КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дорожная карта и план одностороннего отделения
2 мая 2002 г. США совместно с Россией собрали четверку международных посредников (США, ООН, ЕС, Россия), наименованную «квартетом». 24 июня 2002 г. президент США Дж. Буш выдвинул собственные предложения; позже они были с уточнениями и изменениями одобрены членами «квартета» и названы «дорожной картой». К этому времени стало ясно, что нужно расширить число посредников, которые будут содействовать не только контактам между двумя сторонами, но и вести разработку своего плана мирного урегулирования. Основной целью «дорожной карты» было создание независимого палестинского государства, а на пути к нему предусматривалось создание палестинского государства с временными границами. Появление «дорожной карты» означало окончательное завершение процесса Осло. Израильско-палестинские переговоры и заключенные соглашения, действительно, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Они закончились не миром, а новым кровавым противостоянием. Вместе с тем процесс Осло не был «потерянным временем». Именно благодаря переговорам и взаимным контактам укоренилось признание необходимости создания палестинского государства. Вместе с тем это признание не было равнозначно возможности начала серьезных переговоров между сторонами и подписания соответствующих соглашений. Арафат в контексте интифады перестал рассматриваться в Израиле как возможный партнер, а пришедший ему на смену Махмуд Аббас не обладал, как полагали в Израиле, достаточной полнотой власти, влиянием и возможностями резко ограничить деятельность исламистких радикалов. 6 июня 2004 г. израильский кабинет министров в целом одобрил план премьер-министра Шарона, предусматривавший односторонний уход израильтян из Газы и эвакуацию четырех поселений с Западного берега в 2005 г. В плане упоминались меры безопасности, которые предпримет Израиль, его намерение сотрудничать с иностранными специалистами, готовыми обеспечить подготовку палестинских сил безопасности, возможность рассмотрения в будущем строительства морского порта и аэропорта в Газе, благоприятное отношение к деятельности международных гуманитарных организаций. Во время разработки мероприятий было неясно, удастся ли А.Шарону претворить его в жизнь, с учетом резкой критики плана в блоке Ликуд, а также сопротивления эвакуации поселений в Израиле. Оно было обусловлено не только идейными соображениями правых и религиозных поселенцев, для которых право селиться на «исторических землях» не подвергается сомнениям, но и более прагматическими расчетами. Израильтяне опасались, что односторонний! уход может создать очередной прецедент для палестинских радикалов, убедить их в том, что под давлением Израиль можно заставить пойти на уступки. Кроме того, многие полагали, что Израилю нельзя оставлять в полосе Газа крайне нестабильный и все больше радикализирующийся палестинский анклав. Такого! рода опасения разделяло и правительство, санкционировавшее! мощные удары по руководству палестинских радикальных организаций, местам складирования и производства оружия. Программа одностороннего отделения от палестинцев предусматривала до конца 2005 г. эвакуацию восьми тысяч поселенцев из сектора Газа и нескольких сот жителей четырех поселений, находящихся на севере Западного берега. Предполагалось, что каждая семья получит от 150 до 400 тыс. долларов для того, чтобы иметь возможность купить жилье такого же качества в пределах «зеленой линии» или в остающихся поселениях на Западном берегу реки Иордан. Стратегия «отделения» включала помимо эвакуации поселений строительство защитной стены, вызвавшей немало споров относительно намерений израильских руководителей очертить новые границы. Кроме того, принимались меры по дальнейшему снижению зависимости Израиля от рабочей силы с Западного берега и из сектора Газа. В августе 2005 г. поселенцы были вынуждены покинуть Газу и север Западного берега, и эвакуация, которая морально и политически крайне тяжело далась израильскому обществу, была завершена. «Одностороннее отделение» обозначило новый этап трансформации конфликта. С одной стороны, — это признание реалий, а именно невозможности для Израиля контролировать огромное палестинское население, ни с демографической точки зрения, грозящей потерей еврейского характера государства, ни с политической (перспектива утраты демократических ценностей). С другой стороны, выбранный А.Шароном вариант был одновременно отражением его глубоких сомнений в том, что на нынешнем этапе возможно вести серьезные и результативные переговоры с палестинцами. Неспособность палестинских властей обуздать радикалов обусловили стремление Шарона перегруппировать силы, отгородиться от части палестинских территорий и усилить тем самым безопасность Израиля и его граждан доступными средствами. Трудно сказать будет ли осуществляться эвакуация в будущем, или Израиль вернется к тактике сохранения нового статус-кво. Израильское общество, потрясенное сценами эвакуации, протестами религиозного поселенческого движения должно, по крайней мере, переварить то, что произошло. Оно вряд ли способно к новым драматическим политическим инициативам, особенно касающимся Западного берега, куда более значимого для израильтян, чем Газа. И все же от них, вероятно, не удастся уйти совсем. По мнению известного израильского эксперта Ш.Гази-та, «...эвакуация поселений из сектора Газа и северной Самарии может создать прецедент для устранения большего числа поселений и эвакуации еврейских поселений....в не слишком далеком будущем и по тем же причинам будет необходимо эвакуировать десятки тысяч еврейских поселенцев из Иудеи и Самарии (Западный берег — КЗ.) как часть стратегии отделения, в рамках одностороннего ухода за этно-демографические границы, определенные Израилем». Нынешний этап трансформации конфликта зафиксировал готовность Израиля в одностороннем порядке отказаться от части территории и готовность палестинских властей взять ее под свой контроль. Такие результаты содержат в себе некий новый элемент. Смогут ли стороны направить развитие конфликта в направлении пусть долгого, но все же движения к политическим договоренностям, будет зависеть не столько от действий внешних сил, сколько от готовности каждой стороны реалистически оценить как собственные возможности и перспективы, так и возможности оппонента.
КУРДСКАЯ ПРОБЛЕМА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ С.Б.Дружиловский
В настоящее время в Турции насчитывается не менее 10 млн. курдов. Они проживают, в основном, компактно в восьми юго-восточных провинциях страны и, в отличие от турок, говорят на двух курдских наречиях — заза и керманджи, которые ближе к персидскому языку, чем к турецкому. Турецкий Курдистан — часть «страны курдов», расположенной на перекрестке Ближнего Востока, включающей смежные территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии и занимающей площадь около 500 тыс. кв. км (сопоставимо с территорией современной Испании). Курды являются, пожалуй, единственным из национальных меньшинств на территории Турции, которое не смирилось с ассимиляторской политикой турецкого правительства, проводимой с момента провозглашения республики в 1923 г. Известно, что уже в первой республиканской конституции 1924 г. все граждане, проживавшие на момент ее провозглашения в Турецкой Республике, объявлялись турками. Курды с самого начала отказались признать такое положение, основываясь, прежде всего, на статье Севрского мирного договора 1920 г. между Турцией и державами Антанты, согласно которой турецкие курды имели право поставить перед Лигой Наций вопрос о провозглашении своей независимости. Однако Лозаннский мирный договор перечеркнул надежды курдов получить независимость из рук международного сообщества, и тогда в Турции произошло первое в новейшей истории курдское восстание под руководством шейха Сайда, жестоко подавленное республиканским правительством. В дальнейшем турецкое руководство постоянно заявляло о том, что курдского вопроса в Турции не существует. Для идентификации этой части турецкого населения вплоть до начала 80-х гг. прошлого столетия употреблялось официальное название «горные турки». До этого периода турецким властям удавалось держать курдский вопрос под контролем. При этом само курдское национальное движение проявляло себя очень слабо. Курдское население продолжало жить обособленно, сплачиваясь на основе исключительно племенных связей и патриархальной самобытности. Однако с середины 70-х гг. XX столетия курдское племенное единство стало быстро разрушаться и повсеместно, особенно в городах, наблюдался всплеск курдского национального самосознания и политизация значительной части курдского населения. Начало этому процессу положило создание в 1978 г. запрещенной в настоящее время Рабочей Партии Курдистана, которая в отличие от большинства других курдских организаций строилась не по племенному принципу, а привлекала в свои ряды всех, кто готов был бороться за национальное освобождение курдского народа. После военного переворота 1980 г. руководство партии во главе с ее лидером Абдуллой Оджаланом эмигрировало из страны и нашло себе пристанище в ливанской долине Бе-каа, подконтрольной Сирии, где в течение нескольких лет оно смогло накапливать силы и ресурсы и вести пропаганду в курдских районах Турции, воспользовавшись тем, что турецкое правительство предпочитало в этот период игнорировать деятельность этой партии, делая вид, что никаких прокурдских, также как и любых других национальных движений, в стране нет и быть не может. Реакция наступила в 1984 г., когда РПК объявила начало вооруженной борьбы за создание на территории Турции независимого курдского государства. Вскоре отдельные вооруженные стычки между бойцами РПК и правительственными войсками переросли в полномасштабную гражданскую войну в юго-восточных районах страны. К моменту ареста в 1999 г. лидера РПК А.Оджалана итог противостояния обеих сторон составил 30 тыс. человек убитыми, из которых большинство являлось гражданскими лицами, более 3 тыс. разрушенных деревень, а также 2,5 млн. курдов, вынужденных бежать в другие районы страны или эмигрировать. РПК образовалась как левая партия марксистско-ленинского толка, поэтому в своей борьбе она получила поддержку ряда других левых и прокоммунистических организаций, таких, например, как: Революционная левая, Турецкая Рабоче-Крестьян-ская освободительная армия, Красная Армия народной комму-; нистической партии и фронта Турции и ряда международных коммунистических и националистических организаций. Начав вооруженную борьбу 15 августа 1984 г., РПК до 1991 г. вела ее довольно вяло, ограничиваясь, в основном, отдельными терактами, как в курдских районах, так и в крупных городах, прежде всего, в Стамбуле, где проживает большое количество курдов, часть из которых разделяло идеалы РПК. Эскалация насилия в 1991 г. была связана с событиями в Персидском Заливе, в результате которых иракское правительство утратило контроль над своими северными границами. В результате этого, турецкие курды получили возможность свободно перемещаться по территории северного Ирака и приобрели каналы доставки оружия из Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, а также, как свидетельствовала печать во время суда над А.Оджаланом, из Греции и Южного Кипра. Первые крупные столкновения РПК с турецкими силами безопасности произошли 21 марта 1991 г. в день Науруза. Науруз ~ иранский новый год, который, кроме Ирана, празднуется как день начала весны в Афганистане, а также в ряде республик Центральной Азии. В Турции государственным праздником не является, хотя всегда отмечался в курдских районах. В этот день в некоторых курдских районах, в том числе в г.Адана на юге страны, произошли массовые митинги, организованные РПК. В ряде мест были вывешены курдские флаги и флаги РПК. Полиция открыла огонь. Демонстранты оказали ей сопротивление. С обеих сторон имелись убитые и раненые. Несколько депутатов сделали запрос в парламенте — Великом Национальном Собрании Турции (ВНСТ) и потребовали наказать виновных в убийстве людей. Правительство заявило, что инцидент будет тщательно расследован и что оно подготовит закон о беспрепятственном праздновании Науруза всеми желающими. Со своей стороны лидер РПК А. Оджалан в апреле 1991 г. предложил турецкому правительству прекратить военные действия со стороны РПК если его партия будет легализована в Турции, а ее сторонники выпущены из тюрем. Это предложение было отклонено турецкими властями, которые в свою очередь заявили, что будут помилованы все члены КРП, сдавшие добровольно оружие. 12 апреля 1991 г. ВНСТ приняло Закон № 3713 «О борьбе с терроризмом». Согласно ему значительно ужесточались меры против вооруженного терроризма. В это же время турецкая печать сообщала о том, что президент Тургут Озал нарушил «табу», существовавшее более 70 лет, и впервые пригласил в Анкару для официальных переговоров курдских лидеров Ирака. С курдской стороны на переговорах присутствовали Джелаль Талабани — лидер Патриотического Союза Курдистана и Мохсен Дизали — помощник Масуда Бар-зани, лидера Курдской Демократической Партии Ирака. Турецкая сторона предложила помощь иракским курдам в обмен на отказ поддерживать РПК и предоставлять ее членам убежище на контролируемой ими иракской территории. Руководители иракских курдов выразили готовность получать турецкую помощь. Что же касается РПК, то было заявлено, что это внутритурецкая проблема, и они в нее вмешиваться не собираются. В конце 1991 г. курдская сторона попыталась снять остроту проблемы, парламентским путем. Депутат от прокурдской Народной Партии Труда А.Караташ, осудив непримиримость позиции правительства в курдском вопросе, предложил немедленно осуществить следующие меры для прекращения турецко-курдского противостояния: 1. отменить чрезвычайное положение на юго-востоке страны; 2. провозгласить всеобщую амнистию; 3. вывести с юго-востока страны специальный антитеррористический корпус жандармерии, ограничить 24 часами право на задержание граждан органами правопорядка до предъявления им официального обвинения, улучшить условия содержания в тюрьмах; 4. подчинить Генеральный штаб гражданскому министру обороны. Правительство отказалось рассматривать эти предложения, хотя по времени это совпало с закрытием специальной тюрьмы для курдских террористов в Эскишехире, которая была объектом постоянной критики со стороны борцов за права человека. Отказ правительства принять курдские предложения вызвал новую волну терроризма со стороны РПК. 21 декабря 1991 г. был осуществлен ракетный и пулеметный обстрел административных зданий в провинции Ширнак. 25 декабря уничтожен пост безопасности в Дерелере на юге страны. При этом девять турецких военнослужащих были убиты и один офицер захвачен в плен. 26 декабря от взрыва бомбы в густонаселенном районе Стамбула погибли 11 человек. Турецкие силы безопасности провели операцию по поимке боевиков РПК в юго-восточных провинциях. Однако те заблаговременно покинули турецкую территорию и переместились в Ирак. 20 февраля 1992 г., по приглашению турецкого руководства, Турцию посетил лидер самой крупной организации иракских курдов, Курдской Демократической Партии, Масуд Барзани. Он был принят президентом Тургутом Озалом и премьер-министром Су-лейманом Демирелем. Во время этой встречи М.Барзани поставил три вопроса: 1. Турция должна продолжить оказание гуманитарной помощи продуктами питания и медикаментами и не препятствовать оказанию такой помощи другими странами курдам на севере Ирака. 2. Турецкое правительство должно разрешить авиации международных сил оставаться на военно-воздушной базе в Инд-жерлике для противодействия авиации С.Хусейна бомбить курдов. 3. Турецкие войска не должны пересекать границу с Ираком для проведения карательных операций против турецких курдов. Со своей стороны, турки потребовали от М.Барзани прекратить поддержку РПК. Новое испытание ожидало турецкое правительство 21 марта 1992 г. Накануне, 17 марта, губернатор юго-восточной чрезвычайной зоны Ю.Эркан объявил, что Науруз может праздноваться всеми желающими, но без нарушения общественной безопасности. В этот же день ВНСТ проголосовало за продление на 4 месяца чрезвычайного положения в курдских районах 321 голосами «за». Среди 58 депутатов, проголосовавших «против», были члены НПТ, происламской Партии Благоденствия (ПБ) и несколько депутатов от Социал-Демократической народнической партии (СДНП). 20 марта премьер-министр С.Демирель и лидер СДНП Эсмет Иненю призвали курдов к мирному празднованию Науруза. Однако 21 марта, когда лидер НПТ А.Караташ вручал премьер-министру С.Демирелю букет цветов в знак мира и братства, из курдских районов пришло известие о начавшихся столкновениях. На митинге, организованном РПК, было оглашено послание А.Оджалана, который призвал курдов созвать Национальную Ассамблею и провести референдум, где курды могли бы высказаться о форме своего самоопределения в составе турецкого государства. За три дня Науруза было убито 34 гражданских лица, 2 полицейских и один солдат. В эти дни прошла демонстрация полицейских, участвовавших в похоронах двух своих убитых коллег. Она прошла под лозунгами: «Демиреля в отставку! Долой права человека! Долой РПК, террористов и коммунистов! Дайте нам право, и мы сделаем эту работу!». В ответ С.Демирель заявил, что КРП объявила войну турецкому народу и государству и получит ответный сокрушительный удар. В курдские районы были направлены дополнительные военные контингенты. 31 марта, десять дней спустя после событий, связанных с празднованием Науруза, 14 депутатов парламента от НРП заявили о своем выходе из СДНП в знак протеста против бездействия социал-демократов в курдском вопросе. В этот же день начальник Генерального штаба Д.Гюреш, выступая в парламенте, заявил, что с начала террористической деятельности РПК силы безопасности Турции потеряли 850 человек. В то же время было убито 1026 гражданских лиц (включая 39 деревенских старост и 30 учителей). Он призвал депутатов оказать поддержку армии в разгроме террористов. Диссонансом этому заявлению прозвучал доклад четырех депутатов ВНСТ, выезжавших в курдские районы для ознакомления с ситуацией. Они обвинили местные власти в превышении своих полномочий и заявили, что курдская проблема не может быть решена силой. Но турецкое правительство к этому времени уже приняло решение сделать ставку именно на силу с целью физического уничтожения боевого ядра РПК. 18 ноября 1992 г., накануне начала первого широкомасштабного наступления армии против РПК, в ВНСТ после длительных дебатов и «вето» Т.Озала, наложенного на первый вариант законопроекта, был принят новый Уголовный кодекс, согласно которому гражданин может быть задержан до предъявления ему официального обвинения не более чем на 24 часа. Однако в случае, если речь идет о задержании в зоне чрезвычайного положения подозреваемого в терроризме, то этот срок увеличивается до 30 суток. В соответствии с новым УК обвиненным в терроризме отказано пользоваться услугами адвоката, хотя и предусматривается, что показания, полученные под давлением со стороны следственных органов, не будут приниматься во внимание в суде. Во второй половине ноября 1992 г. турецкая армия начала регулярные рейды против РПК на юго-востоке страны. С этого же времени турецкие военные подразделения стали вторгаться на территорию северного Ирака. 12 ноября турецкое руководство договорилось с иракскими курдами самопровозглашенной Курдской Федерации в лице М.Барзани и Д.Талабани о строительстве совместных фортов на границе между Турцией и Ираком для борьбы с РПК. Идея заключалась в том, что на протяжении 300 км границы будет выстроено 65 фортов, в каждом из которых будет находиться по 100 пешмерга (иракских курдских командос) для задержания боевиков РПК, которые попытаются пересекать здесь границу. Идея, правда, в то время осталась не реализованной, так как вскоре между группировками М.Барзани и Д.Талабани начались военные столкновения за право доминировать в этих районах, и РПК смогла воспользоваться возникшими между курдскими лидерами противоречиями, чтобы беспрепятственно пересекать районы, находившиеся под их контролем. Однако турецкое вторжение в северный Ирак продолжало усиливаться, и в борьбе с РПК на этой территории стали применяться тяжелое оружие и даже авиация. В Турции действия армии против РПК были восприняты в целом положительно. Основные политические партии выступили в поддержку решительного отпора курдскому терроризму и за то, чтобы единство Турции было сохранено любой ценой. Только НПТ выступила с решительным протестом. В декабре 1992 г. депутаты ВНСТ от этой партии начали голодовку в здании парламента, требуя прекратить массовое убийство курдов. Свой протест против турецкого вторжения в северный Ирак заявили арабские страны и Иран, опасаясь, что Турция таким способом старается подобраться к нефтяным источникам в Мосульском районе Ирака. Для этих опасений основания, безусловно, имелись. Турция претендовала на присоединение Мосульского вилаета в период создания Турецкой Республики, считая его неотъемлемой частью коренных земель. Отчуждение Мосула в 1926 г. в пользу подмандатного тогда Англии Ирака турки считали и продолжают считать исторической несправедливостью, хотя официально никогда после этого не ставили данный вопрос в повестку дня международных переговоров и постоянно заявляют о стремлении сохранить территориальную целостность Ирака. Но время от времени турецким руководителям не удается сдерживать эмоции и сквозь них прорывается жажда реванша. Например, в апреле 1992 г. в интервью газете «Миллиет» С.Демирель заявил: «...хотя Лозаннский договор (1923 г.) оставил Мосул по другую сторону от нашей границы, проживавшие там люди были нашими людьми. Поэтому для нас не существует той и этой стороны на данной границе». Другой известный политический деятель Турции Булент Эджевит, реагируя на заявление турецких военных о том, что они останутся на территории северного Ирака до тех пор, пока не покончат с базами РПК, призвал их остаться там навсегда. Однако политическая осторожность на этот раз взяла верх, и турецкое правительство заявило о готовности объяснить свои действия в северном Ираке, пригласив на встречу министров иностранных дел Сирии, Ирана и Саудовской Аравии. В декабре 1992 г. министры иностранных дел Турции, Сирии и Ирана обсудили сложившуюся в курдских районах Ирака ситуацию. Представитель Саудовской Аравии от участия в этой встрече отказался. При всех выявившихся разногласиях стороны согласились по одному пункту, а именно, о недопущении создания независимого курдского государства. В то же время гости настояли на принятии пункта о неделимости иракской территории. В начале 1993 г. руководство РПК заявило о приостановлении боевых действий в одностороннем порядке и о готовности начать переговоры с турецким правительством. В последующие годы с аналогичным предложением РПК выступала еще дважды — в 1995 г. и в 1998 г. Однако никакой реакции со стороны турецкого руководства на эти предложения не последовало. В течение 1993 г. масштабы военных действий на юго-востоке Турции и в северном Ираке постоянно расширялись и в 1994 г. противостояние сторон достигло состояния гражданской войны. В эти годы Турция тратила на подавление курдского движения по 7 млрд. долл. в год. В мае 1994 г. было официально сообщено, что в боях с курдскими террористами участвуют 150 тыс. военнослужащих турецкой армии, 15 тыс. полицейских и 2,5 тыс. коммандос специального назначения. В то же время силы курдских боевиков оценивались в 4-5 тыс. бойцов в горных районах страны, 2 тыс. членов РПК в северном Ираке, 1 тыс. в Иране и 400-500 человек в Сирии. По сведениям министерства юстиции Турецкой Республики, в 1991 г. в турецких тюрьмах по обвинению в терроризме содержалось 900 человек, а в 1994 г. уже 7 тыс. человек. В ответ на усиление правительственных репрессий РПК также активизировала свою деятельность. Это произошло вслед за решением, принятым в июне 1994 г. военно-политическим руководством РПК во главе с А.Оджаланом, о реорганизации региональной структуры КРП и создании трех зон военных действий — северной, центральной и южной. Была поставлена задача вооружить не менее 50 тыс. новых бойцов РПК и усилить террористическую деятельность и саботаж, как в районах проживания курдов, так и в крупных городах Турции. В начале 1995 г. РПК провела свой очередной съезд на территории независимой Армении, на котором было принято решение усилить борьбу за отстаивание национальных интересов курдского народа. По времени с этим съездом совпал ряд крупных террористических актов на территории Турции, во время одного из которых, когда был взорван рейсовый автобус на линии Анкара-Стамбул, погибло несколько десятков человек. В ответ на это в канун Науруза 20 марта 1995 г. 35-тысячный турецкий экспедиционный корпус вступил на территорию северного Ирака для проведения операции «Стальной удар» с целью окончательно уничтожения боевиков РПК в этом районе. Одновременно было дано официальное разрешение на празднование Науруза в курдских районах Турции с приглашением гостей из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и некоторых других бывших среднеазиатских республик СССР. На этот раз Демократическая Партия Курдистана М.Барзани и Патриотический Союз Курдистана Д.Талабани открыто поддержали турецкую операцию, блокируя отступление бойцов РПК. Однако и в ходе этой операции добиться решающего перелома в разгроме РПК турецким войскам не удалось. Даже по официальным турецким сведениям, за полтора месяца боев было уничтожено 550 боевиков, что составило десятую часть от их общего количества. Последняя по времени попытка использовать силовой вариант решения курдской проблемы была предпринята в сентябре 1997 г., когда 30-тысячная турецкая армия осуществила своеобразный стратегический прорыв в глубь Ирака на расстояние до 400 км от турецкой границы, что вызвало официальный протест иракского правительства, но снова не привело к желаемому результату. После этого турецкое правительство приняло решение оставить свои войска в северном Ираке на постоянной основе. В свою очередь лидер РПК А.Оджалан в своем обращении по эмигрантскому курдскому телевидению заявил, что руководство РПК в ответ на варварские бомбардировки турецкими войсками мирного курдского населения приняло решение перенести партизанскую войну на территорию Турции. Одновременно А. Оджалан высказался за возможность начала мирных переговоров с турецким правительством. Не добившись перелома в военной кампании против РПК, турецкое правительство активизировало свою дипломатию, прежде всего, на сирийском направлении, сделав ставку на "выдавливание" курдского руководства из этой страны, где оно получило для себя надежное убежище и возможность непосредственно руководить действиями курдских боевиков как в северном Ираке, так и в самой Турции. Угрожая Сирии применением против нее военной силы и перекрытием вод Тигра и Евфрата, а также предприняв серьезные шаги по укреплению своего военно-стратегического партнерства с Израилем, Турция заставила президента Хафеза Асада официально отказаться от поддержки РПК и объявить о закрытии всех учреждений партии на сирийской территории. Сирийские обязательства зафиксировал турецко-сирийский протокол, подписанный в Адане 20 октября 1998 г. После этого А.Оджалан и его ближайшие соратники вынуждены были покинуть Сирию. Турецкое правительство начало за ним охоту по всему миру. За короткое время он побывал в Российской Федерации, Италии, Греции, надеясь получить политическое убежище в этих странах. Однако попытки А. Оджалана не увенчались успехом, поскольку этому препятствовала политика турецкого правительства, выступившего с жесткими дипломатическими демаршами в отношении Москвы, Рима и Афин. Ни Россия, ни Италия, ни Греция, ни другие страны, где рассчитывал обосноваться А.Оджалан, не пошли на риск резкого ухудшения отношений с Турцией. 15 февраля 1999 г. лидер РПК был захвачен в Найроби турецким спецназом и этапирован в Турцию. Уже в ходе предварительного следствия он от имени своей партии объявил об отказе от вооруженной борьбы за независимость Курдистана. VII чрезвычайный съезд РПК, проходивший в январе 2000 г. на одной из ее баз в северном Ираке, вновь избрал А.Оджалана председателем партии и, повинуясь его приказу, объявил об окончательном отказе от вооруженной борьбы и переводе ее исключительно в политическое русло. Соответствующие изменения были внесены в программу, устав и организационную структуру РПК. С апреля 2002 г., по решению руководства РПК, эта партия изменила свое название на Народный Конгресс Курдистана. Судебный процесс над А.Оджаланом, начавшийся 31 мая 1999 г., спустя несколько месяцев завершился вынесением ему смертного приговора. Правда, правительство, опасаясь широкого международного резонанса и возобновления террористических акций со стороны РПК, не привело приговор в исполнение, наложив на него мораторий. Несмотря на в целом благоприятно складывающуюся для турецкого правительства ситуацию, «закрыть» курдскую проблему после ареста и осуждения А.Оджалана не удалось. Сложившееся было хрупкое равновесие в курдском вопросе вновь оказалось под угрозой в начале 2003 г., в преддверии новой американской военной операции против режима С.Хусейна в Ираке. По оценке американских исследователей, данной еще в 1996 г., но продолжающей сохранять свою актуальность и по сей день, «коренные интересы США и Турции в Ираке не совпадают. Для США главным врагом является Саддам Хусейн, тогда как для турок - курдское национальное движение... Разница в подходах США и Турции... является классическим примером противоречия интересов региональной державы и ее более мощного покровителя». Турецкое правительство 2 марта 2003 г. выступило с заявлением, где говорилось, что Турция будет рассматривать официальное провозглашение независимости или автономии иракских курдов как повод для ввода своих войск в северный Ирак. Несмотря на жесткое давление со стороны США, 20 марта 2003 г. турецкий парламент принял закон, который, с одной стороны, запрещал использование иностранными государствами территории Турции и ее военных баз для вторжения в Ирак (предоставлялось лишь турецкое воздушное пространство для пролета самолетов, участвующих в операции), а с другой, — наделял правительство полномочиями направить подразделения турецких вооруженных сил в Северный Ирак для обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности страны. Американцы, со своей стороны, приняли все меры к тому, чтобы как можно быстрее войти с юга в Северный Ирак и локализовать антибагдадское вооруженное выступление местных курдов, не дав ему вылиться в провозглашение независимости или автономии. 11 апреля 2003 г. американцы по требованию Турции заставили курдские отряды пешмерга покинуть занятый ими Киркук и допустили туда турецких военных наблюдателей. Опасения Анкары в том, что в результате американской силовой акции против Ирака ушедшее было в глубокое подполье сепаратистское движение турецких курдов может снова проявить себя, оказались не беспочвенными. Первым свидетельством этого стали события в августе 2003 г., когда на территорию Турции из северного Ирака проникли несколько сотен боевиков Народного Конгресса Курдистана, и в районе Сиирта произошли столкновения между правительственными войсками и сепаратистами, в ходе которых погибло семеро боевиков и двое военнослужащих. 30 мая 2004 г руководство Народного Конгресса Курдистана распространило в турецких СМИ заявление, согласно которому, исполнение условий соглашения о перемирии, достигнутого пять лет назад после ареста лидера КРП А. Оджалана, не имеет больше смысла из-за серии силовых операций, проведенных спецслужбами Турции против курдских активистов. НКК обратился с предупреждением ко всем туристам воздержаться от поездок в Турцию, а всем потенциальным инвесторам в турецкую экономику предложено пересмотреть свои планы. Таким образом, пятилетнее затишье, похоже, вновь может быть подвергнуто серьезному испытанию и вылиться в новое военное противостояние. В связи с этим здравомыслящие политики в Турции все чаще начинают поговаривать о необходимости поиска политического решения курдской проблемы. При этом они заявляют, что проблема курдского терроризма во многом инспирируется самим правительством, которое, если бы хотело быть последовательным в этом вопросе никогда бы не оказывало помощь иракским и иранским курдам, которые являются такими же террористами по отношению к своим правительствам, как турецкие курды в отношении своего. Кроме того, справедливо указывается на то, что турецкое правительство провоцирует курдских боевиков на кровопролитие в курдских районах Турции, создавая там так называемые отряды самообороны из курдов, согласившихся за материальное вознаграждение отражать нападения боевиков из РПК. Последние отвечают систематическим уничтожением ни в чем не повинных членов семей, входящих в отряды самообороны курдов. Таким образом, эскалация напряженности в этих районах еще более усиливается. Справедливости ради следует сказать, что турецкое правительство не всегда и не во всем занимало непримиримую позицию в курдском вопросе. С 1983 г., когда военные приняли закон, запрещающий национальным меньшинствам проявлять себя каким-либо образом, в том числе и посредством использования национального языка, до настоящего времени был достигнут определенный прогресс в политическом решении курдского вопроса. Премьер-министр первого после военного переворота гражданского правительства Т.Озал был против независимости курдов, как в Турции, так и за ее пределами, но постепенно начал проводить линию на предоставление культурных прав турецким курдам. Известно, что родился он в Малатье, на границе с курдскими районами и даже как-то однажды признал, что в его жилах течет и курдская кровь. Именно благодаря позиции Т.Озала, в 1991 г. в Турции был снят запрет на свободное использование курдского языка. Ему же принадлежит заявление, что он не видит никаких конституционных нарушений в том, что специальный канал телевидения будет вести передачи на курдском языке. Но в основном Т.Озал все-таки предпочитал использовать для умиротворения курдов силу. С.Демирель, находясь в оппозиции, критиковал этот подход, считая, что решение курдского вопроса придет вслед за восстановлением демократического развития Турции. Став премьер-министром, С.Демирель, казалось, решительно приступил к реализации своих планов мирного решения курдского вопроса. В декабре 1991 г. он вместе с партнером по коалиции лидером СДНП Э.Иненю посетил курдские районы и в своих выступлениях заявил, что «мы признаем курдскую самобытность. Нет более смысла замалчивать ее. Турки должны признать существование курдов в своей стране». Однако эскалация напряженности в курдских районах заставила С.Демиреля искать выход из создавшегося положения, и он нашел его в формулировке: «Турецкое правительство борется не с курдами, а с террористами в лице РПК, которая никак не связана с основной массой турецких курдов, осуждающих деятельность этой организации». Но уязвимость этой позиции состояла в том, что турецкое правительство препятствовало свободному образованию курдских политических партий и их равному с турками участию в политической жизни страны. В то же время правительство С.Демиреля не препятствовало многим проявлениям национального самосознания курдского населения. В апреле 1992 г., с разрешения властей, в Стамбуле вышла первая в истории Турции общенациональная газета на курдском языке с названием «Руж-наме» (Газета). Правда, после выхода первого номера издание этой газеты было приостановлено как из-за нехватки средств, так и из-за прохладного отношения к ней курдского населения, вызванного его массовой неграмотностью. В апреле 1992 г. было объявлено об открытии курдского института в Стамбуле. Директором этого института стал Исмаил Бешикчи, проведший много лет в тюрьмах за публикации по курдскому вопросу. В эти же годы во многих турецких городах стали появляться названия магазинов и объявления на курдском языке. Все это, безусловно, подтверждало стремление правящих кругов и лично С.Демиреля оставлять двери открытыми для мирного решения курдского вопроса. Большое влияние в этом отношении на турецкое руководство оказывало международное давление со стороны, как западных правительств, так и различных правозащитных организаций и общественных и политических деятелей, которые требовали от Турции приведения в соответствие ее международных обязательств по соблюдению прав человека с реальным положением дел в стране. Так, например, в мае 1992 г. президент ЮАР, лидер Южноафриканского Национального Конгресса Н.Мандела отказался принять присужденную ему турецким правительством ежегодную премию мира имени К.Ататюрка, обвинив турецкие власти в проведении политики геноцида в отношении курдского населения. В том же 1992 г. Германия, а затем Норвегия ввели ограничения на поставки в Турцию оружия, которое, по мнению правительств этих стран, использовалось против мирного населения в курдских районах Турции. В марте 1995 г. ЕС связал вопрос о вступлении Турции в Европейский таможенный союз с принятием турецким правительством мер по политическому решению курдской проблемы. Ответом правительства Т.Чиллер стало обнародование доклада о положении этнических курдов в стране, который был призван прояснить ситуацию об отношении турецких курдов к правительственной политике в курдском вопросе. Доклад, по поручению правительства, подготовил известный турецкий профессор Д.Эргиль под заголовком: «Восточный вопрос: прогнозы и наблюдения». И то, что он был опубликован и обсуждался в Турции, уже само по себе свидетельствовало о серьезных подвижках в позиции турецкого правительства. В нем на 168 страницах давалось обобщение различных оценок по курдской проблеме. В докладе подвергалась критике негибкая позиция правоконсервативных властей, отклоняющих все требования курдов признать за ними хотя бы элементарные культурные права, такие, как использование своего языка, права на образование, издание газет, выпуск телепрограмм, открытие курдских школ. В документе отмечалось, что, несмотря на преследования, 89,8% опрошенных считают курдский язык своим родным и лишь чуть более половины респондентов говорят по-турецки. О тесных связях населения с РПК свидетельствует то, что почти 35% опрошенных граждан курдского происхождения признались, что поддерживают те или иные контакты с этой организацией, а 46,7% — показатель, удививший обозревателей стамбульских газет, — заявили в анонимных анкетах, что поддерживают запрещенную РПК. Отношение курдского населения к РПК совсем другое, нежели у властей. 31% опрошенных убеждены, что партизаны РПК борются не за создание курдского государства, а за жизненные права курдов, проживающих в Турции. «Наш доклад, — отметил профессор Эргиль, — составлен в то время, когда весь мир стремится покончить с насилием, поэтому пора более здраво и гибко выработать подходы к курдской проблеме. Невозможно всех курдов поставить на колени, арестовать или просто уничтожить из-за того, что они восстали против несправедливости». Как отмечали комментаторы турецких СМИ, Т.Чиллер, предъявив на суд общественности столь необычайное социологическое исследование, преследовала двойную цель — смягчить отношение в обществе к курдам и произвести хорошее впечатление на критически настроенных в отношении Турции депутатов Европарламента. На то, что, по крайней мере, во втором случае ей это удалось, указывает ставившееся многими под сомнение решение ЕС о ратификации таможенного союза с Турцией. Следует также отметить, что курдская интеллигенция, несмотря на многочисленные запреты в турецком законодательстве на деятельность нетурецких партий, смогла в 1990 г. создать свою легальную политическую партию, получившую название Народная Партия Труда (НПТ). В 1991 г. эта партия, обойдя юридические препятствия, провела в парламент страны 22 своих депутата, объединившись на парламентских выборах с Социал-демократической народной партией, которая в своей предвыборной программе обещала решить курдский вопрос демократическими методами и добиться немедленной отмены военного положения в курдских районах. Однако первая же попытка депутатов от НПТ организовать в 1993 г. отдельную парламентскую группу привела к запрету этой партии Конституционным судом и аресту ее руководителей. После этого члены НПТ заявили о создании Демократической партии, которая просуществовала до апреля 1994 г., после чего ее руководители были арестованы, а партия запрещена до выяснения обстоятельств начатого против них уголовного дела. Однако к внеочередным выборам в законодательные органы страны в апреле 1999 г. в Турции вновь существовала прокурдская Народная демократическая партия (ХАДЕП). И хотя ее лидер Мурат Бозлак с ноября 1998 г. находился в тюрьме по обвинению в том, что возглавляемая им партия является «легальным крылом» РПК, ХАДЕП получила поддержку 4% избирателей на выборах в высший законодательный орган страны. Это не позволило ей преодолеть 10%-й барьер и провести своих депутатов в парламент, однако в то же время она одержала победу на выборах в местные органы власти в ряде курдских районов, и, прежде всего, в крупнейшем городе юго-востока Турции — Диярбакыре. Там она получила 64,9% голосов избирателей, что позволило ей войти в состав ряда муниципалитетов. Все вышесказанное не означает, что официальная политика турецкого правительства, в основе которой лежит силовое решение курдского вопроса, за последнее время претерпела какие-либо существенные изменения. Захват турецкими спецслужбами лидера РПК А.Оджалана и вынесение ему смертного приговора — яркое тому свидетельство. Однако необходимо понимать, что в арсенале турецких правящих кругов имеются и политические возможности решения затянувшейся и очень опасной по своим последствиям проблемы, которая с некоторых пор все более перестает быть чисто турецкой. Так, быстрое решение курдской проблемы может существенно повлиять на выбор путей прокладки стратегических трубопроводов, которые в наступившем столетии будут снабжать энергоносителями значительную часть населения Земли. Известно, что в случае стабилизации положения в курдских районах именно через них может пойти нефть иракского Курдистана и Каспия. К 2006 г. Турция предполагает начать полномасштабную эксплуатацию крупнейшего в регионе Юго-Восточного Анатолийского гидротехнического проекта им. Ататюрка, предусматривающего сооружение 22 плотин, 19 электростанций и двух водо-водных туннелей, которые позволят увеличить размер орошаемых в курдских районах земель в 25 раз (против 68 тыс. га на сегодняшний день). Причем число рабочих мест предположительно удвоится, в такой же пропорции ожидается и рост подушевого национального дохода в регионе, численность его населения достигнет 9 млн. чел., в том числе, и за счет прекращения миграции курдского населения, при этом особенно заметно будет расти городское население. В то же время до сих пор остается неурегулированным вопрос о поставках пресной воды в Сирию и Ирак после введения Юго-восточного проекта в строй, и не исключено, что эти страны вновь попытаются использовать курдскую проблему как рычаг давления на турецкое правительство при решении этой проблемы. Таким образом, крайняя заинтересованность Турции в решении курдского вопроса в ближайшем будущем не вызывает сомнений. Вопрос в том, какой путь она для этого выберет, и хватит ли у нее политического мужества использовать для этого преимущественно цивилизованные методы.
ПРОБЛЕМА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИРАНЕ
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |