Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Объем дисциплины и виды учебной работы вид учебной работы всего часов семестры Общая трудоемкость V




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость   V
Аудиторные занятия   V
Лекции   V
Практические занятия (семинары)   V
Лабораторные работы    
Самостоятельная работа   V
Курсовые работы/рефераты    
Вид итогового контроля: экзамен/зачет экзамен V

 

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Тематический план Лекции Практические занятия, семинары
  Тема 1. Предметная область этнографии детства      
  Тема 2. Этнография родительства.      
  Тема 3 Детская субкультура.        
  Тема 4. Символические образы детства в художественной литературе.      
  Тема 5. Этнография детской игры.      
  ВСЕГО    

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Предметная область этнографии детства

Детство неотъемлемая часть образа жизни народа. Предмет этнографии детства. Задачи курса. Методы изучения этнографии детства: письменные источники, устные предания, археологические материалы, сравнительное языкознание, ономастика, статистические методы, полевые исследования, биографический метод. Связь этнографии детства с этнографией, социологией, психологией, педагогикой и другими науками. Парадоксы детства.

История этнографии детства. Историко-социологическое и этнографическое изучение детства в российских и зарубежных исследованиях (Б. Малиновский, Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, И. Кон, С.Н. Щеглова). Кросскультурные исследования этнографии детства. «Проект шести культур». Метод исторической реконструкции. Три аспекта изучения детства (И.Кон). Психоистория детства Л. Демоза. Концепция преемственности культуры и конфликта поколений М. Мид. «Экология человеческого развития» У. Бронфенбренера. Права ребенка.

 

Раздел 2. Этнография родительства.

Родительство как социокультурный феномен. Родители и родительство. Материнство и отцовство в разных культурах. Перинатальная культура в традиционном и современном обществе. Изменение взаимоотношений родителей и детей в ходе истории. Социокультурные и психологические факторы родительского влияния на формирование личности ребенка.

 

Раздел 3 Детская субкультура.

Природа и явления детской субкультуры. Происхождение и сущность детской субкультуры. Детская субкультура как совокупное произведение детского и взрослого сообщества. Принципы этного- (внешнего) и эмного- (внутреннего) подхода в описании культуры детства.

Особенности детской субкультуры: динамизм и консервативность. Психологическое и социально-педагогическое значение детской субкультуры.

Элементы детской субкультуры. Детская игра, детский фольклор, детское общение три главные подсистемы детской культуры (М. Гудмэн). Дразнилки как вид детского фольклорного текста. Отговорки и остроты детей. Номинализм и артифициализм детских «страшилок». Детская магия: обряды и ритуалы.

 

Раздел 4. Символические образы детства в художественной литературе.

Детство в мировой художественной культуре. Образы детства, как отражение классовых, сословных, экономических стилей жизни и воспитания. Образы детства в российской и зарубежной художественной литературе: эстетические, социологические, этнологические, исторические, психологические, идеологические (И.С. Кон).

 

Раздел 5. Этнография детской игры.

Игра как феномен культуры. Межнациональные игры детей. Этнографические игры-близнецы. Пальчиковые игры. Методические приемы организации детских игр. Игра как форма инкультурации.

Орнаментальные компоненты игры. Орнаментальные компоненты игры: язык игры: понятийность (речевой словарь); музыка, ритмика, игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьевки, дразнилки, речевые подковырки, игровые аксессуары (костюмы, бутафория, атрибуты).

 

 

5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Колич-во экземпляров Место хранения
Основная литература
1. Этнография детства в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Давыдова О.И. Учебное пособие для студентов Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 113с.   Библиотека БГПУ
2.Ребенок и общество Кон И.С. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336с.   Библиотека БГПУ
3. Возрастная психология Обухова Л.Ф. Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.- С.333.   Библиотека БГПУ
4. Голос детства из дальней дали… (игры, магия, миф в детской культуре. Чередникова М.П. Научное издание М. - 2002.- 265с.   Библиотека БГПУ
5. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства.   Сапогова Е.Е.   Уч. пос. для высшей школы. М.: академический проект, 2004.— 496с.   Библиотека БГПУ
6. Культура детства Клявина И.И. Учебное пособие: в 2ч. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2004-2005.- 300с.   Библиотека БГПУ
Дополнительная литература
1.Культура и мир детства.   Мид М. Научное издание М.: Наука,1988.-242с   Библиотека БГПУ
2. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Абраменкова В.В Научное издание М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.-   Библиотека БГПУ
3. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Осорина М.В.     СПб.: Издательство "Питер", 1999.-288с. (Серия "Мастера психологии").   Библиотека БГПУ
4. Ребенок открывает мир. Субботский Е.В.     М.: Просвещение,1991.   Библиотека БГПУ
               

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.