Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжительность 4 часов. Краткий конспект лекции:




Лекция 2. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИИ ДЕТСТВА

Краткий конспект лекции:

Информация о детях и детстве, накопленная к настоящему времени педагогикой, психологией, социологией и этнографией достаточно обширна. Отдельные элементы истории этнографии детства имеются в трудах по социальной истории, истории семьи, истории педагогики, в мемуарах и исторических биографиях. Довольно широко освещался мир детства в русской дореволюционной этнографии и фольклористике.

В 1920 году советские ученые Г.С. Виноградов, Н. И. Загляда, О.И.Капица существенно расширили эту тематику, выдвинув изучение народной педагогики и детского фольклора в качестве самостоятельной задачи этнографии и фольклористики. В 1970 году Геннадий Никандрович Волков чувашский педагог предлагает выделить отдельную отрасль знания – этнопедагогику, предметом которой будет народная педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, объективированное в обычаях, обрядах, детских играх и игрушках.

И.С. Коном в 1988 году, в классической монографии «Ребенок и общество» (историко-этнографическая перспектива) сопоставляя понятийный аппарат и фактические данные этнографии, истории, социологии, педагогики и психологии, анализирует природу возрастных категорий, соотношение целей и средств воспитания, половые различия и особенности социализации мальчиков и девочек, специфику родительских чувств и отношений и взаимодействие отцовских и материнских функций в разных обществах Востока и Запада.

Изучение детства в этнографической перспективе было продолжено в работах Е.В. Субботского (1991), в которых затрагиваются проблемы воспитания и обучения детей у разных народов в различные исторические эпохи.

Несколько иное направление в этнографии детства представлено в трудах Г.М. Науменко, который собрал подлинные рассказы русских крестьян, хранителей самобытной народной культуры, языка, напевов, обрядов, посвященных зачатию и рождению, крещению и пестованию, вскармливанию и воспитанию ребёнка.

Большой вклад в становление этнографии детства внесла М.В. Осорина (1999), вице-президент Петербургского общества психологов. Ее исследования традиций детской субкультуры и детского фольклора являются уникальными, и посвящены практически не изученной проблеме – освоению ребенком пространства окружающего мира и тем традиционным способам, которые создала для этого народная педагогика и детская субкультура. Образы детства в художественной литературе впервые у нас в стране были обобщены в статье М. Эпштейна и Е. Юркиной (1979). В педагогической антропологии тема этнографии детства получила несколько иное освещение. Через автобиографии (1998), мемуары (2000) людей прошлых поколений, Б.М. Бид-Бад и О.Е. Кошелева дают яркие, емкие представления о детском быте и играх, страхах и сомнениях, привязанностях и ссорах, об отношениях с родителями и учителями, сверстниками и друзьями.

Литература:

· Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

· Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336с.

· Кошелева О.Е. История детства: опыт зарубежной историографии // Педагогика. - 1996.- №3.- С.81-87.

· Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М.: Изд-во УРАО, 1997.

· Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов.- М. Аспект Пресс,1997.-448с. - (Программа "Высшее образование").

· Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624с. – «Gaudemus».

· Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука,1988.

· Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998.

· Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Издательство "Питер", 1999.-288с. (Серия "Мастера психологии")

· Сапогова Е.Е.. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. Уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.