КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы этнической мобилизации
Для того чтобы ответить на вопрос, каким образом этничность становится инструментом мобилизации, необходимо обратиться к тому, как исследователи понимают «этничность». В научной литературе этот термин стал одной из доминирующих категорий. Не вдаваясь в детали относительно того, как возник сам термин, и какие существуют его научные интерпретации, можно отметить лишь два основных подхода к этничности. Часть исследователей рассматривает этничность как изначальную (примордиаль-ную) характеристику. Это некое осознание групповой принадлежности, заложенное еще на генетическом уровне. К нему примыкает разделяемый многими авторами культурный вариант при-мордиализма, когда этничность включает общность культурно-бытовых традиций, самонаименование и одновременно объективные элементы — общность территории, языка, экономики, психического склада. Постмодернистские подходы к этничности суммировал и развил российский этнолог В.А.Тишков. «Во-первых, существующие на основе историко-культурных различий общности представляют собой социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленной деятельности людей и создаваемых ими институтов. Суть этих общностей (или социально конструируемых коалиций) составляет разделяемое индивидуумами представление о принадлежности к общности, или идентичность, а также возникающая на ее основе солидарность. Во-вторых, границы общностей, образуемых на основе избранных культурных характеристик, и содержание идентичности подвижны и изменяются не только в историко-временном, но и в диахронном, ситуативном плане, что делает существование этнической общности реальностью отношений, а не реальностью набора объективных признаков. В-третьих, конструируемая и основанная на индивидуальном выборе и групповой солидарности природа социально-культурных коалиций определяется их целями и стратегиями, среди которых важнейшую роль играют организации ответов на внешние вызовы через солидарность одинаковости, общий контроль над ресурсами и политическими институтами, обеспечение социального комфорта в рамках культурно гомогенных обществ... Отличие более современной интерпретации (этнических групп — И.З.) заключается не в добавлении в дефиницию этноса каких-либо новых признаков, а во введении в любой их перечень элемента "представления об этих признаках"». Такая постановка вопроса о природе этничности имеет особое значение для понимания роли этого фактора в разжигании и поддержании конфликта. Каким образом «дремлющая этнич-ность» становится орудием в руках тех, кто стремится обеспечить для себя доступ к власти и собственности? Этничность как средство мобилизации может быть использована только тогда и там, где противопоставление — «мы» и «они» — воспринимается как взаимоисключающее, как стремление «их» размыть «нашу» культурную самобытность, поставив этнос на грань вымирания и растворения в доминирующей этнической группе (или претендующей на такое доминирование). Соответственно, лежащий на поверхности вывод сводится к следующему: пока «они» облада-ют властью и ресурсами, «они» будут проводить политику за наш счет. Надо самим брать власть и решать проблемы своего народа. Как писал американский специалист Д.Хоровиц, показавший как этнические группы» превращаются в «конфликтующие группы: «Этнический конфликт проистекает из общей оценки значимости, которую группы придают групповым различиям и которая затем используется в общественных ритуалах признания или отрицания». В этом контексте этническая солидарность формально становится синонимом политической солидарности, поскольку борьба ведется за расширение политических прав с тем, чтобы защитить свое дальнейшее существование в качестве группы или улучшить материальные условия жизни. Этничность, однако, определяет куда более высокий уровень сплоченности, чем любая идеологическая приверженность. Особенно значимым здесь является проблема восприятия тех угроз, которые существуют для сохранения самобытности данной этнической группы. Конфликт между различными этническими группами почти всегда воспринимается ими крайне драматично как ценностный конфликт, как борьба за самосохранение. Рассмотрение ситуации через призму этнического взаимодействия и роль мобилизуемой этничности в раздувании существующих противоречий тесно связаны с проблемой этнического мифотворчества. Как уже отмечалась, конструируемая этничность не может не опираться на мифы, которые воспринимаются членами этнической группы как не подвергающаяся сомнению историческая реальность. Это и представления о существовании общих предков, о славном прошлом (народов без славного прошлого просто не существует в природе), особой древности, претензии на территории и приоритет в культурных и политических достижениях, преувеличение степени консолидации в прошлом, мифы о заклятых врагах и т.п. Создание исторических мифов, пересмотр истории, в принципе характерные не только для отдельных народов, но и для новых независимых государств, нередко оказывают далеко не безобидное воздействие на отношения между ними. Например, некоторые грузинские историки разработали версию об оккупации Грузии Российской империей. Это означает, что не было ни Георгиевского трактата, ни защиты Грузии от турецкой угрозы со стороны России, а была простая оккупация, прерванная только после распада СССР. Разумеется, такого рода «исторические исследования» отражают определенный политический заказ. Тезис об оккупации порождает повышенное внимание внешних сил к той или иной державе, ставит ее в особое положение, делая жертвой империалистической или коммунистической политики и т.п. Произвольная интерпретация истории вовсе не сводится к конъюнктуре. Если новые поколения будут учиться по подобным учебникам, рассчитывать на нормальные межгосударственные и межнациональные отношения в перспективе вряд ли придется. Усиленное мифотворчество приводит к этноцентризму — представлению о своем народе как о некой особой и более других значимой группе. «Этноцентризм — это такой взгляд на вещи, когда собственная группа представляется центром всего, а все остальные группы выстроены и ранжированы по отношению к ней....Каждая группа лелеет свою гордость и тщеславие, хвастается своим превосходством, преувеличивает свою праведность и с пренебрежением смотрит на остальных». Этноцентризм как фактор усиления внутриэтнической солидарности и особого самоуважения на базе противопоставления себя остальным, является прикладным политическим инструментом. «Чем более блестящим представляется народу его прошлое, с тем большей настойчивостью он склонен претендовать на значительную политическую роль в современном мире. Националистическая или этноцентристская историческая версия играет огромную роль в легитимизации политических претензий или уже имеющихся политических прав, и в этом состоит ее глубокий внутренний смысл». Естественный рост интереса различных этносов к своей культуре и истории не является и не может являться конфликте -образующим фактором. Этот интерес должен быть направлен в определенное русло с тем, чтобы легитимизировать на обществен-ном уровне постановку и выполнение политических задач. В этой связи, говоря об отношениях между сербами и хорватами и о ненависти между ними как субъективном историческом факте, Ф.Купферберг обращает внимание на то, что данные народы должны были воссоздать эти факты. «Это объясняет, почему политические лидеры (и интеллигенция) начали копаться в грязных анналах истории, чтобы оживить уровень жестокости, способный оправдать ненависть, необходимую для осуществления территориальной сегрегации двух этнических групп». Национализм становится особенно агрессивным, когда сталкивается с неполными или недостаточно выраженными этническими характеристиками. Специфика российско-украинских отношений также является иллюстрацией к этому выводу. Ненависть между абхазами и грузинами, давно исторически перемешавшимися, несмотря на обилие взаимных претензий и обид, все же не была накалена до такой степени, чтобы превратить их в заклятых врагов. Длительное сосуществование на одной земле было столь тесным, что только по-настоящему кровавый конфликт мог разделить снова эти два народа. Этнический, включая и религиозный, фактор в этом контексте стал средством мобилизации масс новыми элитами, для которых сложилась уникальная ситуация, позволяющая им обрести политическую и экономическую самостоятельность. Стремление к обладанию властью на определенной территории ясно видно на примере почти всех посткоммунистических конфликтов, независимо от их типологии.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |