообщения по истории прав ребенка: «Законы об инфантициде 318 и 374 года». «Уложение 1649 и закон 1716 года». «Женевская декларация прав ребенка (1924г.)». «ООН и права ребенка». «ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка (1959г.)». «Конвенция о правах ребенка (1989г.)». «Декларация Всемирной встречи на высшем уровне «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». «Обязанности государства по защите материнства и детства». По третьему вопросу проходит тестовый опрос. В конце идет взаимопроверка и разбор неверных ответов.

Основная литература:

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. // Дошкольное воспитание. – 1991. - N 6. – С. 2 – 5.

  1. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошк. образоват. Учреждений/ Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина Л.Г. Голубева и др. — М., 2003.

3. Давыдова О.И. Азбука прав и ответственности. – Обруч – 2004.-№ 6.- С.21-23.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб.- М.: Изд-во «Логос», 1999.- С.41-47.(А.Б. Орлов).

5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 2002.

6. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- С.71.

7. Конвенция о правах ребенка. // Советская педагогика. — 1991. — № 10.

8. О положении детей в Российской Федерации, 1996 год: Ежегодный государственный доклад. / Под общ. ред. Г.Н. Кареловой — М., 1997.

9. Права детства: учебно-методическое пособие/ Авторы-составители: Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В.: Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.- 120с.

10. Права ребенка доступно и интересно (фонд «Новые перспективы»).- М., 2001.

11. Рыбинский Е.М. Важный документ ООН // Педагогика. - 1992.- № 1-2.- С.3-1-13.

Дополнительная:

1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. Пособие для учителя. – М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994.

2. Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В.Защита прав детства: Методические рекомендации для студентов и работников дошкольного образования / Под ред. канд. пед. наук. О.И. Давыдовой – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 46 с.

3. Институт уполномоченных по правам ребенка: Дайджест основных сведений по важнейшим проблемам в области прав ребенка. / UNICEF. Детский фонд ООН; Международный центр развития ребенка. Флоренция, Италия.— М.: Интердиалект, 1997.

4. Кремлевская И.Ю. Полушина А.Ю. Права ребенка (учебное пособие для начальной школы).- М.: ЗАО «Документ Центр- Алтекс», 2001.

5. Щеглова С. Н. Права детей и дети о правах: Социологический анализ. — М., 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.