Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперименты с использованием субмодальностей




ПРИМЕНЕНИЕ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ НЛП

 

НЛП позволяет описывать субъективный опыт на нескольких уровнях. Мож­но сказать, что НЛП позволяет говорить о субъективном опыте на многих «языках». Язык субмодальностей является в настоящий момент наиболее распространенным; Ричард Бэндлер называет его «машинным кодом психи­ки». Понятие НЛП «субмодальности» помогает нам избегать само собой ра­зумеющегося субъективного опыта. Теперь мы имеем возможность исследо­вать индивидуальные различия репрезентаций; мы можем моделировать суб­модальности различных людей. Например: как альпинист представляет себе Эверест, когда стремится достичь его вершины? И чем его субмодальности отличаются от субмодальностей дрожащего от страха туриста? Можем ли мы извлечь из этого что-нибудь полезное? Например, чтобы убедить себя в необ­ходимости покорения вершины? С помощью понятия «субмодальности» мы можем также проследить за тем, как в человеке происходят психологические изменения. Как человек видел свою проблему первоначально, и как он видит ее сейчас? Она кажется ему разрешенной?

Нам прекрасно известно, что люди по разному реагируют на одни и те же образы и звуки: то, что один человек считает отвратительным, другой находит вполне приятным. Теперь мы можем понять, как это происходит, как действу­ет этот механизм. Прямое объяснение скрывается за меняющимися синестезическими отношениями и кодированиями субмодальностей, которые исполь­зуют различные люди.

Понятие «субмодальности» предоставляет возможность анализировать субъективную репрезентацию и на основании этого анализа стимулировать изменения. Наряду с этим, чаще всего это самый прямой путь к изменению мыслей человека. Например, кто-то внезапно приходит к пониманию необхо­димости охраны окружающей среды, очевидно, изменив что-то в своем созна­нии. Это происходит благодаря переменам в некоторых критических субмодальностях. Подобные перемены могут стать моделью для изменений, затра­гивающих большие группы людей, в целях спасения нашей планеты. Как мы еще будем говорить в главе 18 («Классификация и иерархия»), кодирования посредством субмодальностей также оказывают влияние и на существующие предубеждения против людей. Тот, кто отказывается от предубеждения, на­пример, против финнов и бутанцев и начинает относиться к ним как к рав­ным, будет представлять их более высокими, близкими и большими, вследст­вие чего они станут выглядеть так же, как англичане и датчане.

 

Когда специалист по графике работает над оформлением обложки книги и использует при этом различные цвета, он манипулирует с субмодальностями. Это объясняется тем, что он видит книгу в своих мыслях и может момен­тально визуально представить себе всю цветовую палитру. Используя свои критерии для выбора лучшего цвета, в определенный момент он приходит к определенному выбору: серовато-зеленый! Вполне возможно, что в его созна­ние проникает только последний цвет, и он ощущает удовлетворение, так как именно этот цвет соответствует его критерию «лучшего цвета». Теперь он вполне уверен в том, как должна выглядеть книга.

Весь творческий процесс демонстрирует способность человека фантазиро­вать при помощи субмодальностей. Мы можем думать о яблоке и мысленно делать его золотистым. Мы можем представить его трехметровым, если нам этого захочется. Иными словами, наша способность изменять субмодальности практически безгранична.

Можно сказать, что пассивное обобщение на основе сенсорного опыта вместе с созданным еще в ранней юности стилем кодирования посредством субмодальностей выражаются в субъективной действительности. Личное ко­дирование образует границы, в пределах которых существует человек. Суще­ствуют границы между смыслом и бессмыслицей.

Теоретически, наши мысли всецело подвержены манипулированию; мы обладаем абсолютной способностью думать о вещах так, как это представляет­ся нам наиболее приемлемым, однако наша модель мира оказывает при этом сдерживающее действие. Обычно мы используем эту способность весьма редко и оперируем несколькими субмодальностями.

Искусство является той областью, где предоставляется большая свобода в обращении с субмодальностями; в этой области экологические препятствия проявляются в гораздо меньшей степени. Художники, писатели и создатели фильмов имеют возможность творчески оперировать субмодальностями в своей голове. Однако за пределами искусства это становится рискованным тот, кто слишком увлекается манипулированием субмодальностями, теряет способность к адекватному восприятию реальности.

Эксперимент 1: Синестезия

Тот, кто боится пауков, как правило, испытывает еще больший страх, если мысленно представляет паука еще большего размера. Иными сло­вами, изменение в визуальной модальности оказывает воздействие на внутреннюю кинестетическую модальность: образ большего размера усиливает чувство страха. В этом случае мы говорим о синестезии.

Если мы попросим человека, испытывающего страх перед пауками, подумать о насекомом, который кажется ему симпатичным, к примеру, о шмеле, то возникшее у него чувство симпатии соединяется с образом шмеля. Если теперь мы спросим этого человека о различии между эти­ми двумя образами, может выясниться, что паук представляется ему большим, темным, неподвижным или невероятно проворным, в то вре­мя как шмель кажется ему маленьким, солнечно-светлым, летящим или ползущим.

После применения по отношению к этим двум субъективным впе­чатлениям так называемого коллапса якорей (см. главу 10, «Якоря») образ шмеля может оказать влияние на образ паука. В результате паук становится более маленьким и светлым, движения его становятся более спокойными. Наряду с этим значительно уменьшается и чувство страха.

Бэндлер предположил, что любое субъективное переживание при­сутствует во всех сенсорных системах, и что изменения в одной системе влекут за собой изменения в другой системе.

Этот эксперимент можно провести следующим образом. Сначала необходимо выявить субмодальности двух различных репрезентаций. Затем создать кинестетические якоря для обоих переживаний. Потом одновременно стимулировать оба якоря до тех пор, пока не возникнет стабильное новое смешанное состояние. После этого нужно определить, чем субмодальности данной репрезентации отличаются от субмодально­стей двух первоначальных репрезентаций. Небольшой совет: возьмите для этого эксперимента две очень разных репрезентации отпуска. В ре­зультате вы создадите третье переживание отпуска!

Эксперимент 2: Аналогия в субмодальностях

Следующий эксперимент помогает разъяснить принципы поиска на ос­нове аналогии.

1. Попросите человека, участвующего в эксперименте, подумать о какой-нибудь музыке.

После этого попросите его «извлечь» эту музыку изнутри и мыс­ленно ее прослушать.

2.Создайте кинестетический якорь для этой музыки.

3.Отвлеките участника эксперимента и протестируйте кинестетиче­ский якорь.

4.Активизируйте якорь и попросите участника эксперимента вспомнить, где и когда он услышал эту музыку впервые.

Кинестетический якорь стал якорем поиска и помогает участнику эксперимента в течение длительного времени отыскивать прежние пе­реживания, связанные с данной музыкой. В принципе, этот поиск осу­ществляется на основе аудиальных субмодальностей: тон, ритм, мело­дия, тембр, резонанс и т. п. Вполне вероятно, участнику эксперимента удастся вспомнить, где и когда он услышал эту музыку впервые.

Есть и другой вариант. Можно попросить участника эксперимента сконцентрироваться на ощущениях, связанных с данной музыкой. Зая­корив эти ощущения, можно продолжать ту же самую процедуру. В этом случае направление поиска будут определять кинестетические субмодальности.

Какие же выводы мы можем извлечь из подобных экспериментов? Чему они могут нас научить? Приведем следующий пример.

Ассоциация, связанная со временем (от нынешнего времени к про­шлому), может одновременно сопровождаться объединением репрезен­тации, с помощью которой осуществляется поиск, и найденной репре­зентации. Как только находится удовлетворительное аналогичное пере­живание, появляются точки соприкосновения, общие субмодальности, которые соединяют границы между двумя репрезентациями. Вполне ло­гично исходить из того, что одни и те же субмодальности возникают благодаря активности одних и тех же популяций нервных клеток. Иными словами, две репрезентации, имеющие аналогичные субмодаль­ности, имеют также общие физиологические свойства, в форме иден­тичной нервной активности. Следовательно, в точках соприкосновения две репрезентации составляют единое целое.

Эксперимент 3: Слияние

Вышесказанное можно проверить при помощи простого эксперимента. Он проводится следующим образом:

1.Создайте кинестетический якорь музыки (внутреннего аудиального воспоминания).

2.Создайте аналогичным способом кинестетический якорь совершенно другой музыки.

3. Используйте коллапс якорей.

Попросите участника эксперимента подумать над тем, как эти две музыки сочетаются друг с другом; это мелодия, вид тона, ритм? Что было бы необходимо для того, чтобы их объединить? По какой причине это не удалось?

Эксперимент 4: Разрешение проблемы

Схожий эксперимент в клиническом контексте:

1.Проанализируйте субмодальности воспроизведения проблемы.

2.Проанализируйте субмодальности воспроизведения обычного ре­сурса.

3.Используйте коллапс якорей по отношению к обеим репрезента­циям.

4.Проанализируйте субмодальности объединенной репрезентации.

Попросите участника эксперимента подробно рассказать о его пере­живаниях.

При осуществлении данного эксперимента можно установить, на основе каких субмодальностей происходит объединение — как правило, точками соприкосновения служат одна либо две субмодальности — и посредством каких субмодальностей ресурс может быть переведен в воспроизведение проблемы. Разумеется, эти процессы могут протекать очень быстро и не всегда могут быть воспроизведены.

Проводя подобные эксперименты, мы можем сталкиваться и с дру­гими необычными явлениями. Участник эксперимента может столк­нуться как с «неверием», «незначительностью», так и с «непереводимостью». Весьма поучительным может быть вызов гипно­тического состояния посредством расслабляющего внушения. Часто объединение ресурса и воспроизведения проблемы возможно только в том случае, если участник эксперимента немного расслабляется. Рас­слабление, по мнению Синклера и Деркса (1990), подразумевает уменьшение влияния клеток, поддерживающих наши ограничения. Мысли (энграммы, концепции) объединяются (сливаются) в состоянии повышенного внимания гораздо труднее, чем в состоянии расслабления. (Мы мечтаем в максимально расслабленном состоянии).

Иными словами, состояние сознания человека определяет, будет ли объединение найденного ресурса с репрезентацией проблемы происхо­дить легко или трудно.

Отрицательные эмоции первоначально сопровождаются мысленным возбуждением и, следовательно, им сопутствуют сильные ограничения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.