Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции коммуникации посредством метафор




КОГДА МЕТАФОРА К МЕСТУ И КО ВРЕМЕНИ?

МАСТЕРСТВО ПРИДУМЫВАНИЯ И РАССКАЗЫВАНИЯ МЕТАФОР

 

НЛ-программисты придерживаются точки зрения, что если кто-то что-то мо­жет, другой тоже может этому научиться. Такой оптимистический исходный пункт вынуждает нас верить в то, что творческому, интуитивному и спонтан­ному использованию метафор, которое удается некоторым людям, тоже мож­но научиться. Можно научиться не только придумывать метафоры, но и мас­терски их преподносить.

 

 

В процессе моделирования использования метафор были получены некоторые рабочие установки и предписания.

Прежде всего у НЛ-программистов, использующих метафоры, должны быть критерии, с помощью которых они могут определить, когда именно на­купает время рассказать метафору. Принимая во внимание большое число возможностей применения метафор (см. «Пятнадцать функций метафор» в рамке), можно ожидать наличия широкой палитры критериев: каждая функ­ция сопровождается одним критерием. Если данный критерий исполняется, значит наступило время метафоры.

 

 

Самые важные функции метафор:

1.Стартовые метафоры

Привлечение внимания слушателей; люди с удовольствием слушают хорошую историю.

2.Поддерживающие метафоры

Для пояснения, украшения и иллюстрации; там, где других форм ком­муникации недостаточно.

3.Воскрешающие в памяти метафоры

Для вызова у индивидуальных клиентов и групп определенного мен­тального состояния (например, любопытства); создание атмосферы по­средством (захватывающей) истории.

4.Метафоры, вызывающие состояние транса

Вызов состояния гипнотического транса; история (сопровождаемая фан­тазией) активизирует у слушателя внутренний поиск, что зачастую вво­дит его в состояние транса.

5.Метафоры, вызывающие творческое состояние

Использование творческого поведения модели; «спонтанное» расска­зывание истории побуждает слушателя фантазировать вместе с рас­сказчиком.

6.Мнемонические метафоры

Использование истории в качестве поддержания памяти; вызванные образы сохраняются в памяти наряду с рассказанной историей.

7.Дипломатические метафоры

Посредством метафор обсуждаются предметы, в отношении которых действует табу.

8.Защитные метафоры

Изящный вызов негативной обратной связи; защита от вербального на­падения.

9.Метафоры рамки

С помощью данной метафоры преобразуются и становятся доступными для обсуждения абстрактные и сложно определяемые предметы.

10.Рабочие, направляющие метафоры

Посредством метафоры задается направление комплексного поведения (индивидуумов и групп; подобная метафора выступает в роли своеоб­разной) носителя культуры.

11. Авторитетные метафоры

Выражение иерархических отношений; руководители рассказывают ме­тафоры, подчиненные слушают.

12. Перескакивающие метафоры

Продолжение в метафоре мысли, зашедшей в тупик в буквальном язы­ке. Рассказчик перескакивает в другую область предмета.

13. Метафоры самовнушения

Организация собственных мыслительных процессов, состояний созна­ния и процессов, протекающих в теле.

14. Метафоры-ресурсы

Активизация ресурсов; метафора помогает увеличить сферу поиска, бла­годаря чему может быть обнаружено большее число субмодальностей.

15. Метафоры, позволяющие разрешить проблемы

Устранение ментальных препятствий (сомнений, блокировок); метафора в данном случаем выступает в качестве ментального вспомогательного средства, позволяющего разрешить проблему.

Показания для использования метафоры в качестве ментального вспомо­гательного средства, позволяющего разрешать проблемы, кажутся практически безграничными; отказ от использования метафоры рекомендуется только в том случае, если это угрожает установленному раппорту. Подобное может происходить в тех случаях, когда клиент стоит выше НЛ-программиста на иерархической лестнице, не способен воспринять задание по простому обрат­ному переводу и начинает отвергать метафоры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.