КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шииты при режиме Саддама Хусейна 1968-2003 гг. 1 страница
Новый импульс противостоянию шиитских лидеров и государства придал вторичный приход в 1968 г. к власти в Ираке партии Арабского социалистического возрождения (Баас), политика которой порождала у шиитских духовных авторитетов чувство большей тревоги, чем во времена их борьбы с коммунистами или противостояния Касему, Это был второй приход к власти этой партии. Совершив государственный переворот 8 февраля 1963 г. против режима Абд аль-Керима Касема, баасисты продержались у власти всего несколько месяцев, до 18 ноября того же года, но за это короткое время они успели «прославиться» невиданным террором против коммунистов и других демократических сил, а также истреблением курдов Ирака. В 1968 г. к руководству страной, как и в 1963 г., пришли представители кланов суннитских офицеров, вызывавшие у шиитов двоякое к себе отношение. С одной стороны, беспощадная расправа Баас с коммунистами во время первого прихода во власть совпадала с позицией шиитских лидеров. Но одновременно своими «социалистическими» лозунгами баасисты вызывали большую настороженность улемов. Правда, занявший пост президента республики генерал Хасан аль-Бакр слыл человеком набожным, а вновь принятая Временная конституция подтвердила положение ислама как государственной религии, тем не менее реальные шаги баасистов уже в первые месяцы их нахождения у власти усиливали напряженность в ее отношениях с шиитской религиозной элитой. Причины обострения ситуации крылись в проводившейся партией Баас политике секуляризации и ее прямом вмешательстве во внутришиитскую иерархическую структуру, на что до баасистов не решался ни один из правящих режимов. Светская власть партии Баас была построена на родственных и клиентальных связях, присущих общинам северных арабов-суннитов, у которых сформировались собственные нормы политического поведения, во многом качественно отличные от тех, которые в ортодоксальном исламе считаются «узаконенными». Баасистская структура власти была воспринята улемами как весьма опасная для них. И очень скоро конфликт, вспыхнувший между властью и шиитскими иерархами, подтвердил оправданность этих опасений. Для всех правивших в Ираке режимов, представлявших суннитское меньшинство, стало уже традиционным считать шиитов своего рода «пятой колонной» Ирана, безосновательно обвинять их во враждебном отношении к собственному государству. «Проиранский» фактор активно использовался баасистами в давлении на шиитскую религиозную оппозицию. Так, отказ верховного муджтахида аятоллы Мухсина аль-Хакима осудить публично Иран за позицию в споре с Ираком по поводу границы на Шатт аль-Арабе, к чему его призывал президент Хасан аль-Бакр, повлекло за собою ряд мер, направленных главным образом против шиитских лидеров как в Ираке, так и в Иране. Иранские учащиеся религиозных школ были арестованы и высланы, был закрыт независимый университет Куфа в Эн-Наджафе, а его финансовые источники конфискованы. Нараставшая кампания притеснения шиитов под предлогом искоренения «иранской угрозы» вызвала резкие протесты шиитской иерархии. В июне 1969 г. аятолла Мухсин аль-Хаким возглавил марш протеста от Наджафа до Багдада, получивший поддержку тысяч шиитов. Столь масштабное проявление лояльности этому духовному лидеру так обеспокоило власти, что они задержали сына аятоллы Сейида Махди аль-Хакима, обвинив его в «шпионаже в пользу Израиля». Однако эти угрозы не остановили движение протеста. Его участники требовали прекращения арестов и пыток, кампаний по высылке «иранцев» и конфискации властями собственности шиитов, ложно обвинявшихся в оппозиционности режиму. Правительство ответило на эти требования арестами улемов, поддержавших движение протеста, и казнью суннитского шейха Абд аль-Азиза аль-Бадри, который произносил молитвы в поддержку аль-Хакима в одной из главных мечетей Багдада. Обеспокоенные наметившимся сближением суннитов и шиитов власти запретили чтение Корана на государственных каналах средств массовой информации и изучение ислама в государственных школах. Однако эти меры не могли остановить выступлений протеста в городах шиитского юга, прежде всего в Эн-Наджафе, Кербеле и Басре, на подавление которых правительство направляло силы безопасности. В ответ аятолла аль-Хаким издал фетву, запрещавшую шиитам членство в партии Баас. В начале 70-х гг. власти усилили давление на всю шиитскую общину и особенно на городских жителей, большинство которых они огульно обвиняли в принадлежности к различным исламистским группировкам, включая шиитскую организацию Ад-Даава, превратившуюся в конце 60-х гг. в активную политическую силу. Стремясь к расширению своего влияния, Ад-Даава учредила тайную сеть ячеек, в задачу которых входило оказывать содействие в установлении в стране исламского порядка. Осуществить свержение баасистского режима Партия призыва предполагала собственными силами оппозиции без иностранного вмешательства. В дальнейшем эта позиция претерпела изменение. Ад-Даава разработала теоретические основы своей деятельности и обосновала ее конечную цель, опираясь на следующие мотивы. По определению партии, даже в первые века своего существования исламская религия не проводилась в жизнь так, как это ей изначально было предназначено, и, тем не менее, она была принципом и единственной детерминантой исламского государства. В те времена этого было достаточно для пресечения всяческих нововведений. Однако со времени установления господства империалистических держав над мусульманским миром ислам утратил свою способность быть основой социального порядка, и по существу чуждые принципы, такие как буржуазная демократия и марксистский социализм, заняли место ислама. По мере того как эти идеологические системы определяли внешнее развитие мусульманского общества, они, полагают идеологи Ад-Даавы, все больше оказывали свое вредное воздействие на сознание мусульман, многие из которых утратили способность воспринимать ислам как всеобъемлюшую систему духовной основы своей жизни. В такой ситуации каких-либо частичных реформ явно недостаточно. Различные неисламские варианты социального порядка и их идеологические принципы должны быть отброшены и заменены принципами ислама. Достижение этой цели есть революционная задача. Партия призыва разработала так называемую «четырехэтапную стратегию», в соответствии с которой на первом плане задачей партии являлось укрепление «исламского сознания» в мусульманах посредством распространения книг и брошюр религиозно-пропагандистского характера, организация соответствующих лекций и конференций. Второй этап заключается в политической борьбе, которая на третьем этапе должна закончиться установлением исламского государства. На четвертом этапе должно произойти полное освобождение исламской уммы — сообщества верующих. Важной чертой теоретических постулатов Ад-Даавы является их обращенность к мусульманам вообще, а не к шиитам только. Для широкого распространения данной доктрины в секуляризированном Ираке было мало оснований, тем не менее Ад-Даава, равно как и другие шиитские религиозные организации, вызывала определенное беспокойство партии Баас. Иракское руководство стало уделять большее внимание проблемам обеспечения своего военного и политического влияния в южных провинциях. Правительственные войска и части республиканской гвардии осуществляли постоянный контроль за ситуацией в районах компактного проживания шиитов. В начале 70-х гг. были созданы специальные правительственные подразделения службы безопасности, в задачу которых входило следить за потенциальной шиитской оппозицией. Как уже говорилось, первоначальный импульс образованию шиитских организаций в 50-х гг. был дан потребностью создать заслон проникновению коммунистических идей в среду шиитской молодежи, однако главным в идеологии и практике Ад-Даавы и других подобных организаций, как суннитских, так и шиитских, была их враждебность к секуляризму и особенно к возраставшему вмешательству государства во все сферы жизни иракских конфессиональных общин. Для иракских шиитов такое вторжение было особенно неприемлемо, поскольку прежде власти предоставляли им возможность самим устраивать свои дела. Но с приходом Баас улемы столкнулись с тем, что, во-первых, режим безоговорочно заявил о себе как о светском, а это автоматически ставило в оппозицию к нему духовных лидеров и шиизма, и суннизма. Во-вторых, режим стал шаг за шагом утверждать свое право полного контроля над внутренней жизнью религиозных общин, что таило в себе серьезную угрозу разрушения их традиционных устоев и лишения улемов веками сохраняемых за ними привилегий, в том числе в финансовой сфере. В 1969 г., за год до своей смерти, аятолла Мухсин ал-Хаким предъявил серьезные претензии партии Баас в связи с ситуацией, сложившейся в священных шиитских городах, которую он определил как «деградацию религиозных деятелей», обвинив при этом официальные власти в «отступлении от веры». В последующие годы оппозиционность шиитской религиозной верхушки возрастала, но одновременно усиливались и ответные репрессивные меры правительства, о чем свидетельствует ряд фактов. В ноябре и декабре 1974 г. более 20 шиитских лидеров были обвинены в заговорах против государства и осуждены закрытым судом, пятеро из которых, как стало известно, были тайно казнены. Еще более серьезные события, получившие широкий резонанс, произошли в феврале 1977 г. В траурные дни ашура, 5 и 6 февраля, тысячи шиитских паломников направлялись к святыням в Кербеле и Эн-Наджафе, но столкнулись с тем, что движение транспорта и въезд в Кербелу были перекрыты. Паломники в знак протеста устроили демонстрации, которые быстро приняли антиправительственный характер. Возглавили эти выступления шиитские богословы. Багдад направил в священные города войска, во время столкновений с которыми погибло несколько паломников. Около 2000 человек были арестованы, включая Мухаммеда Бакира аль-Хакима, сына аятоллы Мухсина аль-Хакима. В конце февраля был учрежден специальный суд под председательством Иззата Мустафы, члена Совета революционного командования, высшего органа власти в Ираке при баасистском режиме. В состав суда, задачей которого было изучение инцидентов в Кербеле и Наджафе и наказание виновных, вошли также Ф.Хасан аль-Джасим, государственный министр и министр по делам Курдистана, и Хасан аль-Амири, министр торговли. Аль-Джасим и аль-Амири, оба шииты, были избраны в Региональное руководство партии Баас только в январе 1977 г. В результате проделанной судом работы 8 улемов были казнены и 15 осуждены на пожизненное тюремное заключение. Эти наказания руководство Баас посчитало слишком мягкими, и двое «судей» Мустафа и Джасим были смещены со своих постов и исключены из партии. Тогдашний вице-президент Иракской республики, заместитель генерального секретаря партии Баас, а на деле первое лицо в Правящей элите страны, Саддам Хусейн, выступая в конце 70-х гг. перед различными аудиториями иракцев, постоянно затрагивал тему «государство и религия» и всегда старался подчеркнуть уважительное отношение власти к различным конфессиям в Ираке («Баас всегда на стороне веры»), гарантирование ею свободы вероисповедания и невмешательство государства в чисто религиозные проблемы. Но одновременно Саддам жестко предостерегал улемов от «использования религии как силы, оппозиционной режиму и его политике». Очевидно, что баасисты в своей практической деятельности не могли не считаться с тем авторитетом и влиянием, которыми шиитские религиозные деятели пользовались в широких массах большей части населения страны, а это вынуждало их сочетать меры насилия и подавления с использованием более гибкой тактики. К тому же шииты имели самое прямое отношение к организационному становлению баа- сизма в Ираке. Исторически сложилось так, что основателем иракского отделения общеарабской партии Баас в 1952 г. стал Фуад ар-Рикаби, шиит, и первыми баасистами были шииты — родственники и друзья Ар-Рикаби. Процентный состав партии на то время приблизительно отражал реальное соотношение между конфессиями в стране. Сунниты на первых порах составляли 45% баасис-тов. В дальнейшем внутренние группировки в партии формировались на религиозной и земляческой основе. Внутри партии, созданной под лозунгами «единства» (арабского), «свободы» и «социализма», воспроизводилась традиционная структура иракского общества. После выхода из рядов партии ее основателя Фуада ар-Рикаби в 1959 г. за ним ушли почти все его сторонники. К концу 60-х гг. произошло практически полное вытеснение шиитов суннитами, особенно это касалось руководящего звена, где сунниты к 1970 г. составили более 80%. Эти изменения были в значительной степени следствием репрессивной политики предшествующих властей, от которой до установления режима партии Баас в большей степени страдали баасисты-шииты, чем баасисты-сунниты: многие из них имели родственников в государственных силовых структурах. По мере укрепления в 70-е гг. позиций Саддама Хусейна и «тикритцев», выходцев из родного города Саддама — Тикрита, в высшем эшелоне партийного и государственного руководства не осталось ни одного шиита. Положение не менялось вплоть до назначения четырех шиитов в состав Совета Революционного командования в январе 1977 г. Шииты вступали в партию Баас после ее прихода к власти в 1968 г. главным образом по конъюнктурным соображениям, и некоторые даже со временем заняли видные посты в партии и стране, однако в целом большинство шиитов оставалось индифферентным к баасизму. Ситуация в этом вопросе менялась по мере углубления социальных реформ, проводившихся баасистским режимом в первой половине 70-х гг. Особую роль сьпрали аграрные преобразования, улучшившие положение беднейшего шиитского крестьянства, что существенно укрепило позиции Баас. Крестьян, естественно, привлекала не баасистская идеология, а социально ориентированная экономическая политика этой партии. Власти предпринимали и другие меры для укрепления отношений с шиитами, в том числе предоставляя им в 70-е гг. от 1/5 до 1/3 мест в правительстве. Но ни лояльность многих шиитов, вставших на путь сотрудничества с баасистским руководством, ни их принадлежность к правящей партии не меняли существенно место шиитов в политическом и государственном истеблишменте: за суннитами всегда сохранялось безусловное превосходство, они занимали важнейшие посты в администрации и армии. Не просто складывались отношения между руководством Баас и шиитским духовенством, в котором власти усматривали постоянную угрозу. Шиитские духовные авторитеты — муджтахиды, факихи и шейхи, являющиеся верхушкой шиитского религиозного обще и олицетворяющие непрерывность оппозиционности шиитов к любой политической власти, представляют одновременно его политические интересы (в той форме, которую религиозные лидеры считают идеалом государственного устройства). Щиитское религиозное общество — это фактически «гражданское государство» внутри официального централизованного государства, находящееся к нему в оппозиции. Это единственная не подпольная гражданская структура в современном Ираке, имеющая эффективную организацию, экономическую основу и научно-просветительскую базу. Власти всегда стремились ослабить шиитское религиозное общество, проводя политику подрыва его основ, прибегая при этом к самым разным средствам: от высылки отдельных «ненадежных» граждан до массовых депортаций, а также арестов и убийств не только явных противников, но и любых критиков режима. В период баасистского правления было две крупные волны депортаций: в 1969 г., после прихода Баас к власти, и в 1980 г., в период подготовки к войне с Ираном. Баасистские власти в 70-е гг. шиитскую оппозицию ассоциировали с Мухаммедом Бакром ас-Садром и действовавшей в подполье организацией Ад-Даава, тесно связанной с Ираном. С целью ослабления этой партии неоднократно проводились аресты и казни улемов Наджафа и Кербелы. Относительное равновесие обеих сторон сохранялось до высылки из Ирака аятоллы Хомейни в октябре 1978 г. и победы исламской революции в Иране в начале 1979 г. На первых порах Иранская революция вызвала подъем среди широких масс мусульман Ирака. Ад-Даава аль-исламийя открыто поддержала новое иранское правительство. На волне революционных событий в соседней стране в Ираке активизировались различные шиитские партии и движения. Ад-Даава постепенно перешла к антиправительственной деятельности. Боевики этой организации осуществили ряд нападений на местные отделения Баас, ее штабы и Полицейские участки. Ответом властей явилась «волна террора» и был принят закон, предусматривавший смертную казнь за при-ч Частность к шиитскому движению или к его поддержке. Стремление предотвратить распространение исламской революции явилось одним из важнейших факторов ирано-иракского вооруженного конфликта, переросшего в полномасштабную войну 1980-1988 гг. Была развязана жестокая кампания против Ад-Даавы и ее лидеров. Многие подозреваемые в принадлежности к этой организации были арестованы, а членство в ней стало караться смертной казнью. Ас-Садр был увезен в Багдад для допроса еще весной 1979 г. Когда он не пошел на сотрудничество с иракскими властями, отказался публично осудить революцию в Иране и отречься от своих взглядов, его заключили под домашний арест в Эн-Наджафе, запретив ему контакты с внешним миром. После покушения на жизнь министра иностранных дел Тарика Азиза в университете Мустансирийя в начале апреля 1980 г. Мухаммед Бакр ас-Садр и его сестра Бинт Худа были вновь привезены в Багдад, где они были казнены 9 апреля. Большинство родственников и близких казненного аятоллы, в том числе будущий верховный аятолла Мухаммед Садик ас-Садр были арестованы. После казни М. Бакра ас-Садра в Ад-Даава произошел раскол, от нее отделилась «Организация исламского действия» во главе с Мухаммадом Таки аль-Мударриси и ряд мелких организаций — «Воины имама», «Движение иракских моджахеддинов», «Исламский блок», «Иракская исламская партия» и другие, осуществлявшие главным образом диверсионно-террористические акции. Ад-Даава поддерживала связи с иракской армией через созданную уже во время войны с Ираном «Революционную армию освобождения Ирака». Движение иракских моджахеддинов, созданное в начале 1979 г. выпускниками школ и колледжей Багдада, составило военное крыло Ад-Даавы. Его боевики совершали нападения на полицейские участки и комитеты Баас. В 1980 г. они разрушили представительство «Иракских авиалиний» и иракский культурный центр в Бейруте. В-конце 70-х — начале 80-х гг. ряд оппозиционных организаций возник в среде иракской шиитской зарубежной эмиграции. Опирались они преимущественно на поддержку внешних сил и не имели достаточных возможностей оказывать влияние на ситуацию в самом Ираке. В целом иракская шиитская оппозиция как рнутри страны, так и за рубежом, и в 80-е и в 90-е гг. оставалась слабой, о чем свидетельствует оценка их численности - от 17 до 27. Анализируя корни этой слабости, лидер партии «Исламское действие» М. Таки аль-Мударриси отнес к наиболее существенным из них недостаточно развитое самосознание шиитов, их чрезвычайную зависимость от внешних сил, отсутствие единства в их рядах и организационную разобщенность, слабые или вовсе отсутствующие связи с массами и полную беспомощность перед репрессивной правительственной машиной. Далеко не последнюю роль в той ситуации, которая существует внутри шиитской оппозиции, играет конкуренция между различными шиитскими уле-мами, соперничество наиболее авторитетных кланов, территориальных объединений. И, конечно, свой и очень существенный вклад в состояние шиитской оппозиции вносила политика иракского государства, резко ужесточившаяся в отношении шиитского духовенства после победы исламской революции в Иране. Но одновременно иранская революция и особенно начавшаяся в сентябре 1980 г. ирано-иракская война повлекли за собою определенную трансформацию подходов иракского руководства к религиозным авторитетам. Более того, необходимо было привлечь на сторону власти всех шиитов, поскольку именно они составляют подавляющую массу рядовых солдат армии. Для укрепления связи с шиитами правящий иракский режим применял различные средства. В их числе акцентирование своей связи с шиизмом, особый упор на значимости Ирака как центра мирового шиизма, на чьей территории похоронены имам Али и его сын Хусейн и находятся ведущие шиитские центры теологии и образования — Эн-Наджаф, Кербела, Казымийя и другие. Саддам Хусейн отнес всех иракцев к «потомкам имама Али», к тому же выявилось, что генеалогия самого Саддама восходит «именно к имаму Али ибн Аби Талибу». А умалчивал он об этом «исключительно из скромности». Только в 1979 г. на религиозные цели была выделена сумма более 24 млн. иракских динаров. Ассигнования делались и в дальнейшем. Они шли главным образом на обновление святынь в городах Кербела и Наджаф. Сам Саддам Хусейн, несмотря на свою суннитскую принадлежность, наносил визиты духовным лидерам шиитов, часто посещал шиитские мечети, выделял из своих личных средств большие суммы на реконструкцию многих святых мест шиитов, чем вызывал расположение к себе и режиму шиитского духовенства. С.Хусейн накануне принятия важных решений посещал усыпальницу имама Али. Многие события общественного и политического характера открывались чтением Корана. Во всем этом находил отражение прагматический расчет баасистов завоевать популярность среди верующих — как шиитов, так и суннитов, — и использовать их религиозные чувства в своих политических интересах. Кроме того, ислам служил режиму Саддама в качестве средства мобилизации масс на более активное участие в социально-экономических и политических программах партии Баас, являясь одновременно весьма эффективным заслоном от влияния «чуждых иностранных идеологий» и внутренней левой оппозиции. К тому же баасизм никогда не был чужд религии. В баасистской идеологии ислам увязывается в первую очередь с проблемой арабского единства. Идентифицируя ислам с национальной верой арабов, вобравшей в себя их духовное, социальное и историческое наследие, Баас оценивает его как важный фактор в деле сплочения арабов. Идеологические установки партии Баас по отношению к религии всегда давали ей широкие возможности для маневрирования в практической деятельности, что позволяло заигрывать с верующими, создавало условия для расширения сотрудничества с правыми элементами, гарантировало благосклонность консервативных арабских режимов. Такая тактика весьма умело применялась баасистс-ким режимом особенно в 80-е гг. в условиях ирано-иракской войны. С переходом в июле 1979 г. всей полноты власти в Ираке в руки Саддама Хусейна в стране утвердился абсолютистский дик-таторско— тоталитарный режим, который после победы в 1979 г. антишахской революции в Иране стал достаточно откровенно претендовать на доминирующую роль в регионе. Попытке реализовать эти притязания помог лидер иранской революции. Выдвижение Р.Хомейни лозунга «экспорта шиитской исламской революции в мусульманский мир» было воспринято иракским руководством как угроза прежде всего Ираку и его правящему режиму. Напряженность между обеими странами быстро нарастала, и каждая из сторон рассчитывала на победу. В это время родился ряд не оправдавших себя мифов. Иранский лидер рассчитывал встретить в Ираке полную поддержку шиитского большинства. В равной мере Саддам Хусейн, готовясь к силовому противодействию «экспорта революции», рассчитывал на лояльность арабов Ирана, населяющих соседнюю с Ираком провинцию Хузестан. Однако, как показал ход ирано-иракской войны (1980-1988), эти мифы оказались несостоятельными в силу действия ряда факторов. Известную роль сыграло идеологическое обоснование начавшегося вооруженного конфликта, преподносившегося иракцам как «новая война арабов против агрессоров-персов под лозунгом «Кадисия Саддама» по аналогии с битвой при Кадисии в 637 г. в процессе арабских завоеваний. И когда в 1982 г. иранские войска пересекли границу Ирака, иракские шииты не бросились приветствовать иранских единоверцев и не выступили против режима Саддама. Иракские шииты в большинстве своем воевали вместе с суннитами в рядах саддамовской армии. Государственный иракский национализм и патриотизм оказались сильнее конфессиональной общности, тем более, что эта «общность» скорее разделяет шиитов Ирана и Ирака, чем содействует их единению. Попытки Хомейни открыто экспортировать свою модель и навязать ее в качестве универсальной вызывали сильное отторжение у иракских единоверцев. Иракские улемы не признали Хомейни единственным лидером шиитского исламского мира. Более того, они заявили, что Хомейни по важным вопросам, касающимся Ирака, должен запрашивать фетву у Наджафа. В целом во время ирано-иракской войны южные района Ирака оставались спокойными. Обеспокоенность иракских властей вызывала шиитская оппозиция, движение которой под влиянием революции в Иране существенно активизировалось и приобрело большую организационную сплоченность. Во время ирано-иракской войны базой иракской вооруженной шиитской оппозиции стал Иран. Там в 1982 г. был сформирован «Высший совет исламской революции в Ираке» (ВСИРИ), представляющий собою иракскую шиитскую оппозиционную организацию, накопившую большой опыт диверсионно-терро- | ристической борьбы. ВСИРИ объединил около десяти как крупных, так и мелких иракских шиитских партий и движений, активизировавшихся на волне революционных событий в Иране. Туда вошли «Ад-Даава аль-исламийя», «Исламское действие», «Исламское движение в Ираке», «Исламское движение в Курдистане», «Воины имама», «Движение иракских моджахиддинов», «Исламский блок», «Иракская исламская партия» и другие. Штаб-квартира ВСИРИ находилась в Тегеране. Руководство организации состоит из 70 (по другим данным, из 80) человек, в том числе 11 членов образуют «Консультативный совет» (шура). Бессменным лидером организации являлся аятолла Мухаммед Бакир Хаким до его убийства 29 августа 2003 г. в Наджафе. Опору Высшего совета составляет прежде всего авторитет уважаемой семьи Хакимов. Военное крыло ВСИРИ — «Корпус Бадр». Его оперативный штаб находился в иранском г. Ахваз. Этот небольшой вначале по численности корпус был сформирован с согласия и при поддержке иранского правительства, частью его состава стали иракские военнопленные. «Корпус Бадр» фактически не подчинялся М.Б.Хакиму: контроль над ним осуществляет «Корпус стражей исламской революции» (КСИР - иранская гвардия). В провинции Ахваз вдоль ирако-иранской границы были рассредоточены лагеря подготовки боевиков и пункты их постоянной дислокации, откуда при поддержке командования КСИР осуществлялась переброска отрядов боевиков через ирако-иранскую границу, а иранцы при этом не забывали попутно решать и свои собственные задачи. «Бадр» принимал ограниченное участие в военных операциях ирано-иракской войны главным образом на ее заключительном этапе, когда основные события развернулись на северном курдском участке фронта. В дальнейшем численный состав корпуса «Бадр» увеличивался и составлял, по разным данным, от 7-8 до 30 и даже более тыс. бойцов. Шиитская вооруженная оппозиция в течение долгого времени боролась за создание исламского государства в Ираке по иранскому образцу. Опираясь не территорию Ирана, она вела диверсионно-террористическую деятельность в основном на юге Ирака и в его центральной части. Однако ни свергнуть, ни даже ослабить режим Баас центру шиитской оппозиции — ВСИРИ так и не удалось. Собственных сил для достижения этой цели у иракской шиитской оппозиции нет, а его внешние союзники, главным из которых является Иран, мало чем могли помочь ВСИРИ в достижении главной задачи, ради которой создавалась эта организация, — захват власти в Ираке. К тому же ориентация Высшего совета на фундаменталистский Иран не находила поддержки у большинства населения юга Ирака и не способствовала его популярности среди рядовых шиитов. Складывавшаяся в условиях войны с Ираном ситуация, которую противники режима Саддама Хусейна оценивали как подходящую для его свержения, выдвигала в качестве самой настоятельной задачу сплочения всех оппозиционных власти Баас политических сил Ирака. ВСИРИ прилагал усилия к углублению своего влияния среди шиитов Ирака и за его пределами, к установлению контактов с другими оппозиционными иракскими силами, к их консолидации и выработке платформы для координации деятельности исламской и светской оппозиции. Не получая должной поддержки шиитов южных районов Ирака, которые к тому же находились под жесточайшим контролем военных и спецслужб, оппозиционные шиитские группировки и организации смещали свою деятельность в северные районы Ирака и за рубеж. Руководство ВСИРИ большое внимание уделяло в тот момент укреплению своих позиций в Иракском Курдистане и расширению контактов с курдской оппозицией, используя для этой цели материально-техническую помощь Ирана, а также посредничество исламской курдской организации «Исламское движение Иракского Курдистана». Шииты рассматривали курдов как своих временных союзников в борьбе против режима Саддама. Однако достичь какого-либо успеха в борьбе против баасис-тской диктатуры шииты, равно как и представители иных оппозиционных течений, не смогли. Причина этого кроется прежде всего в самой оппозиции, в характере ее состава, включавшего коммунистов, курдов, левых баасистов, шиитов. Действовать им | приходилось в условиях жесткого контроля Баас над всеми сферами общественной жизни Ирака, в обстановке преследований, террора и репрессий. К тому же как правительственные органы, так и внешние силы, пытались использовать в своих интересах деятельность иракской оппозиции, внести раскол в ее и без того далекие от сплоченности ряды. Между отдельными отрядами оппозиции часто возникали острейшие противоречия, доходившие до вооруженных столкновений. Да и внутри самих этих отрядов сохранялись (и сохраняются) серьезные расхождения по многим принципиальным вопросам. Вряд ли могли рассчитывать на широкую поддержку иракцев представители ВСИРИ, выступавшие за консолидацию оппозиционных сил на религиозной проиранской основе. Не было у антисаддамовской оппозиции и единого харизматического лидера, под руководством которого она могла бы преодолеть свою разрозненность и слабую организованность.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |