Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжительность 4 часов. 050707 «Педагогика и методика дошкольного образования»




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА

Специальность:

050707 «Педагогика и методика дошкольного образования»

050703.00 «Дошкольная педагогика и психология с доп. спец-тью»

(код) (наименование)

 

 

Ведущий лектор: Давыдова О.И. доцент, к.п.н., доцент

Ф.И.О., должность, уч. ст., уч.

 

Барнаул

 

Раздел 1. Предметная область этнографии детства

Лекция 1. ДЕТСТВО – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ НАРОДОВ.

Краткий конспект лекции:

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства. Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако, мы удивительно слепы по отношению к жизни и культуре «племени детей». Прямо под носом у взрослых они умудряются построить свой собственный мир: дети учатся жить на свете и формируют некоторые ценные навыки, необходимые для выхода в мир взрослой жизни. Главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры процесса развития ребенка в детстве и детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития и установление особенностей его движения к взрослому миру.

Мир детства - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Однако наше познавательное отношение к этому миру внутренне противоречиво. Интерес к детству, как к историческому прошлому, возникает лишь на определенном этапе индивидуального и социального развития, а любые представления о нем отражают весь пройденный нами жизненный путь, каким он представляется нашему сегодняшнему самосознанию.

Взрослый человек не может вернуться в свое детство, мир детских переживаний часто кажется ему таинственным и закрытым. В то же время каждый взрослый хранит память о своем детстве, его наследие в себе и не может даже при желании освободиться от него. Ребенок в свою очередь, не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого; его мысли, чувства, переживания являются производными от жизненного мира взрослых. Парадокс, выраженный формулой «мальчик - отец мужчины», повторяется в науках об обществе: общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрослой культуры.

В обществе все более остро вырисовывается задача углубления познания Детства (как носителя будущего), раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры процесса развития ребенка в детстве и детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития и саморазвития растущих индивидов.

Хотя термин детство давно используется в современной науке, его интерпретация очень широка.

Как особый социальный феномен детство исторично. На исторически разных этапах развития общества оно имеет не только разные емкость и структуру, но разным было и отношение к детству взрослых Изменения, происходящие с ребенком, выражаются не только в приобретении ребенком социальных норм, а в самом развитии социальных качеств, которые свойственны человеческой природе.

Разные культуры выделяют неодинаковое количество «возрастов жизни», причем очень часто не только для мужчин разных племен, но мужчин и женщин даже одного племени.

Литература:

· Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

· Зеньковский В.В. Психология детства //Детский сад. Управление. - 2005.- №16.- С.2-Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336с.

· Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М.: Изд-во УРАО, 1997.

· Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.

· Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. - Педагогика.- 1996.- № 6.

· Сапогова Е.Е.. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. Уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.