Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские социальные сети 22 страница




Третья переменная - доступ к возможностям в области политики и участию в принятии политических решений. В этой сфере факты поражают еще больше, чем в области экономики. Политика продолжает оставаться камнем преткновения для женщин, хотя ни публичные выступления, ни способность представлять мнения электората, ни искусство завоевания доверия общественности не требуют наличия исключительно мужских черт.

Одним из лучших показателей степени участия женщин в политической жизни может служить показатель доли представленности в муниципальных советах, однако эти данные имеются далеко не во всех странах. Для ПРВЖ была предложена переменная представительства как в верхней, так и в нижней палатах парламента.

Эти три элемента имеют одинаковую ценность при формировании ПРВЖ. Вовсе не предполагается, что этот показатель будет иметь статус предписываемого индекса с попыткой установления каких-то универсальных норм в области культуры. Основное значение имеет не достижение определенного процента представленности в отдельных политических или экономических областях. Эти последствия могут вызываться наличием структурных препятствий к доступу женщин в эти области. Либо они могут быть результатом выбора - как со стороны мужчин, так и со стороны женщин - их предпочтительных ролей в обществе. Этот вопрос должны решать граждане каждой страны в отдельности.

В 1998 г. ПРООН рассчитала ПРВЖ для 70 стран мира (Доклад о развитии человека 2000). В первую пятерку попали Норвегия, Исландия, Швеция, Дания и Финляндия. Среди стран СНГ только Российская Федерация (53-е место) и Украина (55-е место) имеют такой показатель. И последние пять мест в рейтинге стран по ПРВЖ занимают Шри-Ланка, Бангладеш, Египет, Иордания и Нигер.

Почти во всех странах еще очень многое предстоит сделать в направлении достижения равенства мужчин и женщин (см. Равенство полов). Что касается равенства выбора в рамках экономического или политического участия, то промышленно развитые страны не обязательно играют ведущую роль. Областями, где прогресс в развитии гендерной справедливости почти не заметен, являются представительство в парламенте и процентная доля административного и управленческого персонала.

Анализ ПРВЖ отражает четкую политическую установку: в большей части как промышленно развитых, так и развивающихся стран женщины пока еще не допускаются в коридоры экономической и политической власти.

Women's empowerment indicator (англ.)

Литература:

Доклады о развитии человека за 1995, 2000 годы // Человеческое развитие. ПРООН, 2000. 464 с.
Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. 138 с.
Гендер и культура: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / Отв. ред. М. Хегай. Душанбе, 1999. 242 с.: <http://tm2001.by.ru/>

Политики тела - понятие, введенное Мишелем Фуко в работе "Воля к знанию" (1976) и родственное концепту политическая анатомия, представленному в тексте "Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы" (1975). Политики тела рассматриваются как особые способы управления людьми, характерные для власти современного типа. Они характеризуются расчетливым, экономным отношением к индивиду, как если бы он не был неразделимой единицей, но его можно было "прорабатывать в деталях, подвергать тонкому принуждению, обеспечивать его захват на уровне самой механики - движений, жестов, положений, быстроты" (Фуко. 1999. С. 199-200). Фуко различает два типа политических технологий, которые начинают складываться на Западе в Новое время: анатомо-политики тела, которые имеют дело с телами индивидов и предполагают развитие таких форм знания, как анатомия, клиническая медицина, военное дело, искусство руководства работниками мануфактуры и пр., и биополитики народонаселения, занятые коллективным телом популяции, что требует развития знаний в области политической экономии, демографии и т. д. Политики тела становятся преобладающими тогда, когда феодальные способы управления, характеризующиеся как право предавать смерти, уступают современному типу власти, биовласти, реализующейся в том, чтобы во имя утилитарных целей культивировать жизнь. Кроме того, если феодальные методы управления нацелены на захват и удержание территорий, то уже с приходом века Просвещения государственная политика переориентируется на искусство управления популяциями, которое в конечном итоге нацелено на управление каждым индивидом. В феодальных обществах Запада политики тела театрализованы, и лишь немногие тела становятся предметами публичного любования: королевское тело во время коронации, выхода к народу, тело преступника, как его антипод, во время экзекуции. В современных индустриальных обществах политики тела рутинизируются, обращаясь с самыми различными телами как машинами, которые принуждаются к работе и расходу энергии.

Проблема политик тела получила разработку у целого ряда авторов, которые предприняли попытки совершить выход за пределы намеченных Фуко хронологических рамок и тем. Так, в рамках феминистских и гендерных исследований (Дж. Батлер, С. Бордо, А. Дворкин, Э. Гросс) была тематизирована линия сексуальных и репродуктивных политик женского тела, состоящая в редукции личности женщины до уровня ее тела, которому в патриархатном обществе отводится роль своеобразной машины для деторождения и объекта сексуальных домогательств. При этом в рамках мужских исследований тематизация аналогичной линии происходит значительно медленнее, концентрируясь преимущественно на проблемах мужского тела как эротического объекта (И. С. Кон). В медицинской социологии и медицинской антропологии кристаллизуется тема биомедицинских политик тела, связанная с осмыслением конкретных медицинских ритуалов и больничной рутины (М. Лок и Н. Шепер-Хьюз), превращающих тела пациентов в объекты терапевтической дисциплины и хирургического вмешательства (Д. Армстронг, Б. Тернер), экспонаты клинических знаний (М. Эванс) и пр. В сфере научной фантастики, особенно в киберпанке (У. Гибсон, Б. Стерлинг), и социокультурных исследованиях, посвященных проблематике применения высоких технологий (Ж. Бодрийяр, Д. Харавэй), развивается фантазматическая линия технополитик тела, сфокусированная, в основном, на вопросе о киборге, в котором видят продукт грядущего слияния тела и машины, лишенный признаков пола, возраста, расовой принадлежности и пр. Широта проблемы политик тела привлекает к исследованиям в этой области большое число современных авторов, которые обсуждают вопросы о политиках тела в обществах различного типа, в конкретные исторические эпохи.

Body politics (англ.)

Литература

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.
Гибсон У. Нейромантик // Сайт "Библиотека Максима Мошкова" / Пер. с англ. Б. Кадашкова, О. Колесникова: <http://lib.ru>
Дворкин А. Г и ноцид, или китайское бинтование ног // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-28.
Кон И. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследования, N 3 (2/1999): Харьковский центр гендерных исследований.
Стерлинг Б. Схизматрица. М.: ТКО АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1996.
Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.
Он же. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.
Armstrong D. The Political Anatomy of the Body: Medical Knowledge in Britain in the Twentieth Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
Bordo S. Unbearable Weight: Feminism, Western Culture, and Body / Berkley et al.: University California Press, 1995.
Butler J. Bodies That Matter: On Discursive Limits of "Sex". New York: Routledge, 1993.
Evans M. The "Medical Body" as Philosophy's Arena // Theoretical Medicine. 2001. Vol. 22.
Grosz E. Volatile Bodies: Toward a Corporeal Feminism. Bloomington: Indiana University Press, 1994.
Haraway D. J. Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991.
Lock M., Scheper-Hughes N. A Critical-interpretive Approach in Medical Anthropology: Rituals and Routines of Discipline and Dissent // Medical Anthropology. Contemporary Theory and Method / Eds. Th. M. Johnson, C. F. Sargent. New York et al.: Praeger, 1990.
Turner B. Regulating Bodies: Essays in Medical Sociology. London: Routledge, 1992.

Полоролевая адаптация (гендерная адаптация) - фаза полоролевой социализации, социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе полоролевой адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психической реальности и поведения с природной сущностью своего и другого пола, с характером взаимоотношений между полами, сложившимися в данном обществе. Многие проблемы полоролевой адаптации возникают в области состыковки физических и сложных духовных образований, которые настолько связаны с функционированием телесных процессов, что в состоянии подавлять или стимулировать их. Источником серьезных гендерных конфликтов является сложившаяся в истории культуры устойчивая связь между любовью как духовной ценностью и сексуальностью как извечным зовом природы. Психологи в процессе полоролевой адаптации ставят задачу признать сексуальное тяготение полов в качестве достойной внимания части психики и принципиальную автономность сексуальности и любви. Сочетание физического и духовного определяет течение человеческой жизни.

Полоролевая адаптация может быть добровольной и вынужденной. Добровольная адаптация связана с подчинением окружающим. Вынужденная адаптация отражает конфликт между индивидуальными проявлениями личности и ценностями, принятыми в группе и обществе. Человек, в особенности в детстве и юности, стремится выполнять принятые гендерные роли, следовать распространенным нормам из-за страха быть отверженным или осмеянным, а также получая информацию о правильности действий из наблюдений за другими людьми. В процессе полоролевой адаптации индивид испытывает нормативное и информационное давление со стороны окружающих. Например, женщину могут посчитать слишком агрессивной, а мужчину слишком внимательным к партнерам. Предполагается, что подчинение нормативному давлению вызвано желанием нравиться окружающим, а подчинение информационному давлению - желанием быть правыми. Эффективность полоролевой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свое окружение. В литературе имеются свидетельства, что дисбаланс полоролевой структуры личности является фактором формирования неврозов, психосоматических расстройств, криминального поведения, девиантного материнского поведения. Наиболее приспособленным к жизни является андрогинный тип личности (см. Андрогиния), имеющий более богатый репертуар полоролевого поведения, нежели носитель гендерных стереотипов.

Sex role adaptation (gender adaptation) (англ.)

Литература:

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998. 517 с.
Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. СПб., 1997. 117 с. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N 3. С. 100-115.
Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Т. 1. М., 1994. 214 с.
Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997. 288 с.

Полоролевая социализация (гендерная социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат: а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты "фемининность-маскулинность", относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности.

Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.

Существует тенденция обучать и обучаться поведению, соответствующему гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социализации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для мальчиков - на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы. Если ребенок не делает того, что ожидается от его пола, то его дразнят, высмеивают, укоряют, иногда применяют и физические наказания. В обществе, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитания девочек в покорности и послушании. Предположительно, полоролевая социализация в разных культурах является схожей до той степени, в какой схоже разделение труда по признаку пола.

В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелируются различия между полами. Конструктивная социализация - это формирование андрогинной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния положительно влияет на социальное и психологическое состояние человека.

Sex role socialization, gender socialization (англ.)

Литература:

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998. 517 с.
Берн Ш. Гендерная психология. СПБ., 2001. 320 с.
Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N 3. С. 100-115.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. 688 с.
Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. 528 с.
Соболева Т. С. Кто они - мужественные женщины? // Вестник новых медицинских технологий. 1999. N 1. С. 152-156.

Постфордистская модель занятости сменила в начале 1980-х гг. фордистскую модель и характеризовалась сокращением постоянной занятости в пользу нестабильной занятости и гибких режимов труда. В отличие от фордизма, наиболее характерной чертой постфордистской эры является образование более мелких производственных единиц, ориентированных на сегментацию рынков через гибкое производство специализированных товаров или услуг. В результате растущей приватизации и дерегуляции рынка труда занятость деформализовалась, ее продолжительность и содержание стали предметом частного договора с работодателями, а защита со стороны трудового законодательства и социальные гарантии свелись к минимуму. В свою очередь, сокращение зарплаты, урезание коллективных соглашений, рост безработицы породили эрозию фордистской модели семьи, в которой мужчина традиционно играл роль основного кормильца. Из-за многократно усилившейся социальной нестабильности он этой роли лишился.

Наряду с сокращением постоянной занятости, постфордистская модель занятости характеризуется ее одновременной феминизацией (см. Феминизация занятости). Непостоянство женских трудовых биографий, связанное с беременностями, рождением и воспитанием детей, совпадает с гибкими требованиями рынка труда, когда нужно работать неполный рабочий день, по скользящему графику или на дому. Поэтому женщины продемонстрировали большую адаптивность к повышению гибкости рынка труда по сравнению с мужчинами.

Post-Fordist employment model (англ.)

Литература:

Harvey D. The Condition of Postmodernity. Chapter IX. From Fordism to Flexible accumulation. Cambridge and Oxford, 1991. P. 141-173.
Jary D. & Jary J. Collins Dictionary of Sociology. Glasgow, 1991. P. 232-233.
Ruigrok W., Tulder R. The Logic of International Restructuring. London-New York, 1994. P. 13-35.

Права человека женщин относятся к правам человека третьего поколения, к так называемым коллективным правам, которые включают право на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискриминации по половому, возрастному, национальному признаку. Эти права адресованы не столько индивиду, сколько определенным социальным группам, нуждающимся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав. Для выделения прав женщин в особую категорию прав человека имеются веские основания. Изначально все правовые стандарты и нормы формировались, с одной стороны, как универсальные, а с другой - как селективные, ориентированные только на состоятельных белых мужчин. Они отбраковывали, исключали из числа полноценных граждан малоимущих, представителей не белой расы, женщин и детей. Историю развития права можно рассматривать как историю постепенного подведения под действие Закона этих первоначально отбракованных категорий населения. Для обретения статуса полноправных гражданок женщинам понадобилось почти два века бороться с общественными предрассудками и ограничениями, используя при этом самые разнообразные пути и методы. В том числе - и методы коллективного действия в рамках женского движения. Впервые вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека был поставлен в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. Международное сообщество стало заниматься их правовым обеспечением - далеко не во всех странах мира идеи гендерного равенства оформлены законодательно. Понятно, что юридические нормы исламских стран или нормы африканских государств не могут не отличаться от европейских норм и законов. Отсюда - особое, унифицирующее значение норм международного права, которые разрабатывают и предлагают на утверждение государствам-участникам международного сообщества такие структуры как ООН, Международная Организация Труда и др.

Women's human rights (англ.)

Литература:

Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с.
Введение в гендерные исследования. Ч. 1. Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.
Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. 352 с.
Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М., 2000.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований" / М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. 396 с.

Представительная демократия - одна из двух основных форм народовластия, осуществление народом власти через избранные им государственные органы. Другой формой является непосредственная демократия.

В современном демократическом обществе обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы верховенство принадлежит решениям, принимаемым путем непосредственной демократии (например, на референдуме), но масштабы государственной деятельности, основанной на представительной демократии, значительно шире и носят постоянный характер.

Представительная демократия в широком смысле включает все выборные государственные институты, как законодательные, так и исполнительные; при узком толковании термина - выборные органы парламентского типа на общенациональном и на региональном уровне, которые и носят название представительных.

Конституция РФ 1993 г. предусматривает условия представительной демократии: выборность соответствующих органов, всеобщность избирательного права, предоставление гражданину права избирать и быть избранным. Важнейший орган представительной демократии - Федеральное Собрание РФ. В субъектах федерации избираются свои представительные органы, носящие различные наименования и наделенные широкой компетенцией. Они самостоятельны, но должны действовать в рамках Конституции РФ и федеральных законов.

Но существует резкая асимметрия в представленности мужчин и женщин во всех структурах государственной власти, как на национальном, так и на региональном уровнях (см. Концепция паритетной демократии, Гендерные квоты, Гендерная политическая культура).

Representative democracy (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека: Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с. Представительная демократия // Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации": <http://encycl.yandex.ru/yandsearch?encpage=konst&rpt=encyc&text=%EF%F0%E5%E4%F1%F2%E0%>

Предубеждения против женщин - например, об обязательно имеющейся доли вины женщины в совершенном над ней насилии - укоренились в российском обществе в многочисленных гендерных стереотипах. Такие предубеждения называют также "гендерными мифами". Женщин обвиняют в обострении многих социальных и демографических проблем: в разводах, в том, что в семьях мало детей, в сокращении рождаемости, росте преступности среди малолетних, проституции, распространении СПИДа, ВИЧ-инфекции, венерических болезней и даже в увеличении безработицы и ухудшении здоровья нации. Неспособность (за редким исключением) средств массовой информации осветить проблемы насилия с позиций общественного неприятия, тенденция изображать женщину как объект потребления и стремление обвинить ее в провокации насилия, во многих других социальных грехах объясняются тем, что общество в целом игнорирует интересы женщин. Господствующий стереотип восприятия женщин как людей "второго сорта" провоцирует отношение к ним как к сексуальному объекту, призванному лишь угождать мужчине и дома, и на службе. Насилие в семье, сексуальные домогательства на работе, в учебном заведении, в местах лишения свободы крайне редко служат предметом серьезного разбирательства или взвешенных публикаций. "Заговор молчания" превращает насилие в трагедию каждой отдельной жертвы, скрывает его от глаз общественности, загоняет злоупотребления в подполье безнаказанности и способствует укоренению гендерных стереотипов. В такой ситуации особое значение приобретает появление в России кризисных центров (см. Феминистская социальная работа), а также учебных программ по гендерному воспитанию, книг, разоблачающих различные формы насилия (см. Насилие в отношении женщин) и связанные с ними гендерные мифы.

Bias against women, prejudices against women (англ.)

Литература:

Айслер Р. Чаша и клинок / Пер. с англ. М.: Древо жизни, 1993.
Женщина в пословицах и поговорках народов мира / Сост. Э. Гейвандов. М.: Гелиоцентр, 1995.
Насилие и социальные изменения. Альманах. Выпуск I. Центр "АННА" (Ассоциация "Нет Насилию"). М., 2000.
Права женщин - права человека. Пособие для учебных занятий (Джулия Мертус и др.) / Отв. редактор российского адаптированного издания Т. Ю. Забелина. М.: Глас, 1996.
Технология и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия. Методические рекомендации. М., 2001.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.
Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Сборник / Под. ред. Байбурина А. К., Кона И. С. СПб.: Наука, 1991.

Прекрасная Дама - объект куртуазной любви рыцаря, образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыцарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение Даме, выполнение любых ее требований и защита от любых врагов, в частности, от злого или ревнивого мужа. Классическим примером является роман "Фламенка": главная героиня Фламенка, чей муж внезапно стал ревнив и запер ее в башню, обретает спасителя в лице рыцаря, графа Неверского, который полюбил ее, услышав, что в башне томится Дама. Обладая внешним и внутренним совершенством, Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Сначала Дама не должна была показывать рыцарю своего интереса к нему. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями рыцаря по поводу "холодности" Дамы. Другим важным моментом было представление о благородстве Дамы, ее способности на любовь к "простому" рыцарю, а не только к сеньору. Великолепное описание Прекрасной Дамы можно найти у Бертрана де Борна:

Расса, высшего в ней чекана Все: свежа, молода, румяна, Белокожа, уста - как рана, Руки круглы, грудь без изъяна, Как у кролика - выгиб стана, А глаза - как цветы шафрана. Этим дивным прелестям счет Всякий с трепетом подведет, Кто хвалу ей ныне поет, Тех достоинств увидев свод, Что меня к ней жадно влечет. Расса, высшей добродетели грани В сердце зрит она, а не в сане; С Пуатье, Сарагосы, Бретани И Тулузы не взявши дани, Низость в складках богатой ткани Видит - благородство в рвани. Я советчик ее, так вот: Пусть в любви она изберет Тех, чей дух высок, а не род, Ибо нас бесславит почет От иных преславных господ...

Образ Прекрасной Дамы, безусловно, являлся произведением мужского, более того, рыцарского воображения, и создавался он также для мужчин-рыцарей. Один из последних образов Дамы и блестящую сатиру на нее можно найти в бессмертном произведении Сервантеса "Дон-Кихот".

Fair Lady (англ.)

Литература:

Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993.
Фламенка / Под ред. А. Г. Наймана. М.: Наука, 1983.

Прогрессивность женского движения в общественном развитии - это система показателей, позволяющая определить масштабы позитивных последствий деятельности женских организаций в целях преодоления гендерной асимметрии и создания условий для самореализации личностного потенциала женщин.

К таким показателям можно отнести:

  • принятие под воздействием женского движения государственных решений, направленных на достижение гендерного равенства (см. Равенство полов);
  • масштабы распространения женскими организациями идей о равноправии полов в разных слоях общества;
  • наличие и эффективность женских инициатив, направленных на повышение уровня самосознания женщин и продвижение их на уровень принятия решений;
  • создание моделей инициативного поведения женщин в различных общественных сферах, способствующих самореализации и творческому самовыражению значительного слоя женщин.

Как прогрессивное можно определить либерально-демократическое направление российского женского движения начала ХХ века, под влиянием которого расширились возможности для общего образования женщин, была учреждена система высшего женского образования, получен доступ к новым профессиям, для женщин были завоеваны избирательное право, право занимать все государственные должности, ряд гражданских прав.

Краткосрочный характер функционирования современного российского женского движения не позволяет сформулировать научные обобщения о степени его прогрессивности. Однако можно сделать вывод о наметившихся положительных тенденциях: активном воздействии ряда женских организаций на законодателей в период разработки новой Конституции РФ, участии в разработке законопроектов с целью снижения уровня гендерной асимметрии, в том числе закона о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.