КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинар 1. Культура и проблемы детства
Тема 1. Предметная область этнографии детства. Примерные планы семинарских и практических занятий ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА Учебно-методический комплекс курса по выбору
Специальность: 050707 «Педагогика и методика дошкольного образования» 050703.00 «Дошкольная педагогика и психология с доп. спец-тью» (код) (наименование)
Барнаул
Продолжительность 4 часа Вопросы для обсуждения: 1. Детство - культурная фаза развития человеческого индивида. 2. Возрастная периодизация детства в современной науке и в традиционной культуре. 3. Современная история детства: новые источники и аспекты. Ход проведения семинарского занятия: Для обсуждения первого вопроса студенты делятся на три группы. Каждая группа выдвигает одно из предложенных направлений этнографического изучения детства И.С.Кона и дает обоснования этого аспекта. По второму вопросу студенты готовят сообщения, используя знания возрастной периодизации по психологии, педагогики, дошкольной педагогики, а также этнографические и библиографические источники. Третий вопрос рассматривается с позиции разных ученых на историю изучения детства. Основная литература:
2. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал.- 1998. Т. 19. N 3.
4. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике // Вопросы психологии. - 1991. - N 2. 5. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336с. 6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.- С.333.
8. Эльконин Б.Д. Кризис детства. - Вопросы психологии. - 1992.- № 3-4 (конспект). 9. Зеньковский В.В. Психология детства //Детский сад. Управление. - 2005.- №16.- С.2-3. 10. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. - Педагогика.- 1996.- № 6. Дополнительная литература: 1. Бабишин С.Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических материалов. - М. – 1979. 2. Очерки истории и педагогической мысли народов СССР с древности до XVII века. - М.- 1989. Самостоятельная работа: 1. Подготовить сообщения об отношении к детству, используя исторические источники, библиографическую и мемуарную литературу по выбору. Литература: 1. Библиографический метод – ретроспективный взгляд на детство.// Щеглова С.Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства.- ЮНПРЕСС.- 2000.-С.53-54. 2. Бабишин С.Д. «Поучение» детям Владимира Мономаха и его историко-педагогическое значение. // Педагогика.- 1974.- № 9.-С.119-124. 3. Безрогов В.Г. «Станьте как дети»: педагогические идеи Нового Завета.- Педагогика.- 2002.- №4, с. 55-62. 4. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (16-18в.в.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства.- М.: Изд-во УРАО, 2000. 5. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина, М.,1998. 6. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. М.,1998. Семинар 2. Права ребенка – исторический аспект. Продолжительность 4 часа Вопросы для обсуждения: 1. Патерналистический взгляд на ребенка традиционной педагогики. 2. История проблемы прав ребенка. 3. Правовой статус ребенка. Отличие прав ребенка от прав взрослых (объем дееспособности ребенка). Ход проведения семинарского занятия: При обсуждении первого вопроса составляется сравнительная таблица традиционной и гуманистической «центрированной на мире детства» парадигмы (по А.Б. Орлову) обучения. По второму вопросу студенты готовят сообщения по истории прав ребенка: «Законы об инфантициде 318 и 374 года». «Уложение 1649 и закон 1716 года». «Женевская декларация прав ребенка (1924г.)». «ООН и права ребенка». «ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка (1959г.)». «Конвенция о правах ребенка (1989г.)». «Декларация Всемирной встречи на высшем уровне «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». «Обязанности государства по защите материнства и детства». По третьему вопросу проходит тестовый опрос. В конце идет взаимопроверка и разбор неверных ответов. Основная литература: 1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. // Дошкольное воспитание. – 1991. - N 6. – С. 2 – 5.
3. Давыдова О.И. Азбука прав и ответственности. – Обруч – 2004.-№ 6.- С.21-23.
5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 2002. 6. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- С.71. 7. Конвенция о правах ребенка. // Советская педагогика. — 1991. — № 10. 8. О положении детей в Российской Федерации, 1996 год: Ежегодный государственный доклад. / Под общ. ред. Г.Н. Кареловой — М., 1997. 9. Права детства: учебно-методическое пособие/ Авторы-составители: Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В.: Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.- 120с. 10. Права ребенка доступно и интересно (фонд «Новые перспективы»).- М., 2001. 11. Рыбинский Е.М. Важный документ ООН // Педагогика. - 1992.- № 1-2.- С.3-1-13. Дополнительная: 1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. Пособие для учителя. – М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994. 2. Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В.Защита прав детства: Методические рекомендации для студентов и работников дошкольного образования / Под ред. канд. пед. наук. О.И. Давыдовой – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 46 с. 3. Институт уполномоченных по правам ребенка: Дайджест основных сведений по важнейшим проблемам в области прав ребенка. / UNICEF. Детский фонд ООН; Международный центр развития ребенка. Флоренция, Италия.— М.: Интердиалект, 1997. 4. Кремлевская И.Ю. Полушина А.Ю. Права ребенка (учебное пособие для начальной школы).- М.: ЗАО «Документ Центр- Алтекс», 2001. 5. Щеглова С. Н. Права детей и дети о правах: Социологический анализ. — М., 1998.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |