КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волны массовой еврейской иммиграции («алии») и формирование общинно-культурного облика израильского общества
Термин «алия» («восхождение») применительно к репатриации евреев в Палестину/Эрец-Исраэль возник в эпоху возвращения из вавилонского пленения. С этого времени алия стала постоянным явлением еврейской истории, осуществлением пророчеств об избавлении. Приток евреев из стран рассеяния поддерживал существование еврейской общины в Палестине/Эрец-Исраэль в течение многих веков после разрушения Второго храма. Под арабским владычеством еврейское население Палестины/Эрец-Ис-раэль постоянно уменьшалось, однако к концу XIX века достигло 25 тысяч человек. Репатрианты нового типа, движимые национальным сознанием и ставившие целью освоение и заселение Палестины/Эрец-Исраэль, начали прибывать в страну с 1882 г. Волну репатриантов между 1882 и 1903 гг. принято называть первой алией. Во главе движения, вызвавшего первую алию, стояла небольшая группа молодежи, убежденная, что проблема преследования еврейского народа может быть решена лишь путем его возвращения на свою историческую родину. Именно тогда начался и процесс возрождения языка иврит. На протяжении менее четверти века иврит превратился из литературного языка немногочисленной элиты в язык современной нации, живущей в своем государстве. В том, что это возможно, многие — даже в самом сионистском движении — испытывали значительные сомнения. Даже Теодор Герцль, которого принято считать основателем политического сионизма, заметил в дневнике, что «в будущем еврейском государстве придется подумать насчет языка для народа, ибо кто из нас знает иврит настолько, что может хотя бы объясниться с кассиром о билете на поезд». Главным залогом победы был добровольный выбор иврита как языка повседневного общения в прибывших в Эрец-Исраэль в первой четверти XX в. семьях репатриантов, в городах и общинных сельскохозяйственных поселениях. Исторические и культурные корни иврита восходили к библейскому периоду, когда еврейский народ был доминирую щим народом в Палестине/Эрец-Исраэль. Поэтому было очень символично, воссоздавая свое государство на своей древней земле, выбрать древний язык своего народа в качестве основного языка этого государства. Ожидалось (и эти ожидания вполне оправдались), что евреи приедут в Палестину/Эрец-Исраэль из многих стран рассеяния, где они говорили на разных языках. Несмотря на все различия между течениями и группировками в сионистском движении, существовал консенсус относительно необходимости построения «национального дома» для еврейского народа.
Финансовая и административная помощь барона Эдмонда де Ротшильда позволила приобрести новые земельные участки и в 1880-е — 1890-е гг. основать поселения Ришон ле-Цион, Зих-рон-Яаков, Иесуд ха-Маала, Экрон, Гедера, Беер-Товия, Рехо-вот, Нес-Циона, Хадера и другие, в которых жили около десяти тысяч евреев. В начале 1880-х гг., движимые мессианскими чаяниями, стали прибывать евреи из Йемена. За годы первой алии в Палестину/Эрец-Исраэль прибыло около 25 тысяч человек, увеличив еврейское население страны до 47 тысяч человек, однако многие из них покинули страну из-за крайне тяжелых условий жизни. Земли во владении евреев составляли около десяти тысяч гектаров. Следующая, так называемая вторая алия (1904-1914 гг.), была вызвана усилением национального самосознания евреев России после Кишиневского погрома 1903 года, антисемитских эксцессов в ходе революции 1905 года и находилась под влиянием идеи синтеза социализма и сионизма. В 1909 году в Палестине/Эрец-Исраэль была основана первая сельскохозяйственная коммуна — киббуц Дгания. В эти же годы возобновилась (и продолжалась вплоть до первой мировой войны) также репатриация йеменских евреев, вызванная волной религиозных преследований и тяжелой засухой 1903-1905 гг., во время которой погибли тысячи человек.
Общая численность второй алии составила около сорока тысяч человек, и хотя многие покинули страну, еврейское население Палестины/Эрец-Исраэль к 1914 г. достигло 85 тысяч человек. Площадь земельной собственности во владении евреев соста-вила 41,8 тысяч гектаров. В этот период возник ряд новых сельскохозяйственных поселений, а в 1909 г. был основан Тель-Авив, где открылась первая гимназия с преподаванием на иврите. Третья алия (1919-1923 гг.) была продолжением прерванной войной второй алии и стимулировалась массовыми погромами в России в период гражданской войны и декларацией министра иностранных дел Великобритании А.Д.Бальфура о благосклонном отношении к созданию еврейского «национального очага» в Палестине/Эрец-Исраэль, с последовавшим за ней установлением в этом регионе британской власти. В эти годы возникли многочисленные сионистские молодежные движения, организовавшие прибытие в Палестину/Эрец-Исраэль десятков тысяч человек (преимущественно, из Украины, Польши и других районов бывшей «черты еврейской оседлости» в Российской империи). В результате арабского давления британская мандатная администрация опубликовала в сентябре 1920 года указ, ограничивавший квоту еврейской иммиграции в страну (16.500 человек в год). В 1922 г. была опубликована так называемая «Белая книга» У.Черчилля (он был тогда министром по делам колоний в правительстве Великобритании), ограничивавшая понятие «национального очага» только западной частью Палестины/Эрец-Исраэль (то есть исключавшая Заиорданье) и декларировавшая, что алия будет разрешена только с «учетом экономической емкости страны в каждый период времени и в соответствии с интересами уже проживающего в стране населения». Несмотря на эти ограничения, численность третьей алии составила свыше 35 тысяч человек, так что к концу 1923 г. еврейская община насчитывала более 93 тысяч человек, а обрабатываемые евреями земли составили 56 тысяч гектаров. Четвертая алия (1924-1928 гг.) явилась в основном результатом антиеврейской экономической политики, проводившейся правительством Польши, и введения иммиграционных ограничений в США. В 1924 г. в страну прибыло около 13 тысяч евреев, из которых половину составляли выходцы из Польши. Большинство репатриантов были обладателями небольших капиталов, приток которых способствовал быстрому развитию мелких пред-приятии и расширению строительства. В 1925 г. число репатриантов достигло рекордной цифры — 34 тысячи человек. В следующем году из-за экономического кризиса в Палестину/Эрец-Исра-эль прибыло лишь 13 тысяч репатриантов, а 6.500 человек покинули страну; в 1927-1929 гг. репатриировались еще около 10 тысяч человек, однако приблизительно столько же оставили страну. Всего за годы четвертой алии в Палестину/Эрец-Исраэль прибыли около 85 тысяч евреев (в том числе девять тысяч из Йемена), из которых уехали около 20 тысяч человек. Четвертая алия способствовала резкому увеличению городского еврейского населения и развитию еврейской торговли и промышленности.
Пятая алия (1929-1939 гг.) состояла в основном из евреев, покинувших Германию и сопредельные страны в результате прихода к власти нацистов (1933). Репатрианты пятой волны значительно обогатили духовную и культурную жизнь Палестины/Эрец-Исраэль, внеся большой вклад и в создание юридической системы страны. Опубликованная англичанами в мае 1939 г. так называемая «Белая книга» М.Макдональда, последовавшая за арабским восстанием 1936-1939 гг. в подмандатной Палестине/Эрец-Исраэль, устанавливала иммиграционную квоту на ближайшие пять лет в пятнадцать тысяч человек в год, несмотря на преследование евреев нацистами в Европе. В 1939 г. в страну смогли прибыть лишь менее четырнадцати тысяч евреев. Всего с пятой алией в страну прибыло свыше 250 тысяч человек. Еврейское население Палестины/Эрец-Исраэль достигло в 1940 г. 450 тысяч человек и владело 150 тыс. гектаров земли. В ответ на иммиграционные ограничения началась нелегальная иммиграция. Нелегальные иммигранты прибывали главным образом из Европы, а также из Ирака, Сирии, Египта и Ирана. Значительный вклад в организацию нелегальной алии из восточных стран внесли еврейские общины Сирии и Ливана. В городах Халеб (Алеппо), Дамаск, Камышлы (на сирийско-турецкой границе) и Бейрут действовали штабы нелегальной иммиграции.
Начало второй мировой войны несколько ослабило политическую борьбу за алию, так как еврейские учреждения сотрудни-чали с британским правительством в борьбе с нацистской Германией. Однако практические мероприятия не ослабевали и сосредоточились на спасении евреев от физического уничтожения. В первые годы войны, когда еще не вся Европа была под властью Германии, оставалась возможность организовывать отправку судов с еврейскими беженцами из различных портов. В последующие годы эта возможность исчезла. Британские власти, когда им удавалось перехватить суда с беженцами, переправляли репатриантов на Кипр (в одном случае — на о.Маврикий), где они (всего около 55 тысяч человек) содержались в особых лагерях вплоть до создания Государства Израиль. Несмотря на чинимые британскими властями препятствия, в 1940-1945 гг. в Пале-стину/Эрец-Исраэль было нелегально доставлено морским путем около 60 тысяч человек Одновременно продолжалась нелегальная алия из стран Востока (около 7.500 человек). Хотя всему миру стало известно о Холокосте — Катастрофе европейского еврейства, ограничения на иммиграцию не были отменены и после окончания войны. Поэтому нелегальная алия стала основным способом репатриации евреев вплоть до образования Государства Израиль В 1945 г. в страну прибыло 4.400 нелегальных иммигрантов, в 1946 г. — около 23 тысяч, в 1947 — около 44 тысяч человек. Нелегальная иммиграция превратилась в разветвленное и многостороннее движение. Сотни тысяч беженцев находились в лагерях для перемещенных лиц в Германии, однако британские власти не разрешали им репатриироваться в Па-лестину/Эрец-Исраэль. Всего с начала нелегальной иммиграции (1934 г.) в страну прибыло около 115 тысяч нелегальных иммигрантов, из них около 80% — морским путем. За период британского мандата в Палестину/Эрец-Исраэль репатриировалось легально и нелегально около 500 тысяч человек. К моменту создания государства еврейское население подмандатной Палестины/Эрец-Исраэль составляло около 650 тысяч человек; в руках евреев находилось 180 тысяч гектаров земли. Провозглашение Государства Израиль было воплощением чаяний сионизма, видевшего в создании еврейского государства первый и решающий шаг на пути национального освобождения еврейского народа — его превращения в равноправную и суверенную нацию. Решение ООН о создании еврейского государства в Палестине/Эрец-Исраэль (29 ноября 1947 г.) было международным признанием не только права на самоопределение еврейского населения страны, но и права всего еврейского народа на свое государство, и потому репатриация еврейского народа на свою историческую родину является осуществлением исторической миссии и моральным оправданием еврейского государства. Создание Государства Израиль положило конец ограничениям на репатриацию в Эрец-Исраэль, налагавшимся чужеземными властями. Декларация независимости Израиля, принятая 15 мая 1948 г., провозглашает, что вновь созданное государство открыто для репатриации евреев всего мира, уже в первый год суще- ствования Государства Израиль в него прибыли 203 тысячи ре- патриантов. Существование суверенного еврейского государства и его ус- пехи в сочетании с целенаправленным распространением сионистской идеологии среди евреев диаспоры и оказанием помощи новоприбывшим являются важнейшими факторами, стимулирующими алию в Израиль. Израильское общество в основном состоит из репатриантов и их потомков. В 1948-1951 годах в Израиль переселились целые еврейской общины: 37 тысяч из 45 тысяч евреев Болгарии, 30 тысяч из 35 тысяч евреев Ливии, 124 тысячи из 130 тысяч евреев Ирака (операция «Эзра и Нехемия»), около 100 тысяч из 150 тысяч переживших Катастрофу евреев Польши, около 117 тысяч из 350 тысяч евреев Румынии. В 1949-1950 годах Израиль провел операцию «Ковер-самолет»: в течение двух лет каждые два дня осуществлялся прямой перелет из Йемена в Израиль, таким образом репатриировались 48 тысяч из 50 тысяч йеменских евреев. С момента провозглашения Израиля и по конец 2003 г. в страну репатриировалось 2 миллиона 950 тысяч человек. После пика массовой алии 1948-1951 гг., когда население страны удвоилось за три года, наступил временный спад, частично вызванный тем, что правительство Израиля — в первый и, на сегодняшний день, последний раз — приняло решение о введении иммиграционных квот. В 1954-1957 гг. в Израиль прибыла новая волна репатриантов (около 160 тысяч человек). Среди новоприбывших было шестьдесят тысяч евреев из Марокко, пятнадцать тысяч — из Туниса, тридцать пять тысяч — из Польши, значительную часть которых составляли евреи, вернувшиеся в Польшу и Румынию из СССР. Вслед за венгерским восстанием 1956 года в Израиль нелегальным путем прибыло около девяти тысяч евреев Венгрии. После Синайской кампании (октябрь 1956 года) в страну репатриировались почти пятнадцать тысяч евреев Египта. Новый подъем алии относится к 1961-1964 гг., когда в страну прибыло около 220 тысяч репатриантов, преимущественно из Северной Африки (около 100 тысяч, главным образом из Марокко) и Румынии (около 63 тысяч человек). После победной Шестидневной войны (июнь 1967 года) в Израиль стали прибывать многочисленные репатрианты из Советского Союза и англоязычных стран (США, Канады, Австралии, Южной Африки), впоследствии — также из Франции (с момента создания Израиля из этой страны прибыли более семидесяти тысяч человек), Аргентины (всего из этой страны репатриировались более 65 тысяч человек) и Эфиопии. Между 1967 и 1984 гг. в Израиль прибыло около полумиллиона репатриантов, из них: около 35% — из СССР, 13% — из Северной и Южной Америки, 7% — из Франции, 6% — из Румынии, 6% — из Северной Африки, 4% — из Ирана, 3% — из Англии. Среди репатриантов из Советского Союза большую часть составляли выходцы из европейских республик, однако алия из кавказского региона (прежде всего, из Грузии, Дагестана и Азербайджана) и из Узбекистана также была значительной. С 1967 по конец 1982 г. в Израиль репатриировалось около половины всех евреев Грузии. Репатриация евреев Узбекистана (так называемых «бухарских евреев») началась в 1971 г., и до конца 1982 г. в Израиль репатриировалось около шестнадцати тысяч человек. Численность прибывших в Израиль «горских евреев» (большая их часть — жители Дагестана) за период с 1972 по 1982 г. составила одиннадцать тысяч человек. В середине 1980-х гг. алия упала до самого низкого уровня за всю историю Израиля; в 1986 г. в страну прибыло менее 10 тысяч репатриантов. Однако уже в 1987 г. началась но-вая волна алии из Советского Союза: число репатриантов из СССР удесятерилось по сравнению с предыдущим годом (2.096 против 202 человек), причем власти стали разрешать выезд многолетним «отказникам» (так называли людей, которым отказывалось в их просьбе на выезд в Израиль на постоянное место жительства). Подлинный перелом в масштабах алии произошел в 1989 г.: число репатриантов — 24 тысячи (из них более половины — из Советского Союза) — в два раза превысило среднегодовой показатель четырех предыдущих лет. В рекордном 1990 г. число репатриантов достигло почти 200 тысяч (лишь в 1949 г. их число было больше — 240 тысяч человек); более 92% из них прибыли из СССР. Хотя именно в 1991 г. начали осуществляться прямые авиарейсы из Москвы (а позднее — и других городов) в Израиль, темпы алии начали снижаться. За первые шесть месяцев из Советского Союза приехало 88 тысяч человек, то есть на 34% меньше по сравнению с предшествующим полугодием. Во втором полугодии 1991 г. в Израиль из СССР прибыли 59 тысяч человек. В 1992-2000 гг. численность репатриантов из стран СНГ и Балтии составляла от 46 до 67 тысяч человек в год, составляя примерно 80% общего числа прибывавших. В последующие годы численность репатриантов из стран СНГ и Балтии резко снизилась, составив в 2003 г. лишь 12.549 человек — меньше, чем в любой год из предшествующих пятнадцати лет. 3. Этнодемографическая и национально-религиозная структура израильского общества В начале 2004 г. из всего населения Израиля евреи составляли 76.4% (5 миллионов 181 тысяча человек), арабы — 19.3% (1 миллион 311 тысяч человек); 288 тысяч человек принадлежат к иным национальностям. Среди последних имеется 27 тысяч христиан из числа прямых родственников репатриантов из бывшего СССР и 261 тысяч неевреев, прибывших в страну на основании Закона о возвращении и не определивших своей религиозной при-надлежности. Конфессиональная структура арабского населения: 1 миллион 82 тысячи мусульман, 117 тысяч христиан и 111 тысяч друзов.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |