Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методический комплекс курса по выбору




СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные аудитории, оборудованные мебелью для проведения лекционных и семинарских занятий;

- технические средства обучения (видеомагнитофон, DVD-плеер);

- учебно-методические пособия;

 

7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

Примерные контрольные вопросы:

1. "Как любить детей" - таково название книги замечательного польского педагога-подвижника и детского врача Януша Корчака. Как вы думаете, почему вопрос, вынесенный в это название, до сих пор остается открытым для взрослого сообщества?

2. Как вы уже знаете, взрослый (педагог) выполняет особую посредническую миссию, являясь для ребенка выразителем традиций, норм и законов человеческой культуры, человеческого общества. Но него же возложена и другая, не менее важная, форма посредничества, которой обычно (в теории и на практике) уделяется значительно меньшее внимание. О ней пишет известный японский дошкольный педагог Инуи Такаси: "Воспитателей, на мой взгляд, следует отнести к факторам особого рода. Потому что, находясь постоянно рядом с детьми, они должны выступать как их представители и посредники, действуя в их интересах, вместе с ними, ради них. В идеале все окружающие ребенка взрослые люди должны действовать как его полномочные представители. И конечно, именно так должны понимать свои функции мать и воспитатель"

Попробуйте прокомментировать эту, на первый взгляд, простую и очевидную мысль.

3. Что, по-вашему, есть мнимая и истинная свобода воспитания и развития?

4. Приведите собственные примеры амплификации и симплификации детского развития.

5. Дайте толкование следующим фактам:

А. В свое время исследовательница-этнограф Маргарет Мид обнаружила, что у детей, принадлежащих к архаическим культурам (в частности, у детей Самоа), отсутствует столь привычный для европейцев кризис подросткового возраста.

Б. Первоначально функции воспитания подрастающих поколений закреплялись не за семьей, а за другими общественными институтами и группами, которые готовили подрастающие поколения к вступлению полноценную производственную и гражданскую жизнь. Так, в архаических обществах обряды инициации производились шаманами, жрецами и кругом посвященных лиц. Позднее воспитательные функции осуществлялись религиозными, военными, ремесленными, торговыми и др. кастами, которым родители перепоручали своих детей. С этим же связаны и исторические корни системы пансионов, зародившейся в Германии и Англии еще в YI-YIII вв. Правда, в некоторых случаях семейное воспитание сохраняло свою ключевую роль, как это было при домостроевском укладе на Руси. Однако и здесь ребенок выступал как лишенный автономии элемент домашнего микрокосмоса, из которого отец - воспитатель, трудовой наставник и духовник в едином лице - создавал будущего работника и семьянина.

6. Как вы уже знаете, развитие детства в истории культуры происходило путем качественной перестройки его структуры - включения в него новых возрастных периодов (дошкольный, младший школьный, подростковый и др.), в результате чего меняется характер уже сложившихся. Возможно ли в исторической перспективе возникновение новых возрастов, пока не известных человечеству? Если возможно, то, какие это могли бы быть возрасты?

7. Несомненно, что любой тип деятельности - игра, учение и др. - задается детям активными членами общества - взрослыми людьми. Однако означает ли это, что дети лишь осваивают его (пусть даже творчески)? Почему ребенка правомерно считать субъектом подобной деятельности?

8. Попробуйте определить практическое значение идеи самоценности детства?

9. Когда за детством признается автономность, самостоятельность, социальная и психологическая ценность? Подберите цитаты и высказывания ученых о самоценности детства.

10. Проинтерпретируйте известные вам феномены детской субкультуры.

11. Вы уже знаете, что подлинным субъектом развития не являются не ребенок ни педагог сами по себе; таковым правомерно считать целостную систему "педагог - ребенок". Однако критерии развития для каждого из ее "компонентов" все равно останутся разными. Каким же образом можно прослеживать общую динамику развития данной системы? Какие единые показатели при этом должны быть взяты за основу?

12. С какими из приведенных ниже утверждений вы согласны, а с какими - нет, и почему?

А. Роды в барокамере и последующее пребывание новорожденного в ней положительно влияет на его последующее развитие.

Б. Легкие стрессы беременной женщины необходимы и даже полезны для будущего ребенка, так как разнообразят его ощущения, повышают его жизненную устойчивость.

В. Новорожденного ни в коем случае нельзя перегружать лишней избыточной информацией. В присутствии малыша следует произносить лишь те слова, смысл которых он начнет понимать в первую очередь ("мама", "папа", "дай", "на" и др.).

Г. Общительность ребенка - это не предпосылка, а результат его развития.

13. Молодые родители часто ждут от новорожденного взаимности в проявлении человеческих чувств. Почему эти ожидания не сбываются?

14. Взрослый не должен скупиться в выражении эмоций по отношению к младенцу. Однако во второй половине первого года жизни общение, построенное на началах сугубо эмоционального контакта, может тормозит психическое развитие. Почему?

15. Как вы думаете, почему ребенку столь необходимо общение не только со взрослыми и сверстниками, но и с детьми других возрастов? Чему может научить пятилетнего трехлетний?

16. В каких случаях духовная общность является предпосылкой общения, а в каких - его итогом.

17. Опишите этнографические игры-близнецы, имеющие схожие сюжеты, но встречающиеся у разных народов.

18. Назовите основные причины происхождения игрушек. Обоснуйте их. Какие современные изменения можно отметить в персонажах детских игр, как это сказывается на игрушках?

19. Подберите примеры орнаментальных компонентов игры (игровые жесты, «говорилки», считалки, речевки и т.д.) встречающееся в разных культурах.

20. Запишите варианты текстов детского фольклора, детских ритуалов, магии, которые бы отражали главные свойства детской субкультуры.

7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:

Варианты проверочных работ.

Вариант 1. Детство неотъемлемая часть образа жизни народа.

1. Предмет этнографии детства.

2. Задачи курса.

3. Методы изучения этнографии детства.

4. Парадоксы детства.

 

Вариант 2. История этнографии детства.

Историко-социологическое и этнографическое изучение детства в работах:

Б. Малиновского, Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, И. Кон, С.Н. Щегловой, Обуховой М.В., Чередниковой М.П., Науменко И.. Абраменковой В.В.

Составить аннотацию на каждую работу (по выбору).

 

Вариант 3. Кросскультурные исследования этнографии детства.

1. «Проект шести культур» Д. и Б. Уайтинг

2. Метод исторической реконструкции.

3. Три аспекта изучения детства (И.Кон).

4. Психоистория детства Л. Демоза.

5. Концепция преемственности культуры и конфликта поколений М. Мид.

6. «Экология человеческого развития» У. Броннфенбренера.

 

Вариант 4. Права ребенка.

  1. «Законы об инфантициде 318 и 374 года».
  2. «Уложение 1649 и закон 1716 года».
  3. «Женевская декларация прав ребенка (1924г.)».
  4. «ООН и права ребенка».
  5. «ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка (1959г.)».
  6. «Конвенция о правах ребенка (1989г.)».
  7. «Декларация Всемирной встречи на высшем уровне «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».
  8. «Обязанности государства по защите материнства и детства».

Студенты готовят сообщения по истории прав ребенка (по выбору).

 

Вариант 5. Этнография родительства.

1. Материнство в разных культурах.

2. Отцовство в. разных культурах.

3. Перинатальная культура в традиционном и современном обществе.

 

Вариант 6. Детская субкультура.

1. Происхождение и сущность детской субкультуры.

2. Детская субкультура как совокупное произведение детского и взрослого сообщества.

3. Принципы этного- (внешнего) и эмного- (внутреннего) подхода в описании культуры детства.

Вариант 7. Элементы детской субкультуры.

1. Дразнилки как вид детского фольклорного текста.

2. Отговорки и остроты детей.

3. Номинализм и артифициализм детских «страшилок».

4. Детская магия: обряды и ритуалы.

 

Вариант 8. Символические образы детства в художественной литературе.

1. Образы детства, как отражение классовых, сословных, экономических стилей жизни и воспитания.

2. Образы детства в российской и зарубежной художественной литературе: эстетические, социологические, этнологические, исторические, психологические, идеологические.

Подготовить сообщение по каждому направлению (по выбору).

 

Вариант 9. Этнография детской игры.

1. Игра как феномен культуры.

2. Межнациональные игры детей.

3. Этнографические игры-близнецы.

4. Детские пальчиковые игры.

 

Вариант 9. Орнаментальные компоненты игры.

1. Язык игры: понятийность (речевой словарь); музыка, ритмика, игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьевки, дразнилки, речевые подковырки.

2. Игровые аксессуары (костюмы, бутафория, атрибуты).

Подобрать примеры орнаментальных компонентов игры.

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования»

Программу составила: Давыдова О.И. к.п.н., доцент, БГПУ

 

Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры Дошкольного образования

 

____________________________ Протокол № ___1____ от ____04.09.2007____

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

 

Кафедра

Дошкольного образования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.