Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Общие вопросы теории литературы 1 страница




АВТОР - несколько значений:

1. А. биографический (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой).

2. А. в его внутритекстовом, художественном воплощении, т.е. авторская позиция, нечто близкое к понятию «эстетическая идея» (И.Кант), заключаюшаяся во всей структуре произведения (от слова до системы образов, построения и т.д.). А. выражает свое отношение и через заглавие, и через эпиграф, и через деталь, и через сюжет, т. через характер повествования (автор-повествователь), и через систему образов. Способы выражения А. (а.п.) в эпических, драматических и лирических произведениях различны. Так, в драме отсутствует автор-повествователь; в лирике А. (авторское сознание) связано с понятиями «лирический герой», «ролевой герой», «собственно автор», «эмоциональный тон».

 

АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - в эпическом произведении изложение художественного материала от третьего (т.е. не персонифицированного) лица. А.-п. безличен, но всеведущ: рассказывает не только о событиях, но о еле заметных движениях души героя, характеризует его натуру, знает его прошлое, настоящее, будущее и т.д. Всезнание повествователя не мотивируется ничем (тогда как рассказчик рассказывает чаще о том, чему был свидетель, ведет повествование от первого лица). От А.-п. ведется повествование, напр., в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», рассказе И.А.Бунина «Легкое дыхание» и мн. др. А.-п. может быть бесстрастен в своем слове, может быть, напротив, оценочен, что зависит от писательской индивидуальности и художественного метода (стремление к объективной манере повествования - тенденция реалистическая).

 

АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ - категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре. А.С. - это своеобразная писательская оценка изображенного в произведении. Формы выражения А.С. в зависимости от литературного роди и жанра различны. В эпических и лиро-эпических произведениях А.С. особенно ярко проявля­ется через речь автора-повествователя, лирические отступления автора, а также развитие сюжета. Напр., в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя А.С. складывается из сатирических интонаций в повествовании, глубокой веры в будущее России, выраженной в лирических отступлениях, и др. Сложным случаем выражения А.С. в эпических жанрах является использование формы рассказчика. Рассказчик может во многом выражать А.С. (напр., в «Записках охотника» И.С.Тургенева), или же быть очень далеким от него (напр., в раннем рассказе А.П.Чехова «Торжество победителя»), или находиться в сложном соотношении с его оценкой. Так, в «Человеке в футляре» А.П.Чехова рассказчик Буркин лишь частично выражает А.С. В драматических произведениях основной формой выражения А.С. является сюжет, т.к. авторские пояснения (ремарки) сведены к минимуму. В лирике наиболее характерная форма выражения А.С. связана с категориями лирического героя, ролевого героя, собственно автора. Формы выражения А.С. зависят и от индивидуальности писателя. Напр., повествование в произведениях Л.Н.Толстого довольно экспрессивно, а А.П.Чехов стремится избегать выражения авторских эмоций. Анализ отдельного произведения, а также творчества писателя в целом будет неполным и неглубоким без осмысления А.С. Не следует проводить прямую аналогию между А.С. и биографическим автором: эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Часто в значении А.С употребляется термин «образ автора», что, однако, подвергается справедливой критике (М.М.Бахтин, Г.Н.Поспелов).

 

БАЛЛАДА - небольшое лиро-эпическое (см. род) произведение в стихах с напряженным развитием действия и интенсивным характером переживаний героев. Расцвет Б. связан с литературой романтизм а, авторы часто создавали ее на основе фантастических мотивов поверий, сказок и др. Большое место Б. занимает в переводах и оригинальном творчестве В.А. Жуковского («Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»), П.А.Катенина («Леший», «Убийца»), а также А.С.Пушкина («Русалка», «Жених») и М.Ю.Лермонтова («Тростник», «Морская царевна»). В литературе реализма Б. постепенно утрачивает фантастичность, однако сохраняет общий напряженно-драматический и исключительный характер основного события.

 

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО в литературе, или ХРОНОТОП (связь времени и пространства) - художественная категория, связанная с композицией произведения и передачей психологического состояния героев. Классицизму, ориентированному на подражание действительности, было свойственно единство места, времени и действия, что осознавалось как гармонический принцип построения пьес. Постепенно литература овладевает прерывностью, дискретностью, непоследовательностью в отражении В. и п., параллельностью изображения событий, что позволяет расширить границы изображаемого (напр., в романе И.А.Гончарова «Обрыв» действие переносится из Петербурга в Малиновку, на Волгу и др.). В. и п. может служить психологической характеристике персонажа. Напр., для Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова века протекают «как за минутою минута», а для героев Обломовки (в романе И.А.Гончарова «Обломов») оно как бы остановилось.

 

ДРАМА - имеет два значения:

1. Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Д. как род существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы (см. 2-ое значение) и комедии. которые всегда предназначены для постановки на сцене;

2. Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Д. возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистической литературе XIX в. (в творчестве А.Н.Островского («Бесприданница»), Л.Н.Толстого («Живой труп»), А.П.Чехова («Три сестры»). Д. - живое явление современного искусства.

 

ЖАНР - совокупность самых общих, типологических особенностей содержания и формы, повторяющаяся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы. Напр., для Ж. романа характерно изображение героя на протяжении всей его жизни и на фоне опре­деленной исторической эпохи, наличие общественной и личной коллизии, многоплановость сюжета и композиции (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»). Ж. существует не сам по себе, а в определенных жанровых разновидностях. Ж.р. - группа произведений какого-либо жанра, имеющая свои отличительные особенности в содержании и форме. Напр., Ж.р. романа - роман исторический, роман социально-бытовой и др.

 

ИДЕЯ - основная обобщающая мысль, последовательно вытекающая из всей образной структуры произведения. В И. воплощается основная задача литературы - познание действительности и воздействие на нее; «Кроме воспроизведения жизни, искусство имеет еще и другое значение - объяснение жизни» (Н.Г.Чернышевский). И. всегда отражает отношение автора к изображаемым явлениям. Напр., всем строем романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский внушает читателю мысль о невозможности переступать нравственный закон «не убий». Часто в произведении выражается не одна И., а совокупность И., в таком случае говорят не только об основной И., а об идейном многообразии произведения. Иногда правдивое изображение действительности объективно подводит читателя к мыслям, отличным от авторских («Мною как бревном бьют в правительство», - говорил И.С.Тургенев об идейном звучании «Записок охотника», тогда как его политические взгляды были взглядами либерала). Авторская И. может быть пророческой (А.Платонов. «Котлован»), а иногда - ложной (2-ой том «Мертвых душ» Н.В.Гоголя). Ценность любой И. - в ее глубине и исторической правдивости.

 

КОМЕДИЯ - один из жанров драматического рода, произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление. К. различны по предмету и характеру осмеяния. Напр., в сатирической К. резко, в подчеркнуто заостренной, часто гротесковой форме высмеиваются явления, представляющие серьезную опасность для общества («Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя), а лирическая К. средствами иронии и юмора изображает отдельные недостатки в жизни, курьезные ситуации, одновременно утверждая новые отношения героев («Старомодная комедия» А.Н.Арбузова). Комедия высмеивает отрицательные явления, но для положительного герой всякая «комедия имеет конец счастливый» (Данте).

 

ЛИРИКА - литературный род, раскрывающий переживания личности по поводу различных явлений действительности. «Лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души» (Л.И.Тимофеев). Выраженное в подлинно художественном лириче­ском произведении чувство всегда индивидуально и в то же время всегда типично, т.к. оно вызывает созвучные переживания у широкого круга лиц. (Напр., «Эти бедные селенья, эта скудная природа» Ф.И.Тютчева). Таким образом, Л. непосредственно запечатлевает общест­венное сознание людей, тогда как эпос прежде всего изображает картины их общественного бытия. В Л., конечно, есть элементы изображения внешнего мира, но они имеют второстепенное значение и подчинены выражаемому переживанию. Художественным принципом истинной Л. явля­ется лаконизм. В Л. исключительно большую нагрузку имеет слово в лексическом, синтаксическом и звуковом отношениях. Как правило, лирические произведения не имеют сюжета (в событийном его значении). Но кроме «чистой» Л., существует так называемая «повествовательная Л.», в которой довольно ощутимы событийные элементы, т.е. сюжет. В Л. этого типа «содержание имеет эпический характер, обработка же - лирическая» (Гегель). Произведения повествовательной Л. близки к лиро-эпическому роду. Напр., «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Железная дорога» Н.А.Некрасова. Собственно лирический сюжет - это развитие чувства, переживания.

 

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - целостное мироотношение, ощутимое за строем чувств и переживаний определенного лирического творчества, часто выражающее идейно-эстетический идеал поэта. Представление о Л.Г. того или иного поэта складывается у читателя из совокупности переживаний, выраженных им в различных его стихотворениях. Напр., для Л.Г. М.Ю.Лермонтова характерны отрицание пустоты и бездействия поколения и вытекающие отсюда - чувство одиночества и страстный порыв, мятежность в поиске возвышенного духовного начала, которое будет доступно «другим, чистейшим существам» («Отрывок», 1830). Понятие Л.Г. не следует путать с «героем» (т.е. «персонажем», о котором повествуется в стихотворении от 3-го лица, напр., о белорусе в «Железной дороге» Н.А.Некрасова): «.ролевым героем» (когда от «объективированного персонажа» написано все стихотворение, напр., «Песня Калистратушки» НА.Некрасова), а также отождествлять с биографическим автором, обусловливающим своеобразие Л.Г., но часто отличающимся от него в силу вымысла или потому, что не вся его духовная жизнь отражена в лирике. Л.Г. - условное собирательное понятие, отражающее одну из форм выражения авторского сознания в лирике, возникшее в эпоху романтизма (с его повышенным вниманием к внутреннему миру личности) и усвоенное последующими этапами в развитии поэзии. Л.Г. - как бы индивидуальный, художественный образ автора, в котором отражены также настроения его поколения, т.е. присутствует типическое начало.

 

ЛИТЕРАТУРА - в широком смысле - вся письменность, обла­дающая общественным значением; в узком и более употребительном -художественная литература, т.е. искусство письменного слова (Х.Л. предшествовало устное искусство слова - фольклор). Х.Л. возникает с появлением книгопечатания. Своеобразие литературы как вида искусства в известной мере определяется спецификой ее средства создания художественных образов, а именно - слова (ср.: в музыке - звук, в живописи - цвет). Слово способно вызвать у читатели самые различные образы: и звуковые, и цветовые, и мн. др. Слову доступно все, что доступ­но мысли, а мысли доступны все сферы действительности, именно поэтому художественная Л. способна наиболее многомерно и объемно отражать жизнь.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - наука о литературе. На современном этапе Л. состоит из нескольких основных разделов:

1. Теория литературы, которая изучает эстетическую сущность литературы и литературного произведения, напр., художественный образ, род, жанр, метод, композицию, язык художественной литературы и мн.др,

2. История литературы, которая изучает ее историческое развитие, определяет место писателя в литературном процессе. Эти разделы взаимосвязаны: «Без истории предмета нет теории предмета, но без теории предмета не может быть и мысли о его истории» (Н.Т.Чернышевский).

3. Литературная критика, которая изучает современный литературный процесс.

4. Методология литературоведения, которая разрабатывает наиболее общие принципы литературоведческого анализа, напр., сравнительно-исторического изучения литературы, исследования литературных явлении в единстве их содержания и формы, принципы структурного И целостного анализа произведения и др.

Есть также вспомогательные дисциплины Л.: библиография (фиксирует художественную и критическую литературу), историография (описывает степень изученности какого-либо вопроса), текстология (анализирует рукописи, сравнивает редакции произведений и др.).

 

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способ художественного отражения действительности, который определяется совокупностью наиболее общих и устойчивых черт литературного творчества, а именно: характером отбора явлений действительности, средствами художественной изобразительности, наиболее общей оценкой изображаемого и соотнесенностью эстетического идеала с закономерностями развития действительности. Литература знает несколько Х.М., напр., романтизм, реализм, социалистического реализм (реализм с социалистическими идеями) и др. Х.М, вскрывает общность писателей различных национальных литератур и исторических периодов. Напр., писатели-реалисты (А.С.Пушкин, О.Бальзак, Л.Н.Толстой) в перечисленных выше чертах творчества (отбор явлений, средства художественной изобразительности и т.д.) руководствуются принципом объективности, без прикрас воссоздавая все явления действительности, а писатели-романтики (А.А.Бестужев-Марлинский, Ф.Новалис, В.Скотт) в большей степени следуют пересоздающему субъективному началу, чаще изображают не столько картины объективной действительности, сколько свои представления о ней. «Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу..., или воспроизводит ее во всей ее наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам действительности» (В.Г.Белинский). Принципы различных Х.М. осмысляются и формулируются учеными на основе обобщений художественной практики писателей. С развитием литературы развиваются, углубляются и сами принципы Х.М. Напр., реалистическое изображение жизни крепостных крестьян в творчестве Н.А.Некрасова («Кому на Руси жить хорошо») гораздо многограннее и глубже, чем более раннее ее изображение в творчестве Н.А.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»). Конкретно-историческое проявление Х.М. в творчестве целого ряда писателей, осознающих свои основные идейно-эстетические принципы и отстаивающих их в художественных произведениях, критических статьях, программных выступлениях и т.д., называют литературным направлением. Напр., направление реализма эпохи Просвещения (А.Н.Радищев, И.А.Крылов), направление романтизма первой трети XIX в. (В.А.Жуковский, поэты-декабристы) и др.

 

МОДЕРНИЗМ - нереалистические течения и другие литературные объединения, противопоставляющие свои эстетические принципы реализму, безоговорочно господствующему в литературе (и др. видах искусства) XIX в. В России М. возникает с начала 1890-ых г.г. (и в отдельных чертах влияет на поэтику произведений реалистов, напр., И.А.Бунина). Главные течения модернизма - символизм, акмеизм, футуризм. Их представители (при всей разности эстетических взглядов) полагали, что идея общественного служения литературы и «художественный материализм», идущие от 60-ых г.г. (Чернышевского, Добролюбова, Писарева) завели литературу в эстетический тупик, сузили предмет литературы, оставив за ее пределами, напр., мистические сферы, бессознательное начало в чело­веке и мн. др. Ни одно из течений М. никогда не было внутренне единым, напр., акмеизм (Н.С.Гумилев; А.А.Ахматова; О.Э.Мандельштам воспевали разное: экзотику; тонкость и сложность души; культуру в ее различных видах). Современные (начиная с 1970-ых годов) нереалистические течения (концептуализм, соцарт и др.) принято называть общим термином постмодернизм,

 

НАРОДНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ - эстетическая категория, сложившаяся в результате длительного развития эстетической мысли. Первоначально в России под Н.Л. понимали произведения для малообразованного простонародья (в эпоху Просвещения XVIII в.). В эпоху романтизма (начало XVIII - первая треть XIX в.), придавшую большое значение Н.Л., она понималась как национальное своеобразие литературы: «народ» и «нация» для романтиков были тождественными понятиями. К 40-м г.г. XIX в. на основе изучения творчества Л.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова и др. складывается демократическое учение о Н.Л. В.Г.Белинского, которое затем развивают Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Н.Л. - это прежде всего глубокое, всестороннее и верное изображение важных для народа явлений действительности. Н.Л. проявляется не только в содержании, но и в художественной форме произведения - ее доступности народу и национальном своеобразии. Н.Л. - категория исторически изменяющаяся, поэтому содержание и формы ее выражения, например, в творчестве И.А.Крылова будут иные, чем в произведениях Н.А.Некрасова или А.Т.Твардовского. О народе и Н.Л., их соотношении с общенациональными проблемами в XX в. интересно рассуждали И.А.Бунин (см. дневники писателя), А.И.Солженицын (в своих произведениях).

 

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРЫ - художественное отражение в литературе своеобразных черт той или иной нации: жизни и быта людей, склада ума и характера чувств, обычаев и традиций, одежды и речи. «Климат, образ правления, вера дают каждому народ; особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-либо народу» (А.С.Пушкин). Н.С.Л. проявляется в тематике произведения, его образах, изобразительно-выразительных средствах языка. Особенно остро стави­лась проблема Н.С.Л. в эпоху романтизма, а затем реализма. Величайшим русским национальным поэтом является А.С.Пушкин. Ярко национальна «Песнь о купце Калашникове» М.Ю.Лермонтова, поэма «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасова; особенно ярко Н.С.Л. заметно в сравнении с другими национальными литературами, в которых общечеловеческие проблемы облекаются в своеобразные словесно-образные формы.

 

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - прежде всего образ-персонаж; конкретная и одновременно обобщенная картина человеческой жизни, созданная творческой фантазией художника в свете его эстетического идеала.

Но в художественном произведении есть различные уровни образности: образ-пейзаж, образ-интерьер, образная деталь и т.д., которые всегда под­чинены выражению образа-персонажа. Кроме того, в большинстве произ­ведений существует система взаимодействующих образов-персонажей. Различные образы-персонажи, а также подчиненные им образы других уровней объединены общей идеей художественного произведения, без организующего начала которой они рассыпались бы на независимые друг от друга звенья и утратили бы эстетическое значение. Все другие образы работают на создание образа человека. Напр., такие образы-детали, как иссохшая осина, дырявые крыши, заткнутые тряпками окна способствуют созданию образа Плюшкина. А взаимодействие его с образами других помещиков создает сатирический образ крепостной России в целом («Мертвые души» Н.В.Гоголя). Т.е. образность - способ отражения и познания действительности искусством в отличие от науки, познающей ее путем абстрактных понятий. О.Х. имеет некоторые общие свойства, которые за­ключаются в следующем:

Сочетание вымышленного и достоверного. Без вымысла нет художественного творчества, даже реалистического. Однако вымысел часто является результатом осмысления писателем достоверных фактов и явлений: образы «Войны и мира» - плод фантазии Л.Н.Толстого, но многие из них имеют жизненных прототипов;

Сочетание объективного и субъективного. Разные художники одни и те же явления объективной действительности оценивают по-разному. Так, объективная основа образа Наполеона в творчестве М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого - одна: реальное историческое лицо. Но субъективное авторское освещение их разное. В балладе М.Ю.Лермонтова «Воздушный корабль» личность Наполеона - идеал автора, а в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» осуждаемый за индивидуализм и личные амбиции полководец.

Сочетание конкретного И обобщенного. О.Х. рисуется автором в его конкретных индивидуальных особенностях, в этом и заключается сила его непосредственного эмоционально-эстетического воздействия. Но истинном О.Х. всегда обобщена суть множества подобных явлений. Так, образ Евгения Онегина в одноименном романе А.С.Пушкина очень конкретен во внешности, поступках, чувствах, т.е. это индивидуальный характер. Но в то же время в нем есть и важнейшие общие черты, свойственные дворянской молодежи того времени: Онегин - это не только характер, но и тип. Типизация - есть высшая степень художественного обобщения.

Все выше названные свойства внутренне взаимодействуют в каждом истинном О.Х., но в зависимости от метода, рода, жанра и авторской инди­видуальности писателя то или иное начало выражается в нем в большей или меньшей степени. Так, вымышленное ярче выражено в сказке, чем в реалистическом романе, а достоверное - в документальной повести, чем в романтической поэме, субъективное всегда отчетливее выражается в ли­рике, а объективное - в эпосе.

 

ПАФОС - взволнованное идейно-эмоциональное настроение, пронизывающее произведение и вытекающее из характера идеала писателя. П. немыслим без страстной убежденности художника в определенной оценке того или иного явления действительности. В самом общем виде П. может быть или утверждающим, или отрицающим по отношению к изображаемому (героический, трагический, сатирический и др.). Конкретизация П. зависит от тематики и идейной направленности произведения. Напр., повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» пронизана трагическим очищающим пафосом, утверждающим истинную любовь как высшую ценность человека.

 

ПОВЕСТЬ - средний по объему, а также охвату действительности эпический жанр (в сравнении с романом и рассказом). В П., как правило, описывается несколько эпизодов, в центре внимания находятся один-два героя; кроме того, в П. нередко наблюдается тенденция к опоре на достоверное. К П. относятся «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Ася» И.С.Тургенева, «Повесть о настоящем человеке» Б.П.Полевого и др. Иногда по охвату действительности П. приближается к роману («Капитанская дочка» А.С.Пушкина). По этой и другим причинам вопрос о жанровых признаках П. в современном литературоведении остается дискуссионным: одни литературоведы не видят принципиального отличия П. от романа, другие усматривают его в более спокойном (а не остросюжетном) изложении, третьи - в том, что П. прежде всего дает «нравственный срез действительности».

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ - в художественной литературе образ человека, выражающий идеалы писателя и одновременно воплощающий передовые тенденции определенного исторического времени (общественно-политические, морально-нравственные и Др.). Напр., образы Добролюбова (Н.А.Некрасов. «Памяти Добролюбова») или Татьяны Лариной (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»). Не следует подменять понятие П.Г. понятием «идеальный герой». П.Г. отражает все противоречия человеческого характера, формирование и становление в нем положительного начала час­то во внутренней борьбе с самим собой. Напр., образ Андрея Болконского (Л.Н.Толстой. «Война и мир»). Писатели иногда создают и субъективные, ложные образы П.Г. в силу непонимания передовых тенденций эпохи. Ложность таких «П.Г.» доказывается объективным ходом исторического процесса. Напр., исторически ложен образ благодетеля крепостных крестьян помещика Констанжогло (Н.В.Гоголь. «Мертвые души», 2-й т.). Общество и его идеалы исторически меняются, поэтому сменяют друг друга в литературе и П.Г., оставаясь вместе с тем в большей или меньшей степени близкими и нашему времени. Особое понятие П.Г. было свойственно литературе социалистического реализма, в которой П.Г. являлся выразителем социалистических и коммунистических идеалов. Современная литература иногда тоже дает интересные образы П.Г. (А.Волос. «Недвижимость»).

 

ПОСЛАНИЕ - стихотворение, написанное в форме письменного обращения. Расцвет этого жанра в русской лирике связан с творчеством декабристов и А.С.Пушкина, под пером которых он получил острое социально-политическое звучание, напр., «Послание в Сибирь» А.С.Пушкина, «Струн вещих пламенные звуки» А.И.Одоевского. П. встречается в лирике С.Есенина, В.Маяковского, И.Бродского.

 

ПОЭЗИЯ - первоначальное значение - вся художественная литература в отличие от нехудожественной, напр., научной и др. Такое словоупотребление встречается в статьях В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. В современном литературоведении П. - общее название художественных произведений (лирических, эпических, драматических, лиро-эпических), написанных стихами, П. В сравнении с прозой - значительно более древний способ организации художественной речи, заключающийся в наличии ярко выраженного стихотворного ритма.

 

ПОЭМА - большое стихотворное произведение лиро-эпического (реже - эпического или лирического) рода. Как правило, в центре П. -судьба отдельной личности, а для ее жанрового пафоса характерно «воспевающее» (А.Н.Соколов) начало. Расцвет этого жанра связан с эпохой романтизма, П. которого восхваляют различные проявления свободолюбия героев; «Войнаровский» К.Ф.Рылеева, «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники» А.С.Пушкина, «Мцыри» и «Демон» М.Ю.Лермонтова и др. П. получила дальнейшее развитие в эпоху реализма Х1Х-ХХ веков: «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасова; «Реквием» А.Ахматовой, «По праву памяти» А.Т.Твардовского. В П. XX в., как правило, меняется характер эпического начала: оно чаще представляет собой не сюжетное развитие, а предмет размышлений лирического героя - судьбу народа в определенную эпоху.

 

ПРОБЛЕМА - порождаемый изображаемым в произведении материалом вопрос, волнующий автора и передаваемый им читателю. Задача П. натолкнуть читателя на важность явления, заставить задуматься над его сущностью. Так, основную П. в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского можно сформулировать так: позволено ли сильному человеку преступить нравственный закон обыкновенных людей? Проблематика (совокупность ряда П.) одного произведения может сочетать П. нравственные, философские, социальные и др., как, напр., в вышеназванном романе. П. непосредственно связывает тему и идею произведения, являясь выражением его идейно-тематического единства.

 

ПРОЗА - общее название нестихотворных художественных произведений. До конца XVIII в. русская П. существовала на периферии литературного движения, затем получает развитие в творчестве Л.Н.Радищева. Н.М.Карамзина, А. А. Бестужева-Марли некого, а начиная с А.С.Пушкина П. занимает ведущее положение в русской литературе, не отменяя, конечно, поэзии. В содержательном плане П. в сравнении с поэзией в большей сте­пени стремится освоить повседневное и многостороннее бытие людей, а по форме она значительно отличается от поэзии характером ритма: в поэзии он имеет закономерный и постоянный, а в II. - свободный и изменчивый характер на протяжении произведения.

 

ПРОЦЕСС ЛИТЕРАТУРНЫЙ - поступательное развитие литературы в определенную эпоху (а в широком смысле - от ее возникновения до наших дней). ПЛ. в наиболее общих чертах обусловлен социально-историческими периодами в развитии общества и выражает их бытие и духовное содержание. Отличительные черты П.Л. в определенную эпоху неповторимы. Так, мир идей и образов в произведениях Л.Н.Толстого не мог бы возникнуть в XVII в., а тип античного художественного мышления -повториться в более поздние эпохи. П.Л. проявляется в эволюции литературных.методов, родов, жанров, тем, идей и мн. др. Напр.,реализм XIX в. - явление более глубокое и развитое, чем реализм XVIII в. Движущей силой П.Л. является взаимодействие литературной традиции и новаторства.

 

РАССКАЗ - небольшое эпическое произведение самого разнообразного содержания, вытекающего, главным образом из определенного эпизода, события, человеческой судьбы или характера. Р. свободен и гибок по своей структуре, но общим принципом его поэтики является лаконизм. В силу этого исключительно большую художественную нагрузку несет в Р. деталь, являясь одним из важнейших средств создания типического образа. Напр., постоянные «калоши» и «зонт» характеризуют духовную «футлярность» Беликова («Человек в футляре» А.П.Чехова). Разновидностью Р. является новелла, отличающаяся напряженным развитием действия и неожиданной развязкой («Легкое дыхание» И.А.Бунина).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.