Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие 1. Продолжительность 4 часа




Продолжительность 4 часа

Цель: выявление вербальной агрессии у детей 6-7 лет (по методике М.П.Горбатовой).

Задание. Студенты предлагают детям специальные карточки (с рисунками, изображающими определенную ситуацию), задают ребенку вопросы: «Как бы он поступил, если бы другой ребенок: «игру портил», «обижал младших», «обманывал», «был неверен в дружбе», «трусил», «ябедничал», «плакал без причины», «был неряшлив, неопрятен?». Вопросы задаются по очереди, каждый показ сопровождается комментарием. Записывают ответы, предлагаемые детьми, подсчитывают соотношение дразнилок и других предложенных действий или словесных формулировок. Заполняют таблицу на каждую опрошенную группу детей (не менее 5 детей) в соответствии с предложенным образцом (см. приложение 2).

Практическое задание 2

Продолжительность 4 часа

Цель: Закрепить представление студентов о функциях дразнилок.

Задание: Проанализируйте предложенные детьми дразнилки и прозвища. Определите их классификацию (контактные дразнилки, регулирующие, театральные дразнилки, дразнилки испытания социальной прочности члена детской группы, оскорбительные дразнилки). Предложите ситуацию, когда могут быть использованы данные дразнилки и прозвища. Могут ли эти дразнилки быть использованы детьми для определения социального статуса ребенка в группе? Могут ли некоторые из них быть использованы воспитателем?

Занятие проводиться после того, как были составлены таблицы с предложенными детьми дразнилками и прозвищами.

Литература:

1. Давыдова О.И. Дразнилки как вид детского фольклорного текста. – Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международной. науч. - практ. конф. Вып.6 / Под. Ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой.- Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2005.-С.167-171.

2. Давыдова О.И. Использование дразнилок в игровом тренинге коммуникативных умений детей дошкольного возраста // Фольклорно-исполнительная деятельность как фактор формирования личности в системе образования. - Барнаул, 1999.- С.34 - 36.

 

Практическое задание 3.

Продолжительность 4 часа

Цель: Выявить умение детей 6-7 лет отвечать на вербальную агрессию с помощью отговорок (специальных словесных штампов).

Задание: Студенты наблюдают за тем, как часто дети в группе используют отговорки в ответ на вербальную агрессию со стороны других детей (в сюжетно-ролевой игре, на прогулке, в общении).

Предлагают детям специальные карточки с проблемными ситуациями и текстами дразнилок (которые озвучивают сами студенты). После чего фиксируют ответы детей (каждый студент опрашивает не менее 5 детей). После этого классифицирует отговорки по М. Осориной.

Тема 4. Символические образы детства в художественной литературе.

Семинар 1. Художественный образ детства в российской и зарубежной литературе.

Продолжительность 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Образы детства, как отражение классовых, сословных, экономических стилей жизни и воспитания в русской и зарубежной литературе.

2. Художественные образы детства с точки зрения этнологии (отличие североамериканского детства от русского, немецкого, английского и т. п.).

Ход проведения семинарского занятия:

Студенты готовят сообщения, используя предложенную литературу. На занятии сообщения заслушиваются, составляется короткое резюме.

Основная литература:

1. Психология детства в художественной литературе XIX-XX веков. Хрестоматия-практикум / Сост. и предисл. Г.А. Урунтаевой, биогр. очерки М.В. Наумлюкт М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352с.

2. Эпштейн Н.М., Юкина Е. Образы детства. - Новый мир.-1979, №12.

3. Детство в мировой художественной культуре.- Дошкольное воспитание. 1998.- №11.- С.22.

4. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (16-18в.в.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства.- М.: Изд-во УРАО,2000.

5. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. М.,1998.

Дополнительная:

· Твен М. Приключение Т. Сойера и Г. Фина.

· Линдгрен А. Приключения Эмиля из Леннеберга.

· Мало Г. Без семьи.

· Полякова Т. Листья будущего лета.

· Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста.

· Короленко В. Дети подземелья.

Тема 5. Этнография детской игры.

Практическое занятие 1 Этнография и археология детских игр и игрушек.

Продолжительность 6 часов

Вопросы для обсуждения:

1. Происхождение игрушек.

2. Этнографические игры-близнецы.

3. Орнаментальные компоненты игры.

Ход проведения практического занятия: Студенты готовят выставку-презентацию детских игрушек, рассказывают об их происхождении. Проводят по картотеке любые этнографические игры-близнецы, используя орнаментальные компоненты: музыку, игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьевки, дразнилки, речевые подковырки, игровые аксессуары (костюмы, бутафория, атрибуты).

 

Самостоятельная работа:

  1. Студенты готовят карточки с этнографическими играми-близнецами.
  2. Записывают тексты детских считалок, которые подчеркивают динамизм и консерватизм детской субкультуры.
  3. Участвуют в образовательном проекте «Мир детской культуры в фотографиях столетий» кафедры дошкольного образования БГПУ. Определяя тему исследования самостоятельно.
  4. Студенты проводят о прос детей, выясняя какие пальцевые игры им известны. При записи игры следует отметить:

1 дату записи;

2 место записи;

3 ФИО, возраст показавшего игру (также записать, где он родился и с какого года проживает в данной местности);

4 дети, какого возраста играли в эту игру, были ли варианты игры для детей младше и старше;

5 спонтанные комментарии рассказчика.

Дополнительные вопросы к рассказчику:

1. Были ли у детей «тайные языки жестов»? (Самые интересные жесты можно зарисовать или описать).

2. Были ли пальцевые игры только для мальчиков? Только для девочек?

3. Были ли какие-то игровые занятия для пальцев при обучении детей плетению, кружевоплетению, другим ремеслам? («Паучок», «Колечко», другие?)

4. Были ли пальцевые игры, сопровождающиеся песнями? (Если да, и игра удовлетворяет требованиям программы, то желательно сделать запись на диктофон или записать ноты).

Основная литература:

1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? (Современный ребенок в игровой цивилизации). М., 2001.

2. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. - № 4, 1998.

3. Презентация игры (этнография и археология детских игр и игрушек) // Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в детском саду. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- С.73-80.

4. Давыдова О.И. Мир детской культуры в фотографиях столетий. – Обруч- 2004.-№ 2.- С.14-15.

5. Народные игры: методические рекомендации для студентов и работников дошкольного образования к практикуму-семинару по программе «Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиционной культуры народов Алтая» ДОУ № 217 / Под ред. О.И. Давыдовой. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.-20с.

6. Куклы мира / Вед. Ред. Е Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. - М.: Аванта +,2003.

7. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: "АЛЕФ" Гуманитарный Центр, 1992.

8. Шмаков С.А. Игры учащихся как феномен культуры. - М.: Новая школа,1994.

9. Рузина М.С. Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр. - СПб, «Кристалл», 1997.

10. Детские пальчиковые игры (по материалам М. Рузиной, С. Афонькиной) // Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в детском саду. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- С.73-80.

Дополнительная:

1. Вуарен М. Что такое игра? // Культура. - 1982. - № 4.

2. Литвинский П.А. Игрушки, их назначение и выбор// Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. XIII.- СПб, 1899.- с.4 - 44.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

 

Кафедра

Дошкольного образования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.