КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тенденции преодоления этнокультурной конфликтности на современном этапе
Несмотря на определенное расширение экономического взаимодействия ИРИ с Западом в начале XXI в., полиэтничность и многоконфессиональность страны продолжает оставаться фактором, обострение которого способно дестабилизировать внутриполитическую обстановку в стране. Определенная социально-политическая напряженность все еще сохраняется в районах расселения суннитского населения (арабов, курдов, белуджей), где все еще живы идеи национальной автономии. Политические процессы, происходящие в сопредельном Иракском Курдистане, не оставляют равнодушными и арабские, и курдские анклавы ИРИ, обладающие мощным центробежным зарядом. Исламскому руководству удается контролировать ситуацию и в Иранском Белуджистане. Однако политические процессы в последнем не так актуальны, как в районах расселения иранских арабов и курдов, поскольку они связаны прежде всего с влиянием событий, происходящих в сопредельном Ираке. После вторжения в Ирак сил американо-британской коалиции некоторые представители американских политических кругов из числа «ястребов» высказывались за продолжение наступательной политики на Ближнем и Среднем Востоке с целью его демократизации и борьбы с тоталитарными режимами. При этом они акцентировали внимание на том, что в своей политике, в частности, в отношении Ирана намерены опираться на недовольные слои и группы иранского общества. В их числе находятся курдские автономисты и некоторые численно возрастающие группы иранского населения. Поэтому исламское руководство проводит специальную политику в отношении этих групп населения. Определенная часть населения западного Ирана выражает сегодня одобрение свержения коалиционными силами диктаторского режима С.Хусейна и усилиям построения нового федеративного государства на демократических основах. К ней относятся, в частности, иранские курды. В Иранском Курдистане пропорционально выросла численность курдской молодежи, часть которой была охвачена автономистской пропагандой старшего поколения. В связи с этим исламское руководство попыталось искоренить эти идеи путем вовлечения ее в общий процесс национальной интеграции на основе общности культурного наследия. Поэтому этот регион также был охвачен культурной либерализацией. Так, в Иранском Курдистане наряду с использованием курдского языка в начальной школе и публикации периодики и научной печати были открыты отделение курдского языка в университете г. Сенендеджа, научный центр «Салахеддин Эйюби» в Урмии, Институт курдской культуры в Тегеране, а также музей курдского костюма в Керманшахе и пр. Однако эти мероприятия не сняли острых социально-политических проблем, поскольку курдский ареал оставался в числе самых отсталых в экономическом и социальном отношении регионов страны. Отсутствие внимания исламского руководства к его проблемам привело к массовой безработице, нищете и вынужденной эмиграции иранских курдов. Исторически Иранский Курдистан был одной из самых слаборазвитых частей страны. Крестьянский труд по обработке земли до сих пор остается главным источником средств существования большинства населения. Недостаток инвестиций в современные методы ведения сельского хозяйства и в развитие инфраструктуры приводит к тому, что сельскохозяйственная продукция обесценивается, не попав на рынок, а в случае ее попадания на рынок, она не может конкурировать по качеству и цене с продуктами из других районов. Экономический застой заставляет курдских крестьян (особенно молодых курдов) уезжать из родных мест в поисках работы. Они бросают свои хозяйства, вливаются в колонии мигрантов, проживающих в лачугах на окраинах промышленных центров. Эта массовая эмиграция молодого населения превращает курдские районы в зоны нищеты и бедствия. Недовольство курдов вызывает и религиозная политика властей в отношении курдов-суннитов, поскольку в крупных городах с преобладанием суннитского населения строятся большие Шиитские мечети, становящиеся центрами пропаганды шиитского направления ислама. Шиитские улемы прилагают большие Усилия для приобщения молодых курдов к шиизму. Это чревато изменением религиозной структуры населения западной части Ирана в пользу шиитского ислама. Курдские демократы выражали мнение о том, что в Иранском Курдистане наблюдается отчуждение курдского населения от правительства ввиду бескомпромиссных действий местных административных структур, отказывавшихся вникать в чаяния и тросы курдского населения. Они решают вопросы лишь применяя насилие, заключая инакомыслящих в тюрьмы. По их мнению, даже в последние годы правления в Иране реформистских сил, которые пытаются сдержать незаконные аресты и расправы в других районах страны, в Курдистане продолжаются нарушения прав человека. Это было детально зафиксировано международными правозащитными организациями. Нередко к правонарушителям власти применяют средневековые приемы наказания. Так, например, по данным «Эмнисти интернейшинл» по крайней мере 197 человек были избиты палками или приговорены к палочному наказанию, часто большими группами. По меньшей мере 11 человек были приговорены к ампутации пальцев или кистей рук в качестве судебного наказания. Эта констатация, очевидно, не могла остаться без внимания исламского руководства. Оно поддерживает политическую и общественную деятельность, не противоречащую устоям иранской государственности. Иранская конституция специально оговаривает гарантии прав религиозных общин. И они четко выполняются. Так, например, иранские армяне в полной мере используют национальный язык в школьном обучении, печатных изданиях, а также изучают национальную историю, искусство и культуру. Армянам разрешено занимать ответственные посты, заниматься торговлей и предпринимательством, способствующей процветанию иранской государственности. Представители религиозных меньшинств (зороастрийцы, иудеи, христиане) заняли 5 мест в иранском парламенте (меджлисе). Там была создана и курдская фракция из 30 депутатов. Участие курдов в работе центральных органов управления стало доказательством того, что они не являются сепаратистами, и готовы наравне с другими национальностями участвовать в управленческих структурах на всех уровнях. В Иранском Курдистане начался процесс выдвижения курдов на руководящие должности и государственную службу. При этом курды потребовали расширения культурной автономии, а именно: предоставление им всех тех привилегий, которыми пользуются религиозные меньшинства. К ним относятся — организация системы образования с широким использованием курдского языка, изучение курдской истории, культуры, искусства, предоставление свободного вещания, включая пользование Интернетом, спутниковыми телекоммуникациями, предоставление женщинам равноправия и т.п. Реформаторы, возглавляемые президентом М.Хатами, поддержали разрешение всех спорных вопросов путем переговоров. Хатами, в частности, высказался за то, чтобы попытаться перенести понятие «национального единства меньшинств и «территориального отождествления» в более широкие рамки концепции диалога цивилизаций, апеллируя к местным традициям, истории и культуре, которые могли бы сплотить иранское общество и, вместе с тем, нейтрализовать националистическую окраску выступлений окраинных народов. Компромиссным решением стало присоединение к лозунгу «диалога культур» политики политической и экономической консолидации путем активизации подключения многонациональной периферии к общеиранскому национальному рынку и через него к мировому. Так, например, в Иранском Курдистане после 2003 г. были созданы предприятия по добыче минерального сырья (гранит, мрамор, гипс и пр.), которое успешно экспортируется в Турцию и Ирак. На предприятиях этой отрасли занято более 2 тыс. человек. Там строится также тракторный завод. Очевидно, что такая компромиссная политика направлена на снижение социальной напряженности в многонациональном иранском обществе. Эти призывы находят отклик некоторой части курдских демократов, которые занимаются легальной деятельностью в Иранском Курдистане, активно сотрудничая с властями. Их работа нацелена на достижение гражданского равноправия и борьбу против проявлений шовинизма. Они ищут и находят механизмы взаимодействия с реформаторским крылом правящей элиты, работая в органах местного самоуправления в провинции Курдистан, пытаясь добиться от центра различного рода льгот, а также инвестиций в экономические, социальные, культурные и иные программы. Подобный подход содействует трансформации конфликта курдов с властями в позитивное сотрудничество. Инициатива курдских демократов, мыслящих по-новому, преодолевает традиционные барьеры в целях укрепления связей курдской периферии с центром ради достижения мира в Иранском Курдистане и благосостояния курдского населения. Они не акцентируют внимания в своей деятельности на проблемах, разделяющих курдов с иранскими исламистами, находящимися у власти, реализуя общий подход по стабилизации ситуации в курдских районах Ирана. Цель такого подхода состоит в создании основы, опираясь на которую иранские курды, придерживавшиеся убеждений, противоположных мнениям иранского руководства, могли бы сотрудничать с нынешними властными структурами в интересах установления взаимовыгодных отношений. Так мыслящие курдские демократы полагают, что подобные отношения могли бы сыграть позитивную роль для улучшения положения курдского народа страны. Они видят свою цель в том, чтобы вывести Иранский Курдистан по экономическому и социальному уровню на один уровень с центральными провинциями. Их деятельность находит понимание и поддержку исламского руководства. При этом курдские демократы вынуждены идти на компромисс с иранскими властями, поскольку их деятельность в определенной степени ограничена рамками государственного законодательства, основанного на исламских принципах. Инициатива курдских либеральных демократов в целом соответствует интересам иранских реформаторов, поскольку придает большое значение диалогу и сотрудничеству по таким вопросам, как права человека, региональная торговля, обеспечение правопорядка и др. Однако эти усилия иранских реформаторов и курдских либералов наталкиваются на сопротивление консерваторов во властных структурах страны, с одной стороны, а с другой — не находят понимания большей части курдских автономистов и иранской диаспоры в Европе и США. Иранские реформаторы и консерваторы, несмотря на общность установки на государственный унитаризм, придерживаются различных точек зрения на проблему борьбы с курдской оппозицией. Фундаменталисты стоят на позиции жесткой непримиримости и полагают искоренение автономистских идей возможным любыми способами: это и террор, и репрессии, и прямое уничтожение демократических функционеров, с одной стороны. Консерваторы-исламисты при этом закрывают глаза на активность исламско-радикальных группировок в зоне ирано-иракской границы, которые втягивают иранских курдов в вооруженную борьбу на территории сопредельного Ирака. Исламское руководство не уделяет также достаточного внимания распространению наркотиков среди курдской молодежи Ирана, попадающих туда, видимо, через бывших афганских талибов, перекочевавших из Афганистана. Другого мнения придерживаются реформаторы, склонные решить вопрос путем переговоров. Их представители даже пытались установить непрямые контакты с Революционным Союзом Курдистана с целью достижения договоренностей относительно начала переговоров по курдскому вопросу. Курдские автономисты восприняли это предложение с большой долей осторожности, отметив, что такие переговоры возможны лишь при участии иностранных наблюдателей. Однако эти усилия так и не нашли продолжения из-за противостояния консервативных кругов в иранском руководстве, выступающих против любых компромиссов с автономистами, а также ортодоксальных курдских политических кругов, считающих, что иранские курды, подобно иракским, могут добиться своих прав лишь путем свержения власти шиитского духовенства в Иране, установления федеративного государственного устройства и осуществления федеративного права национальной автономии в рамках Ирана. Генеральный секретарь Демократической партии Иранского Курдистана (ДПИК) А.Хасан-заде, в частности, говорил, что автономисты не поддерживают идею иностранного вторжения в Иран, но в то же время рассчитывают на то, что международное сообщество поддержит иранскую оппозицию. В июне 2003 г. он заявил, что «сильная позиция США в новом Ираке окажет давление на Тегеран». ДПИК уже 7 лет базируется на иракской территории, подконтрольной Патриотическому Союзу Курдистана (ПСК), руководимой Дж.Талабани, ставшему ныне первым президентом нового Ирака. А.Хасан-заде как умеренный политический лидер способствовал сохранению определенного баланса между умеренным и радикальным крылом курдских автономистов Ирана. Начало демократических преобразований в Ираке побудило иранских курдов пересмотреть свои позиции в отношении Запада и разработать новую политическую платформу, соответствующую изменившейся геополитической ситуации. 30 ноября 2003 г. был обнародован проект этого документа, состоящий из 9 пунктов. В нем, в частности, отмечалось, что иранские курды рассматривают свое движение как часть широкого движения курдов за независимость и политический суверенитет; они выступают за государственное переустройство Ирана на основе федерации и создание курдской республики, включающей все районы компактного проживания курдов в западном Иране; ратуют за равноправие; укрепление демократии и пр. Эта платформа была одобрена на собрании представителей иранских курдов 3 июля 2004 г. в Лондоне. ДПИК при этом сняла прежний лозунг «Демократия Ирану, автономия - Курдистану» и выдвинула новый лозунг «Создание демократической, плюралистической и федеративной системы в Иране и предоставление национальных прав иранским курдам». 29 июля 2004 г. в Кой Санджаке состоялся 13-й съезд ДПИК, на котором была принята новая программа и избран новый генеральный секретарь Мустафа Хиджири, придерживающийся радикальных взглядов на разрешение курдского вопроса. Его убеждения в значительной степени лоббируются курдской диаспорой в Европе и США, ратующей за свержение исламского режима и установление федеративной формы правления на основе светской идеологии и политики. В качестве приоритета он выдвигает вооруженную борьбу против исламского режима. Очевидно, что подобные призывы встречают жесткий отпор исламского руководства Ирана. В результате несколько тысяч оппозиционных курдов были вынуждены спасаться от преследований в сопредельном Ираке. Однако это не останавливает приверженцев федерализма. Так, 19 февраля 2005 г. состоялся съезд представителей национальных и этнических групп в Иране, на котором было принято решение организовать «Конгресс национальностей по вопросу о федерации в Иране». А на заседании Курдского Национального Конгресса в марте 2005 г. вновь было подтверждено мнение об ущемлении исламским руководством прав восьмимиллионного курдского населения страны. Путь решения курдского вопроса в Иране, избранный курдскими автономистами, вряд ли конструктивен, поскольку разработчики этой политики базируются на теории, не оправдавшей свою практическую пригодность. Поэтому их деятельность может привести к распаду страны, гибели иранского государства, что соответствует интересам некоторых политических сил, озабоченных устремлениями насаждения моделей западной демократии насильственным путем. При этом следует учитывать и то, что принцип автономии подходит для удовлетворения этнокультурных потребностей далеко не всех иранских этносов. Таким образом, этнокультурная разноплановость иранского населения является мощным источником конфликтности в Иране. Иранские реформаторские круги пока находят позитивные способы регулирования этнокультурных отношений, способных снимать напряженность и поддерживать стабильность в стране. Консерваторы прилагают усилия для изменения этнической и религиозной структуры населения западной части страны, где широкое распространение имеют идеи национальной автономии. Независимо от того, какая из политических группировок находится у власти, свою основную задачу во взаимоотношениях с неперсидскими этносами исламское руководство видит в укреплении унитарного теократического государства. Но конструктивен ли курс жесткой исламизации иранской периферии, или речь должна идти о различной степени экономического и политического сотрудничества центра и периферии, следует ли договариваться с недовольными своим положением неперсидским (и нешиитским) населением или целесообразно насильственным путем навязывать ему чуждые формы общественных отношений? Все эти и некоторые другие вопросы имеют исключительно важное значение для будущего Ирана. Как отмечают некоторые отечественные иранисты, большая часть населения, в свое время поддержавшая реформы Хатами, теперь испытывает разочарование его политикой, что, видимо, скажется на итогах предстоящих выборов летом 2005 г. Но следует учитывать и то, что чрезмерный политический консерватизм властных структур способен в перспективе оживить политическую активность студенчества и интеллигенции. Эти слои, очевидно, не оставят без внимания процессы государственного устройства в соседнем Ираке, идеологи и политики которого находятся в поиске разумного симбиоза исламских и светских ценностей. Это в принципе может оживить в Иране дискуссии относительно модернизации общественных процессов на основе «демократизации» ислама и привести на том или ином этапе к трансформации политической системы страны.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ /. Арабаджян А.З. Армяне Ирана и «персисламский имперский комплекс» Хосрова Чакери. М., Восточная литература РАН, 2002. 2. Иран: ислам и власть. М., ИВ РАН+Крафт+, 2001. 3. Иран после парламентских выборов. М., 2004. 4. Иран: эволюция исламского правления. М., Крафт+ ИВ РАН, 2001. 5. Ислам и политика. М., Крафт+ ИВ РАН, 2001. 6. Курдский вопрос на рубеже тысячелетий. М., 2004. 7. Национальный вопрос в странах Востока. М., «Наука», 1982. 8. Этническая разделенность и национальный вопрос на современном Востоке. Материалы дискуссии. М.,1978.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |