КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рабочие, направляющие метафоры
Стив Лэнктон в своей книге Практическая Магия рассматривает совокупную модель мира человека как его обобщенную метафору для отражения действительности (Lankton 1980). Люди живут в соответствии с подобной метафорой. Границы метафоры они рассматривают как реальные ограничения. Однако люди рассматривали подобным образом только метафору «в своей голове». Их же совокупную модель мира мы могли бы назвать их личной «метафорой мира». Подобная точка зрения выводит на поверхность проблему, заключающуюся в том, что она отвергает существование области предмета: существует только область метафоры. В этом случае теория прагматических метафор, о которой мы только что говорили, теряет свой важнейший признак. Поэтому мы предпочитаем придерживаться той точки зрения, что метафоры являются «добавлениями» в человеческую модель мира. Эти добавления оказывают организующее воздействие. Они организуют те части модели мира, которые являются областью предмета метафор. «Направляющие метафоры» — это выражение в другой области значения (метафоры), которое оказывает мышлению больше поддержки, чем все представления области предмета. Сила «направляющей метафоры» заключается в ее относительной простоте по сравнению с предметом. Под понятием «направляющей метафоры» мы, как правило, подразумеваем характерные аналогии, которые индивидуум или группа людей используют при оформлении своих мыслей, и которые существуют в рамках определенно- контекста. Так, к примеру, у людей есть универсальные «направляющие метафоры» относительно области предмета «жизнь» и специфические «направляюшей метафоры» относительно такого увлечения, как теннис «Теннис - это экономия», или относительно их работы: «Продажа — это война» «Образование — это продажа идей». У консультантов организаций имеется масса всевозможных метафор для организаций. Например: «Организация — это пчелиный улей». Подобное мы называем ключевой характеристикой. Как только появляется подобная ключевая характеристика, она сразу же обрастает всевозможными имплицитными аналогиями, как, например: рабочие данной организации — рабочие пчелы, управленческий персонал — матка, акционеры — медососы, а совет правления — пасечник Подобные имплицитные аналогии приводят к имплицитным выводам. Например, если было произведено слишком мало меда, это произошло потому, что сами пчелы съели его слишком много. Значит необходимо давать им сладкую воду в качестве заменителя меда. Если внутри организации подобная ключевая метафора становится всеобщим достоянием, то и решения в ней принимаются в соответствии с данной метафорой. И возможные конфликты также будут связаны с этой метафорой. В группах и организациях возникают «направляющие метафоры», которые могут носить характер, в значительной степени определяющий культурный аспект. Подобные метафоры в определенных ситуациях могут оказывать очень сильное влияние на действия команды, группы, отдела организации или общества. Поэтому, имея дело с «направляющими метафорами», необходимо обращать особое внимание на их экологию. При этом возникают следующие вопросы: Кто и что может пострадать в том случае, если определенная метафора будет распространена в рамках организации и воспринята каждым ее членом? Какой ущерб может быть нанесен? Если же существуют опасения, что ущерб может быть нанесен, то встают следующие вопросы: «Может ли быть обезврежена метафора, наносящая ущерб? Можно ли трансформировать ее в более безопасную концепцию? И как это сделать?». Чтобы обезопасить «направляющую метафору», можно использовать вышеописанные техники. Когда речь идет об организациях, наиболее приемлемыми способами развенчания пагубных метафор являются заимствование метафоры и использование антиметафоры. Когда «направляющая метафора» известна, консультант организации может спокойно размышлять в домашней обстановке о создании более экологичной метафоры. Кроме того, он может точно рассчитать тот момент, когда лучше всего «запустить» эту метафору.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |