КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Продолжительность 4 часов
Лекция 3. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ЭТНОГРАФИИ ДЕТСТВА. Краткий конспект лекции: Своеобразие каждой науки, как известно, определяется ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. Этнология детства, прежде всего дошкольного детства, это комплексная междисциплинарная наука, в сравнительно-историческом аспекте изучающая особенности развития ребенка данной возрастной группы, специфику его социализации в условиях конкретной этнической культуры. Этнография детства - область этнографии, она связана с изучением проблем детства в различных культурах и тесно взаимодействует с историей, географией и культурой. При всем многообразии определений предмета этнографии детства и ее соотношений с другими науками два признака остаются постоянными: сравнительный подход, нацеленный на выявление вариаций культурных и социальных общностей, и целостный подход, единство образа жизни народов, особенно его традиционных и бытовых компонентов. С точки зрения того или другого подхода, детство является старейшим, традиционным объектом этнографических исследований. Детство - объект этнографии детства как науки. В современной философии, социологии, педагогики и психологии обобщенное понятие детство рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами, что диктует необходимость изучения его развития. Родоначальник современной истории детства является историк Ф.Ариес. Все ученые более - менее единодушны в оценке открытия детства, как особой ступени человеческого развития. Это соотносится с 17-18 веком, когда появляется новый образ детства, растет интерес к ребенку во всех сферах культуры, более четкими становятся хронологические и содержательные различия детского и взрослого миров и, наконец, за детством признается автономная, самостоятельная, социальная и психологическая ценность. В истории детства 70-90 годов 20 века просматриваются, два полюса. Одни авторы рассматривают образ ребенка и стиль его воспитания как продукт и объективацию социальных установок общества взрослых, другие, наоборот, видят в детском опыте ключ к пониманию жизненного мира и социального поведения взрослых. Хотя эти подходы в принципе взаимодополнительны, они представляют разные типы исследования и ориентируются на разные источники. Сравнительное изучение содержания и методов воспитания детей и его результатов у разных народов мира стало казаться важнейшим, а то и единственным способом проверки теоретических гипотез относительно взаимодействия культуры и личности. Литература: · Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. · Клявина И.И. Культура детства. - Учебное пособие: в 2ч. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2004-2005.- 300с. · Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336с. · Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М.: Изд-во УРАО, 1997. · Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов.- М. Аспект Пресс,1997.-448с. - (Программа "Высшее образование"). · Эльконин Б.Д. Кризис детства. - Вопросы психологии. - 1992.- № 3-4.
Раздел 2. Этнография родительства. Лекция 1. ЭТНОГРАФИЯ МАТЕРИНСТВА
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |