Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские социальные сети 23 страница




Progressivity of women's movement for social development (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Женщины в лабиринте равноправия. М., 1998. 405 с.
Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1998. 78 с.
Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и инновации. М., 2000. 182 с.
Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 - 1917). М., 1994. 136 с.

Профессиональная сегрегация по признаку пола - это неравномерное распределение женщин и мужчин в экономике. Профессиональная сегрегация, с одной стороны, является одним из основных ресурсов создания гендера (создания между полами различий, которые не являются естественными, сущностными или биологическими) (Уэст, Зиммерман. С. 193-220); с другой стороны, профессиональная сегрегация сама формируется под воздействием гендерной системы, существующей в обществе. Одним из основных последствий профессиональной сегрегации оказывается неравенство доходов и социальных позиций между полами. Как правило, женщины гораздо чаще мужчин заняты на работах, отличающихся незначительными возможностями карьерного продвижения, невысокой заработной платой и нестабильностью с точки зрения занятости. Замечено, что отнесение тех или иных профессий к "женским" или "мужским" изменяется во времени и в пространстве. То есть профессии, которые считаются "женскими" в одном обществе, могут считаться "мужскими" в другом, а профессия, бывшая одно время "мужской", может под влиянием ряда факторов постепенно перейти в разряд "женских" и наоборот. Переход "мужской" профессии в "женскую" и наоборот может происходить:
во-первых, из-за изменения политической ситуации в стране (социальные катаклизмы: войны, революции) и проводимой государством социальной политики;
во-вторых, из-за изменения социально-экономической ситуации в стране и мире:
а) в связи с появлением новых отраслей народного хозяйства, что продиктовано развитием науки и техники, процессами глобализации экономики. Это влечет за собой создание новых рабочих мест, появление новых профессий, переоценку уже существующих рабочих мест и профессий;
б) в связи с изменением условий хозяйствования. Здесь имеется в виду переход от одной схемы организации экономики к другой. Например, смена командно-административной системы на рыночную;
в-третьих, трансформация "мужской" профессии в "женскую" или "женской" в "мужскую" может быть обусловлена изменением представлений о "мужском" и "женском" в обществе.

Occupational sex segregation (англ.)

Литература:

Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М. 1998.
Российский статистический ежегодник. М., 1998.
Уэст К., Зиммерман Д. Создание Гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 193-220.
England Paula. Wage Appreciation and Depreciation: A Test of Neoclassical Economic Explanations of Occupational Sex Segregation // Class, Race and Gender: Social Stratification in Sociological Perspective. San Francisco, Oxford, 1994. P. 590-603.
Reskin Barbara and Padavic Irene. Women and men at work. London: Pine Forge press, 1994.
Women and men in Russia 2000. M., 2000.
Young Brigitte. Globalization and Gender: a European Perspective // Gender and Work in Transition. Hanover, 2000. P. 25-44.

Психоанализ - метод лечения психических заболеваний, разработанный в конце ХІХ - начале ХХ века З. Фрейдом. Психоанализ представляет собой комплекс теорий, включивший в круг психических процессов не только сознание, что было общепризнанным ранее, но и бессознательное. В соответствии с расхожим утверждением Фрейда, в бессознательном сосредоточено все зло человеческой души. Впоследствии, вместе с тем, признавалось, что этические проблемы решаются также на бессознательном уровне, поскольку идеальное "Я" является наследником Эдипова комплекса, из которого выросли, по мнению Фрейда, все религии.

Поводом для создания метода стало лечение одной пациентки другом Фрейда - Брейером, известной под именем Анны О., у которой наблюдались истерические симптомы. Позже психоанализ был распространен и на другие симптомы психических нарушений. Фрейд столкнулся с сопротивлением врачей в вопросе существования истерии у мужчин, поскольку истерия признавалась следствием нарушений женской половой системы. Вероятно, еще и поэтому такую существенную роль в психоанализе играла сексуальность, а бессознательное ассоциировалось с женским. Однако первые успехи психоанализа были связаны с лечением разнообразных расстройств у мужчин.

Долгое время, особенно в советской психологии, было принято считать психоанализ биодетерминистской (см. Биодетерминизм)теорией в силу определяющей роли сексуальности и тезиса Фрейда о том, что "анатомия - это судьба". Однако Лакан - "французский Фрейд" - внес существенные коррективы в этот вопрос. Основной мишенью для него стал "гуманизм", предполагавший изначальное существование субъекта. Лакан сделал акцент на том, что субъект - достаточно поздно формирующаяся психическая инстанция, важнейшим для которой является функционирование желания. Через невозможность реализации желания, восприятие разнообразных культурных запретов и формируется субъективность. Определяющую роль в этом играет овладение языком, поэтому "бессознательное структурировано как язык", откуда следовал вывод, что все главные психические функции сформированы по мере вхождения в культуру - следовательно, социально детерминированы. Это связано с тем, что Эдипова стадия (см. Эдипов комплекс), на которой было сосредоточено внимание Фрейда, не является самой ранней стадией в развитии человека. Но именно на ней формируются определяющие психические инстанции - Оно, Эго и Супер-Эго. В силу анатомических особенностей женщины, Фрейд считал ее Супер-Эго относительно слабым. В среде психоаналитиков споры по этому поводу ведутся до сих пор. С формированием Супер-Эго связано также функционирование бисексуальности, которая считается присущей любому человеку.

В феминизме можно встретить разное отношение к психоанализу. Феминистская критика в равной степени была направлена как на основные положения психоанализа, так и на использование его в русле критики патриархатной (см. Патриархат) системы. Первыми, кто обратился к психоанализу, были Кейт Миллет и Суламифь Файерстоун, подвергшие его критике за сведение психического к биологическому и создание "идеологического прикрытия" для подавления женщин. Другие исследовательницы, например, Джулиет Митчелл и Жаклин Роуз обратили внимание на лакановскую трактовку, в соответствии с которой сексуальность, по-прежнему игравшая в психоанализе важную роль, также должна быть признана социально сформированной. Кроме теории Лакана, значительную роль в феминистской теории играет также теория объектных отношений одной из последовательниц Фрейда - Мелани Кляйн.

Американские феминистские исследовательницы взяли на вооружение наиболее радикальную часть психоанализа - теорию бессознательного, в отличие от своих умеренных соотечественников, развивавших эго-психологию. Кроме этого, в рамках феминизма успешно развивается феминистский психоанализ, представленный именами Элизабет Гросс, Люс Иригарэй, Катрин Клеман, Элен Сиксу, Сары Кофман, Десики Бенджамен, Джейн Геллоп. Основной проблематикой, развиваемой в этом русле, является женское желание. Главная ценность психоанализа для феминисток состоит с том, что он сделал возможным обсуждение проблем сексуальности и пола, которые до этого оставались скрытыми. Наиболее известными исследовательницами как в кругу психоаналитиков, так и феминисток, использовавшими в построении своих теорий психоанализ, являются Кэрол Гиллиган и Нэнси Ходоров. Однако феминистки критикуют Гиллиган за эссенциализм. Феминистская психотерапия критически относится к психоанализу и пытается выработать самостоятельную технику.

Одной из спорных проблем, связанных с психоанализом, являются отношения власти, складывающиеся в процессе терапии. С одной стороны, роль аналитика оказывается главенствующей, и пациент должен лишь следовать за ним. Но с другой стороны, аналитик является фактически наемным работником, обслуживающим интересы клиента, решающим его проблемы. И наконец, еще один аспект, касающийся власти, связан с тем, что диктаторы, такие как Сталин и Гитлер, относились к психоанализу враждебно, поскольку для них было очень подозрительным допущение о существовании неких неконтролируемых сил.

Психоанализ оказал влияние на широкий круг гуманитарных дисциплин и в настоящее время является междисциплинарным направлением. Но, несмотря на широкое распространение, психоанализ по-прежнему считается "невозможной профессией".

Psychoanalysis (англ.)

Литература:

Жеребкина И. Феминизм и психоанализ // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
Митчелл Дж. Женская сексуальность. Введение // Гендерные исследования, 1/1998: Харьковский центр гендерных исследований.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психодинамические теории личности. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн. 1-2. Тбилиси: Мерани, 1991.
Он же. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.
Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.: Прогресс. 1991.

Психология гендерных отношений - это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.

Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии. Психология гендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опирается на социологию пола, а в социальной психологии - на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений.

Современная социальная психология оказалась наиболее подготовленной дисциплиной для восприятия и развития гендерной проблематики, так как она изучает не только отношения типа "личность-личность" и "личность-группа", но и отношения типа "группа-группа", "личность-общество (государство)" и "личность-культура". Психология гендерных отношений - это новое исследовательское поле, где смыкаются в процессе изучения все основные элементы социально-психологической реальности.

Структура и система основных понятий психологии гендерных отношений задана несколькими уровнями анализа гендерных отношений.

Так, на макросоциальном уровне анализируются отношения в системе: "личность - общество, культура", "группа - общество, культура". Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами гендерных отношений - гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений.

На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе "группа - группа". Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.

На уровне межличностных отношений объектом анализа является система "личность - личность", "личность - группа". Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками.

На интраиндивидном (внутриличностном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Гендерный аспект внутриличностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.

Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии гендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.

Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений - гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия).

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на том, что противопоставление и "очевидная" неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.

Psychology of gender relations (англ.)

Литература:

Джерджен К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N 3-4.
Они же. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. N 6.
Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М.,1999.
Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура. М., 1999.
Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.
Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. Р. 49-81.
Hare-Mustin R. J., Marecek J. On making a Difference // Making a Difference: Psychology a the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 1-21.
Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64.
Unger R. K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 102-149.

Психология половых различий - раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и особенностей поведения представителей мужского и женского пола.

В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания. Тщательно проведенный анализ результатов многочисленных исследований, посвященных изучению различий в психологических характеристиках мужчин и женщин и особенностях их поведения, показал, что психологических различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические способности, а у женщин - вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Не было доказано в отношении женщин, что они более тревожны, импульсивны, аккуратны, имеют более низкую самооценку, чем мужчины. В отношении мужчин не доказано, что они более активны, чем женщины, предприимчивы, самодостаточны, независимы, легко принимают решения, любят математику и науку, неэмоциональны.

В истории развития проблематики половых различий в зарубежной психологии выделяется ряд этапов:

1) В 1910-20-х годах XX века все немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводились под рубрику психология пола (psychology of sex), причем пол зачастую отождествлялся с сексуальностью.

2) В 1930-60-е годы психологию пола сменила психология половых различий (sex differences), которые уже не сводились к сексуальности, но большей частью считались заданными природой.

3) В конце 1970-х годов, по мере того, как круг исследуемых психических явлений расширялся, а биологический детерминизм (см. Биодетерминизм) ослабевал, этот термин сменился более мягким - различия, связанные с полом (sex related differences).

4) В 1980-х годах их стали называть гендерными различиями (gender differences), которые могут вообще не иметь биологической основы.

Похожие этапы в развитии направления, связанного с изучением психологических различий между мужчинами и женщинами, можно выделить и в отечественной психологической науке:

1) До 1970-х годов в советской психологии проблемы половой дифференциации почти не изучались, а те крайне малочисленные работы, которые были опубликованы, относились к психологии пола и отождествлялись с вопросами сексуальных отношений (преимущественно супружеских).

2) В 1970-80-е годы стали появляться редкие работы, в которых ставились специальные задачи, связанные с изучением различий между полами. Это направление определялось как психология половых различий, а основные выявленные различия считались биологически детерминированными.

3) И лишь в 1990-е годы в отечественной психологии стали проводиться исследования, ориентированные на изучение гендерных различий, не обусловленных биологическим полом.

Таким образом, в истории изучения проблемы половой дифференциации можно выделить два периода: догендерный и собственно гендерный.

Исследовательским итогом догендерного периода явился перечень тех половых различий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях, другими словами, представители психологического сообщества пришли к согласованному мнению по поводу наличия этих различий (о них сказано выше).

Особую важность приобретал вопрос о природе выявленных психологических различий между полами. В рассматриваемый период (на Западе до 1980-х, а в России до 1990-х годов) дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социокультурной и социобиологической.

Согласно социокультурной модели, половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения традиционным женским и мужским ролям.

В рамках социобиологической модели половая дифференциация - универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Анатомо-физиологические различия между полами настолько очевидны, что обусловленность психологических различий главным образом биологическими факторами представляется весьма возможной.

В догендерный период социобиологическая модель половой детерминации была более популярна, ее принимало значительное число и зарубежных, и отечественных ученых.

Следующий период в развитии психологии половых различий - гендерный - знаменовался акцентированием внимания на социокультурной парадигме. Феминистски ориентированные психологи стремились доказать, что основными детерминантами в общем-то немногих научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы. Для утверждения данной точки зрения использовались следующие системы доказательств: первая система доказательств строилась на анализе общепринятой процедуры психологического исследования, вторая - опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями разного пола в динамике.

Гендерные и женские исследования в психологии убедительно продемонстрировали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий. Многие из существующих различий в чертах личности людей мужского и женского пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Феминистская критика результатов психологических исследований половых различий доказала, что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если будут приняты социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление.

Самые последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, в рамках которого акцент сделан не на измерении и описании гендерных различий, а на анализе процесса их конструирования. Другими словами, гендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс. Акцент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования, это преимущественно качественные, а не количественные методы, среди которых основным является анализ дискурсивных практик, как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности.

Psychology of sex differences (англ.)

Литература:

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2.
Клецина И. C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
Кон И. С. Обсуждение темы "Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР" // Гендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований. С. 27-33.
Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 562-605.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 119-130.
Bee H. L. & Mitchel S. K. The Developing Person: A Life-Span Approach. 2nd ed. New York, 1984.
Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. P. 49-81.
Eagly А. Н. Sex differences in social behavior: social-role interpretation. Hilsdale, NJ: Erbaum, 1987.
Friedman L. Mathematics and the gender gap. Review of Educational Research, 59, 1989. Р. 185-213.
Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64.
Lott B. Dual nature of learned behavior: The challenge to feminist psychology // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 65-101.
Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974.
Montuori A. A. Evolutionary competence: creating the future. Amsterdam, 1989.

Работа - сознательная и целенаправленная деятельность, ориентируемая на создание материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение. Синонимом понятия работа в русскоязычном дискурсе может служить понятие труд (Маркович. С. 160). В отличие от отдыха, работа не направлена на расслабление и развлечение человека, делающего ее. Вместе с тем, работа не исключает психологического удовлетворения от ее выполнения. Континуум (непрерывное множество) работ, которые существуют в обществе, образует сферу занятости. Работы "находят" своих исполнителей при помощи институтов брака, семьи и родства, социальных сетей, рынка труда и т. д.

Трактовка понятия работа как оплачиваемой деятельности в сфере публичного подвергается критике со стороны теоретиков феминизма, так как неоплачиваемая деятельность, в том числе неоплачиваемая деятельность в сфере приватного также может быть направлена на создание материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение. Так, к работе относится волонтерская деятельность; деятельность в рамках домашнего хозяйства; деятельность по вынашиванию, рождению и воспитанию ребенка; деятельность по поддержанию социальных сетей семьи; деятельность по осуществлению заботы. Сравнительно недавно стали рассматривать в качестве работы деятельность человека по поддержанию своего внешнего вида в соответствии с социальными идеалами телесности и моды и деятельность по осуществлению эмоциональной поддержки (Andolsen. P. 448-455).

Признание вышеперечисленных видов деятельности в качестве работ делает видимым женский труд, ведь их основными исполнителями являются женщины. Признание деятельности в качестве работы может быть выражено в том, что ранее неоплачиваемая деятельность начинает оплачиваться. Сегодня феминистками активно обсуждается вопрос об оплате работ в рамках домашнего хозяйства.

В нашем и не только в нашем обществе существует разделение труда (работ) по признаку пола. На рынке труда это явление выражается в профессиональной сегрегации по признаку пола. Статистика показывает, что среди оплачиваемых работ "женские" работы, то есть работы, исполняемые в основном женщинами, как правило, оплачиваются ниже, чем "мужские". Замечено, что переход работы из лагеря "мужских" в лагерь "женских" сопряжен с понижением ее статуса и оплаты (Reskin and Padavic). Феномен разрыва в оплате "женских" и "мужских" работ в англоязычной литературе получил название earning gap.

Процессы глобализации и НТР привели к появлению новых форм организации работы. Так, все большее распространение получает работа на расстоянии (tele-work). Данная форма организации работы предусматривает большую степень автономности непосредственного исполнителя от нанимателя. Исполнитель не привязан к определенному рабочему месту и сам составляет свой график работы. Главное - сдать работу к назначенному сроку. Существует небесспорное мнение, что работа на расстоянии является одним из оптимальных способов для женщины совместить оплачиваемую работу и неоплачиваемую работу в рамках домашнего хозяйства.

Work (англ.)

Литература:

Маркович Данило Ж. Социология труда. М.: РУДН, 1997.
Andolsen B. H. Work // A Companion to Feminist Philosophy. Blackwell, 1998. P. 448-455.
Notz Gisela. Shaping the future of work // Gender and Work in Transition. Hanover, 2000. P. 123-131.
Reskin Barbara and Padavic Irene. Women and men at work. London: Pine Forge press, 1994.
Tilly Chris and Tilly Charles. Capitalist Work and Labor Markets // The Handbook of Economic Sociology. Princeton University Press, 1994. P. 283-312.
Women and men in Russia 2000. M., 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.