Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип субмодальностей




 

Наше осознание внутренних образов и звуков в то время, когда мы находим­ся в состоянии бодрствования, не всегда проявляется в одинаково сильной степени. Иногда это приводит к заблуждениям. В каждой группе НЛП всегда найдется кто-нибудь, кто и после двух, и после трех упражнений твердит: «Я никогда не вижу никаких образов». Как правило, этим людям приходится признать, что во сне они видят отчетливые образы и картины. И как только мы спрашиваем: «Какого цвета машина соседей?», — они, к примеру, говорят «Да, зеленого...». И мы, НЛ-программисты, вскрикиваем: «Ты все-таки ви­дишь!».

Когда мы говорим о субмодальностях, речь в этом случае идет не только о тех образах, звуках и ощущениях, которые люди воспринимают осознанно, но и о тех, которые воспринимаются ими на уровне подсознания. Понимание того, что неосознанные мысли тоже состоят из сенсорных репрезентаций, дает множество возможностей при работе с НЛП. Даже когда клиент не имеет представления о сенсорных признаках мысли, он все равно может изменить эту мысль, если мы предпримем соответствующее внушение, например, «смот­реть на вещи шире», «внести ясность», «пролить новый свет», «привести дело в движение» и т. п. Будучи НЛ-программистом, ты исходишь из того, что по­добные внушения имеют значение только тогда, когда буквально переводятся в изменения в сенсорной репрезентации.

Субмодальности являются своеобразными кирпичиками, образующими мысли человека, как осознаваемые, так и неосознанные. Каждая мысль состо­ит из совокупности сенсорных репрезентаций с определенными характеристи­ками. Способ изучения НЛ-программистами субъективного опыта аналогичен способу Вундта и Кульпе (шкала Вурцбергера); они тоже обнаружили «элементы», близкие по значению к понятию субмодальности в НЛП. Поста­новка вопросов является единственным способом получения информации о клиенте за пределами личного опыта исследователя.

Для нас форма наших мыслей является чем-то само собой разумеющим­ся, и мы не склонны прибегать к их более глубокому анализу на уровне используемых нами концепций. Вопрос: «Что представляет собой мысль о яблоке?» — является, скорее, вопросом для поэтов и художников...

Способ, которым я думаю о яблоке, является для меня «привычным» спо­собом. Каким способом я мог бы думать о нем иначе? Если думать другим способом, то яблоко перестанет быть для меня яблоком. В моих мыслях яб­локо — это яблоко, свет — это свет, темнота — это темнота, сверху - это сверху, а снизу — это снизу. И так можно продолжать до бесконечности: сего­дня - это сегодня, и вчера, и позавчера, и в прошлом году я воспринимал все своим собственным способом. То, как я мысленно вижу, слышу и ощущаю вещи, все это только мое, это предназначено для меня. То, как я мысленно вижу вещи, подобно прямой проекции внешнего мира. Это единственный способ верного воспроизведения окружающей меня реальности: так я вижу это вокруг себя, следовательно, так я воспроизвел это внутри себя посредст­вом центральной нервной системы. Кроме того: я не знаю, как сделать это лучше; я знаю исключительно свой собственный субъективный опыт, и, как правило, я исхожу из того, что другие люди видят, слышат и ощущают вещи точно так же, как я. Однако это очень большое заблуждение. Теперь я знаю об этом благодаря концепции субмодальностей в НЛП.

«Представь себе», - говорит НЛ-программист Тод Ипстейн, — «что твоя голова внезапно превратилась в голову другого человека, чьи субмодальности... Это было бы для тебя полным безумием!». Мысли о яблоке — это мои мысли о том, чем для меня является яблоко. Исходя из этого впечатления от данного вида фруктов, на протяжении своей жизни я формирую соответст­вующую концепцию. Все свои впечатления я обобщил в одну мысль: «яблоко» — круглое, диаметр от трех до пятнадцати сантиметров, конусовид­ная ямка со стебельком, легкий аромат, кисло-сладкий вкус, поверхность гладкая в различной степени. Когда я впервые узнал слово «яблоко», мне бы­ло два года, и моя мама показала мне некий фрукт. Может быть, именно по­этому я убежден в том, что яблоко круглое, так как яблоко моей мамы было круглым...

Мысленная репрезентация представляет собой обобщение восприятия. С самого первого момента, когда мы способны к восприятию, будучи в состоянии эмбриона, мы начинаем формировать мысленные репрезентации. Мы ощущаем силу тяготения и тем самым учимся различать низ и верх. Мы осознаем разницу между состоянием покоя и движением. На основании пер­воначальных различий мы создаем новые, усовершенствованные концепции. Гораздо позже наше знание на уровне языка подкрепляется определенными ярлыками (Аудиальные якоря). Дифференциацию знания мы, подобно детям, осуществляем методом познавания на собственном опыте. Более сложные мысли мы составляем из более простых. Например, слово «опускаться» представляет собой комбинацию ощущения силы тяготения и движения в направ­лении этой силы. А при слове «спускаться» к этому прибавляется еще и ритм шагов. Таким способом мы можем образовывать чисто кинестетические кон­цепции.

В начале мы представляем себе образование первоначальных кинестетиче­ских концепций в форме пассивного процесса Восприятия повторяются так часто, что наша нервная система сама формирует на их основе обобщения. Сила тяготения существует всегда, следовательно, нам не нужно ничего пред­принимать для того, чтобы прийти к концепции для «низа» и «верха».

После того как мы создали концепции, на основе их сенсорных характери­стик необходимо распознать соответствующие им стимулы. Распознавание представляет собой результат наблюдения за идентичностью свойств нашей центральной нервной системы (сходство, соответствие или аналогичность). С точки зрения неврологии аналогия возникает в том случае, если при воспри­ятии стимула начинают функционировать нервные клетки, которые связаны с концепцией. Понятие «яблоко» может быть вызвано стимулом с определен­ными свойствами, которые воспринимаются посредством органов чувств и которые были связаны со всеми прежними понятиями «яблоко». Для наблю­дателя все стимулы похожи друг на друга, так как они имеют «что-то» общее (здесь можно применить понятие «тождество» Уильяма Джеймса). Аналогия в сенсорных свойствах последовательных восприятий возникает благодаря тому, что одно восприятие связано с теми же самыми популяциями нервных клеток, что и последующие восприятия. Даже если при последующем воспри­ятии активизируется только часть нервных клеток, функционирующих при первом переживании, можно говорить о распознавании (однородности). По­пуляция нервных клеток, которая была активизирована в обоих случаях, об­разует ядро распознанной концепции.

Аналогия базируется на общих сенсорных признаках, таких как соответст­вие по цвету, форме, движению, запаху, высоте тона, ритму, мелодии и т. д. Сложные концепции могут демонстрировать аналогию одновременно по не­скольким сенсорным признакам. Например: цвет, вес и высота тона могут со­четаться между собой.

Принцип субмодальностей НЛП заключается в том, что любая концепция может быть сведена к совокупности сенсорных характеристик. Простые кон­цепции описываются несколькими сенсорными характеристиками, сложные концепции состоят из множества различных сенсорных репрезентаций. Чем большим количеством сенсорных характеристик мы описываем концепцию, тем она специфичней. Чем специфичней концепция, тем лучше мы знаем, из каких цветов, форм, движений, размеров, структур, звуков и т. п. должна со­стоять данная концепция. В терминах НЛП это можно выразить следующим образом: «Разбиение на фрагменты приводит к увеличению количества суб­модальностей, определяющих концепцию» («Chunking down increases the amount of submodalities determining a concept»).

Однако на основе своего сенсорного восприятия обобщенных концепций люди могут образовывать другие концепции. Эти концепции также могут де­монстрировать аналогию как друг с другом, так и со стимулами. Эта аналогия может быть более абстрактной, иными словами, точки совпадения специфиче­ских сенсорных характеристик могут быть выражены не напрямую.

Когда НЛ-программисты говорят о субмодальностях, они имеют в виду сенсорные характеристики всех видов мыслей. Концепции, которые обобщены непосредственно из сенсорного восприятия, могут быть позаимствованы из своих «субмодальностей»: какие цвета, формы, направления, движения, высо­ты тонов, объемы, контрасты, запахи и вкусы свойственны им?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.