КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из истории курдского народа 3 страница
Руководство РПК не признало власти Регионального курдского правительства и поставило под сомнение его легитимность. РПК заявила, что она добьется освобождения Южного Курдистана от «ставленников иностранных государств», к которым были причислены ДПК и ПСК, и провозгласит независимое курдское государство в освобожденных районах «Северного и Южного Курдистана», т.е. Турецкого и Иракского Курдистана. Воспользовавшись слабостью Региональной курдской власти Ирака в начале ее деятельности, РПК создала военные базы и политические отделения своей организации на приграничных с Турцией иракских территориях. Своими действиями РПК серьезно осложняла работу Регионального курдского правительства, создавая тем самым предпосылки для неизбежного вмешательства в дела Южного Курдистана внешних сил, что имело своим следствием раскол в зыбком, не успевшем укрепиться внутриполитическом курдском единстве. Занятая РПК позиция вынуждала Курдский парламент предпринимать военные операции по разоружению и нейтрализации сил РПК вдоль турецкой границы. К этим акциям иракских курдов подталкивали постоянные угрозы вторжения в северные районы Ирака, исходившие от Турции. Ситуация усугублялась также и политикой других сопредельных государств, министры иностранных дел которых, регулярно встречаясь дважды в год, вырабатывали и согласовывали свои действия, направленные на создание всяческих препятствий в достижении успехов курдским самоуправлением на севере Ирака. В 1993 г. произошло улучшение отношений между Турцией и ПСК, а также между РПК и ПСК. Но одновременно нарастали противоречия внутри курдской автономии, в значительной мере связанные с трудностями перехода от долгой вооруженной борьбы к мирному созиданию. К моменту обретения власти курды не имели собственной политической элиты, опыта администрирования. Партизанские командиры, заняв правительственные посты, не сумели сразу и эффективно использовать открывавшиеся возможности, а возникавшие проблемы пытались решать привычными для них волевыми методами. Разногласия между политическими лидерами не раз, начиная с 1994 г., перерастали в вооруженные столкновения между ДПК и ПСК. Посреднические миссии различных курдских организаций и представителей стран Запада не способствовали урегулированию разногласий между противоборствующими сторонами. Положение осложнялось вмешательством в двусторонний конфликт РПК, враждебно воспринимавшей всё, что могло содействовать примирению ДПК и ПСК. В итоге Курдистан оказался разделенным: в его восточной части (провинция Сулеймания) расположилась зона контроля ИСК, а в северо-западной (провинции Эрбиль и Дохук) – ДПК ДПК М.Барзани контролирует труднодоступные горные районы, в которых проживает 600000 человек. Социальная база этой организации довольно узка, ее основной интегрирующей силой выступает род Барзани. Но она имеет также сторонников среди многих образованных курдов, живущих в городах, которые разделяют подход лидера ДПК М.Барзани к перспективе развития Иракского Курдистана. Хотя, как считает Барзани, курды имеют право на всю территорию Курдистана, поделенную сейчас между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, однако в мире нет сил которые бы помогли курдам осуществить их мечту а враждеб' ность со стороны соседних государств не позволит Курдистану существовать самостоятельно. Независимость Южного Курдис тана от Ирака также невозможна, полагает М.Барзани, поэтому решение надо искать на федеральной основе так, чтобы курды стали равноправными участниками власти в Багдаде. Но прежде в Ираке должен быть установлен демократический режим ПСК осуществляет контроль над территорией, в два раза превышающей район, занимаемый ДПК, с населением 1500000 человек. Это в основном равнинные районы. Шире социальная база ПСК: ее составляют не клановые структуры, а технократы интеллигенция, рабочие. Сопоставление социальной базы двух основных политических сил иракских курдов не дает повода для жесткого и категоричного определения этой базы. Все это носит весьма условный характер, ибо обе партии опираются практически на одни и те же слои населения. В большей степени взаимоотношения обеих партий зависят от их лидеров, их авторитета, признания их теми или иными группами курдов Что касает ся определения нынешнего этапа политического развития Юж ного Курдистана и его судьбы в перспективе, то здесь позиции и Масуда Барзани и Джалала Талабани сходятся, идентичны они и по большинству других аспектов развития курдского региона. Главным врагом курдского народа Дж.Талабани считал, как и М.Барзани, диктаторский баасистский режим в Багдаде. Но именно с Багдадом лидеры обеих партий не раз вступали в сотрудничество, видя в этом возможность ослабления своего политического соперника. Личное соперничество лидеров ДПК и ПСК, их амбициозные притязания играют далеко не последнюю роль в регулярно повторявшихся на протяжении 90-х годов столкновениях противостоящих друг другу курдских группировок. На внутреннюю ситуацию в КАР большое давление оказывает постоянное вмешательство Турции. Под предлогом борьбы с боевиками РПК в северные районы Ирака в 1996 г. вторглось до 30 тыс. турецких военнослужащих при поддержке авиации и бронетанковой техники. Они нанесли удары по лагерям и опорным пунктам РПК, оборудовали блокпосты вдоль основных коммуникаций и опорные пункты в стратегически важных районах, превращенных в своего рода «зону безопасности» на Севере Ирака. К созданию этой «зоны» прямое отношение имел Израиль, с которым Турция развивает активное военно-политическое сотрудничество, что вызывает серьёзные опасения Сирии и Ирана. Последние, в свою очередь, в секретном порядке оказывают помощь РПК, снабжая ее отряды оружием. Вторжения турецких войск на иракскую территорию продолжались и после 1996 г. Неоднократно после захвата 15 февраля 1999 г. лидера РПК Абдуллы Оджалана турецкие войска пересекали ирако-турецкую границу, преследуя отряды боевиков РПК. В операциях по вытеснению партизанских групп РПК с курдской территории на Севере Ирака участвовали вооруженные отряды ДПК. На этапе становления курдской национальной автономии вмешательство в курдские дела властей сопредельных государств чрезвычайно осложняло обстановку в курдском регионе в целом, что существенно затрудняло, в свою очередь, преодоление разногласий в политическом руководстве иракских курдов, мешало стабилизации положения в Южном Курдистане. Активизация с 1995 г. усилий самих курдов при поддержке Англии, США, Франции содействовала медленному, трудно продвигавшемуся процессу сближения позиций ДПК и ПСК. Переговоры сторон в октябре 1996 г. в Анкаре привели к подписанию соглашения, представлявшего собою по сути программу совместных действий руководства обеих партий в военно-политической, правовой, финансово-экономической, идеологической, внешнеполитической сферах, призванную обеспечить мир, стабильность, хозяйственное развитие Иракского Курдистана. Были созданы специализированные группы наблюдателей для контроля за выполнением этой программы, в которые вошли представители как от местных — курды, туркоманы, ассирийцы, так и от международных сил — ООН, США, Англия, Турция. Однако их усилия не сопровождались заметными успехами. Сохранение политической нестабильности в Южном Курдистане вызывало серьезную озабоченность США: в ней они видели угрозу своим «жизненным интересам в зоне Ближнего и Среднего Востока». В этих условиях американская дипломатия активизировала свою посредническую миссию: в 1998 г. в США проходили конференции по курдской проблеме, на официальном и неофициальных уровнях организовывались встречи с иракской, в том числе и курдской оппозицией, а летом того же года в США были приглашены лидеры ДПК и ПСК — Масуд Барзани и Джа-лал Талабани. С ними встречалась госсекретарь США М.Олбрайт и другие представители американской администрации. Итогом этих встреч и переговоров явилось Вашингтонское соглашение от 17 сентября 1998 г., многие положения которого повторяли то, что отразило соглашение в Анкаре. В Вашингтонском документе ДПК и ПСК еще раз подтверждали свою твердую позицию по сохранению целостности и единства Ирака, стремление к созданию демократического государства, в котором были бы гарантированы политические и гражданские права курдского народа, равно как всех иракцев, на основе свободного волеизъявления граждан страны. Соглашение включало в себя положение о федеративном устройстве Ирака, являющееся главным в требованиях курдов и означающее разграничение полномочий федеративной единицы и центра, участие представителей федерации в центральных органах власти. В этих целях намечались меры по улучшению организации региональной администрации, а также пути и средства преодоления противоречий и противоборства ведущих курдских политических сил. Говорилось о недопустимости вмешательства в их двусторонние отношения третьих сил и содержалось требование удалить с территории Иракского Курдистана базы боевиков РПК и не допускать их рейдов в Турцию. Регулировался также ряд гуманитарных вопросов, направленных на сотрудничество со специализированными учреждениями ООН, отвечающими за осуществление гуманитарных программ, и проблемы беженцев. Был составлен график выполнения положений Вашингтонс Только в конце 2002 г. на заседаниях объединенного парламента было сформировано единое правительство на принципе паритета. Наибольшую активность власти проявляли тогда в последовательной ликвидации баз и лагерей боевиков РПК на территории КАР и прекращении их деятельности как против Турции, так и против местного курдского населения. Параллельно с налаживанием нормальных отношений между руководством ДПК и ПСК в конце 90-х гг. и особенно в начале нового столетия в Иракском Курдистане происходили весьма существенные перемены в государственно-административном строительстве, в экономическом развитии, в решении социальных и культурных программ. Были проведены парламентские и муниципальные выборы, развивалась многопартийность (существует 36 партий), идет формирование институтов гражданского общества — общественных и профсоюзных организаций, действует положение о свободе слова и печати, национальном и религиозном равноправии: в парламенте Курдистана отведены места для представителей национально — религиозных меньшинств. Национальные меньшинства — туркоманы, ассирийцы, армяне — пользуются культурной автономией, имеют свои школы, где преподавание ведется на родном языке при обязательном изучении и арабского. Все религиозные культы и их служители в равной степени поддерживаются правительством Автономии. Многое делается для фактического равноправия женщин: отменен закон об «убийствах на почве чести», женские организации пользуются активной поддержкой правительства. В Автономии отменена смертная казнь. Серьезные сдвиги происходят в экономической и социальной сферах Южного Курдистана, чему во многом способствовала программа ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие», разработанная в рамках международных экономических санкций. В соответствии с этой программой, реализация которой началась в 1996 г., 13% вырученных от продажи нефти средств направлялись на нужды курдского региона. Эффективное использование полученных средств буквально преобразило Курдистан. Национальная власть при поддержке ООН свои усилия направляет на развитие производственной базы. Наряду с налаживанием работы имеющихся промышленных предприятий идет строительство новых заводов, оборудование для которых закупается за рубежом. В этой сфере самым сложным вопросом является нехватка квалифицированной рабочей силы. Многое сделано для восстановления и расширения сельскохозяйственного производства, преодолено одно из самых пагубных последствий применения отравляющих веществ в Курдистане, в результате которого из 5-ти миллионного поголовья овец и коз в 1991 г. осталось всего лишь 500 тысяч. В 2001 г. поголовье мелкого скота достигло 11 млн. Ведется большое ирригационное строительство. До 1990 г. в Курдистане было осуществлено 24 ирригационных проекта, а за 1991-1994 гг. — 64. Большое внимание уделяется развитию электроэнергетических систем. Качественные изменения происходят в социальной жизни иракских курдов. Преодолена безработица, составлявшая на начало 1993 г. 70%. Серьезные успехи достигнуты в области просвещения и здравоохранения. Сегодня практически во всех курдских селениях имеются школы, в том числе и для национальных меньшинств — ассирийцев и туркоманов. Обучение в 1-6 классах обязательное. Открыт ряд колледжей. Действуют три университета: в Салах эд-Дине, Сулеймании и Дохуке, где работают квалифицированные специалисты, часть которых обучалась в Советском Союзе. Коренным образом меняется система здравоохранения. Резко возросло число больниц и поликлиник. Лечение в них бесплатное. Ведется большое дорожное строительство, восстанавливаются старые и отстраиваются новые поселки, насаждаются леса, вырубленные при'Саддаме Хусейне. Произошло значительное повышение материального уровня жизни населения. Создано курдское телевидение, имеющее два спутниковых и несколько местных каналов. Ориентация национальной власти на модернизацию социально— экономической и общественно-политической жизни в Южном Курдистане служит основой обеспечения мира и стабильности в одном из проблемных районов иракского государства. Заметные перемены произошли и в психологическом состоянии курдского общества: в активную жизнь вступает поколение, которое никогда не жило при власти Багдада, никогда не ощущало себя иракскими гражданами, плохо знает арабский язык и воспринимает фактическую независимость Курдистана как данность. Перемены позитивного характера закладывали базу для наращивания в дальнейшем темпов модернизации экономических и социально-политических структур курдского общества, однако развитие этого процесса целиком зависело от судьбы иракского государства, от политики правившего режима Саддама Хусейна. В отличие от северных курдских районов остальные территории Ирака в условиях жестких, бессрочных и разрушительных по своему характеру ооновских санкций переживали настоящую гуманитарную катастрофу, положить конец которой могло бы поэтапно вводимое освобождение страны от санкционных ограничений. Для таких мер со стороны ООН были достаточные основания. По оценкам многочисленных экспертных комиссий, включая МАГАТЭ, Ирак в 1998 г. завершил в основном выполнение возложенных на него обязательств по ликвидации военного потенциала и оружия массового уничтожения (ОМУ), осуществлявшейся под беспрецедентным контролем Спецкомиссии ООН, оставалось согласовать некоторые технические вопросы. Однако Спецкомиссия, представив в декабре 1998 г. Совету Безопасности (СБ) ООН доклад, искажавший деятельность правительства Ирака по разоруженческим статьям санкций, дала США шанс обвинить иракскую сторону в сохранении и продолжении производства оружия массового уничтожения, в «неполном» сотрудничестве Багдада с ООН, что послужило основанием для усиления американо-английского давления на Ирак. Иракское урегулирование зашло в тупик. И хотя благодаря активной деятельности дипломатии России, Франции, Китая удалось вернуть Ирак к взаимодействию с ООН, проблема снятия с Багдада санкций не получила позитивной динамики. События 11 сентября в Нью-Йорке, которые американская администрация квалифицировала как «акт войны», объявленной «мировым злом» в лице международного терроризма всему цивилизованному человечеству, послужили для Вашингтона и его ближайших сторонников поводом к началу жестких действий против стран, отнесенных ими к «диктаторским режимам». К таким режимам, которым уготована судьба подвергнуться силовой трансформации или изоляции, были причислены практически все государства исламского мира, а на первые позиции «оси зла» были помещены Афганистан, за которым следовал Ирак, затем Иран, Сирия, Ливия как «страны, поддерживающие международный терроризм и экстремизм». За всей этой риторикой скрывается стремление США реализовать свои геополитические интересы в кардинально меняющемся в XXI-м столетии мироустройстве, одним из звеньев которого, по американским планам, должен стать «Новый Ближний Восток». В реализации этой программы свержению режима Саддама Хусейна отводилось ключевое место. Обоснованием подготовки США к силовой акции против Багдада служили обвинения иракских властей в несоблюдении прав человека, жестокости по отношению к своему народу, в массовом уничтожении курдов в 1988 г., в нарушении международной законности и в угрозах безопасности своим соседям, а также в связях с организацией «Аль-Каида». Но главные обвинения по-прежнему сводились к якобы тщательно скрываемому багдадским режимом факту обладания им химическим и биологическим оружием. В дополнение к этому США отнесли Ирак к числу «пороговых» государств, вплотную приблизившихся к созданию ядерного ОМУ. Доводы международных экспертов, не подтверждающие американские предположения, Вашингтоном полностью игнорировались и в итоге привели к военной операции в Ираке, начатой войсками США, Великобритании и Австралии 20 марта 2003 г. Легитимацией данной акции служили концептуальные положения «Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов», утвержденной конгрессом США в 2002 г., о намерении Вашингтона — в целях обеспечения «глобальной безопасности» — «защищать мир, борясь с «террористами и тиранами». Иракский режим полностью подпадал под данное «тиранам» определение. Судьба «тирании» в той или иной стране, выбор средств для замены в ней тоталитаризма демократией — эти задачи американская администрация решала самостоятельно. Вооруженная акция США в отношении Ирака, поддержанная Великобританией, была тщательно спланирована. И хотя режим Саддама Хусейна не вызывал особых симпатий ни в арабском, ни в мировом сообществе в целом, однако угроза нового военного конфликта в ближневосточном регионе побудила выступить против этой опасности Лигу арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств зоны Персидского залива, Организацию исламская конференция, а также Китай и европейские государства во главе с Россией, Францией и Германией. Принятое Вашингтоном решение военным путем ликвидировать режим Саддама Хусейна поставил в весьма затруднительное положение лидеров КАР. С одной стороны, курды свои надежды на избавление Ирака от власти, жестокость и преступность которой они испытали на себе в полной мере, возлагали на мировое сообщество во главе с США. Американцы пользуются у курдов значительной признательностью: они спасли курдский народ в 1991 г. от грозившего ему геноцида, они внесли существенную лепту в стабилизацию ситуации в Южном Курдистане в 90-е годы, в его динамичное развитие. Вместе с тем и Масуд Барзани и Джалал Талабани высказывали серьезные опасения по поводу последствий вторжения вооруженных сил США в Ирак, важнейшим из которых станет необходимость решения самого насущного вопроса постсаддамов-ского периода — вопроса организации власти. По их представлению, только сотрудничество американских военных с иракской оппозицией может обеспечить стране стабилизацию в переходный период, спасти ее от анархии. В случае, если американцы в своих попытках установить в Ираке мир и законность будут действовать самостоятельно, без привлечения самих иракцев, много лет боровшихся против диктатуры Саддама, тогда не только Ираку, но и всему региону придется столкнуться с жестокой партизанской войной, грандиозной гуманитарной катастрофой, миллионами беженцев и, что особенно опасно, с подъемом экстремизма и терроризма. Накануне американского вторжения в Ирак курдские лидеры были весьма осторожны в своих высказываниях относительно намерений Вашингтона. Становилось очевидным, что курды вряд ли примут активное участие в готовившейся военной операции США против Ирака, но при этом не будут возражать против нахождения на территории КАР американских войск для защиты его от удара со стороны вооруженных сил Саддама Хусейна и не откажут им в пассивной поддержке. Не исключалась также и возможность участия курдов в локальных военных операциях, направленных на установление контроля над территориями, не включенными в пределы КАР, но безоговорочно признаваемыми курдами как исконно им принадлежавшими. Речь идет прежде всего о районах городов Киркук, объявленного курдами своей столицей, и Мосул. В сотрудничестве с американцами курды видели для себя также шанс стать в постсаддамовском Ираке одной из главных политических сил, а их лидеры — занять ключевые посты в будущем правительстве. «Мы, иракская оппозиция, — сказал глава Патриотического союза Курдистана в одном из своих интервью арабской газете «Аш-Шарк аль-Аусат», — имеем единое мнение, что всеобъемлющие демократические изменения в стране должны осуществляться оппозицией при поддержке региональных и международных сил, включая Соединенные Штаты... Мы против вторжения, мы поддерживаем принцип демократических преобразований, пусть и с американской помощью».
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |