Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отвергание метафор




 

В борьбе между метафорами речь прежде всего идет о том, какая метафора является лучшей: самая простая, самая оригинальная, наиболее образная ме­тафора побеждает. А «победившая метафора» сильнее всего «заражает» куль­туру: ее распространяют при помощи средств массовой информации, и она способна даже занять прочное место в повседневном лексиконе в виде посло­вицы или поговорки. Для «противоположной стороны» метафора является грозным оружием: как ее победить?

Ниже приведено несколько методов, позволяющих обезвредить не отве­чающую требованиям экологии метафору.

1. Обратный перевод, выставляющий в смешном виде

Этот способ заключается в намеренном, подобно обратной связи, осуществле­нии обратного перевода, выставляющего метафору в смешном виде. Гуру: «Три чайки летели над деревней. Вдруг они увидели кузнеца, разжигающего огонь. Одну чайку так увлекло это зрелище, что она приземлилась прямо на огонь и сгорела. Вторая чайка захотела увидеть это поближе и приземлилась на наковальню, прямо перед тем, как на нее опустился молоток кузнеца. Тре­тья чайка увидела это и совершила самоубийство». Ученик реагирует на эту метафору следующим образом: «А кузнецу больше толку было бы от жареной курицы, чем от расплющенной или сгоревшей чайки!».

2. Возвращение рассказчику задания по осуществлению обратного перевода

Отвергнуть метафору можно также посредством передачи обратно рассказчи­ку задания сделать обратный перевод. В таком случае ученик из предыдущего примера может попросить своего гуру: «Разъясните мне, пожалуйста, что вы хотели этим сказать, потому что я этого не понимаю». Или еще шире: «Все это весьма мило и приятно, однако что именно это означает? Например, кого вы подразумеваете под чайками, о которых идет речь? Может быть, я тоже чайка? Может быть, вы — тот кузнец, или что-то в этом роде?».

3. Заимствование, перенимание

Другим способом развенчания метафоры является заимствование метафора. При этом слушатель вносит в метафору новые элементы, которые не согла­суются с обратным переводом, желательным для рассказчика; сделанные вы­воды отличаются от тех, которые имел целью рассказчик. Например: Ян и Пит спорят по поводу хорошего принтера. Ян говорит: «Ты похож на кресть­янина, который хочет иметь механическую доилку, которая могла бы одно­временно доить тысячу коров, хотя у него их всего тридцать». Вывод, кото­рый имеет в виду Ян, можно сформулировать следующим образом: «Тебе для твоей работы не нужен такой классный принтер». Пит слышит это и отвечает: «Мы являемся второй страной в мире по экспорту пищевой продукции бла­годаря нашим прогрессивным крестьянам». Вывод, сделанный Питом, можно сформулировать так: «Для дальнейшего развития предприятия необходимо использовать для этой работы именно высококлассный принтер».

4.Антиметафора

Еще одним способом отвергнуть метафору является создание «антиметафо­ры»: новой метафоры, которая отменяет только что сказанное. Например, как продолжение придуманной Яном «метафоры с принтером», Пит «запускает» следующую антиметафору: «Когда Папа Римский был в Нидерландах, карди­нал рассказал ему историю, смысл которой Папа не понял. Однако он сделан вид, что ему все понятно. Это стоило церкви десяти тысяч верующих». Из-за антиметафоры Пита смысл истории, рассказанной Яном, был утерян.

5.Высмеивание

Весьма радикальной формой развенчания является высмеивание метафоры. Это шаг агрессии, с помощью которого тот, кто его применяет, зачастую мо­жет привлечь на свою сторону тех, кого это рассмешило. При этом необходи­мо заметить, что тот, кто способен мыслить настолько творчески, что в на­пряженной коммуникативной ситуации может создать антиметафору или вы­смеять метафору, тем самым демонстрирует наличие большого влияния и веса. Так как подобное требует большого таланта и мастерства. Публика же после подобного акта развенчания немедленно выбирает одну из сторон: тот, кто смеется, демонстрирует поддержку, тот, кто никак не реагирует, не при­нимает.

Возвращаясь к метафоре с чайками, рассказанной гуру, приведем следую­щий пример. Желая высмеять метафору своего гуру, ученик говорит. «И ко­гда кузнец это увидел, он тоже совершил самоубийство, потому что был фа­натичным сторонником организации «Гринпис» и при этом одним махом уничтожил последнюю колонию чаек в Нидерландах».

6. Буквальное восприятие

Еще одним способом развенчания метафоры является буквальное восприятие ее смысла посредством объектного языка. Например, рассказчику метафоры можно задать следующий вопрос метамодели: «А с помощью какой именно механической доилки можно одновременно доить тысячу коров, Ян?»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.