Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нежелание осуществить обратный перевод




Неспособность осуществить обратный перевод

НЕКОТОРЫЕ СОНИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОР

 

Когда кто-то рассказывает метафору, его задача заключается в том, чтобы слушатель осуществил обратный перевод метафоры. Данная задача должна быть выполнена для того, чтобы метафора работала. При этом встает сле­дующий вопрос: «Может ли и хочет ли слушатель понять и выполнить дан­ную задачу?».

Если метафора является слишком удаленной, выполнить задачу по осуществ­лению обратного перевода невозможно. Например, на собрании группы уче­ник отращивает у своего гypy: «Учитель, как мне нужно распорядиться день­гами?». Подумав несколько секунд, гуру отвечает: «Две чайки кормят трех своих птенцов всей рыбой, которую могут принести. Тем не менее один пте­нец погибает от голода». Ученик с надеждой ожидает продолжения истории, но гypy больше ничего не говорит. Ученик смущенно озирается по сторонам: поняли ли другие ученики смысл этой метафоры? Ученику не удается сде­лать никакого обратного перевода. Ему становится стыдно, он чувствует себя глупым и недостойным внимания своего учителя. Гуру же тем временем не­возмутимо смотрит в зал и готов ответить на следующий вопрос…

Намеренный рассказ метафор, которые не могут быть переведены обратно, является рискованным предприятием и лучше всего работает при поддержке авторитетного лица, как в вышеприведенном примере с гуру. У гуру есть ав­торитет, и группа поддерживает его. Этот авторитет дает ему пространство, позволяющее рассказывать о непонятных вещах, не рискуя при этом попасть под критику.

Намеренный рассказ метафор, которые не могут быть переведены обратно, может быть использован как «защитная метафора» (функция 8): метафора для отражения вербальной агрессии. При благоприятном исходе попытка агрессора перекодировать метафору терпит крах, однако этого не стоит допускать из-за возможной потери из виду. Однако, с другой стороны, агрессор может отвергнуть слишком сильно удаленную метафору, из-за чего рассказ­чик может оказаться в неловком положении. Представим себе, что через не­которое время ученик восклицает, обращаясь к гуру: «Учитель, дайте объяс­нение, потому что я слишком глуп, чтобы понять сказанное вами. Здесь есть кто-нибудь, кто что-нибудь понял?» Без сомнения, подобную реакцию можно рассматривать как своеобразную атаку на авторитет гуру.

Однако если слушатель не желает воспринимать задачи рассказчика в связи с иерархическими отношениями, он откажется выполнять задачу по осуществ­лению обратного перевода. Сделать это будет трудно, так как подсознательно он все равно будет стремиться интерпретировать метафору.

Директор может прекрасно общаться со своим персоналом при помощи метафоры. Например: «АО «Профипак», уважаемые господа, это корабль. Ко­рабль в открытом море. Волны кидают корабль, однако экипаж достаточно опытен для того, чтобы не потереть управление и держать курс в далекие, манящие, богатые порты. Иногда раздается клич «свистать всех наверх». Иног­да...» (и т. д.)

Три недели спустя обнаруживается, что со склада исчез материал на сум­му семь тысяч гульденов. Де Фриза, начальника склада, вызывают на ковер к директору. Директор спрашивает у него: «Скажи мне, как это могло произой­ти, Де Фриз!». Тот начинает: «Как вы сказали несколько недель назад, «Про­фипак» — это корабль. И волны внезапно поднялись слишком высоко, и груз был смыт за борт, понимаете?». Директор отвечает: «Нечего запоминать ду­рацкие истории! Скажи лучше, как это произошло, иначе я выкину тебя с па­лубы! Я тебя протащу под килем!».

Попытка «оседлать» кого-то удаленной метафорой может закончиться не­удачей. Ибо слушатель, который просит более детального объяснения, тем самым указывает на то, что он либо слишком глуп для того, чтобы понять смысл метафоры, либо не готов разгадать предложенную головоломку.

 

«БОРЬБА МЕТАФОР»

 

Сильные мира сего рассказывают метафоры. Священники, генералы и поли­тики весьма часто используют образную речь. Метафора прекрасно подходит для осуществления коммуникации сверху вниз.

Лицам, занимающим высокое положение, часто приходится обращаться к большим группам людей и говорить о сложных вещах. Метафоры являются при этом самым подходящим средством коммуникации. Наряду с функцией метафор поддерживать и переносить коммуникативное содержание, метафоры имеют также мета-коммуникативное значение. Метафоры выражают соотно­шение власти и влияния. Наделенные властью, как правило, рассказывают метафоры тем, кто обладает меньшей властью, а не наоборот.

Наряду с мета-коммуникативным выражением власти метафора также яв­ляется средством власти. Ведь метафора способна оказывать значительное влияние на поведение больших групп людей. Простота метафоры может ока­заться сильнее целого комплекса мыслей, выраженных объектным языком, поэтому метафора оказывает более сильное влияние на поведение, чем выра­жение посредством объектного языка. Следовательно, тот, кто рассказывает увлекательную метафору большому числу людей, может тем самым оказывать на них большое влияние (к примеру, политическое). Устранить это влияние впоследствии бывает достаточно сложно.

Борьбу метафор мы встречаем везде, где существует власть и поле напря­жения. Какая же метафора побеждает в этой борьбе?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.