Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шесть йог Наропы




РАБОТАЯ С ПРОТИВОРЕЧИВЫМИ ЭМОЦИЯМИ

Эти шесть йог были разработаны индийским сиддхой Наропой в дополнение к его ежедневным медитациям маха­мудры. В их число входят йога внутренней теплоты, йога ил­люзорного тела, йога сна, йога Ясного Света, йога бардо и йо­га переноса сознания. Эти шесть йог призваны помочь адеп­там справляться с разного рода противоречивыми эмоциями. Здесь не стоит говорить о них подробно, и вот почему: прежде чем приступить к любой из них, адепт должен получить опре­деленные посвящения и завершить приготовительные практи­ки. Впрочем, я могу объяснять природу этих практик и основа­ния, по которым адепт выбирает ту или иную. Перед началом практики шести йог необходимо осуществить как общие, таки специальные приготовления. Общие приготовления состо­ят в размышлениях о непостоянстве, о кармической причине и следствии, о новом рождении и о страданиях в колесе сам­сары. К специальным приготовлениям относятся покорность учителю, Ваджрасаттва, мандала и гуру-йога.

Успешно завершив предписанные приготовления, йогин или йогини может обратиться к шести йогам Наропы. Согласно традиционному учению, мистическая йога внутрен­ней теплоты наиболее подходит людям, обладающим колос­сальной энергией и самоотверженностью. Людям же флегма­тичным лучше всего подходят йога сна и йога Ясного Света. Другими словами, каждая из йог практикуется в соотнесении со склонностями адепта, особенностями его характера и пси­хики. Практика мистической теплоты, например, весьма эф­фективна для тех, кому свойственна повышенная сексуальная возбудимость, тогда как йога иллюзорного тела рекомендуется людям с агрессивными наклонностями. Для тех, кто располо­жен к душевным помрачениям и искажениям, противоядием может послужить йога Ясного Света. Йога бардо практикует­ся для предуготовления к неизбежной кончине и посмертному бардо. Перенос сознания происходит из-за разделения тела и разума в момент смерти. Но эта практика позволяет адепту овладеть навыком переноса сознания еще при жизни.

Практикуя эти шесть йог, йогин или йогини получают спо­собность вызывать ощущение высшего блаженства (махасукха).Обычно наши желания бывают причиной пристрастий и ма­ний. Но практика позволяет преобразовать низменное и по­давленное в возвышенное и независимое. Тогда психофизио­логические энергетические каналы (надис),поток психофизи­ологической энергии (прана),психофизиологические энергетические центры (чакры)и эссенция жизни (бинду)начинают действовать в своем оптимальном режиме, при этом выводя адепта на ранее неведомый уровень психосоматического здо­ровья и силы. Шесть доктрин Наропы потому являются самым действенным путем реализации совершенных методов (упайя)тантрической практики, что каждая йога разработана для оп­ределенного типа эмоционального аффекта (клеша).

МИСТИЧЕСКАЯ ЙОГА ВНУТРЕННЕГО ТЕПЛА (ТУММО)

Мистическая теплота практикуется с целью преобразования сексуальной энергии в духовную. При помощи этой практики обычное телесное, половое наслаждение превращается в выс­шее блаженство. Этот опыт счастья ведет к альности, то есть пустоты, ибо переживание душевного блаженства неотдели­мо от нее. Для этого следует овладеть психофизиологической энергией, каналами, по которым она движется и эссенцией жизни. Есть три основных канала, проводящих энергию: один проходит по центру тела и соответствует позвоночнику, вто­рой - справа от него, а третий - слева. Правые и левые энер­гетические каналы представляют мужское и женское начала. Еще есть пять центров психофизической энергии, которые размещены в определенных местах тела. Верхняя чакра размещается в голове и именуется еще чакрой блаженства. Чакра полного снисхождения лежит в гортани, на уровне щитовидной железы. В области сердца расположена чакра душевного излияния. Чуть выше пупка обретается чакра творческих проявлений, а ближе к гениталиям - чакра удо­вольствия.

Верхнюю чакру, как уже говорилось, называют центром блаженства. Согласно тантрической медико-психологичес­кой системе, даже при обычном половом акте блаженство исходит от головы. Чакра гортани заслужила звание полного снисхождения, потому что через это отверстие проходит все, что мы едим и пьем. Сердечная чакра названа центром душев­ного излияния, поскольку именно из нее истекают влечения и антипатии. Пупковая чакра известна как центр творческих проявлений, потому что именно здесь обретается творящая жизненная сила. Считается, что даже телесное тепло стекает­ся сюда, чтобы стать творящим источником собственно жиз­ненной силы. Генитальная чакра известна как центр удоволь­ствия. Учение говорит, что в нормальных обстоятельствах переживание удовольствия нисходит от верхнего центра через сердечный и пупковый центры к генитальному, где вы­пускается как сексуальная энергия. Но при помощи тантри­ческой практики сексуальная энергия намеренно сохранена и обращается вспять. Практик не теряет контроля над ней. Такое обращение хода половой энергии способно принести великое блаженство. Конечно, такого рода самоконтроль требует длительной практики.

У йогина или йогини прочищаются каналы, проводящие энергию, они начинают свободно взаимодействовать. Практика позволяет вырабатывать тепло и при его посредстве обретать блаженство. Надо сказать, что практика эта, помимо духовной самореализации, зачастую сообщают адепту восхитительное чувство полного здоровья, которое вызывается уравновешиванием первоэлементов. Кроме того, в результате практики мистического внутреннего тепла адепт становится независим от крайних природных проявлений: зноя и мороза.

ЙОГА ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА

Практика йоги иллюзорного тела позволяет нам работать с таким чувственным аффектом, как агрессия. С помощью этой практики мы можем постичь несущностную природу агрессии, тем самым необъективную природу вещей. Есть несколько способов распознать иллюзию. Первый - рассмотрение мате­риальных объектов, второй - рассмотрение речи, а третий -рассмотрение самого процесса обдумывания. Рассмотрение материальных объектов означает отношение к ним как к свое­го рода сновидениям. Когда человек спит, у него возникает впечатление, будто он встречается с тем-то и с тем-то, что жи­вет в таком-то и таком-то доме, ну, и прочее в этом роде. Но, проснувшись, он понимает: абсолютно все, что ему снилось, необъективно. Точно так же все, что видится плотным и не­прозрачным в мире феноменов, на самом деле невещественно и лишено сущности. Йога иллюзорного тела позволяет осоз­нать это в полной мере.

ЙОГА СНА

Практика йоги сна позволяет нам вызывать яркие сновидения и осознавать их в то время, пока еще спим. С ее помощью даже сны используются для духовного развития, так что адепт не те­ряет ни часа как во время бодрствования, так и во время сна. Эта практика состоит из двух компонентов: распознавание снови­дений именно как сновидений и понимание их иллюзорности. Знакомясь с этими двумя составляющими йоги сна, йогин или йогини получают способность изменять сновидения по своему желанию. Кошмар, например, можно преобразовать в прият­ную грезу. Если исключить сны, предвещающие события буду­щего и т. п., большинство остальных окажется, как замечено, порождением нашей кармической наследственности и ее ори­ентации. Отношения между йогой божества (то есть визуализа­цией божеств) и йогой сна довольно сложны, но обе имеют дело с умозрительными образами, которые являются очень важными для понимания трансформатиннмх возможностей разума.

 

ЙОГА ЯСНОГО СВЕТА

Когда йогин или йогини приобретают опыт в предыдущей йоге, он - или она - привыкает удерживать сознание во время сна, не поддаваясь ни сонной одури, ни лености. При помощи йоги Ясного Света адепт вырабатывает в себе колоссальную проницательность и концептуальную ясность, поскольку не­знание влияет на него гораздо меньше.

Адепт практикует йогу мистического тепла и йогу иллюзор­ного тела днем и медитирует в йоге сна и йоге Ясного Света ночью. Мистическая теплота и йога иллюзорного тела, как уже говорилось, действуют как противоядия от агрессивности и гипертрофированных желаний. Йога сна предназначена для того, чтобы рассеять сонную одурь и вялость. Она дополняет­ся йогой Ясного Света. Результатом обеих практик становятся ясность ума и проницательность: йогин или йогини сохраняют ясное сознание и днем и ночью. С их же помощью можно пре­образовать пять «ядов» и достичь махамудры. Шесть Йог - ме­тод, махамудра же - цель.

ЙОГА БАРДО

Практика йоги бардо различает четыре части: естественное бардо этой жизни, мучительное бардо умирания, сияющее бар­до дхарматы и кармическое бардо воплощения. Слово «бардо» буквально означает «промежуточное состояние». Естественное бардо этой жизни включает все от момента рождения до смер­тного часа. Таким образом, жизнь можно рассматривать как прослойку между рождением и смертью. Согласно Учению, жизнь как таковая состоит из непрерывной чреды рождений, смертей и новых рождений. В этом смысле всякая свежая мысль, новая жизненная ситуация или новое переживание тоже представляют собой рождение. Когда они вырождаются в тусклые воспоминания или уходят в подсознание, это сродни смерти. Повторение же похожих жизненных и ментальных пе­реживаний впоне олицетворяет новое рождение. Поэтому нам следует освоиться с собственной смертностью еще в естествен­ном бардо этой жизни. Если нам это удается, мы можем счи­тать себя подготовленными к мучительному бардо умирания.

МУЧИТЕЛЬНОЕ БАРДО УМИРАНИЯ

У мучительного бардо умирания две фазы: внешнее раство­рение, когда растворяются чувства, органы чувств и внешние элементы (джунг ва), и внутреннее, когда растворяются как гру­бые, так и тонкие душевные состояния вкупе с чувствованиями (сем джунг). Согласно тантрическим воззрениям на биологию, жизнь сформировалась в результате соединения пяти первоэле­ментов. Те же самые элементы поддерживают жизнь человека после рождения. В них лежит и причина смерти. Гармоничное их сосуществование - основное условие жизни как процесса. Когда же они разобщаются, это возвещает наступление мучи­тельного бардо умирания.

Вместе с растворением первоэлементов идет постепенное истечение из тела его психофизиологической энергии. В ре­зультате тело умирающего утрачивает свои нормальные функ­ции. Первой пропадает способность усваивать пищу. Человек больше не может принимать обычную еду и питье; начинают­ся трудности с дыханием. Умирающий больше не владеет ни руками, ни ногами, утрачивается и контроль над кишечником. Разумом овладевают бред и помрачение.

В скорбный список злополучий и тягот умирающего вхо­дит и последовательное растворение этих пяти первоэлемен­тов. Первоэлемент земли обеспечивает телу крепость и силу. Во время смерти, однако, этот элемент растворяется в водном Элементе, из-за чего тело делается все слабее и слабее. Шея уже не держит голову, ноги совершенно отказываются служить, ну и так далее в том же духе. Кроме этих, видимых знаков при­ближающейся смерти, присутствуют и психические признаки. Разум притупляется и мутнеет, мысли путаются.

Далее первоэлемент воды растворяется в первоэлементе огня. Поскольку первоэлемент воды снабжает тело всеми не­обходимыми жидкостями, его растворение - вполне ожида­емо - вызывает сухость полости рта и языка. Язык ктому же коченеет. При этом ментальное состояние умирающего можно охарактеризовать как взволнованное и беспокойное.

Далее следует растворение элемента огня в элементе возду­ха (ветра). Физиологически это выражается в охлаждении рта и носа, поскольку теплота тела улетучивается из этой области тела. У человека периодически ускользает сознание, ему труд­но воспринимать и распознавать то, что его окружает.

Этот постепенный и мучительный процесс растворения достигает высшей точки, когда от сознания отсоединяется элемент ветра. Дыхание умирающего сбивается: долгие вы­дохи сменяются тяжкими вдохами. Дыхание становится беспорядочным, с длинными выдыхания­ми и трудными вдыханиями. Накатывают галлюцинации, чья природа определяется как опытами жизни умирающего, так и его кармической наследственностью. Мозг уже не способен к осмыслению, органы чувств отказывают, и умирающий или вообще не может ничего воспринимать, или в лучшем случае неправильно понимает воспринимаемое.

Когда чувства совершенно прекращают функционировать в комплексе, сознание растворяется в первоэлементе про­странства, и умирающий перестает дышать. В танатологической литературе утверждается, что при этом в области сердца еще остается слабое тепло. Говорят, будто в некоторых редких случаях умершего еще возможно реанимировать и вернуть к жизни. Если же не считать эти необычные исключения, именно здесь проходит граница между жизнью и смертью. Сила кармы выры­вает сознание из тела, результатом чего становится процесс рас­творения как грубых, так и тонких ментальных состояний. По ходу постепенного затухания душевной деятельности усопший начинает ощущать белизну, красноту и черноту.

Тантрическая литература различает два типа источников жизненной энергии. Они известны как субстанции жизни и обретаются в двух различных местах. Один вид источника энергии - мужская жизненная субстанция, наследуемая от отца и располагающаяся в коре головного мозга, ближе к макушке. Женский источник энергии наследуется от матери и находится в области пупка. Мужская субстанция белая, в то время как женская - красная. Во время смерти из-за перетечения психофизиологической энергии мужская субстанция жизни, находившаяся в области макушки, опускается по центрально­му энергетическому каналу, и умерший воспринимает белизну. Белизна эта, говорят, подобная лунному свету. Тут начинается подъем женской субстанции, обычно обретающейся близ пуп­ка. Это вызывает ощущение красноты, чей оттенок напоми­нает восходящее солнце. Когда обе субстанции встречаются в сердечной чакре, умерший ощущает черноту. Только теперь он совершенно мертв, свободен от телесной оболочки.

СИЯЮЩЕЕ БАРДО ДХАРМАТЫ

Появление белого и красного свечения относят к физическим феноменам, а посмертное переживание Ясного Света называют сиянием основы или конечным сиянием. Эти два вида сияния при­сущи разуму как таковому в качестве природы будды. Поскольку все скверны разума разом исчезли и уже не застят взгляд, у умер­шего появляется возможность признать ее собственной прирож­денной природой. Природа будды присутствует в каждом, и ни­кому из нас от нее не уйти, но это вовсе не подразумевает, что мы сможем распознать ее, когда придет время. Для того и предназна­чены практики, подобные шести йогам Наропы.

Природу разума, вполне осознанную при помощи практик, на­зывают сыновним сиянием, а то, что в разуме присутствует врож­денно - материнским сиянием. Если умерший сможет поймать этот драгоценный момент и понять, что переживание сияния в этом его состоянии - то же самое, что и познание собственной природы, он вырвется из рабства самсары. Если же он не сможет распознать в этом свою природу, ему предстоят страдания во всем их разнообразии. Его бардонаполняется угрожающими существа­ми с несколькими головами и со множеством рук и ног. Но этим ус­трашения не ограничиваются. На умершего обрушиваются столь чудовищные образы и звуки, какие только можно вообразить.

После того как умерший преодолеет стадию страшных ду­шевных мук, ему милостиво предоставляется бессознательное переживание необычайной силы. Все предыдущие явления исчезают, и он оказывается в совершенно иной среде, где все прозрачно, наполнено светом и сияет всеми цветами радуги. Этот мир населен спокойными существами, они царственно прекрасны и облачены в драгоценности. Открывается захва­тывающее зрелище пятицветного сияния, где каждый цвет со­относится с первоэлементом.

Тут надо особо отметить один пункт, на который умершему следует обращать внимание во время странствия в бардо, чтобы видения его не захватили: он должен сознавать, что эти явле­ния - порождения его собственного разума и потому не относят­ся к объективной реальности. Тантрическая практика визуализа­ции как мирных, так и гневных божеств считается чрезвычайно действенным способом ознакомления с подобными разновид­ностями психической проекции. Если мы признаем, что видения бардо - порождения разума, то должны согласиться, что можем обрести освобождение в самом бардо. Иначе мы родимся снова - вследствие нашей неисчерпанной кармической предыстории. А далее начинает проявляться кармическое бардо воплощения.

КАРМИЧЕСКОЕ БАРДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Где и в ком мы получили новое рождение, каковы наши физи­ческие характеристики и душевные свойства, определено глав­ным образом нашими деяниями в предыдущей жизни и психи­ческой диспозицией во время смерти. Так же как с помощью ду­ховной практики можно сделать умирание менее мучительным, можно уменьшить и «травматичность» рождения, принимая его осознанно и с пониманием. Это способ, которым высокоразви­тые и сознательные существа позволяют себе родиться.

ПЕРЕНОС СОЗНАНИЯ

Йога переноса сознания (пхо ва) подразумевает переход со­знания адепта в высшее состояние. Для овладевшего ею йогина - или йогини - становится по силам выпускать сознание через верхнюю чакру. Такой практик может в совершенстве управлять системой тело - разум.

Надеюсь, читателю уже стало ясно, что, следуя тантри­ческим путем, адепт может использовать самые различные ситуации и обстоятельства как внутреннего, душевного, так и внешнего свойства, включая сюда даже бредовые состояния разума. Трудно назвать что-то такое, что не могло бы приме­няться для развития духовных сил человека, если применяет­ся правильно, а человек надлежащим образом посвящен в ме­тодику тантрических практик. Конечно, тантрический путь и его практики описаны мною лишь в самых общих чертах. Чтобы следовать путем тантрических практик, адепту следует получить знания и опыт от своего гуру, всецело ему доверяясь. Тантризм учит, что без надлежащего посвящения и передачи знаний учителем никто не может преуспеть в духовном плане. Иначе говоря, такой человек просто не поймет просветлен­ного сиддху. Следуя сутрическим путем, можно стать архатом и бодхисаттвой, следуя же путем тантрическим, можно до­стичь уровня законченной самореализации, стать махасиддхой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.