Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии как техники НЛП




 

В процессе развития НЛП были смоделированы десятки стратегий, с которы­ми могли успешно работать не только эксперты, владеющие данными страте­гиями, но и большинство людей. Многие из этих стратегий были переведены в техники НЛП, позволяющие обучиться соответствующим стратегиям. Среди подобных стратегий можно назвать следующие: стратегия творчества (стратегия Диснея), стратегия орфографии, стратегия спокойной реакции на критику, стратегия того, как ставить последнюю точку, стратегия поиска ресурса, стратегия того, как заинтересовать группу людей (стратегия мультипликационного фильма), и т. д. Теперь нам бы хотелось проиллюстрировать несколько подобных техник-стратегий: стратегию Бэйтсона и стратегию Аннеке Мейер и Жене Ерли «Мне интересно как...» («I wonder how...»).

 

СТРАТЕГИЯ БЭЙТСОНА

 

«Перекрестное опыление» в качестве ресурса для зашедших в тупик процессов

Грегори Бэйтсон, чьи идеи можно встретить повсеместно в НЛП, не имел конкретной профессии. Он был биологом, однако также успешно занимался и антропологией, и философией. Но это еще не все: у него была потрясающая способность смотреть на физиологическую проблему глазами биолога, а на биологический процесс смотреть глазами антро­полога. «Стратегия Бэйтсона» представляет собой способ передачи этой способности другим людям. Данная стратегия предусматривает переве­дение определенного взгляда на проблему, отлично функционирующего в определенном контексте, на другой контекст, в котором клиент зашел в тупик. Это осуществляется посредством так называемого «пространственного перемещения», иными словами, помещение в определенное пространство используется в качестве якоря.

Стратегия Бэйтсона функционирует следующим образом:

1.Помещение проблемы в проблемное пространство

Подумай о процессе, который был прерван, о ситуации, в которой ты зашел в тупик.

Якорь 1: Обозначь это место как проблемное пространство. Войди в не­го, ассоциируйся с данной проблемной ситуацией и установи, как именно этот процесс начинается и заходит в тупик.

2.Создание мета-пространства

Выйди из проблемного пространства.

Якорь 2: Обозначь это место как мета-пространство: место, в котором у тебя имеется позитивный взгляд на проблемную ситуацию. Оставайся в мета-пространстве. Подумай о чем-то, что у тебя хорошо получается, в чем у тебя проявляется творческое начало и энтузиазм. Это может быть, к примеру, твое хобби. Выбери что-то, что не имеет никакого отношения к проблемной ситуации.

3.Создание пространства ресурса с впечатлением-ресурсом

Якорь 3: Обозначь некое место как пространство ресурса.

Перейди в это место, ассоциируйся с действием ресурса и посмотри, как это происходит. Какие этапы можно выделить в этом процессе?

4. Взгляд на проблему, «как будто» это было действие ресурса

Находясь в пространстве ресурса, посмотри на свою проблемную си­туацию.

Используй действие ресурса в качестве аналогии: «То, что там происхо­дит, подобно тому, что происходит при X [действие ресурса]». В чем то­гда будет выражаться проблема? Найди время, чтобы описать ее. Как можно было бы решить эту проблему?

5. Перенос решения в проблемное пространство

Войди в мета-пространство.

Перенеси решение, которое было найдено в пространстве ресурса, в проблемное пространство.

Посмотри на себя из мета-пространства, использующего найденное ре­шение в проблемном пространстве (диссоциация).

Доволен? Переходи к этапу 6.

Все еще не доволен? Необходимо внести поправки в перенос или в ре­шение.

6. Ассоциация с решением

Войди в проблемное пространство и ассоциируйся с решением проб­лемы.

Проблема решена? Произведи подстройку к будущему («future расе») и выходи Выход (ТОТЕ).

Не доволен? Следующая Операция (ТОТЕ).

Повтори стратегию Бэйтсона применительно к другим действиям ре­сурса. Либо перейди к другой технике (например, к переносу ресурса) на основе той информации, которая теперь у тебя имеется.

 

СТРАТЕГИЯ «МНЕ ИНТЕРЕСНО КАК...» («I WONDER HOW...»)

 

Стратегия «Мне интересно как...» представляет собой простой, но эф­фективный способ активизирования неосознанного знания и творческо­го начала. Иными словами, «Существуют вещи, о которых мы можем только догадываться, но которые мы не способны обнаружить, рассчи­тывая только на свои силы» (Bergson 1933). Аналогичное высказывание можно встретить и у Ван ден Берка (Van den Berk 1987). Данная стра­тегия была разработана Аннеке Мейер на основе мыслительных процес­сов Жене Ерли. Стратегия функционирует следующим образом:

1.Определи, какой процесс ты хочешь сделать наиболее оптимальным

Спроси у себя: «В чем именно заключается сложность моего мышления/ ощущения/действия, в каком месте этот процесс прерывается?».

2.Сформируй образы того, как обстоит дело сейчас, и как ты хочешь, чтобы оно обстояло

Сформируй четкую визуальную репрезентацию того состояния, в кото­ром ты сейчас пребываешь (твое «нынешнее состояние»), и того со­стояния, к которому ты стремишься (твое «желаемое состояние»).

3.Задай вопрос «Мне интересно, как...»

Прояви заинтересованность в следующем этапе данного процесса, соз­дай пространство для неосознанного знания, твоей интуиции, задавая себе вопрос (глядя при этом на картину репрезентации прерванного процесса):

«Мне интересно, я спрашиваю самого себя, как... я могу добавить в этот процесс следующий этап...».

Посмотри на свою репрезентацию, словно ты находишься в своем собственном кинотеатре и видишь изображение на экране.

В это время: подложи одну руку под подбородок, а другую руку под локоть.

4. Осознай появившуюся у тебя реакцию

У тебя все получилось? Если да — прекрасно. Если нет, используй по­лученную информацию для улучшения репрезентации. Повторяй выше­сказанное до тех пор, пока не будешь знать следующий этап и/или пока процесс, который был прерван, не продолжится.

Варианты использования других сенсорных каналов:

Воспроизведи нынешнее и желаемое состояние с помощью звуков (аудиальная система).

Займи место в концерном зале своей жизни, прислушайся к тому, что услышишь.

Воспроизведи нынешнее и желаемое состояние посредством ощуще­ний и движений (кинестетически). Встань и постарайся почувствовать, какие импульсы и движения произвольно появляются у тебя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.