КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция отношения государства
и общества к культурному многообразию: от «плавильного котла» — к «сепаратному плюрализму»
Статус различных общин в Израиле постоянно меняется, отражая идущий в стране в последние десятилетия процесс, который можно обозначить как переход от концепции «плавильного котла» к ситуации фактического «сепаратного плюрализма». В догосударственный период и в первые десятилетия существования Государства Израиль доминировала идея о том, что в стране идет процесс формирования новой нации, и идет он за счет слияния евреев, которые репатриируются из различных общин диаспоры. Было ясно, что еврейский национальный очаг и Государство Израиль строятся на основе концепции этнического национализма, то есть — это государство еврейского народа, государство всех евреев мира (пусть и не живущих в нем), государство новой еврейской нации, освобожденной от тяжелого опыта двухтысячелетней жизни в странах рассеяния. Понятно, что в этих условиях людям, которые приезжали из разных стран диаспоры, будучи носителями разных типов еврейских культур на разных языках, разного исторического опыта и различных взглядов на то, как должен выглядеть «еврейский национальный очаг», приходилось определять свое отношение к этой «новой израильской идее». Единственной группой населения, которой никогда не приходилось задавать себе вопрос, что значит быть израильтянином, были российские евреи, которые приехали в Палестину/Эрец-Исраэль в конце XIX — начале XX в., чтобы строить там еврейский национальный очаг. При всей своей ментальности жителей «черты оседлости», именно они и были истинными израильтянами, став создателями большинства общественных структур и культурных кодов, равно как и местной версии «плавильного котла» еврейских диаспор на основе сионистской ивритской культуры. Это ядро, к которому в период между двумя мировыми войнами примкнули представители четвертой, «польской» алии, выдвинуло из своей среды подавляющее большинство лидеров всех социал-демократических партий, стоявших во главе еврейской общины Палестины/Эрец-Исраэль и Государства Израиль вплоть до второй половины 1970-х гг. К этой же группе уроженцев Белоруссии и Польши, прибывших в Израиль в 1920-е гг., относятся и все четыре израильских премьер-министра от «правого» лагеря: Менахем Бегин, Ицхак Шамир (его настоящая фамилия — Язерницкий), (опосредованно) Беньямин Нетаньяху (настоящая фамилия его предков — Милейковские) и Ариэль Шарон (Шейнерман), родившиеся уже в Израиле в семьях родителей-репатриантов. Именно репатрианты второй — четвертой волн алии сформировали тот тип лидерских элит, которые в последствии возглавили политические, социальные и экономические институты Государства Израиль. Факт этот продолжал влиять на всю общественно-политическую систему Израиля даже тогда, когда новые волны алии существенно изменили субэтническую структуру страны. Эта же среда сформировала и господствующее видение «нового еврея», который должен был быть носителем новой израильской культуры. Что это была за культура, в те времена не всем было понятно, но некоторые параметры вырисовывались. Она была построена на принципах восточноевропейского социализма, секуляризма, отсутствия комплексов униженного и притесняемого еврея диаспоры («галута»), в том числе и таких, как владение «галутными» языками. Хотя против «галутных» языков не велось открытой борьбы, пользование ими в повседневной жизни не поощрялось. Только против идиша шла настоящая культурная война, поскольку носителей его было много и в нем виделась угроза доминантному положению иврита. Иврит же был одним из фундаментальных компонентов строительства новой израильской культуры и израильского общества. В этой войне иврит победил, нередко благодаря использованию методов общественного и политического давления. До 1960-х гг. ни власть «русско-польского» истеблишмента, ни его видение модели национального и государственного строительства не встречало серьезной альтернативы. Хотя уже на первых же выборах в Собрание депутатов еврейской общины Па-лестины/Эрец-Исраэль в 1920 г. о себе заявила первая еврейская субэтническая партия выходцев из Йемена, периферийность этого фактора была очевидной. Более серьезным вызовом стала алия выходцев из германоязычных стран, которые стали массово прибывать в Палестину/Эрец-Исраэль в 1930-е гг. после прихода нацистов к власти в Германии и в Австрии. Эти люди приехали в страну, на которую смотрели с культурного высока. Они были носителями высокого уровня образования, современных профессий, и внесли решающий вклад в создание первых университетов, банковской и юридической системы, ряда учреждений культуры и т.д. На выборах в Собрание депутатов четвертого созыва в 1944 г. выходцы из Германии были представлены собственной партий «Алия хадаша» («Новый подъем»), однако в отличие от движений йеменских и других «сефардских» евреев, программа партии «Алия хадаша» носила не столько общинный, сколько общенациональный характер. После провозглашения Государства Израиль немецкоязычные избиратели поддерживали центристские партии: движение Общих сионистов, Прогрессивную партию, Либеральную партию, однако их влияние в политической жизни страны было и оставалось сравнительно невелико. Таким образом, хотя выходцы из германоязычных стран и хотели предложить израильскому обществу некую систему ценностей, альтернативную «русско-польской» модели социалистического сионизма, и даже достигли некоторых успехов на этом пути, они в конечном итоге приняли сложившиеся «правила игры». Другим вызовом идее «плавильного котла» в его ашкеназском секулярном социалистическом варианте стало появление так называемого «второго Израиля». Впервые этот феномен возник после второй мировой войны, когда в Палестину/Эрец-Исраэль добрались оставшиеся в живых евреи Европы. Эти люди, которые чудом пережили Холокост, были во многом чужды тем гордящимся силой своего духа «новым евреям», которые боролись за (вос)создание еврейской государственности. Только многие годы спустя память о Катастрофе европейского еврейства постепенно была «внедрена» в массовое сознание израильтян, став неотъемлемой частью национального этоса. Массовая алия из арабских и мусульманских стран Ближнего Востока и Северной Африки, пик которой пришелся на 1948-1951 гг., еще более обо- стрила проблему отчуждения различных групп израильского общества друг от друга. Это была эмиграция в значительной степени вынужденная, доля сионистов (а тем более, сионистов-социалистов) среди приезжавших была относительно небольшой. Впрочем, некоторые общины снимались с мест целиком, как, например, афганская или йеменская, которые видели в создании Государства Израиль реализацию древних мессианских проро-честв. Соответственно, отличие подобного, условно говоря «фун- даменталистского сионизма» от восточноевропейского сионизма второй — третьей волн алии нельзя было не заметить. Эти иммигранты образовали ядро «второго Израиля», во многом противостоящего ашкеназскому истеблишменту. Они были носителями других культур, и представители элит молодого государства считали для себя необходимым их интегрировать на основе «очищения» от того «наслоения» диаспоры, которое они с собой принесли, в том числе традиционализма — религиозности и собственных культурных традиций. На них смотрели как на тех, кому нужно отказаться от своего наследия, чтобы стать «как все». В итоге восточные евреи, в массе своей расселенные в далеких от центра страны так называемых «городах развития» автоматически стали частью отчужденных от власти социально слабых слоев общества. Молодежь из семей репатриантов из стран Востока, воспитываясь в израильской системе образования, зачастую оказывалась в весьма сложном «промежуточном» положении: у нее уже не было того традиционного воспитания, что у их родителей, но лишь абсолютное их меньшинство смогло войти в социально-культурный и экономический истеблишмент европеизированного «первого Израиля». Травма обиды на ашкеназский истеблишмент, упреки в дискриминации перешли по наследству к следующим поколениям, став причиной многих конфликтов. Многие годы спустя, в 1984 г., возникла политическая партия сефардов-традиционалистов ШАС, совмещавшая лозунги социального популизма с призывом к превращению Израиль в теократическое государство, власть в котором принадлежала бы Совету знатоков Торы (именно этот орган является высшей властной инстанцией в самой партии ШАС). Эта партия усиливалась от выборов к выборам, став в Кнессете пятнадцатого созыва (он работал в 1999-2003 гг.) третьей по влиянию политической силой в стране и получив контроль над пятью министерствами. Важнейшим и успешным инструментом в борьбе, которую вела партия ШАС, была огромная социальная деятельность, проводимая ею по всей стране (религиозные школы, детские сады, помощь в социальном обеспечении, уход за пожилыми и так далее). Несмотря на снижение парламентского представительства ШАС в 2003 г. до 11 мандатов, партия и сегодня является одной из важнейших политических сил в среде выходцев из стран Востока. Известный общественный деятель Зеэв Гейзель так объясняет феномен ШАС: «Партия, появившаяся как сугубо религиозная, пережила расцвет, в основе которого — чувство обиды и приниженность израильтян сефардского происхождения. Но для того, чтобы продолжить этот расцвет (или хотя бы сохранить набранный уровень), необходимо, чтобы эти чувства принадлежности к «обиженным и угнетенным» сохранились! И именно этим, то есть культивированием таких комплексов, и занимается партия ШАС, — утверждают ее критики. Защитники же ШАС возражают: нет, речь идет о естественном стремлении восточных евреев сохранить свою культуру, свою ментальность, свою систему ценностей — а не лечь на рельсы ашкеназской культурной магистрали». «Русская» община, создание которой Израиле идет с начала! 1990-х гг., демонстрирует более сложную комбинацию секторальных интересов и попыток предложить израильскому обществу «более адекватные» модели его развития. Это во многом сближает «русских» израильтян с немецкой алией 1930-х гг. Возросший политический вес «русско-еврейской» общины Израиля стал результатом действия нескольких факторов. 1. Прибытие в Израиль очень большого числа репатриантов из СССР/СНГ (после 1973 г. из СССР/СНГ в Израиль репатриировалось около 1.1 миллиона человек, включая около 940 тысяч приехавших с 1989 по 2003 гг.), что позволило создать влиятельную в социально-политическом и экономическом отношении общину. В настоящий момент русскоязычная община составляет около 16% израильского электората, что соответствует примерно 19-20 мандатам в Кнессете. 2. Утверждение в общественном и политическом сознании израильтян идеи «поликультурализма» как естественной стадии развития общества совпало по времени с массовой иммиграцией из СССР/СНГ в начале 1990-х гг. и в немалой степени способствовало легитимации идентичности и институтов русско-еврейской общины. Израильское общество и его культурный и политический истеблишмент сравнительно спокойно отнеслись к появлению в стране «русской» иммигрантской субкультуры, формирование которой шло с начала 1990-х гг. «Русская» субкультура, разумеется не была гомогенной по происхождению и отнюдь не охватывала всего иммигрантского сообщества, существенная часть которого осталась вне ее рамок. Однако само наличие этого феномена способствовало осознанию репатриантами своего общественного веса и их стремлению применить свой потенциал не только (и даже не столько) внутри «русской общины», но и предложить его обществу в целом. 3. Политика «прямой абсорбции» алии, во многом делавшая ставку на внутренние интеллектуальные, экономические и социальные ресурсы репатриантов. Закономерным результатом реализации этой политики стало возникновение широкой инфраструктуры общинной взаимопомощи в сферах культуры, образования, профессиональной ориентации и социального обеспечения, а также «Русский» бизнес-сектор. Так, например, уже в 1997 гг. в сфере образования, культуры и социальной помощи официально действовали около трехсот организаций репатриантов из СССР/СНГ. В свою очередь, это не могло не способствовать «автономиза-Ции» политических взглядов и политического поведения русскоязычных израильтян, и соответственно, сыграло свою роль в организационно-политической институционализации местной русско-еврейской общины. 4. Принятие второй редакции Основного закона о правительстве, позволявшей в 1996 и в 1999 гг. голосовать и за лидера общенациональной партии в ходе прямых выборов премьер-министра, и за ту или иную, например, «общинную» партию в ходе проходивших одновременно с этим выборов в Кнессет. Как и в случае с другими общинами, эта система заставляла любого политика, стремящегося стать премьер-министром, искать поддержки «русских» элит в обмен на фактическое признание за этими лидерами права на почти монопольное влияние в их общине. Появление собственных политических движений на следующем этапе процесса становления русско-еврейской общины в Израиле для многих репатриантов выглядело естественным и логичным. Итогом стало создание партии «Исраэль ба-алия» (ИБА) в 1995 г., а затем и других общинно-ориентированных политических движений. Постепенно израильское общество фактически отказалось от модели «плавильного котла», однако на смену ей не пришла повсеместная готовность к этническому и социально-культурному плюрализму. На наш взгляд, до сих пор и государственная власть, и общество проявляют лишь готовность к половинчатым компромиссам в этом вопросе, принимая временный культурный плюрализм как своего рода неизбежное зло, не воспринимая сосуществование культур как позитивную цель, служащую общественному интересу. Существующее положение во многом соответствует теоретической модели «сепаратного плюрализма»: каждая община сохраняет свою обособленность и свои специфические черты, не особенно стремясь к конструктивному диалогу с представителями других общин. При этом иерархия между культурами различных общин практически отсутствует: каждая из них признается легитимной, обладающей равными правами в рамках данного социального пространства. Хотя государство заинтересовано в сохранении некоего, достаточно широкого, «общего знаменателя», настаивая на том, что иммигранты должны пройти процесс аккультурации, пусть и не столь быстрый, как это подразумевалось в предшествующие годы, лидеры этнических группировок, общественных объединений и политических партий, созданных на основе этнокультурной схожести своих членов, куда больше заинтересованы в сохранении этнического и культурного своеобразия руководимых ими общин, ибо в этом — гарантия их собственной востребованности в качестве общинных и политических лидеров. Отмена прямых выборов премьер-министра и возвращение к системе «чистого» парламентаризма пока не привела к «сворачиванию» секторальных, в том числе «русских», политических структур. Арабские националистические, религиозные и иммигрантские движения, несмотря на снижение их парламентского представительства после выборов в Кнессет шестнадцатого созыва (2003 г.), слишком укоренились за прошедшие годы, чтобы вновь полностью «уступить» «свои» общины общенациональным элитам. Поэтому достаточно высокая степень этноконфессиональ-ной раздробленности, по всей видимости, и в обозримом будущем будет важным фактором израильской общественно-политической жизни.
ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ: ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |