КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Противоречия внутри титульного этноса и его ослабление
Консолидация этнических меньшинств шла параллельно с ослаблением пуштунов. Прежде всего сказались противоречия между самими пуштунами. С первых же лет существования афганского государства обнаружились отмеченные выше противоречия между шахской властью и ханами племен, которые подрывали устойчивость как социума, так и этноса. Сепаратизм афганских ханов, повторим, вынуждал шахов вести с ними борьбу. Вторым фактором, ослабившим афганский этнос, было то, что племена постоянно враждовали между собой. Причинами столкновений, выливавшихся временами в вооруженные конфликты, обычно служили споры из-за пастбищ, участков земли, воды для полива и т.д. Весьма значительно ослабляла афганцев (пуштунов) давняя вражда гильзаев и дуррани. Со времен Ахмад-шаха в места расселения гильзаев эмирский Кабул назначал на ключевые административные должности преимущественно дуррани из клана попользаев. Пуштуны-гильзаи не допускались на высшие посты государственной власти в Афганистане. Например, в 1906 г. из 27 начальников округов Афганского Туркестана 70% были представителями племени дуррани - хеля баракзаев. Истоки вражды между этими племенными группами уходят вглубь веков и связаны с легендой о якобы «незаконном» происхождении пуштунов-гильзаев, поскольку считается, что прародителем афганцев является Кайс, и большая часть пуштунских племен пошла от его внуков, а группа батани, в которую входят гильзаи, ведет свою родословную от его внучки, муж которой был иранец. Тогда получается, что гильзаи являются пуштунами лишь по материнской линии. Согласно историческим свидетельствам, на территории Газнийского плато пуштуны ассимилировали тюркское племя (или союз племен) халадж (хильджи), к которому восходят гильзаи. В любом случае эти предания, указывающие якобы на «второсортность» происхождения пуштунов-гильзаев, представляли собой основу для острых столкновений между двумя племенными группировками в борьбе за верховную власть. Со временем межплеменные противоречия все больше стали приобретать социальную окраску. Так, мощными выступлениями 1886-1888 гг. ответили гильзаи на то, что эмир Кабула Абдур-рахман-хан обложил их налогами по общим правилам, наравне с большинством подданных афганского государства. В ответ на их протесты эмир прибег к террору, арестам и казням. Благодаря улучшению отношений с дурранийскими племенами, верности войск, а также английским деньгам и оружию эмир сумел одержать победу. О недовольстве гильзаев своим положением свидетельствует и то, что в апреле 1929 г. во время боя войск короля Амануллы-хана и армии Бачаи Сакао у Газни они выступили на стороне последнего. Не в последнюю очередь борьба дуррани и гильзаев за власть привела к апрельским событиям 1978 г., вылившимся в смену власти дуррани на власть гильзаев Тараки и Амина. Устранение от власти выходцев из дуррани и утверждение на ее вершине представителей маловлиятельных гильзайских племен (тараки, хароти и др.) нарушили традиционный баланс сил и сложившиеся в обычай принципы политического лидерства. Под влиянием исламистской пропаганды и давлением авторитетов пакистанской «зоны племен» многие афганские старейшины подняли на щит лозунги защиты земли предков и самобытности племен, направили недовольство населения в русло традиционного противостояния «центр-периферия». Сопротивление отдельных племен приводило даже к бомбардировкам поселений. Гильзаем из племени ахмадзай был и ставший в 1986 г. руководителем партии и государства Мухаммед Наджибулла. К группе гильзайских племен (переселенных на север) относится также Г.Хекматьяр. Отчасти гильзаи входили и в движение талибов. Противоречия и вражда характерны не только для отношений между крупными племенными союзами, но и между отдельными племенами, даже входящими в одно объединение. Приведем два наблюдения, относящиеся к истории XX в. Так, А.Ста-нишевский в работе 1940 г. отмечал: «Вражда между отдельными племенами и даже между родами внутри одного и того же племени заставляет держать в родных селениях не менее половины всех вооруженных воинов из опасения, что соседнее племя использует напряженный момент для сведения старых счетов. Разобщенность племен не изжита еще до сих пор, поэтому, если одно племя безоговорочно принимает чью-либо сторону, это еще не означает, что соседнее племя последует его примеру. Иногда межплеменная борьба приводит как раз к обратным результатам, и поэтому всегда надо учитывать взаимоотношения племен. Это должно быть основным фактором при разрешении вопроса формирования частей из племенных дружин. Если в одну часть будут сведены враждующие племена, то ожидать боевой поддержки друг другу в тяжелую минуту от таких бойцов нельзя». Второй пример. Малые племена на границе с Пакистаном используют все средства для борьбы со своими соперниками. Племена Кунара, укрощенные государством в 1948 г. в результате племенной войны, развязанной сафи, стремились после переворота Тараки к реваншу над дуррани. Отсюда их союз с гильза-ями. Вражда племен дает о себе знать при любых правителях. Так, если талибская администрация и население принадлежали к традиционно враждующим между собой или хранящим взаимные застарелые обиды пуштунским племенам или племенным подразделениям, то обращение талибской полиции с местными жителями могло быть весьма жестоким, вплоть до использования власти для осуществления кровной мести (как это предположительно было и в случае казни бывшего президента Наджибуллы). На противоречия племен наложились и внешние неблагоприятные обстоятельства. Прежде всего это вынужденное признание по соглашению 1893 г. власти англичан над территориями восточных афганских племен и над одним из двух (наряду с Кандагаром) центров консолидации афганского этноса — Пешаваром. Новая политическая граница (так называемая «линия Дю-ранда») нарушала этнические границы не только афганского народа в целом, но и ряда крупных племен (например, момандов), разрезанных ею. Неблагоприятным фактором для развития пуштунского этноса Афганистана оказалось также переселение в конце XIX в. значительной части пуштунов на север за Гиндукуш. Затрудняло консолидацию афганского этноса и то обстоятельство, что само политико-экономическое ядро государства постепенно перемещалось в непуштунские области, из пуштунского Кандагара в преимущественно таджикский Кабул. Отметим еще одну тенденцию, ослабляющую извне афганский этнос. Гражданская война и связанные с нею ухудшение условий жизни и даже прямая угроза жизни (бомбардировки районов расселения пуштунов, затруднения при переходе границы кочевниками, необходимость поиска работы) вызвали отток пуштунов в Пакистан, число афганских беженцев составило около 3 млн. человек. Это могло привести к уменьшению численности пуштунов и к тому, что они, возможно, перестали составлять большинство населения страны. Ослабление пуштунского этноса наряду с консолидацией этнических меньшинств позволило элите Севера претендовать на власть в общенациональном масштабе, против чего выступают пуштуны, борьба которых подпитывается памятью племен о былом господстве и воинственностью афганцев. Все это привело к тому, что конфликт обрел форму этнического противостояния.
Этническая форма конфликта в 90-х годах XX века
После захвата власти моджахедами в 1992 г. их правительство оказалось слишком слабым. Децентрализация власти привела к возникновению ряда фактически самостоятельных административно-территориальных образований. В 1993-94 гг. различные партии и движения объединялись по национальному признаку, и их прежние политические и религиозные взгляды постепенно утрачивали все значение. Борьба межэтнических группировок все больше превращалась в межэтническое противостояние. С появлением на политической арене движения талибов в 1994 г. конфликт постепенно превратился в борьбу пуштунского Юга и непуштунского Севера. Преимущественно пуштунское движение талибов, используя, в частности, лозунги пуштунского национализма, на протяжении второй половины 90-х гг. XX в. стремилось подчинить себе северные районы Афганистана, населенные в основном таджиками, узбеками, хазарейцами и другими непуштунскими народностями. Наиболее последовательно и жестко талибская полиция следила за выполнением введенных предписаний в городах северной непуштунской зоны, а также в центрах ряда пуштунских провинций на востоке страны, где население преимущественно таджикское, как, например, в Газни, или частично таджикское, как в Хосте или Дже-лалабаде. Однако националистические амбиции талибов, дополненные практикой этнических чисток на подконтрольной им территории, наталкивались на возросшее и подкрепляемое военными успехами чувство национального самосознания и самоуважения непуштунских этнических групп, населяющих Афганистан. Более того, пуштунское население выдавливалось из северных районов. Этнические меньшинства отнюдь не стремятся вернуться к временам, когда пуштуны были привилегированной частью населения. Помимо этого, северная элита, обладавшая всей полнотой власти на контролируемой ею территории, опасалась ее потерять в случае окончательной победы талибов. Попытки талибов силой оружия распространить свое влияние на весь север Афганистана закончились неудачей. Предпринятая США в октябре 2001 г. антитеррористичесакя операция в Афганистане привела к свержению режима талибов. На Боннской конференции, состоявшейся 27 ноября — 5 декабря того же года, сформирована администрация, все ключевые посты в которой достались представителям Северного альянса, что вызывало понятное недовольство пуштунов.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |