КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление иракского королевства и шиизм 2 страница
В сентябре 1927 г. шиитские политики и муджтахиды провели в Эн-Наджафе встречу, которая вынесла решение потребовать от властей предоставления шиитам половины министерских постов, а оставшуюся часть поделить между арабами — суннитами, христианами и евреями; применения этого принципа при всех назначениях на государственные должности; проведения свободных выборов в парламент без вмешательства правительства и под контролем английских инспекторов. Шиитам было сложно добиться принятия их требований, поскольку внутри самого шиитского сообщества не было единства, не было и единого, признаваемого всеми шиитами автори тетного и влиятельного лидера, полностью отсутствовали политические организации, которые могли бы сплотить массы, превратив их в реальную опору оппозиции, выступавшей против действующей власти. Но это вовсе не означало, что шиитская элита оставалась пассивной. Напротив, на протяжении всего мандатного периода шииты выражали свое несогласие с их неадекватным представительством в правительстве и в других государственных учреждениях. Большую обеспокоенность они проявляли накануне отмены мандата и получения Ираком независимости. Это событие, как полагали шииты, наряду с некоторым ослаблением прессинга на Ирак со стороны англичан с неизбежностью должно было повлечь за собой усиление властных позиций суннитов. Существенным фактором, который в 20-е гг. сдерживал политическую активность шиитов, была нехватка в их среде квалифицированных кадров, специалисты отсутствовали практически во всех сферах общественной жизни, будь то политика, экономика, культура. Такое положение сложилось вследствие сохранявшейся у шиитов традиционной системы образования, представленной преимущественно религиозными школами, программа которых не давала учащимся современных знаний, чем лишала их возможности приобретать профессии, отвечавшие запросам времени, процессу модернизации, в который вступал Ирак и который был жизненно необходим шиитскому обществу. В сложившихся условиях проблема реформирования шиитской школьной системы приобрела в 20-е гг. особую остроту и требовала безотлагательного решения. Путь к достижению этой цели представители образованной части шиитов видели в создании государственных школ, в расширении системы светского образования в шиитской среде, против чего самым решительным образом выступали муджта-хиды. В реформировании традиционной школы они видели очень серьезную опасность потери своих связей с молодым поколением, возможности безраздельного влияния на него. Требования шиитов к властям, естественно, не сводились только к призывам реформировать систему школьного образования. В ряде разработанных шиитами документов содержались положения политико-административного характера, отражавшие твердое намерение шиитов быть представленными во властных структурах пропорционально своей численности. Включались также требования наделить крестьян землей из государственного фонда, содействовать экономическому развитию шиитских районов за счет государственных инвестиций, увеличить число шиитских студентов в составе групп, направляемых на учебу за границу, а также пропорционально распределять доходы от вакуфов между шиитскими и суннитскими религиозными институтами. Как правило, эти требования оставались безответными. Правительство не только не принимало во внимание обращений шиитских лидеров, но своими действиями продолжало ущемлять даже те куцые права, которыми располагали представители шиитской племенной верхушки. После смерти короля Фейсала в 1933 г. отношения шиитской общины с иракскими властями приобретали все большую напряженность, усугублявшуюся действиями правительства, затрагивавшими интересы знатных и могущественных представителей шиитской племенной элиты, при выборах в парламент в декабре 1934 г. не попавших в число его депутатов. Это отступление от обычного принципа проведения выборов было воспринято шиитской знатью как явная противозаконная антишиитская мера со стороны правительства. Отмена британского мандата и начало истории «независимого» Ирака обнажили многие, ранее действовавшие подспудно противоречия. В 30-е гг. в Ираке происходит резкое обострение борьбы за власть внутри суннитской правящей элиты, усугублявшейся ее противостоянием с шиитскими феодально-племенными кругами. К этому добавлялись массовые выступления против падения жизненного уровня населения под воздействием мирового экономического кризиса, восстания курдов, расправа власти с ассирийским этническим меньшинством, а также серия крестьянских выступлений по всей стране, но особенно широко охвативших ее центральные и южные районы. Начало 1935 г. ознаменовалось массовыми антиправительственными демонстрациями в шиитских районах, вылившимися в итоге в мощное крестьянское движение. Комплекс накопившихся в Ираке противоречий, как в зеркале, отразился в крестьянских восстаниях шиитов 1935-1936 гг., руководство которыми приняли на себя шейхи племен, не избранные в 1934 г. в парламент, а основную движущую силу составили крестьяне — шииты. Объединившись в оппозиционную группу, шейхи во главе с Абд аль-Вахидом Сиккаром совместно с главным муджтахидом Наджафа Кашиф аль-Гита и другими религиозными авторитетами шиитов направили петицию королю Гази, сыну умершего Фейсала, политические и экономические положения которой отвечали главным образом интересам шиитской верхушки. Их требования сводились к увеличению числа шиитов в депутатском корпусе парламента пропорционально их доле в составе всего иракского населения и соответственно предоставлению им мест во всех органах государственного аппарата; назначению в районах, населенных шиитами, судей из числа шиитов; обеспечению свободы выборов и печати; уменьшению налогов и их полной отмене на водоподъемные сооружения. Отказ короля принять этот документ послужил для шейхов основанием призвать свои племена к вооруженному восстанию. Шейхи весьма умело использовали то положение, в котором находилось разорявшееся иракское крестьянство, его недовольство тяжелым налоговым гнетом, полной зависимостью от владельца земли и воды, от ростовщической кабалы. Ответственность за все эти невыносимые для крестьян условия лежала не только на государстве, но в большей степени на шейхах племен, которые и были непосредственными эксплуататорами крестьянства. Однако им удалось убедить темных, неграмотных, задавленных нуждой крестьян в том, что во всех их бедах виновато суннитское правительство в Багдаде, которое угнетает шиитов, издает несправедливые законы, душит народ непомерными налогами. При этом шиитская верхушка стремилась всячески затушевать тот факт, что выгоду от вводимых правительством законов получали также и сами шиитские шейхи. Слепо доверяя шейхам и религиозным лидерам, восставшие крестьяне наивно полагали, что свержение ненавистного суннитского правительства сразу же облегчит их положение. В ходе восстания 1935 г. на Среднем Евфрате крестьяне перерезали дороги, захватывали и взрывали мосты на Евфрате, они затопили большую площадь к югу от Хиллы, воспрепятствовав тем самым продвижению войск, посланных на подавление принимавшего угрожающие размеры крестьянского движения. Столь масштабные действия повстанцев вызвали обеспокоенность не только правительства, но и вождей восстания — шейхов племен и муджтахи-дов, которые пошли на предложенные властью переговоры и призвали рядовых шиитов к прекращению восстания. Этим завершился первый этап движения. Его итогом было удовлетворение правительством личных требований нескольких десятков крупнейших шиитских шейхов. Вместе с тем главные требования, изложенные в упомянутой петиции, были полностью проигнорированы, а поэтому шииты-крестьяне, к которым присоединились многие средние, мелкие и даже часть крупных обойденных правительственным вниманием шейхов, не собирались прекращать борьбу. В мае 1935 г. начался второй этап крестьянского движения, который с перерывами продолжался до осени 1936 г. К этому моменту ситуация в Ираке еще более обострилась. На нее повлиял необычайно сильный весенний разлив рек в 1935 г., причинивший огромный ущерб крестьянам, потерявшим свое жалкое имущество и вынужденным обращаться к ростовщикам за помощью на самых кабальных условиях. В результате районы среднего и нижнего течения Евфрата и Тигра превратились в арену массовых выступлений крестьян. Средний Евфрат был объявлен на военном положении. Сюда были направлены войска под командованием генерала Бакра Сидки, авиация подвергала бомбардировке мятежные племена с воздуха. Не раз правительство заявляло о «полном восстановлении порядка» в районах расселения шиитских племен, однако вооруженные выступления крестьян продолжались до конца 1935 г. и приобрели новую силу весной и осенью 1936 г. Брошенные на их подавление войска, с чудовищной жестокостью расправлявшиеся с восставшими, в конечном счете сумели разгромить восстание. Мощные выступления крестьян шиитских районов Южного Ирака 1935-1936 гг. были вызваны их тяжелым экономическим положением, кабальной зависимостью от землевладельца и ростовщика, налоговым гнетом со стороны государства, полной незащищенностью от чиновничье-бюрократического произвола. Побуждаемые к антиправительственным выступлениям «своими» шейхами, крестьяне в итоге расплачивались за это собственными жизнями, помогая такой ценой шейхам добиваться от правительства удовлетворения их личных интересов. На исход шиитских восстаний влияли такие факторы, как отсутствие единства и организующей силы в крестьянских рядах, разновременность выступлений, несогласованность в действиях шиитских лидеров, их разобщенность, являвшаяся во многих случаях отражением их личной вражды, что, естественно, помогало властям усугублять раскол в рядах племенной верхушки путем привлечения части шейхов на свою сторону различными обещаниями и посулами. Эти меры ослабляли движение и помогали правительству наносить последовательные удары по отдельным его отрядам. Движение шиитов выявило отсутствие общности интересов у различных групп иракской шиитской общины, а также сильных политических лидеров, которые могли бы постоянно представлять и защищать интересы этой общины в Багдаде. Деловые шиитские круги и такие известные политики, как Джафар Абу ат-Тимман и Мухаммад Рида аш-Шабиби, не поддержали восстание. Они неохотно признавали свою принадлежность к шиитской общине и решительно выступали против давления шиитов на правительство с целью заставить его принять их требования. На роль политических лидеров претендовали арабские мудж-тахиды, однако им не удалось добиться признания их в этом качестве правительством. После восстания существенно пошатнулись позиции Кашифа аль-Гиты: его одобрение применения властями насилия вызвало возмущение в шиитских кругах. Единственной группой, которая имела выигрыш от восстания, были шиитские племенные шейхи. Во второй половине 30-х гг. правительство увеличило представительство шейхов племен в пар->:* ламенте, способствуя тем самым классовой консолидации арабских шейхов, независимо от их конфессиональной принадлежности.
В 1940-е и 1950-е г. под влиянием значительного роста числа образованных молодых шиитов, вступивших в соревнование с суннитами за посты в правительстве и других ведомствах отношения между суннитами и шиитами приняли довольно острый характер. Расширение круга шиитской молодежи, получавшей современное светское образование, было связано с заметными переменами, которые в 30-е гг. претерпевала организация школьного обучения в шиитских районах. Модернизация в этой столь важной сфере во многом объясняется приходом к руководству министерством образования самих шиитов. Быстро увеличивалось число государственных школ в сельской местности, в Наджафе была открыта школа второй ступени, в которой штат был укомплектован выпускниками Американского университета в Бейруте, а также окончившими Высший педагогический институт в Багдаде. Радикально менялась политика правительства в отношении системы образования, что находило свое проявление в расширении доступа шиитов к получению светского образования, в увеличении числа шиитов в группах студентов, направлявшихся на учебу за границу, в предоставлении шиитам возможности поступать в педагогические институты, включая Высший педагогический институт в Багдаде. По оценкам, между 1930 и 1945 гг. число учеников начальной ступени в Ираке более чем утроилось, а второй — возросло за тот же период в шесть раз. Большая часть этого прироста произошла за счет шиитских районов. Рост числа образованных шиитов в Ираке самым непосредственным образом сказывался на менталитете большинства членов шиитской общины, на их отношении к светскому образованию, получившему значительный импульс для своего развития в период монархии. Быстрое увеличение числа образованных шиитов сопровождалось нарастанием суннитско-шиитского противостояния, поскольку шииты по-прежнему были лишены доступа к ключевым государственным постам. Шиитов возмущала сложившаяся в межвоенный период практика, по которой интересы их общины в правительстве представляли один или иногда два министра — «шита, а в парламенте - блок племенных шейхов. В годы после окончания второй мировой войны депутаты парламента — шии-ты выступали с протестами против правительственной политики, допускавшей лишь нескольких шиитов к обучению в военной и полицейской академиях, что практически закрывало шиитом путь в офицерский корпус в армии и в полиции. Под давлением требований шиитов власти шли на постепенное увеличение в 40-50-е гг. шиитского представительства в правительстве, сенате, администрации. Но одновременно правители Ирака расширяли численный состав правительства и бюрократического аппарата, обеспечивая тем самым сохранение суннитского контроля над государственной машиной. Об изменениях в распределении министерских постов в период монархии свидетельствуют следующие данные. Общее число этих постов за указанное время составило 645, из которых 182 занимали шииты, при этом их число возросло с 21 в 1920-е до 76 в 1950-е гг. И хотя представительство шиитов в правительстве удвоилось — с 18% в 1920-е до 36% в 1950-е гг., — они занимали менее половины министерских цюстов, и власть по-прежнему сохранялась за суннитами, которые удерживали в правительстве ключевые позиции и продолжали контролировать важнейшие политические институты. Первым премьер-министром шиитом стал Салех Джабр, назначенный в марте 1947 г. при поддержке «вечного премьера», как называли самого известного и влиятельного иракского портика периода британского мандата и монархии, Нури Сайда. «Ыбор не был случайным: юрист по образованию, Салех Джабр Несколько раз был депутатом парламента, губернатором провинций Кербела и Басра, занимал посты министров образования, **стиции, а в 1941 г. стал первым шиитом, назначенным на пост Й^нистра внутренних дел. за Джаором на различных правительственных постах большого числа шиитов. Жесткой критике подвергли они также курс премьера, направленный на увеличение числа иностранных советников в иракских ведомствах, что оценивалось критиками как «стремление Джабра угодить Англии». Во внешней политике премьер выступал за укрепление сотрудничества между Англией и Ираком, что и определило выбор именно его в качестве главы иракского правительства: на повестке дня послевоенного Ирака как самая насущная стояла задача пересмотра англо-иракского договора 1930 г. чего требовали практически все слои иракского общества. Подписанный Джабром в Портсмуте договор, сохранявший полностью позиции Англии в Ираке, вызвал в январе 1948 г. взрыв негодования в Багдаде и в других городах страны. Встретив столь жесткий и массовый протест против заключенного им договора, который остался нератифицированным, Салех Джабр 27 января 1948 г. был вынужден уйти в отставку. Суннитские политики использовали январские выступления широких слоев населения страны для дискредитации шиитских лидеров, для ослабления их позиций в конкурентной борьбе с суннитами за власть. Обвинение же Салеха Джабра в его «проанглийской ориентации» было весьма удобным прикрытием истинных устремлений суннитских властей. Смещение Джабра с поста премьера шииты Амары и Басры расценили как «суннитский заговор против премьера-шиита». А суннитские семьи Басры встретили отставку Джабра с большим удовлетворением. Они оценили Портсмутский договор как «прямо противоречащий иракским национальным интересам», хотя на стадии подготовки договора подход суннитов к содержанию его проекта был весьма позитивным. В 50-е гг. Салех Джабр оставался одной из ключевых фигур в иракской политике. Он пользовался неизменной поддержкой депутатов парламента, представлявших районы расселения шиитских племен Среднего Евфрата. Был министром внутренних дел в 1950 г. в правительстве Теуфика ас-Сувейди, в котором пять из двенадцати министров были шиитами, державшими в руках портфели, кроме внутренних дел, также финансов, экономики, иностранных дел и образования. Такой расклад вызывал серьезные возражения суннитских политиков, усматривавших в сложившейся в правительстве ситуации угрозу нарушения баланса в соотношении суннитско-шиитских сил в руководстве страной. Проблема достижения и сохранения баланса политических сил была предметом озабоченности и руководства шиитской общины. В целях укрепления своих позиций Салех Джабр в июне 1951 г. основал собственную Национально-социалистическую партию (НСП), в исполнительный орган которой он включил даже некоторых суннитов. Однако его главной опорой были преимущественно шииты Среднего Евфрата. Позиции партии были довольно прочны в провинциях Басра, Мунтафик, Диванийя и Кербела. В нее входила большая группа крупных шиитских землевладельцев, но одновременно Джабр старался привлечь в партию шиитскую молодежь, представителей мелкой и средней буржуазии, проявлявших интерес к выдвигавшимся Джабром проектам аграрных реформ, к его планам привлечения государства к поддержке программ аграрного и промышленного развития страны. Возможность усиления своих позиций на иракском политическом пространстве НСП видела в организации прямых выборов в парламент. В 1952 г., накануне очередной выборной кампании, Джабр и его сторонники выступили с критикой иракского избирательного закона и утвердившейся практики составления официальных списков кандидатов в депутаты парламента. Они утверждали, что прямые выборы, свободные от вмешательства правительства, могли бы стать первым шагом на пути улучшения политического климата в Ираке. Однако сложившийся в стране электоральный механизм, во главе которого стоял «вечный премьер», Нури Сайд и королевский двор, не допускал малейших изменений в отлаженной системе расклада сил в правящей элите. Попытка Салеха Джабра и его сторонников изменить эту систему заведомо была обречена на неудачу: суннитское королевство не собиралось содействовать превращению шиитов в силу, альтернативную традиционной суннитской власти. Эта позиция была отчетливо продемонстрирована ходом и итогами парламентских выборов в январе 1953 г. Джабр и его группа потерпели на них полное поражение, что означало закат политической карьеры Салеха Джабра: далее он не входил ни в одно из правительств, формировавшихся с 1953 до 1957 (года смерти Джабра). Развитие ситуации в Ираке в 50-е гг., исключавшее из политического процесса представителей молодого поколения образованных шиитов, заставляло их искать для себя опору в идеологических системах, которые бы наиболее адекватно соответствовали взглядам и интересам этих слоев шиитской общины. С коняа 40-х и на протяжении 50-х гг. наиболее привлекательной для них становится коммунистическая идеология, носителем которой выступала Иракская коммунистическая партия (ИКП), одна из наиболее сильных и авторитетных на всем Арабском Востоке и влиятельных в 40-70-е гг. в своей стране. Наибольшее число своих сторонников ИКП имела в Багдаде, а также в южных провинциях Мунтафик, Амара, Хилла и Басра и отчасти в Эн-Наджафе и Насирии. Большинство членов компартии составляли шииты. Их доля в ее высшем руководящем звене выросла за 1949-1955 гг. с 21 до 47%. Главным, что притягивало шиитскую молодежь к ИКП, была нацеленность этой партии на изменение существовавшего в Ираке строя, на качественную перестройку социально-экономических и политических основ страны. Шиитам импонировали провозглашавшиеся коммунистами лозунги ликвидации эксплуатации и нищеты, утверждение принципов равенства людей, независимо от их национально-этнической и религиозной принадлежности. В этих идеях шииты видели для себя возможность наравне с суннитами активно участвовать в политической жизни Ирака, повышать степень своего влияния на процессы развития иракского общества, адекватную численности шиитов в стране. Шиитов с коммунистами сближала также оппозиционность последних в отношении возникавших как в период монархии, так и после провозглашения Ирака республикой, различных планов объединения арабских стран. Перспектива вхождения Ирака вкакое-либо федеративное образование вызывала большую обеспокоенность шиитов: в этом случае они неизбежно утрачивали цы свои позиции большинства населения и превращались в по-дятически маргинальную конфессиональную группу в преобладающем по численности арабском суннитском окружении. Усиливавшееся в последние годы существования монархии влияние коммунистов в Ираке, в том числе, как отмечено выше, в шиитской среде, возрастание прослойки светски образованной шиитской молодежи, ускорение процесса имущественного и социального расслоения внутри шиитской общины и все более активное втягивание шиитов в политическую борьбу, чьей поддержкой стремились заручиться политические партии, возникавшие в стране с 40-х годов, - все эти изменения непосредственно затрагивали также шиитское духовенство. Известные шиитские муд-зктахиды проявляли большую озабоченность падением интереса молодежи к религиозной деятельности, сокращением пожертвований верующих на содержание святых мест и оплату духовенства, но особую их тревогу вызывал быстрый рост «атеистического коммунизма», втягивавшего в сферу своего влияния все большее число членов шиитской общины, на что еще в 1945 г. указывал верховный муджтахид Мухаммед аль-Хусейн Кашиф аль-Гита. Богословы обратились тогда с призывом к иракскому правительству занять более жесткий курс в отношении коммунистов и пойти в этом вопросе на более тесное сотрудничество с шиитскими муджтахидами. Среди мер, которые, по представлению богосло-йов, могли поставить заслон дальнейшему укреплению позиций Коммунистов в шиитской среде, назывались возвращение значимости городам Наджафу и Кербеле и возрождение в них религиозного обучения, создание условий для привлечения в эти священные города шиитских паломников, а также финансирование программ экономического развития шиитского Юга. Призывы шиитского религиозного руководства были признаны иракскими властями «весьма важными», однако каких-либо действенных мер для улучшения положения в южных ши-Итских районах ими не было предпринято. На этом фоне в последние годы существования монархии в Ираке происходило усиление исламской идеологии. В 1957 или 1958 г. в Эн-Наджафе заявила о себе группа «Сообщество религиозных ученых», или «Ассоциация улемов Наджафа», которых до своей смерти в 1970 г. возглавлял Мухсин ат-Табатабаи аль-Хаким, один из представителей широко известного шиитского клана аль— Хаким, многие из которых и сегодня занимают видные позиции в проирански настроенных шиитских религиозных организациях. Члены Сообщества улемов составили в дальнейшем ядро оформившейся в 1968 г. шиитской партии «Хизб ад-даава аль-исламийя» («Исламский призыв», или просто «Призыв» — «Ад-Даава»), в создании которой активную роль сыграл молодой улем Мухаммед Бакр ас-Садр, сменивший в 1970 г. в качестве высшего шиитского авторитета Мухсина ат-Табатабаи аль-Хакима. Партия Ад-Даава была создана как связующее звено между Хаузой и шиитскими массами. Это была тайная организация, а поэтому точных данных о времени ее создания и членстве нет (называются годы от 1957 до 1960, 60-е, конец 60-х и 1968). «Ад-Даава», по замыслам ее создателей, должна была отражать взгляды молодого поколения шиитских богословов на пути возрождения ислама и построение исламского государства. Открыто на политическую арену эта организация вышла только после исламской революции в Иране, когда призвала иракских шиитов к свержению режима Саддама Хусейна.
Шиитская проблема в республиканском Ираке 1958-1968 годов
Антимонархическая июльская революция 1958 г., приход к власти военных во главе с Абд аль-Керимом Касемом вызвал настороженное отношение к новой власти со стороны религиозных кругов. Объединение шиитских улемов должно было определить свою роль в условиях республиканского правления. Премьер первого республиканского правительства Абд аль-Керим Касем был человеком светским, однако, учитывая приверженность подавляющей массы населения страны к исламу, он старался расположить к себе не только рядовых верующих, духовных лидеров мусульманских общин. В принятой 26 июля г. Временной конституции было закреплено положение ислама в качестве государственной религии. Касем во всех своих выступлениях давал гарантии сохранения неизменным статуса ислама и в будущей Постоянной конституции. Премьер проявлял внимание к вопросам правового положения и к состоянию финансовых дел вакфов. Багдадский шариатский колледж был преобразован в университет со специальным отделением для женщин. Внешне отношения Касема с религиозными кругами выглядели вполне лояльными, однако внутренне они оставались достаточно напряженными. Традиционная оппозиционность шиитов к любой власти от настороженности первых недель после июльского переворота стала быстро перерастать во враждебность к правительству Касема. Вызывалась она политикой республиканской власти, избравшей — особенно на начальном этапе становления нового режима, когда он остро нуждался в поддержке других национальных сил, — своим политическим союзником Иракскую коммунистическую партию, вйияние которой на общественную жизнь страны неуклонно возрастало. Сближение режима с коммунистами вызвало негативную реакцию во многих слоях иракского общества, в том числе и среди шиитских богословов, окрестивших само правительство страны «коммунистическим (атеистическим)» и вставших по отношению к нему в резкую оппозицию. Среди оппонентов нового режима оказалась и «Ассоциация улемов». Ее идеологу Мухаммед Бакру ас-Садру было тогда 30 лет, но он уже был автором многих публикаций, в которых заявил о себе как о выдающемся теоретике. В 1959 и 1961 гг. он издал работы «Наша философия» и «Наша экономика», в которых почитался выдвинуть контраргументы политическим и экономическим процессам современности. Вторая книга стала особо по-пулярной и выдержала несколько изданий главным образом из-за того, что в ней автор идеологически обосновывает исламский шомический порядок. Мухаммед Бакр ас-Садр возглавил борь-Против «атеистического» багдадского правительства, сыграв роль в политической мобилизации теологических кругов Наджафа. Свою задачу Бакр ас-Садр видел в повышении самосознания шиитских масс, в их сплочении с целью эффективного противостояния таким идеологическим течениям, как марксизм, материализм, атеизм, которые, по его представлению, ведут не только к ослаблению шиитского сообщества, но и создают угрозу отрыва людей от ислама как такового. В начале 60-х гг. «Ассоциация улемов» не бросала прямого вызова существовавшему режиму, но ее идеи создания в Ираке исламского государства, методы политической агитации, обращенной не только к рядовым шиитам, но и к их наставникам — улемам, в некоторых иракских, в том числе шиитских кругах воспринимались как радикальные и разделялись далеко не всеми шиитами. Позиция этой организации встретила негативную реакцию части шиитских шейхов, представителей старшего, более консервативного поколения, традиционно связанных с Багдадом, которые с известной настороженностью восприняли «новаторские» идеи Ас-Садра. Допустимые пределы собственной политической активности они ограничивали представительством шиитов во власти. Решение любых возникающих перед шиитской общиной проблем, по их представлению, должно было осуществляться лишь на основе договоренностей с официальными структурами. В 60-е гг. «Ассоциация улемов», не имевшая четко сформулированной программы и, кстати, устоявшегося названия, ставила перед собой задачу ведения исламской пропаганды, чем шиитские улемы занимались всегда. Опорными пунктами ее деятельности были филиалы, так называемые «библиотеки аятоллы аль-Хакима», расположенные в местах расселения шиитов, которые по инициативе Абд аль-Керима Касема получали дотации от государства. Пропагандист назывался «призывающий» (дай), отсюда и слово «Ад-Даава» («Призыв») в будущем названии партии. Само слово «партия» (хизб) означает также и «группа», «объединение». В относительно лояльных отношениях исламистов с властью с 1960 г. наметилась тенденция к их ухудшению. Отправной точкой стал изданный 6 января 1960 г. закон о легализации политических партий и общественных организаций, в соответствии с которым религиозная группа, назвавшая себя «Исламская партия Ирака», уже 2 февраля представила министерству внутренних дел (Яраны заявку на получение лицензии, подписанную представителями суннитской и шиитской общин. От суннитов это был Цбрахим Абд Аллах Шихаб, спонсором партии выступил главный шиитский муджтахид Мухсин аль-Хаким. Получившая вначале отказ, Исламская партия все же была легализована по решению Кассационного суда. Партия отражала взгляды определенных кругов, как суннитских, так и шиитских, которые были решительно настроены на радикальную перестройку общественной жизни Ирака. При этом в их видении в основу перемен должны были быть положены не конфессиональные или общинные принципы, а более понятные, как они считали, для всех иракцев нормы исламского долга. Такой подход был своего рода реакцией на преобладание в течение 40-50-х гг. в публикациях и в риторике общественных и государственных деятелей Ирака, затрагивавших проблемы будущего страны и судеб иракского общества, взглядов секуляристского характера.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |