Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Общие вопросы теории литературы 2 страница




 

РЕАЛИЗМ - метод художественный, согласно которому основная задача литературы заключается в познании и изображении объективных закономерностей действительности посредством типизации. По выражению Ф.Энгельса, верному до настоящего времени, «Р. предполагает помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» («Письмо Маргарет Гаркнесс», 1888). Р. стремится к изображению всех сторон жизни, для него нет ограничений, тем и сюжетов. Образы Р. преимущественно (хотя и не всегда) соответствуют образным формам самой жизни. Р. как метод возник не внезапно, конкретно-историческое проявление его различно. Применительно к ранним этапам развития литературы принято говорить не о реализме, а о реалистичности, т.е. о реалистических тенденциях в изображении деталей быта, передаче отдельных психологических черт характера и др. (напр., в фольклоре или древнерусской литературе). Во второй половине XVIII в. Р. получает значительное развитие и формируется как литературное направление, получившее название «Р. эпохи Просвещения». Просветительский Р. изображает правдиво не только отдельные детали, но и социальные противоречия, что достигло исключительной остроты в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790). Наиболее глубоким и ярким проявлением Р. является литературная эпоха XIX в., начиная с 30-ых г.г. XIX в., когда новое качество Р. заключается прежде всего в изображении человека как продукта определенной социальной среды и исторической эпохи, а также в изображении не только отдельного человека, но и народа в целом. Посредством детального анализа Р. XIX, а потом и XX-XXI в.в. пытается раскрыть сущность различных жизненных явлений во всей их противоречивости. Отсюда довольно часто следует критический пафос Р., направленный против антигуманных основ общества (крепостного права, войн, власти денег и др.), а также утверждение эстетического идеала, кото­рый дается по-разному: или в образах положительных героев, или в подтексте произведения как нечто противоположное изображенным отрицательным явлениям. Принципы Р. особенно глубоко развивались и формировались в творчестве Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Р. - живое явление и в эпоху Серебряного века (наряду с разнообразными нереалистическими течениями), и в эпоху так называемого социалистического реализма, и в литературе наших дней (напр., роман А.Волоса «Недвижимость»).

 

РОД литературный - наиболее общие исторически устойчивые способы создания художественного образа, характерные для очень больших групп произведений. Со времен Аристотеля выделяют три основных Р.: эпический, лирический и драматический, по-разному сообщающих о действительности: «...как о чем-то отдельном от себя» (эпос), «не изменяя своего лица» (лирика), «представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных» (драма). Различные Р., что очень важно, отличаются и предметом изображения: в эпосе главное - событие, изложенное, как правило, автором-повествователем, в лирике - переживание, в драме - действие, воспроизводимое героями на сиене. Р. существуют не сами по себе, а в эпических, лирических и драматических жанрах. В художественной практике различные Р. иногда взаимодействуют. Литература знает промежуточные родовые формы: лиро-эпические, лиро-драматические и др.

 

РОЛЕВОЙ ГЕРОИ - в лирике раскрытие чувств, эмоций, переживаний иной, чем авторская, души. Принцип Р.Г. зародился в романтической лирике (напр., «Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть» М.Ю.Лермонтова), но широкое развитие получает в лирике реалистической, особенно в творчестве Н.А.Некрасоеа («Калистрат», «Катерина»). Р.Г., а шире - ролевая лирика - это «лирический способ овладения эпическим содержанием» (Б.О.Корман), т.е. стремление поэта к объективности, правдивой передаче многообразия человеческих душ.

 

РОМАН - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Для русского Р. второй половины XIX в. характерно всестороннее изображение героя, внимание к процессу его формирования, сложная композиция (наличие нескольких сюжетных линий, авторских отступлений, вводных эпизодов и т.д.). Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова), сатирический («История одного города» МЕ.Салтыкова-Щедрина), исторический («Петр I» А.Н.Толстого) и др. Своеобразное явление представляет собой Р. в стихах (напр., «Евгений Онегин» А.С.Пушкина), в котором наряду с эпическим ярко выражено лирическое начало.

 

РОМАНТИЗМ - художественный метод, придающий первостепенное значение субъективной позиции писателя по отношению к изображаемой действительности. Для Р. характерно:

1. Повышенное внимание к внутреннему миру личности, изображенной вне объективной социально-исторической действительности и по контрасту с ней, что формирует конфликт произведения. Напр., герой романтической поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник» - это внеисторический яркий по натуре «человек вообще».

2. Пересоздание действительности в соответствии с субъективными представлениями автора. Напр., в названной поэме А.С.Пушкина Кавказ предстает как идеальная гармоническая действительность.

3. Преобладание условности в художественных формах: фантастики, гротеска, символики (хотя, безусловное, используются и реалистичные формы) и усиление эмоционально-оценочных элементов в авторской речи и других поэтических приемах.

Особенно полно метод Р. проявился в русской литературе первой трети XIX в. Русский Р. отразил недовольство существующей действительно­стью, которое выражалось по-разному:

1. С одной стороны, в очаровании первой буржуазной революцией во Франции И национально-освободительным движением своей страны и стран других, что нашло выражение в свободолюбивом пафосе ранних произведений А.С.Пушкина, поэтов-декабристов (К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, В.Ф.Раевского, А.И.Одоевского), М.Ю,Лермонтова и др. писателей активного романтизма;

2. С другой стороны, у представителей созерцательного романтизмом (В.А.Жуковский, И.И.Козлов) недовольство действительностью выражалось в стремлении уйти в мир интимных (а не гражданских, как в активном романтизме) чувств, выражение которых они находили в средневековой и потусторонней тематике, а также в народных поверьях и суевериях. Обращение активных и созерцательных романтиков к фольклору связано с тем, что Р. как одну из важнейших ставил проблему народности, нацио­нального своеобразия литературы. Позже метод Р. получил определенное выражение в русской литературе конца XIX в., а также 20 - 30-ых годах XX в., напр., М.Горький («Старуха Изергиль»), А.Грин («Алые паруса»).

 

РОМАНТИКА - одна из разновидностей пафоса, выражающая взволнованное и положительное отношение автора к изображаемому. Р., заражая читателя, вызывает в нем стремление к идеалу. Р. может быть присуща произведениям разных художественных методов и направлений: романтизма («Мцыри» М.Ю.Лермонтова), реализма («Невеста» А.П.Чехова), футуризма («Левый марш» В.В.Маяковского).

 

САТИРА - бичующий, обличающий смех произведения, направленный на несостоятельность тех или иных негативных общественных явлений. С. отрицает высмеиваемое явление не в частностях, а в целом, в самой его сути. С. предполагает высокий идеал писателя. Ей свойственны особые приемы создания типического образа (гипербола, гротеск, фантастика и др.). С. может или составлять основу всего произведения («Мертвые души» Н.В.Гоголя), или выступать в качестве отдельных сатирических мотивов в произведениях, в целом не являющихся сатирическими. С - разнообразна б жанровом проявлении. К собственно сатирическим жанрам относятся басня, эпиграмма, памфлет, фельетон. С. находит выражение в сатирическом романе, сатирической комедии и т.п., а также в различных пародиях. Великие сатирики русской литературы XIX в. - Н.В.Гоголь и М.Е.Салтыков-Щедрин. В литературе XX в. С. занимает большое место в творчестве В.В.Маяковского, И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко, С.Черного и др.

 

СИМВОЛИЗМ - литературное течение конца XIX - начала XX в.в. В русской литературе с С. связаны имена Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Блока, В.Иванова, А.Белого и др. С. - явление сложное и разнообразное, но в целом для его художественных принципов характерны субъективизм и эстетизм. Предметом познания и отражения литературы символисты считали скрываемое за внешними формами реальной действительности незримое бытие, которое понималось ими как высшее организующее духовное начало мира. Художник в трактовке С. - выразитель этого мира, а символ - способ его выражения, охватывающий всю структуру произведения от звука до слова и образа, которые мыслятся как бесконечно многозначные. Крайние проявления такого понимания творчества нередко вели к бессодержательности и формализму. В целом же С. свойственно стремление к духовной красоте, идеалу (хотя и иллюзорному, мистическому), напр., в «Стихах о прекрасной Даме» А.Блока. Наличие позитивного идеала существенно отличает С. от декадентства (искусства крайнего неверия и пессимизма). Наибольшее развитие С. по­лучил в русской поэзии начала XX в. В сложной форме, опосредованно С. отражает трагический разрыв личности и общества, бескомпромиссное отрицание бездуховности последнего.

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - художественный метод, начавший формироваться на рубеже XIX - XX в.в., сложившийся в 20 - 30-ые голы XX в. и существовавший до перестройки. СР. - это реализм, отражавший развитие социалистических и коммунистических идей в обществе и утверждение их в искусстве. СР. - явление международное: его становление В России связано с именем А.М.Горького («Мать»), во Франции - А.Барбюса («Огонь»), в Германии - А.Зегерс («Доверие») и др. Основные черты СР.:

1. Понимание социализма и коммунизма как объективной, закономерной и единственной исторической перспективы развития действительности. Последнее свидетельствует о мировоззренческой односторонности произведений СР.

2. СР. особенно большое значение придавал проблеме положительного героя как человека активно и убежденно отстаивающего социалистиче­ские и коммунистические идеалы.

3. В литературе СР. сложилась особая нормативная поэтика (тип положительного героя, характер его конфликта с действительностью, определенная лозунговость речи персонажей и др.). Не следует отождествлять понятия: «литература СР.» и «литература эпохи социализма», т.к. в со­ветскую эпоху создано множество глубоко реалистических произведе­ний, которые невозможно измерять критериями СР. (напр., «Тихий Дон» М.Шолохова, «Живи и помни» В.Распутина, «Дом на набереж­ной» Ю.Трифонова).

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ЛИТЕРАТУРЕ - неразрывно взаимосвязанные в художественной реальности стороны произведения, выделяе­мые только при его анализе с целью более глубокого понимания произве­дения. С. произведения - не столько перечень событий и ситуаций, но и весь круг его идей и эмоций, т.е. С - это единство изображенного и выраженного в произведении, что подчеркнуто в таком литературоведческом выражении, как «идейно-тематическое содержание произведения» (см.: тема, идея). С. рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - сцены бала, экзекуция и, главное, мысли и эмоции автора о них. Ф, - это материальное (т.е. звуковое, словесное, образное и т.д.) проявление С. и его организующий принцип. Обращаясь к произведению, мы непосредственно сталкиваемся с языком художественной литературы, с композицией и т.д. и посредством этих компонентов Ф, постигаем С. произведения. Напр., посредством сме­ны в языке ярких красок темными, через контрастность поступков и сцен в сюжете и композиции названного выше рассказа мы постигаем гневную мысль автора об антигуманном характере общества. Таким образом, С. и Ф. взаимосвязаны: Ф. всегда содержательна, а С всегда определенным об­разом сформировано, но в единстве С. и Ф. инициативное начало всегда принадлежит С: новые Ф. рождаются как выражение нового С.

 

СТИЛЬ - в литературоведении: совокупность индивидуальных особенностей художественных приемов (языковых, ритмических, композиционных и др.) или определенного произведения, или жанра, или периода творчества писателя, обусловленная содержанием. Напр., для Гоголя-сатирика характерны сравнения героев с миром домашних животных, косноязычность речи персонажей, внимание в их внешности не к глазам, а носу, антиэстетические действия (плюнул, чихнул) и др., что связано воедино мыслью о бездуховности изображаемых людей («Мертвые души», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоров и чем» и др.). В лингвистике понятие С. несколько уже (языковой стиль).

 

ТЕМА - трактуется в литературоведении по-разному:

1. Как проблема, поставленная в произведении. При этом теряется своеобразие понятий «тема» и «проблема»,

2. Как жизненные события, положенные в основу произведения. Но при таком понимании невозможно определить Т., напр., фантастического романа.

3. Как основной круг событий, изображенных в самом произведении. Последнее понимание наиболее распространено. Напр., Т. повести «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстого - судьба человека, посвятившего всю свою жизнь устройству житейского благополучия. Т. раскрывается через сюжет, в котором она углубляется и конкретизируется в ряде картин жизни, болезни и смерти Ивана Ильича. Т. - путь к осмыслению проблемы и идеи произведения. Так, осмысление жизни Ивана Ильича читателем и самим героем перед смертью приводит к мысли о ее ложности, отсутствии в ней большого человеческого смысла. Применительно к произведению чаще говорят о его тематике, т.е. совокупности ряда Т. Напр., многотемна эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Говоря о Т. в лирике, следует учитывать ее родовую специфику. Лирическая Т. отражает характер основных переживаний, выражаемых в стихотворении: любовная лирика, гражданская лирика и др.

 

ТИП ЛИТЕРАТУРНЫЙ - такой художественный образ, в котором при индивидуальном его своеобразии воплощены наиболее важные, закономерные черты, характерные для людей той или иной группы, сословия, нации и т.п. Напр., в неповторимом, предельно индивидуализированном образе Евгения Онегина выражены определенные общие черты: светскость наружности, манеры поведения и самое главное - опустошенность и бесцельность скучного существования, которое влачат многие его сверстники. Т.Л. всегда отражает закономерности определенной эпохи. По своему содержанию любая эпоха неоднородна, и Т.Л. отражают различные ее явления: отживающие свой век, крепко укоренившиеся, а также только зарождающиеся. Напр., типы помещиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя отражают устоявшийся строй крепостной России, а тип Базарова («Отцы и дети» И.С.Тургенева) - только возникающие проявления нового нигилистического отношения к жизни в русском обществе, Т.Л. всегда национально и исторически конкретен. Но наряду с этим в нем часто воплощаются определенные общечеловеческие и вечные черты, напр., в Ромео и Джульетте («Ромео и Джульетта» У.Шекспира), Хлестакове («Ревизор» Н.В.Гоголя), Молчалине («Горе от ума» А.С.Грибоедова).

 

ТИПИЧЕСКОЕ - наиболее общие, существенные, закономерные явления действительности, а также ведущие тенденции ее развития. Задача литературы - познать Т. в жизни посредством создания типических характеров (типов), типических обстоятельств, передачи типических процессов. Раскрытие в художественных образах общего, закономерного в жизни человеческого общества - это художественная типизация, которая всегда связана с освобождением отображаемого явления от случайного, несущественного и акцентированием, заострением внимания на существенном. Создание типического образа может идти разными путями:

а) через обобщение широко распространенных явлений: «...нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один литературный тип» (Л.Н.Толстой);

б) путем доведения едва зародившихся, но важных явлений действительности до высокой и логичной степени проявления в художественном образе. Напр., по словам И.С.Тургенева, в основу образа Базарова легло то, «еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». Типическое наиболее полно, многогранно и наглядно выражается в образах эпоса и драмы (см. 1-ое значение). Но в своеобразной форме типическое воплощается и в лирике: в ней через индивидуальные переживания пере­даются типические настроения, наиболее характерные для людей опреде­ленного общества или эпохи. Общее, типическое всегда проявляется через конкретное, индивидуальное. Однако в зависимости от художественного метода и индивидуального стиля писателя степень конкретизации, само соотношение индивидуального и общего начал в художественном образе различно.

 

ТРАГЕДИЯ - один из жанров драмы (см. 1-ое значение); произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Т. чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою). Т. возникла в античности (Эсхил, Софокл, Еврипид), большое развитие получила в периоды Возрождения (Шекспир) и классицизма (Корнель, Расин). В русской литературе XVIII в. Т. связана с именем А.П.Сумарокова; в XJX в. - с именами романтиков и А.С.Пушкина, который впервые выразил в Т. «мысль народную» («Борис Годунов»), создал своеобразный жанр «маленьких трагедий». В делом с середины XIX в. в русской литературе Т. как жанр уступает место роману, который использует трагические ситуации, напр., в творчестве Ф. М.Достоевского.

 

ТРАДИТХИЯ и НОВАТОРСТВО в литературе - две диалектически взаимосвязанные стороны литературного процесса: Т. - передача последующим эпохам предшествующего идейно-художественного опыта литературы, а Н. - обогащение литературной Т. новыми героями, идеями, приемами и мл. др. Так, образ «лишнего человека» - традиционный для русской литературы, но он в различные периоды ее развития несет и нова­торские черты. Напр., Евгений Онегин в одноименном романе А.С.Пушкина - «скучающий эгоист», а Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова - «страдающий эгоист»; один по своем; характеру бездеятелен, а другой необычайно деятелен, хотя его действия и не имеют в конечном смысле большой цели.

 

ФОРМАЛИЗМ - течение в литературе и литературоведении, определяющим эстетическим принципом которого является абсолютизация формы как самоцели искусства при игнорировании содержания как вне-художественной категории. Не следует путать высокую требовательность писателя к форме (о чем свидетельствуют черновики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.) и Ф., в котором происходит разрушение основной функции искусства - отражения действительности. «Форма без содержания - пошлость, часто довольно благовидная...» (В.Г.Белинский). В русской литературе Ф. наиболее отчетливо проявился в 10-20-е г.г. в крайних проявлениях футуризма, символизма и др., напр, в заумном языке В.Хлебникова и А-Крученых. Многие писатели (В. В. Маяковский. А.А.Блок, В.Я.Брюсов), преодолев чисто формалистические тенденции, обогатили литературу разнообразием художественных приемов, способст­вующих выражению новых идей и настроений.

 

ФУТУРИЗМ - русский Ф., сложившийся в 1910-е г.г., с одной стороны, явился ярким проявлением формализма (в его крайних проявлениях), с другой - обогатил литературу новыми идеями, настроениями, художественными приемами. Его представители: В.Хлебников, В.Каменский, братья Бурлюки и др. Программа Ф. утверждала «самоценность» формы поэзии вне зависимости от ее содержания, а также (в противоположность символизму) антиэстетизм, т.е. отрицание красоты вообще, что проявлялось в языке их произведений, названных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна») и др. Ф. выступал за безграничную свободу художника, что проявлялось, напр., в отмене знаков препинания, в словотворчестве, доходившем до абсурда (см.: заумный язык). Художественная практика некоторых поэтов Ф. со временем все более противоречила его программе. В.В.Маяковский, Н.Н.Асеев и др., формально начиная как футуристы, впоследствии стали крупнейшими своеобразными поэтами.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ литературы - имеет два значения:

1.Образная форма отражения действительности.

2. Степень поэтического совершенства произведения. X. зависит от совокупности ряда черт: от важности темы, убедительности характеров, мастерства писателя и, безус­ловно, от значительности и правдивости художественных образов и идей произведения: «Если идея фальшива, о X. не может быть и речи» (Н.Г.Чернышевский).

 

ЦИКЛ ЛИРИЧЕСКИЙ - жанровое образование, которое имеет особую художественную возможность возникновения дополнительных смыслов, таящихся в порядке расположения стихотворений, их лейтмотивах, едином или меняющемся эмоциональном тоне и др. Таким образом, Ц.Л. не сводится к совокупности смыслов отдельных стихотворений, а являет собой нечто большее в содержательном отношении («Денисьевский цикл» Ф.И.Тютчева, «Снежная маска» А.А.Блока).

ЭЛЕГИЯ - один из жанров лирики; произведение, выражающее настроения грусти и печали, вызванные размышлениями о жизни. Э. в русской литературе расцвела в эпоху романтизма в лирике В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова и особенно Е.А.Баратынского («Разуверение»), встречает­ся у А.С.Пушкина («Брожу пи я вдоль улиц шумных»), М.Ю.Лермонтова («Выхожу один я на дорогу»). У Н.А.Некрасова Э. превратилась в средство обличения уродливых социальных явлений («Элегия»).

 

ЭПИГРАММА - небольшое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Напр., графу И.С.Воронцову А.С.Пушкин адресовал следующую Э.:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным, наконец.

В литературе XIX в. Э. была острым оружием в общественно-литературной борьбе. Э. может носить и шуточный характер.

 

ЭПОС - литературный род, предметом изображения в котором являются, как правило, важные общественные явления. Изображение носит прежде всего повествовательный (событийный) характер. События в Э. изображаются как происходящие независимо от воли автора-повествователя, в их саморазвитии. Автор-повествователь как бы является наблюдателем, повествующим о происходящем от 3-его лица. Но кроме этой исторически традиционной для Э. формы изложения материала, стремящейся к всеведению (напр., о жизни героя, его душе, судьбе и т.д.) и к универсальному охвату действительности, постепенно в Э. возникает форма повествования от рассказчика (от «я» - свидетеля или участника событий). Э. с целью сообщения о событиях использует и опыт драмы, вводя сообщения о случившемся в систему диалогов и монологов. Писатель 8 Э. выступает как аналитик объективного жизненного процесса, воскрешающий коренящиеся в нем причины, обусловившие характер и поведение героя. Со временем эпические жанры (эпопея, роман, повесть, рассказ и др.) те­ряют свою родовую чистоту, т.е. широко используют диалоги и монологи (драматургические приемы), передающие эмоциональное состояние героев, а также лирические отступления автора. Это способствует развитию переходных в родовом отношении форм (напр., лиро-эпических: поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»). В силу освоения разнообразных способов изложения материала (подчиненных основному, т.е. повествованию) Э. представляет писателю большие возможности для изображения человека и действительности.

 

ЭПОПЕЯ - наиболее крупный жанр эпоса, существующий в двух жанровых разновидностях:

1. Классическая Э. - монументальное произведение национально-героического характера, созданное на основе циклизации народных сказаний и песен. К.Э. (или эпос) как жанр создается в эпоху раннего формирования народностей, отражая понимание мира в духе фольклорно-мифологических образов. Напр.: «Илиада» Гомера, «Песнь о Нибелунгах», циклы русских былин о богатырях Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Алеше Поповиче и др.

2.Э. нового времени (роман-эпопея) - масштабное произведение, изображающее события общенародного значения. Напр.: «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

 

ЭСТЕТИКА - наука об искусстве и эстетических качествах действительности. Э. - «философия искусства» (Гегель). Основной вопрос Э. -соотношение эстетического сознания и общественного бытия. Исходя из понимания этого вопроса, ученые, занимающиеся эстетическими проблемами, раскрывают общие закономерности искусства (его происхождение, сущность, связь с другими формами сознания), особенности художественного образа, взаимодействие содержания и формы в искусстве, основные эстетические категории (прекрасное, безобразное, трагическое, комическое) и др. Писателям различных литературных течений, направлений, художественных методов свойственны различные эстетические взгляды. Напр., символисты видят идеал в мистических духовных основах мира, а реалисты - в правдоподобной, как бы реальной действительности (ср, образы Прекрасной Дамы в цикле А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме» я Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.