КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы управления здравоохранением
Управление организацией здравоохранения — это процесс, основанный на выборе оптимальных решений с учетом как внутренних проблем организации, так и меняющейся экономической и политической ситуации. Для оптимального управления необходимо опираться следующие основные принципы управления: • принцип целенаправленности; • принцип правовой защищенности управленческого решения; • принцип непрерывности в оптимизации системы управления; • принцип достаточности в централизации и децентрализации управления; • принцип единоначалия; • принцип делегирования полномочий. Эти принципы управления в той или иной мере связаны с такой формой социальных отношений, которой является власть. Власть — это способность, возможность и право оказывать воздействие на деятельность, поведение коллективов и отдельных индивидуумов с помощью различных средств — воли, авторитета, права, принуждения, насилия, системы государственных институтов и органов. Власть по своей природе асимметрична, в результате чего один из участников отношений (субъект власти) имеет больше возможностей влиять на другого. Власть при этом может быть представлена как способность и возможность осуществления своей воли, подчинения поведения и деятельности людей воле всего общества, группы людей или отдельного человека. Волевая трактовка власти является по существу дополнительной к пониманию власти как проявления силы. Существенной характеристикой власти является ее легитимность, т. е. признание законности и правомерности со стороны объекта властных отношений. Только в том случае, когда власть ведет к господству идеи права, она признается необходимой, правомерной, авторитетной. В управлении власть определяется формальным фактором — должностью. Из нее, как следствие, вытекает степень ответственности. Немалое значение здесь имеет личность. Личность может как усиливать, так и уменьшать проявление власти и степень ответственности. Органическое сочетание должностных обязанностей руководителя и его личных характеристик создает необходимую рабочую атмосферу. Несоответствие личности своей должности приводит к конфликтным ситуациям и появлению в коллективе неформального лидера. Власть может быть официальной и неофициальной. Официальной властью обладают лица, занимающие руководящие должности. Официальная власть или полномочия позволяют руководителю принимать решения и отдавать распоряжения. Однако распоряжение будет выполнено, если оно понятно и обоснованно с точки зрения того, кто должен его выполнять. Поэтому руководитель может обладать официальной властью, но при этом не добиться желаемого результата. Неофициальная власть — это способность заставить других делать то, что вы хотите, не имея на это официальных полномочий. Власть является не только уникальной и многогранной формой социальных отношений в обществе, но и активной субстанцией для реализации основополагающих принципов теории управления. Принцип целенаправленности. В управлении этот принцип является главенствующим, поскольку аккумулирует в себе все составляющие процесса управления. Но прежде всего необходимо сказать о самом понятии "цель". Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Прежде чем приступить к какому-либо действию, направленному на достижение каких-либо результатов, человек ставит перед собой цель. В управлении системами и отдельными организациями здравоохранения выделяют следующие виды целей: • в зависимости от уровня управления: стратегические, тактические, оперативные; • по характеру решаемых задач: комплексные, промежуточные, конечные; • по содержанию: медико-организационные, финансово-экономические, медико-технологические и др. Основные требования, предъявляемые в процессе определения цели. Цель должна быть своевременной и необходимой, реальной и достижимой, конкретной и согласованной с другими целями, иметь количественную или качественную оценку. При определении цели важно установить, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами и в какие сроки. Есть два наиболее распространенных способа постановки цели. В первом случае цель задается заранее без тщательного предварительного анализа системы здравоохранения, определения ее функциональных и ресурсных возможностей. После того как цель задана, оцениваются возможности системы и разрабатываются мероприятия по ее достижению. В этом случае под заданную цель проектируются и создаются соответствующие организационные структуры и органы управления. В других случаях цель выявляется из существующего состояния системы здравоохранения и выступает как ожидаемый к определенному периоду времени результат. В этом случае проводится предварительный анализ состояния системы, ее реальных возможностей, на основе чего формулируется цель. Любая управленческая деятельность начинается с определения цели, которая должна дать ясное представление об оптимальных параметрах функционирования и развития объекта управления, о модели его будущего состояния. Процесс определения цели получил название целепостановка или целеполагание. Наиболее распространенным методом целеполагания является формирование "древа целей", в процессе чего сначала определяется генеральная цель, на основе которой в дальнейшем формируется иерархическая лестница целей — «древо целей». Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать предельно коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Принцип правовой защищенности управленческого решения. Управленческая деятельность в здравоохранении, особенно в условиях рыночной экономики, всегда сопряжена с определенным риском. Принцип правовой защищенности управленческого решения требует от руководителя органа управления или отдельной организации здравоохранения знаний и соблюдения законодательства в технологии разработки и реализации управленческих решений. В последнее десятилетие в России стал формироваться кодекс законов в области охраны здоровья населения, в котором отражены следующие направления правового регулирования: • надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни; • законы, регламентирующие профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни; • права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь; • ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан; • регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности; • финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы; • специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям. Соблюдение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения является не только проявлением правовой культуры руководителя, но и определенной гарантией успеха в достижении намеченных целей. Принцип оптимизации управления. В процессе управления любой управляемый объект эволюционно развивается, совершенствуется. В нем возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация. Основными источниками его развития являются внутренние противоречия, и от того, как своевременно выявлены эти противоречия, минимизировано или устранено их негативное влияние, зависит будущее объекта. Противоречия как диалектическая категория являются необходимым и существенным фактором эволюции любой системы. Но достижение в противоречиях определенной критической массы может привести к потере управления и, в итоге, к развалу системы. Проводимая сегодня реформа здравоохранения в первую очередь касается оптимизации системы управления отраслью. Переход от командно-административных к социально-психологическим и экономико-математическим методам управления возможен только эволюционным путем. Но прежде всего должна произойти эволюция в сознании самих руководителей органов управления и отдельных организаций здравоохранения. В итоге должен сформироваться новый тип руководителя-менеджера, нацеленного на достижение конечного результата в своей управленческой деятельности — повышение доступности и качества медицинской помощи населению. Централизация и децентрализация власти — по сути дела два взаимосвязанных процесса, предусматривающих концентрацию власти и ее распределение, централизованное управление и самоуправление. Баланс, который устанавливается между ними, очень динамичен и может быть нарушен в ту или иную сторону, но чаще — в пользу централизованной власти. Централизация как одна из сторон демократических форм управления должна гибко сочетаться с децентрализацией и создавать необходимые условия для нижестоящих звеньев в системе управления здравоохранением, позволяющие им эффективно выполнять возложенные на них обязанности. Централизация управления имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач, а также в случаях возникновения чрезвычайных, экстремальных ситуаций (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, которые сопровождаются большими санитарными потерями). Децентрализация управления характеризуется передачей на нижние иерархические уровни управления функций, которые прежде были закреплены за звеньями управления более высоких уровней или входили в компетенцию вышестоящих органов. Эта форма управления освобождает исполнителей от ненужной опеки, стимулирует инициативу, раскрывает потенциальные возможности личности. Децентрализация оправдана, если на низших уровнях управленческой иерархии принимаются обоснованные и результативные тактические решения, которые не противоречат решениям, принимаемым на стратегическом уровне управления. С реализацией принципа достаточности в централизации и децентрализации управления связано такое понятие, как норма управляемости руководителя. Научные исследования и анализ практического опыта управления позволили выявить критерии и показатели, характеризующие оптимальное количество должностных связей между руководителем и подчиненными в процессе их взаимодействия. Норма управляемости руководителя зависит от многих факторов: • типа медицинского учреждения (многопрофильное, специализированное); • оснащенности труда руководителя техническими средствами управления (современная оргтехника, использование информационных технологий, эффективность действующих коммуникационных связей и т. д.); • места руководителя в иерархической структуре управления системой здравоохранения (сложность решаемых • знаний и практического опыта руководителя. В результате проводимых расчетов и эмпирическим путем установлено, что оптимальная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей. С принципом достаточности централизации и децентрализации управления тесно взаимосвязаны два последующих принципа — единоначалия и делегирования полномочий. Принцип единоначалия означает предоставление руководителю органа управления или организации здравоохранения широких полномочий для выполнения его функций, с установлением персональной ответственности за результаты работы. Этот принцип, как правило, оправдан и реализуется в системе управления с высоким уровнем централизации власти. Во многом эффективная реализация этого принципа зависит от авторитета руководителя. Личный авторитет представляет собой разновидность власти над людьми. Для самого руководителя авторитет определяется силой влияния на сотрудников, а для подчиненных — степенью оказываемого ему доверия. При этом надо различать авторитет официальный, который определяется занимаемой должностью, и реальный. Уровень должностного авторитета формально зависит от занимаемой должности. Реальный авторитет определяется прежде всего личными и профессиональными качествами руководителя и характеризуется фактическим влиянием на процесс управления, доверием и уважением со стороны коллег. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность. Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части своих прав, обязанностей и меры ответственности подчиненным ему сотрудникам. В итоге руководитель получает возможность освободиться от текущих дел и сконцентрировать свой интеллектуальный и организаторский потенциал на решении задач более сложного уровня управления. Одновременно реализация этого принципа предоставляет большие возможности для повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. При этом очень важно соблюдение норм управляемости. Делегирование полномочий целесообразно и в том случае, когда руководитель готовит на свое место преемников. В реализации этого принципа есть и такой деликатный аспект, как организация контроля за работой подчиненных, которым делегированы дополнительные полномочия: мелочная опека ничего не дает, а отсутствие контроля может сделать ситуацию неуправляемой. Решение проблемы — в эффективных формах обратной связи руководителя с подчиненными, возможности свободного обмена информацией, наличии доверительных отношений и здорового психологического климата в коллективе. Итак, принцип делегирования полномочий будет эффективен при следующих условиях: • подчиненные знают и понимают, какие обязанности де • сотрудник заблаговременно психологически и профессионально подготовлен к выполнению своих новых функций; • в коллективе действуют механизмы стимулирования и мотивации; • исполнитель свободен в своих действиях и вправе идти на оправданный риск; • независимо от изменения горизонтальных и вертикальных связей соподчиненности в коллективе продолжает действовать эффективная система контроля. Однако, несмотря на всю очевидность и возникающую в процессе управления потребность делегировать полномочия, далеко не все руководители используют этот принцип по следующим соображениям: • страх потерять власть и занимаемую должность; • амбициозность и недоверие к подчиненным; • боязнь получить негативную оценку своих действий со Только высокий уровень общей и профессиональной культуры, знание психологических аспектов управления персоналом позволят руководителю избежать этих проблем во взаимоотношениях с подчиненными и в полной мере, при необходимости, использовать принцип делегирования полномочий.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 9386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |