КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции коммуникации посредством метафор
КОГДА МЕТАФОРА К МЕСТУ И КО ВРЕМЕНИ? МАСТЕРСТВО ПРИДУМЫВАНИЯ И РАССКАЗЫВАНИЯ МЕТАФОР
НЛ-программисты придерживаются точки зрения, что если кто-то что-то может, другой тоже может этому научиться. Такой оптимистический исходный пункт вынуждает нас верить в то, что творческому, интуитивному и спонтанному использованию метафор, которое удается некоторым людям, тоже можно научиться. Можно научиться не только придумывать метафоры, но и мастерски их преподносить.
В процессе моделирования использования метафор были получены некоторые рабочие установки и предписания. Прежде всего у НЛ-программистов, использующих метафоры, должны быть критерии, с помощью которых они могут определить, когда именно накупает время рассказать метафору. Принимая во внимание большое число возможностей применения метафор (см. «Пятнадцать функций метафор» в рамке), можно ожидать наличия широкой палитры критериев: каждая функция сопровождается одним критерием. Если данный критерий исполняется, значит наступило время метафоры.
Самые важные функции метафор: 1.Стартовые метафоры Привлечение внимания слушателей; люди с удовольствием слушают хорошую историю. 2.Поддерживающие метафоры Для пояснения, украшения и иллюстрации; там, где других форм коммуникации недостаточно. 3.Воскрешающие в памяти метафоры Для вызова у индивидуальных клиентов и групп определенного ментального состояния (например, любопытства); создание атмосферы посредством (захватывающей) истории. 4.Метафоры, вызывающие состояние транса Вызов состояния гипнотического транса; история (сопровождаемая фантазией) активизирует у слушателя внутренний поиск, что зачастую вводит его в состояние транса. 5.Метафоры, вызывающие творческое состояние Использование творческого поведения модели; «спонтанное» рассказывание истории побуждает слушателя фантазировать вместе с рассказчиком. 6.Мнемонические метафоры Использование истории в качестве поддержания памяти; вызванные образы сохраняются в памяти наряду с рассказанной историей. 7.Дипломатические метафоры Посредством метафор обсуждаются предметы, в отношении которых действует табу. 8.Защитные метафоры Изящный вызов негативной обратной связи; защита от вербального нападения. 9.Метафоры рамки С помощью данной метафоры преобразуются и становятся доступными для обсуждения абстрактные и сложно определяемые предметы. 10.Рабочие, направляющие метафоры Посредством метафоры задается направление комплексного поведения (индивидуумов и групп; подобная метафора выступает в роли своеобразной) носителя культуры. 11. Авторитетные метафоры Выражение иерархических отношений; руководители рассказывают метафоры, подчиненные слушают. 12. Перескакивающие метафоры Продолжение в метафоре мысли, зашедшей в тупик в буквальном языке. Рассказчик перескакивает в другую область предмета. 13. Метафоры самовнушения Организация собственных мыслительных процессов, состояний сознания и процессов, протекающих в теле. 14. Метафоры-ресурсы Активизация ресурсов; метафора помогает увеличить сферу поиска, благодаря чему может быть обнаружено большее число субмодальностей. 15. Метафоры, позволяющие разрешить проблемы Устранение ментальных препятствий (сомнений, блокировок); метафора в данном случаем выступает в качестве ментального вспомогательного средства, позволяющего разрешить проблему. Показания для использования метафоры в качестве ментального вспомогательного средства, позволяющего разрешать проблемы, кажутся практически безграничными; отказ от использования метафоры рекомендуется только в том случае, если это угрожает установленному раппорту. Подобное может происходить в тех случаях, когда клиент стоит выше НЛ-программиста на иерархической лестнице, не способен воспринять задание по простому обратному переводу и начинает отвергать метафоры.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |