Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзорная модель 3: модель изменения




 

Модель изменения не является моделью для непосредственного осуществле­ния изменения, хотя это и можно предположить, исходя из ее названия. Дан­ная модель используется для сбора информации относительно желаемого из­менения. По сути, речь идет об информации, которая позволяет осуществить изменение.

Сутью модели изменения является кибернетическая идея о том, что пози­тивное, целенаправленное изменение может быть осуществлено в том случае, если мы: (а) установим, где мы находимся, (б) установим, к чему мы стремимся, и (в) активизируем необходимые ресурсы для достижения того, к че­му мы стремимся.

Этот принцип иногда выражают посредством формулы: «Цель — это ны­нешнее состояние плюс ресурсы».

Процесс целенаправленного изменения протекает, согласно модели ТОТЕ, следующим образом: Тестирование, Операция, Тестирование, Выход. При це­ленаправленном изменении тестирование заключается в том, что нынешняя ситуация сравнивается с желаемой ситуацией. Для этого крайне важно со­брать необходимую информацию, как относительно нынешнего состояния, так относительно цели. Чем более детальна данная информация, тем более детальным будет тестирование. После этого осуществляется активизация ресур­сов. Затем снова проводится тестирование. Целью данного тестирования яв­ляется определение, достигнута ли цель, иными словами, в какой степени ны­нешнее состояние и цель соответствуют друг другу. В случае необходимости могут осуществляться новые операции, то есть, могут активизироваться все новые ресурсы. Это происходит до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Теперь мы бы хотели рассказать о построении модели изменения. В на­стоящий момент к модели изменения ТОТЕ добавились два новых элемента: (а) результаты достижения целевого состояния, и (б) требования, предъяв­ляемые к форме цели. Определение результатов, иными словами, выявление изменений, произошедших в связи с достижением цели, имеет две функции. Во-первых, часто это могут быть результаты, которые являются мотивацией клиента при стремлении к достижению цели. «Если я достиг X, становятся возможными Y и Z!». Во-вторых, важно проследить, не привело ли достиже­ние цели к появлению побочных негативных явлений. Какие новые проблемы могут возникнуть, и какие преимущества может утратить нынешнее состоя­ние, если цель будет достигнута? Одним из требований, предъявляемых в НЛП к форме целей, является «экологическая ответственность». Кроме того существует несколько других требований, предъявляемых к форме целей, ко­торые связаны с формулировкой и осуществимостью цели. Более подробно этот вопрос изложен в главе 7 («Цели»).

Следующим дополнением к модели изменения является структура субъ­ективного впечатления. Как нынешнее состояние, так и целевое состояние имеют структуру. И нынешнее состояние и целевое состояние состоят из оп­ределенного набора манер поведения, ощущений, мыслей и критериев. Выявит их структуру, мы получаем больше возможностей для обнаружения сце­нических ресурсов. Сравнивая структуры нынешнего и желаемого состояния всем перечисленным пунктам, мы определяем, в чем состоят различия. Ниже мы приводим перечень этих пунктов в порядке убывания их важности:

1. Критерии.

2. Внутреннее воспроизведение.

3. Эмоциональное (внутреннее) состояние.

4. Внешнее поведение.

(См. также главу 13, «Структура субъективного впечатления»).

 

 

Последним дополнением к модели изменения являются причины и пре­пятствия. Под «причинами» мы подразумеваем то, что клиент субъективно считает причиной в нынешнем состоянии. Почему произошло так, что дела обстоят так, как они обстоят в настоящий момент? Под «препятствиями» мы подразумеваем то, что — также субъективно — мешает клиенту достичь его це­ди. Иначе говоря: Что мешает ему найти необходимые ресурсы либо использо­вать уже найденные ресурсы? Ответы на эти вопросы вместе со сравнением нынешнего и целевого состояния образуют три важнейшие стратегии поиска ресурсов модели изменения. Чтобы определить, какие ресурсы должны быть найдены для достижения цели, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В чем причина того, что дела в настоящий момент обстоят таким образом?

2. В чем заключается важнейшее отличие нынешнего состояния от целе­вого состояния?

3. Что мешает клиенту в нахождении или использовании ресурсов?

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.