КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. Вопросы поэтики 4 страница
ДИАЛЕКТИЗМ - нелитературное слово или выражение, характерное для речи людей, живущих в определенной местности (на Севере, на Юге, в к-л. области). Д., как правило, имеют соответствия в литературном языке. Так, в селах, где живут казаки, говорят: «баз» (двор), «курень» (изба); на Севере говорят: «баско» (красиво), «паря» (парень). Писатели обращаются к Д. с целью создать убедительный, реалистический образ героя. В русской литературе широко использовали Д. Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, М.А.Шолохов, А.Т.Твардовский и др. Д. отчасти способны выполнять функцию исторического колорита (В.М.Шукшин. «Я пришел дать вам волю...»).
ДИАЛОГ - обмен репликами двух или нескольких лиц в литературном произведении. Д. особенно широко применяется в драматургии, используется и в эпических произведениях (напр., Д. Чичикова и Собакевича).
ЖАРГОН, или АРГО - нелитературный искусственный язык, понятный лишь к.-л. кругу посвященных людей: определенной социальной прослойке (светский Ж., воровской Ж.), людям, объединенным общим времяпрепровождением (картежный Ж.) и др. Напр.: «А «крючков»-то - чертова стая!..» (И.Л.Сельвинский. «Вор»). «Крючки» здесь означает «милиция». Писатели обращаются к Ж., чтобы передать социальную принадлежность героя, подчеркнуть его духовную ограниченность и др.
ЗАВЯЗКА - эпизод сюжета, изображающий возникновение противоречия (конфликта) и в какой-то мере определяющий дальнейшее развертывание событий в произведении. Напр., а «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева 3. является вспыхнувшая любовь Лаврецкого и Лизы, сталкивающаяся с косной моралью окружающей среды. 3. может быть мотивирована предшествующей ей экспозицией (такова 3. в названном романе) и может быть внезапной, неожиданной, «открывающей» произведение, что придает особую остроту развитию действия. Такой 3. часто пользуется, напр., А.П.Чехов («Супруга»).
ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК, или ЗАУМЬ - чисто эмоциональный язык, основанный на не на значении слов, а на наборе звуков, будто бы выражающих определенное состояние поэта. Выдвинут писателями-футуристами (1910-20 гг. в русской литературе). 3. Я. является, безусловно, разрушением искусства как формы познания и отражения действительности. Напр.: Алебос, Тайнобос. Безве! Бу-бу, Баоба, Убав!!! (А.Е.Крученых. «Весель зау») В некоторой степени заумь служила поиском новых художественных средств, напр., авторских неологизмов («крылышкуя золотописьмом тончайших крыл...» - так говорит В.Хлебников о кузнечике).
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - стремление при помощи звуков намекнуть на звуковые особенности к.-л. конкретного явления действительности. 3. делает художественный образ выразительнее. В юмористическом рассказе А.П.Чехова так описывается старый поезд: «Почтовый поезд... мчится на всех парах... Локомотив свистит, пыхтит, шипит, сопит... «Что-то будет, что-то будет!» - стучат дрожащие от старости лет вагоны... Огогого-го - о -о! - подхватывает локомотив». («В вагоне»). Особенно часто 3. используется в поэзии (С.Черный. «Пасхальный перезвон»).
ИНВЕРСИЯ - стилистическая фигура; необычный (с точки зрения правил грамматики) порядок слов в предложении или фразе. Удачная И. придает создаваемому образу большую выразительность. Молодость, легкость спешащего на давно начавшийся бал Онегина поэт подчеркивает такой инверсией: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
ИНОСКАЗАНИЕ - выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Напр., о маленьком ребенке: «Какой большой человек идет!» И. усиливает выразительность художественной речи, лежит в основе тропов. Особенно яркими видами И. являются аллегория и эзопов язык.
ИНТОНАЦИЯ - мелодия звучащей речи, позволяющая передать тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки той или иной фразы. Благодаря И. одно и то же высказывание (напр., приветствие «Здравствуйте, Мария Ивановна!») может звучать по-деловому, или кокетливо, или иронично и др. И. создается в речи повышением и понижением тона, паузами, темпом речи и др. На письме основные особенности И. передаются с помощью пунктуации, пояснительных слов автора по поводу речи действующих лиц. И. особую роль играет в стихе, где она может быть напевной, декламационной, говорной и др. В создании интонации стиха участвуют стихотворные размеры, длина строки, рифма, клаузула, паузы, строфы.
ИНТРИГА - сложный, напряженный, запутанный узел событий, лежащий в основе развития драматического (реже - эпического) произведения. И. - результат продуманной, упорной, нередко тайной борьбы персонажей (напр., пьесы А.Н.Островского, романы Ф.М.Достоевского).
КАЛАМБУР - игра слов, основанная на тождественном или очень сходном звучании разных, по значению слов. К. строятся на омонимах или шуточной этимологии. К. обычно характеризует героя как остроумного, живого человека: «Я приехал в Москву, плачу и плачу» (П.А.Вяземский. «Письмо к жене», 1824).
КАТРЕН, или ЧЕТВЕРОСТИШИЕ - самая популярная в русском стихосложении строфа. Рифмовка строк в К. может быть разная: 1. абаб (перекрестная): Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ. Вынес и эту дорогу железную – Вынесет все, что господь не пошлет! (Н.А.Некрасов. «Железная дорога») 2. аабб (смежная): Не дождаться мне видно свободы, А тюремные дни будто годы; И окно высоко над землей. И у двери стоит часовой! (М.Ю.Лермонтов. «Соседка») 3. абба (опоясная): Бог помочь зам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море И в мрачных пропастях земли. (А.С.Пушкин. «19 октября 1827»)
КОМПОЗИЦИЯ - то или иное построение художественного произведения, мотивированное его идейным замыслом. К. - это определенное расположение и взаимодействие всех компонентов произведений: сюжетных (т.е. развития действия), описательных (пейзажа, портрета), а также монологов, диалогов., авторских лирических отступлений и др. В зависимости от художественных целей, приемы и принципы, лежащие в основе К., могут быть самыми разнообразными. Так, напр., основой расположения картин в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» является контраст, хорошо передающий основную мысль об антигуманной сущности внешне добропорядочного и блестящего полковника. А В «Мертвых душах» одним из композиционных приемов является повторение однотипных ситуаций (приезд Чичикова к очередному помещику, встреча героя, обед) и описаний (усадебный пейзаж, интерьер и т.д.). Этот прием позволяет передать мысль о разнообразии характеров помещиков и в то же время их однотипности, заключающейся в бессмысленности праздного существования за счет крестьян. Кроме того, проводится мысль о многоликом приспособленчестве Чичикова. К. эпических произведений особенно разнообразна по составляющим ее компонентам; в К. драматических произведений особо значительную роль выполняют сюжет, монологи и диалоги; в К. лирических произведений, как правило, отсутствует сюжетное начало.
КУЛЬМИНАЦИЯ - та точка в развитии сюжета, когда конфликт достигает наивысшего напряжения: столкновение противоборствующих начал (социально-политических, морально-нравственных или др.) ощущается особенно остро, а характеры в их существенных чертах раскрываются в наибольшей степени. Напр., в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева противоречие между любовью героев и законами общественной среды достигает особого накала в эпизоде, изображающем приезд жены Лаврецкого Варвары Павловны. Это К. романа, т.к. от того, как поведут себя главные герои, зависит исход конфликта: смогут или нет Лаврецкий и Лиза отстоять свое чувство?
ЛЕКСИКА - словарный состав языка. Обращаясь к той или иной Л., писатель руководствуется прежде всего задачами создания художественного образа. В этих целях важен выбор автором точного и меткого слова (см.: синонимы, антонимы), умение использовать его переносное значение (см.: тропы), а также лексико-стилистические оттенки (см.: архаизмы, просторечия, жаргонизмы и Др.). Особенности Л. в речи героя служат средством его характеристики. Напр., речь Манилова содержит много слов ласкательных («душенька», «ротик») и эпитетов, выражающих высшую (даже «дважды высшую») степень к.-л. качества («препочтеннейший», «прелюбезнейший»), что говорит о сентиментальности и восторженности его характера (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»). Литературоведческий анализ Л. произведения должен вести к пониманию характера героя и авторского отношения к изображаемому.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ АВТОРА - отклонение автора от прямого сюжетного повествования, которое заключается в выражении его чувств и мыслей в форме лирических вставок на темы, мало (или совсем) не связанные с основной темой произведения. Л.О. позволяют выразить мнение автора по важным проблемам современности, высказать размышления по тем или иным вопросам. Л.О. встречаются как в поэзии, так и в прозе. Напр., во второй главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» повествование о влюбившейся Татьяне вдруг прерывается, и автор высказывает свое мнение по вопросам искусства классицистического, романтического и реалистического (принципы которого он утверждает в романе,. Затем вновь идет повествование о Татьяне. Примером лирического отступления в прозе могут служить раздумья автора о будущем России в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя (см. конец XI главы).
ЛИТОТА - художественное преуменьшение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут. Напр.: коляска Чичикова «легка, как перышко» (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»). Преуменьшаться могут самые разные свойства: размер, толщина, расстояние, время и др. Л. повышает выразительность художественной речи.
МЕТАФОРА - один из основных тропов художественной речи; скрытое сравнение предмета или явления по сходству их признаков. В М. (в отличие от сравнения) обозначаются словом не оба предмета (или явления), которые сопоставляются, а только второй, первый же лишь подразумевается. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин») В этом примере две М.: улей по сходству сравнивается с кельей, нектар - с данью, хотя сами понятия «улей» и «нектар» не называются. Грамматически М. Может быть выражена разными частями речи: существительным (приведенные примеры), прилагательным («огненный поцелуй»), глаголом («поцелуй прозвучал на губах моих» -М.Ю.Лермонтов. «Тамань»), деепричастием («В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела» - А.А.Фет). Если образ раскрывается путем нескольких метафорических выражений, то такая М. называется развернутой: см. стихотворение «В степи мирской, печальной и безбрежной» А.С.Пушкина, «Чаша жизни» М.Ю.Лермонтова.
МЕТОНИМИЯ - перенесение значения с одного явления на другое не на основе сходства их признаков (что отмечается в метафоре), а только по к.-л. их смежной связи. В зависимости от конкретного характера смежности выделяют множество видов М. Назовем самые распространенные. 1. Содержимое называется вместо содержащего: «Трещит затопленная печь» (А.С.Пушкин. «Зимний вечер»); 2. Имя автора называется вместо его произведений: «Читал охотно 3. Материал, из которого сделана вещь, называется вместо самой веши: «Янтарь в устах его дымился» (А.С.Пушкин. «Бахчисарайский 4. Место, где находятся люди, называется вместо самих людей: «Пар
МНОГОСОЮЗИЕ, или ПОЛИСИНДЕТОН - стилистическая фигура; особое построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны одним и тем же союзом. М. может сообщать художественной речи постепенность, лиризм и др. оттенки. «Земля вся в серебряном свете, и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий...» (Н.В.Гоголь. «Майская ночь»). Ох! Лето красное! Любил бы я тебя. Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С.Пушкин. «Осень»)
МОНОЛОГ - достаточно продолжительная речь героя в литературном произведении. М. особенно значим в драматургии, используется в эпических произведениях, своеобразно проявляет себя в лирике (М. лирического героя). М. передает чувства, мысли персонажа, включает сообщения о его прошлом или будущем и т.д. М. может быть произнесен вслух (прямой М.) или мысленно (внутренний М). Примером может служить известный М. Онегина, обращенный к Татьяне, который начинается словами: «Когда бы жизнь домашним кругом\ Я ограничить захотел...» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», гл. IV, строфы ХШ-XVI).
НЕОЛОГИЗМ - вновь образовавшееся в языке слово или словосочетание, созданное для обозначения нового предмета или явления, напр., «компьютерный вирус». Писатели же создают свои индивидуальные Н. с целью усиления образности и эмоциональности художественной речи, особенно поэтической. Напр., поэт так передает свое впечатление от умолкнувшей городской улицы: «...приземистые зданья Оцерквенели, как вчерашний день» (Л.Мартынов. «Новый Арбат»). Н. можно найти у многих писателей XIX и XX вв. Некоторые из них, очень точно выражая к.-л. чувство или явление, навсегда вошли в состав русского языка: «промышленность», «явление» (Н.М.Карамзин); «славянофил» (К.Н.Батюшков): «охотиться» (Н.М.Загоскин); «стушеваться» (Ф.М.Достоевский).
ОКТАВА - восьмистишная строфа со следующей рифмовкой: абабаб вв (т.е. в первых 6 стихах рифма перекрестная, а в двух последних - смежная). Заключительное двустишие часто содержит афористический вывод, неожиданную мысль, комический поворот событий, что подчеркивается изменением рифмы (вв). Стихотворный размер О. - пяти- или шестистопный ямб. Четырехстопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пущусь на славу! Ведь рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут. (А.С.Пушкин. «Домик в Коломне») В русской поэзии О. пользовались также Жуковский, Лермонтов, Майков, А.К.Толстой и др.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, или ПРОЗОПОПЕЯ - троп; уподобление неодушевленного предмета живому существу: «...красавец тополь и в летний зной, и в зимнюю стужу, и в страшные осенние ночи тяжко переживает свое одиночество...» (А.П.Чехов. «Степь»). Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен... (Ф.И.Тютчев. «Сияет солнце, воды блещут»)
ОМОНИМЫ - слова с одинаковым звучанием, но разным значением. В литературном произведении О. передают своеобразную игру слов: Сидит, молчит, ни ест, ни льет И током слезы точит, А старший брат свой нож берет, Присвистывая точит. (А.С.Пушкин. «Жених»)
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - ею написан роман А.С.Пушкина Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна. Разнообразие рифмовки делает О.С. гибкой и интонационно богатой: она способна передать эпические, лирические, разговорные и др. интонации. О.С, кроме названного романа, написаны также «Тамбовская казначейша» М.Ю.Лермонтова, «Младенчество» В.Иванова и др.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ СИНТАКСИЧЕСКИЙ - повторение в смежных стихах предложений с одинаковой (или почти одинаковой) синтаксической структурой. П.С. усиливает эмоциональность художественной речи, придавая ей различные оттенки, напр., мечтательной грусти: Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Ю.Лермонтов. «Парус»)
ПЕЙЗАЖ - описание картин природы в художественном произведении. Роль П. очень разнообразна. 1. П. может придавать событиям ту или иную эмоциональную окраску. Так, ночной П. (обрывистые берега, неспокойное море, лунный свет и надвигающийся туман) в «Тамани» М.Ю.Лермонтова сообщает действиям контрабандистов таинственность и загадочность. 2. П. может способствовать раскрытию характера героя (или его психологического состояния). Так, окрестности усадьбы Манилова отражают его необыкновенную бесхозяйственность (пруд позеленел от тины, хилые деревья) и в то же время стремление к европейской изысканности (дерн подстрижен, клумбы и пруд разбиты на английский манер), см. «Мертвые души» Н.В.Гоголя, гл.II. 3. П. может символически выражать главную идею, основной пафос произведения. Напр., степь в одноименной повести А.П.Чехова символизирует красоту и богатство России, ее силы, гибнущие напрасно. П. может быть урбанистическим (городским).
ПОВТОР СЛОВЕСНЫЙ - повторение одного и того же слова или корня к.-л. слова в одном или нескольких соседних предложениях с целью эмоционального усиления высказываемой мысли: Еду-еду в чистом поле, Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! (А.С.Пушкин. «Бесы»)
ПОЭТИКА - термин П. в современном литературоведении имеет два основных значения: 1. Совокупность художественных приемов (сюжет, композиция, язык, стих и т.д.) литературного произведения. Напр.: А.П.Чудаков. Поэтика Чехова. - М., 1971; 2. Учение о художественной форме литературных произведений. Напр.: В.М.Жирмунский. Задачи поэтики. /Вопросы теории литературы. - Л., 1928; В.В.Виноградов. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.,) 1963. Термин П. употребляется также и в более широком значении, близком к значению термина «теория литературы». См., напр.: Д.С.Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1971. Историческая П. предполагает изучение изменения художественных форм литературы во времени. Напр.: А.Н.Веселовский. Историческая поэтика.-Л., 1940.
ПРОЛОГ - своеобразное предисловие к основному сюжетному развитию. В П. сообщаются намерения автора или изображаются события, задолго предшествовавшие основному действию. Назначение П. - прояснить первопричины показываемых событий. Напр., в «Снегурочке» А.Н.Островского П. знакомит нас с событием, имевшим место за 15 лет до поселения Снегурочки в царстве берендеев, что позволяет глубже осмыслить конфликт произведения.
ПРОСТОРЕЧИЕ - слово или выражение, представляющее собой искажение литературной нормы по причине неграмотности. Напр., «ложить» вместо «класть»; «ляж» вместо «ляг». В художественной литературе П. используются как краткий и выразительнейший прием создания образа. Напр, А.П.Чехов одним словом, принадлежащим гимназистке, передает ее примитивность, духовную ограниченность: «Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюну,...Тургенева и Ломоносова». («Каникулярные работы институтки Наденьки N»).
РАЗВЯЗКА - исход, разрешение конфликта в произведении. Р. показывает, какие противоборствующие силы победили. Напр., Р. в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева - удовлетворение Лаврецким требований Варвары Павловны и уход Лизы в монастырь. Т.о., герои поддались тому миру, против которого выступали.
РАЗМЕР СТИХА - определенная соизмеримая упорядоченность ритмических повторов внутри стихотворных строк. Р.С. зависит от ритмо-образующего фонетического признака, легшего в основу той или иной системы стихосложения. Русской литературной поэзии известны Р.С. силлабические, силлабо-тонические и тонические. Русская классическая поэзия XIX в. преимущественно основана на силлабо-тонических принципах организации ритма. Размеры стиха в с.-т. системе стихосложения указывают на различную упорядоченность ударных и безударных слогов в стихотворных строках. Существует пять основных с.-т. размеров: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий,
РАССКАЗЧИК - образ человека, от лица которого ведется повествование. Р., как правило, рассказывает «случаи», оставившие в его душе глубокий след. Напр., в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина вся история изложена не от лица автора-повествователя, а от лица рассказчика Белкина. Часто Р. является и одним из главных действующих лиц произведения. Напр., Иван Васильевич в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Как правило, авторское идейное содержание произведения (а тем более его объективный идейный пафос) шире тех выводов, которые делают из рассказанной истории непосредственные слушатели рассказчика и он сам («Человек в футляре» А.П.Чехова). Т.о., форма рассказчика активизирует мысль читателя, заставляя его делать свои собственные выводы.
РЕФРЕН - ритмически повторяющееся слово, стих или группа стихов в конце каждой строфы. Р. эмоционально усиливает основное настроение стиха. Так, напр., каждая строфа «Колыбельной песни» Н.А.Некрасова заканчивается строкой-рефреном: «Баюшки-баю» (усиливающей авторскую иронию). Нередко Р. является самостоятельной строфой. В песнях Р. называют припевом.
РЕЧЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ - весь текст эпического произведения, кроме прямой речи героев. Р.П. ведется от третьего лица. В драме и лирике Р.П. нет. Р.П., во-первых, связывает все разнородные словесные элементы произведения в единое целое; во-вторых, заключает в себе определенную оценку изображаемого. У одних писателей Р. П. более оценочна (Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой), у других - менее оценочна (А.П.Чехов). Р.П. в художественном произведении повествует о событиях, способствует уяснению идейного содержания текста, выраженных в нем мыслей и эмоций во всей их сложности. Не может быть полноценного восприятия произведения без осмысления специфики повествовательной манеры. Напр., для манеры повествования А.С.Пушкина часто характерна легкая насмешка («Евгений Онегин»), а манере Н.В.Гоголя свойствен издевательский едкий смех («Мертвые души»).
РИТМ - процесс регулярных повторов тех или иных явлений. Р. стихотворный создается регулярным повторением различных стихотворных единиц, напр., стопы (в силлабо-тоническом стихосложении), стиха, рифмы, строфы и др. Р. есть и в художественной прозе, однако принципы его организации иные (ритм прозы основывается на относительной соизмеримости интонации в синтагмах и, кроме того, имеет не постоянный, а переменный, изменчивый характер).
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - фигура; вопрос, не предполагающий ответа, произнесенный со своеобразной вопросительно-восклицательной интонацией. Р.В. может относиться к отсутствующему лицу, неодушевленному предмету или явлению (напр., к природе и Др.). Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин. «Медный всадник»)
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - фигура; произнесение фразы с утвердительно-восклицательной интонацией с целью значительного усиления определенной эмоции, выраженной в ней (напр., гнева, восхищения, презрения и др.). Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Н.А.Некрасов. «Памяти Добролюбова»)
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - фигура; обращение, носящее условный характер, имеющее чисто эмоциональную цель. P.O. может относиться к людям, неодушевленным предметам или явлениям природы. О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.А.Некрасов. «На Волге»)
РИФМА - повтор звуков и интонации, связывающих окончания двух и более строк. Р. делит стихотворный текст на отдельные стихи, организует его в строфы, усиливает эмоциональную выразительность поэзии. Различают рифму: 1. ТОЧНУЮ и НЕТОЧНУЮ (по количеству совпадающих звуков: «Евгений-гений», «обошел-хорошо»). 2. СМЕЖНУЮ (стихи рифмуются попарно); ПЕРЕКРЁСТНУЮ (рифмуются между собой четные и нечетные стихи); ОХВАТНУЮ (рифмуются 1 и 4, 2 и 3 стихи). Эти виды рифм выделяются по взаимномурасположению в строфе. Все эти виды рифмовки представлены в онегинской строфе. 3. Различают РИФМУ МУЖСКУЮ (с ударением на последнем слоге слова «обошел - хорошо»), ЖЕНСКУЮ (с ударением на предпоследнем слоге: «Евгений - гений»), ДАКТИЛИЧЕСКУЮ (с ударением на третьем слоге от конца: «назначенный - схваченный»). Эти виды рифм выделяются по характеру интонации, создаваемой последним ударением в строке. Интонация М.Р. энергичная, Ж.Р. и особенно Д.Р. - плавная.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - стихосложение,в котором ритм создается повторением одинакового количества слогов в стихотворных строках. В зависимости от количества слогов выделяются размеры: семисложник, одиннадцатисложнлк, тринадцатисложник и т.п. Длинные стихи (более 8 слогов) делятся цезурой (большой паузой) на полустишия, что дополнительно ритмизирует стих. Пример тринадцатисложника: Егда нужду ближнего своего узриши, Пособие скорое ему да твориши. (С.Полоцкий. «Пособие») С.С. исконно присуще языкам, в которых слова имеют ударение на определенном слоге: французскому (на последнем), польскому (на предпоследнем) и др. В русском языке ударение подвижное, но на определенном историческом этапе русская стихотворная культура испытала влияние С.С. (XVII - первая треть XVIII вв.). Им пользовались: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Антиох Кантемир, Сильвестр Медведев и др.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, в которой ритм создается упорядоченностью ударных и безударных слогов в стихах. Единицей измерения ритма является стопа (определенное сочетание ударного слога с примыкающими к нему по интонации безударными). В зависимости от характера повторяющейся стопы выделяют пять основных силлабо-тонических размеров: хорей, ямб, дактилъ, амфибрахий, анапест. Однако ритмическое богатство С.-Т. С. не ограничивается пятью названными размерами, оно практически неисчерпаемо: ритм силлабо-тонических размеров разнообразится добавочными или пропущенными ударениями, различными паузами, длиной стиха и т.д. С.-Т. С. свойственно языкам, в которых ударение разноместное, подвижное, а ударные и безударные слоги звучат с разной силой (русскому, украинскому, белорусскому, английскому, немецкому И Др.)- В России С.-Т. С. получает распространение с 30-х гг. XVIII в., после работ В.К.Тредиаковского («Новый и краткий способ к сложению Российских стихов», 1735) и М.В.Ломоносова («Письмо о правилах Российского стихотворства», 1739), реформировавших русское стихосложение. Русское классическое стихосложение ХТХ в. преимущественно С.-Т. (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов). С-.Т. С. является основным и в русской поэзии XX в. (использующей и чисто тонический стих).
СИМВОЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - самостоятельный художественный образ, который имеет многозначный эмоционально-иносказательный смысл. (Ср. с однозначностью аллегории). С.Х. строится на обнаружении определенной родственности в разноплановых явлениях действительности. Так, гонимый волнами парус в одноименном стихотворении М.Ю.Лермонтова символизирует мятежные страсти человеческой души, смелость, борьбу и т.д. С.Х. нельзя расшифровать логически, в него надо вжиться, вчувствоваться. Символикой особенно богата лирика, т.к. она отличается большей эмоциональностью.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |