КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции рабочего пространства НЛП
Создать комплексную модель не составляет большого труда. Мы наносим несколько значений на несколько осей, и все готово. Однако при непосредственном взаимодействии с клиентом рабочее пространство НЛП часто оказывается слишком сложным для использования, и прежде всего для новичков. В анализе всевозможных явлений все происходит иначе. В работе с клиентом мы можем отметить, какие позиции в рабочем пространстве он занимает. Тем самым мы часто можем обнаружить суть его проблем, к примеру, установить, что он постоянно сознательно возвращается к тому, что в прошлом было неверно сделано другими людьми. При этом мы начинаем исходить из того, что решение, обыкновенно, находится не там, где находится проблема, а где-то в другом месте рабочего пространства. Возможно, этому человеку необходимо изменить направление поисков на противоположное. Возможно, ему следует попытаться выяснить, чего он неосознанно (в отличие от осознанного) для себя (первая позиция вместо второй позиции) хочет достичь в будущем (вместо прошлого). Подобные смены направлений не всегда позволяют найти решение проблем, однако анализ чьей-то проблемной ситуации в рамках рабочего пространства дает информацию для осуществления тггетавниий и пясширения сферы поиска. Третьей функцией рабочего пространства является помощь в понимании техник НЛП. Если человек понимает, какой путь он проходит в рабочем пространстве, применяя определенную технику, у него гораздо меньше шансов сбиться с пути, кроме того он становится более гибким в использовании различных форм одной и той же техники. К примеру, путь техники Изменение Личностной Истории (Change Personal History, см. главу 17) выглядит следующим образом: переход из настоящего к причинам в прошлом, затем перемещение с первой позиции на третью позицию, инсталлирование новых возможностей (найденных на третьей позиции и переведенных на первую позицию восприятия), затем снова возвращение на первую позицию, переход в настоящее, а из настоящего — в будущее. При помощи рабочего пространства НЛП можно также анализировать понятия, выходящие за рамки НЛП. Так, мы можем заключить, что психоанализ направлен на то, чтобы сделать осознанными происходившие в молодости на уровне личности неосознанные изменения первой и второй позиций. Благодаря подобной формулировке становится проще комбинировать психоанализ с НЛП.
ОБЗОРНАЯ МОДЕЛЬ 7: ЯШИК С ОТДЕЛЕНИЯМИ («BOX OF PARTS»)
Приверженцы бихевиоризма середины двадцатого века рассматривали мозг как «черный ящик»: они изучали input и output, но при этом их не интересовали промежуточные процессы. НЛП, как изучение структуры субъективного впечатления, представляет собой попытку открыть этот «черный ящик». Нас интересует вопрос: Что у него внутри? Мы знаем: системы чувств, субмодальности, критерии, убеждения, мета- программы и т. д. При осуществлении анализа проблем в рамках НЛП мы неоднократно сталкиваемся с этими понятиями. Однако HJI-программисты зачастую используют несколько более высокие абстрактные уровни, уровни «частей». НЛ-программисты часто говорят о мозге как о ящике с множеством отделений: «У моего клиента есть часть, которая постоянно видит все в черном свете», или «Его часть, стремящаяся к свободе, конфликтует с его частью, стремящейся к безопасности». Описание проблем при помощи терминов частей кажется наиболее предпочтительным; это управляемый «chunk level». НЛ- программисты не первые, кто успешно использует этот «chunk level» частей. В главе 16 («Части») мы увидели, как практически в каждой действенной форме психотерапии наряду с формами транса используются формы коммуникации с частями; части при этом могут называть архитипами, подличностями, дьяволами, божествами или психодинамическими единствами. Если мы осуществляем адекватную коммуникацию с частями, не имеет большого значения, в какую рамку мы их помещаем, или как мы их называем. Работа с частями эффективна во всех своих формах, так как хорошо согласуется с психикой. Психика обладает иерархической, целенаправленной, модулярной организацией, которая способствует осуществлению коммуникации с частями. Мы постоянно функционируем в частях, поэтому связанная с ними коммуникация является эффективной. Для того чтобы происходила коммуникация с частями, не требуется нашего специального желания. Так, терапевт, рассматривающий личность как замкнутое единство, в процессе своей коммуникации будет, хочет он этого или нет, активизировать только какую-то одну часть человека. Возникает закономерный вопрос: Будет ли он посредством своего поведения активизировать те части, которые необходимы для щесталения изменения? Описание нынешнего состояния в терминах частей Ящик с отделениями представляет собой альтернативное описание нынешнего состояния. Вместо детального описания чьих-то Ьщущений, поведения и мыслей, данная модель воспроизводит процессы, происходящие внутри частей, и взаимодействие между различными частями. Как же необходимо работать с моделью «ящик с отделениями»? С чего начинается работа? Сначала необходимо сформулировать вспомогательный вопрос, жалобу, с которой клиент обращается к специалисту. Жалобу мы рассматриваем как симптом одной или нескольких частей в рамках личности в целом. Если кто-то, к примеру, жалуется на то, что ест слишком много сладкого, то его жалобу можно представить в виде процесса между двумя частями часть (X), которая отвечает за пристрастие к сладкому, и часть (Y), которая считает, что сладкого «слишком много». Если клиент жалуется на боязнь пауков, мы ограничиваемся частью (X), которая вызывает страх, и частью (Y), которая не хочет испытывать страх. Однако редко все бывает настолько просто. Гораздо чаще к одной проблеме имеют отношение более пяти частей. Возникают системы частей, некоторые из которых составляют суть (причину) проблемы, в то время как другие системы затрагивают второстепенные аспекты (последствия). HЛ- программисту предпочтительней работать с одной или двумя частями одновременно; это позволяет ему использовать такие техники, как шестишаговый рефрейминг, переговоры с частями, модель «внутри-снаружи» и их варианты.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |