Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Вопросы поэтики 5 страница




 

СИНЕКДОХА - троп; разновидность метонимии; называется часть предмета вместо целого предмета или целый предмет вместо его части. Напр., «Эй! Борода, как проехать отсюда к Плюшкину?» («Мертвые души» Н.В.Гоголя). С. как бы выделяет крупным планом ту деталь, которая в данный момент способна очень экономно и выразительно создать живописный образ.

 

СИНОНИМЫ - слова, тождественные или очень сходные по значению, но отличающиеся звучанием и стилистическими оттенками. Напр.: дорога - путь - стезя. Выбирая из синонимов то или иное слово, писатель стремится к точности и определенному стилистическому колориту. Иногда С. употребляются по два или более, разнообразя художественную речь и сообщая ей особую прелесть. Напр.:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

(М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу»)

 

СКАЗ - форма повествования от первого липа с ярко выраженной установкой на устность, разговорность речи (как в интонации, так и в лексике, и в фонетике). С. стилизует речь не отдельного человека, а типического представителя определенной общественно-исторической, этнографической или др. среды. С. часто использовали Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Н.С.Лесков («Левша»), М.Зощенко («Баня»).

 

СОНЕТ (классический) - лирическое стихотворение из 14 стихов, группированных в два четверостишия (с одинаковой по звучанию охватной рифмой: абба абба) и два трехстишия (с тремя другими рифмующимися созвучиями: ввг дгд). В поэтической практике есть и другие - перекрестные - варианты рифмовки четверостиший в С. Стихотворный размер С. - пяти(шести)стопный ямб. Единство рифм в четверостишиях подчеркивает единство темы, которая в трехстишиях несколько меняется и как бы подытоживается последней строкой («замком сонета»).

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал.

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта;

Вордсворт его орудием избрал.

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его степенный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас его еще не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

(А.С.Пушкин. «Сонет»)

В русской поэзии С. писали также Дельвиг, Лермонтов, Фет, Блок, Брюсов и др.

 

СРАВНЕНИЕ - троп; одно явление или понятие проясняется через сопоставление его с другим явлением. С. всегда состоит из двух частей (то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается), которые объединяются самыми разными способами:

1. При помощи союзов «как», «что» и слов «похож», «словно» и др.: «Он был похож на месяц ясный» (М.Ю.Лермонтов. «Демон»).

2. При помощи творительного падежа: «Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).

3. При помощи отрицания:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос»)

С. может быть развернутым. Классическим примером развернутого С, проходящего через все произведение, является стихотворение М.Ю.Лермонтова «Поэт», в котором через сравнение поэта с кинжалом раскрывается современное поэту состояние поэзии и требования к ней взыскательного художника.

 

СТИХ

1. Единица стихотворного ритма, как правило, совпадаю­щая со строкой. С. может быть разбит и на несколько графических строк (Н.Асеев, В.Маяковский).

2. Стихотворная речь, отличающаяся от прозаической системой регулярных повторов: звуков, пауз, ударных и безударных слогов и др.

 

СТИХОТВОРЕНИЕ - сравнительно небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение в стихах. См., напр.: «Я вас любил: любовь еще быть может...» А.С.Пушкина; «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

 

СТОПА - в силлабо-тоническом стихе - сочетание ударного и примыкающих к нему по интонации безударных слогов, которое при повторении создает ритм стиха. Различаются двусложные С: хореические (с ударением на первом слоге из двух), ямбические (на втором); трехсложные: дактилические (с ударением на первом слоге из трех), амфибрахические (на втором), анапестические (на третьем). С. есть также в античном стихосложении (но основывается на долготе и краткости слога). В силлабических и тонических стихах С. нет.

 

СТРОФА - повторяющаяся на протяжении стихотворного произведения группа стихов, объединенных общей мыслью и рифмовкой. С. усиливает ритмичность стихотворного текста, придает ему композиционную стройность- Русское стихосложение богато разнообразными строфами (см., напр., двустишие, четверостишие, октава, онегинская строфа). Стихотворное произведение, не сгруппированное в С, называется астрофическим (напр., «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина).

 

СЮЖЕТ - одно из основных значений: система событий литературного произведения, раскрывающая характеры героев и конфликтные отношения между ними. Напр., такие события, как побег, бой с барсом Мцыри обнаруживают существенные черты его характера; смелость, вольнолюбие, желание жить ярко, а также обнаруживают конфликт между ним и жизнью других монахов. С. характерен для драматических, эпических и лиро-эпических произведений. В лирике же С. как системы событий нет. В С. выделяют ряд звеньев: пролог, экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Не все элементы С. должны иметь место в каждом произведении. Кроме того, они могут идти в различной последовательности. События сюжета могут излагаться автором не в естественной хронологической последовательности, а в художественной, что служит дополнительным средством раскрытия характера героя (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»). С. произведения может представлять собой не одну, а несколько переплетающихся линий.

 

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, ритм которого создается определенным количеством ударений в стихотворных строках. В зависимости от их количества выделяют размеры: двухударный, трехударный, четырехудар-ный и т.п. Пример трехударного Т.С.:

Мы спим ночь.

Днем совершаем поступки,

Любим свою толочь

Воду в своей ступке.

(В.В.Маяковский)

В Т.С. нет стоп (в отличие от силлабо-тонического стиха), т.е. количество безударных слогов между ударениями произвольное: в приведенном примере колеблется от 0 до 2. Тонический принцип организации ритма характерен для русской народной поэзии. В русской литературной поэзии XIX в. встречается довольно редко, но довольно широко развился в поэзии XX в. (В.Маяковский, Н.Асеев, Л.Мартыноз и др.).

 

ТРОП - употребление слова или выражения в переносном значении с целью создания художественного образа. К Т. относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, отчасти эпитет и др. Напр., ср. прямое и переносное значение слова: «обед остыл» и «Нет: рано чувства в нем остыли» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»), В последнем случае мы имеем дело с тропом (метафорой).

 

УМОЛЧАНИЕ, или ЭЛЛИПСИС - фигура; сознательная недосказанность фразы в расчете на домысливание ее читателем. У. обычно придает речи повышенную эмоциональность, драматизм, сообщает ей оттенок юмора, сатиры и др.

Нет, вам красного детства не знать,

Не прожить вам спокойно и честно.

Жребий ваш... но к чему повторять

То, что даже ребенку известно.

(Н.А.Некрасов)

 

ФАБУЛА - термин употребляется в двух равно распространенных значениях:

1. основные события в развитии действия, т.е. его костяк, то что можно пересказать;

2. естественная временная последовательность событий в отличие от художественной (сюжетной) последовательности в лите­ратурном произведении.

В обоих; случаях понятие «фабула» употребляется с целью более глубокого понимания художественного богатства и своеобразия сюжета литературного произведения. В фабульном порядке события рассказа И.Бунина «Легкое дыхание» начинались бы с детства героини, а заканчивались бы ее смертью. Ф. может сильно отличаться от сюжета (как в названном рассказе), а может с ним совпадать («Ионыч» А.П.Чехова).

 

ФИГУРА - особый интонационно-синтаксический прием построения фразы в литературном произведении, выходящий за рамки практически принятых норм. Ф. используется в целях усиления художественной выразительности речи. К. Ф. относятся: риторические Ф., анафора, эпифора, стык, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, умолчание и др.

 

ХОРЕЙ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двухсложной стопы с ударением на первом слоге.

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шёл домой.

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной.

(Н.Рубцов. «Заяц»)

Некоторые ударные слоги в хореическом стихе иногда могут заменяться безударными, что разнообразит его ритм. Это явление называется пиррихием (см. приведенный пример).

 

ЭЗОПОВ ЯЗЫК - художественная речь, основанная на таком иносказании, при котором под образами животных, птиц и т.п. подразумевается человек. Эзоп (полумифический древнегреческий баснописец V-VI вв. до н.э.) был рабом, поэтому не мог открыто высказывать свои мысли. Позже к такому иносказанию вынуждала писателей цензура. Истинное содержание художественного произведения уходило в подтекст, зашифровывалось внешне безобидными фразами, намеками, ассоциациями, басенными и сказочными образами. Ярким примером использования Э.Я. являются басни И.А.Крылова, «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Возникнув как горькая необходимость, 3-Я. стал со временем одним из способов сатиры.

 

ЭКСПОЗИЦИЯ - бесконфликтная часть текста, предшествующая завязке. В Э. дается изображение начальной ситуации., среды, фона, на котором будут затем разворачиваться события. Назначение Э. - сделать более понятным последующее поведение действующих лиц (см., напр., описание жизни юного Онегина в I главе романа Л.С.Пушкина «Евгений Онегин»), Э. чаще всего дается в самом начале произведения, но может быть в середине или даже в конце его (см., напр.: «Мертвые души» Н.В.Гоголя). В этом случае она несет дополнительную художественную нагрузку, например, в приведенном примере до поры, до времени, придает главному герою таинственность, загадочность и т.д. и объясняет его читателю лишь в самом конце произведения.

 

ЭПИЛОГ - заключительная, следующая за развязкой конфликта часть произведения, кратко сообщающая о дальнейшей судьбе героев. Но главное назначение Э. не событийное, а эмоциональное, т.к. он прежде всего вызывает у читателя то или иное чувство по поводу окончательного итога изображенной жизни героев. Напр., Э. в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева рождает в душе читателя грусть и боль по поводу несбыв­шихся высоких стремлений героев этого романа.

 

ЭПИТЕТ - художественное определение, подчеркивающее к.-л. важную черту в изображаемом явлении или придающее ему дополнительное, добавочное значение. Э. может представлять собой прямое значение слова («сентябрь холодный») или переносное («день потухающий»). Последнее позволяет относить его к тропам. Грамматически Э. может быть выражен различными частями речи:

1. Прилагательным или причастием (см. приведенные примеры).

2. Существительным: «волшебница-зима».

3. Местоименным словом: «Ведь были схватки боевые, да говорят еще какие!» (М.Ю.Лермонтов. «Бородино»).

4. Наречием: «Что ты жадно глядишь на дорогу...» (Н.А.Некрасов. «Тройка»);

5. Деепричастием: «Синея блещут небеса...» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).

Существует особая группа Э., представляющих собой постоянное сочетание слов: «синее море», «борзый конь», «добрый молодец» и т.д. Эти эпитеты характерны для народного творчества и носят название постоянных эпитетов.

 

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННО ЛИТЕРАТУРЫ – это язык, которым создаются художественные произведения. Язык – средство общения людей. Язык же художественной литературы, кроме того, язык образный: законы использования и сочетания слов в нем не только логическое, но (и прежде всего) эстетические. Напр., А.С,Пушкин возмущался, когда критик «Евгения Онегина» восставал против таких выражений, как «камин дышит», «неверный лед» и т.п. Эти лаконичные выражения необычайно точны в образном, но не логическом смысле. Однако Я.Х.Л. не противопоставлен общенародному языку. Напротив, он основывается на нем. Самым большим по объему источником Я.Х.Л. является литературный язык (т.е. правильный, нормированный язык). Но понятие «Я.Х.Л.» шире понятия «литературный язык», В зависимости от характера созда­ваемого образа и других идейно-эстетических задач писатель использует и иные слои общенародного языка: архаизмы, просторечия, жаргонизмы и др. Из всего сказанного следует, что литературоведческий анализ Я.Х.Л. преследует иные цели, чем анализ лингвистический. Лингвиста интересуют внутренние законы развития языка, литературоведа - законы создания художественного образа.

 

ЯМБ - в силлабо-тоническом стихе -стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двусложной стопы с ударением на втором слоге. Ямбом написан роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок.

Иногда в ямбическом стихе некоторые ударные слоги могут заменяться безударными, что разнообразит ритм этого размера. Это явление называется пиррихием (см. приведенный пример).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.