КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О. И. Жигалина
Социально-политические сдвиги, происшедшие внутри страны после свержения шахского режима в феврале 1979 г., а также внешние факторы оказали существенное влияние на политику иранских властей в сфере национальных отношений. Ни на йоту не отступая от принятого еще при жизни имама Хомейни курса на формирование унитарного исламского государства, реформаторское крыло нынешнего иранского руководства отдает предпочтение пути политического компромисса для устранения межнациональных и конфессиональных конфликтов. Ввиду по-лиэтничности и конфессиональной неоднородности населения Ирана эта проблема все еще не потеряла своей актуальности особенно в западной части страны, граничащей с Ираком и Турцией. Этнические и конфессиональные особенности Ирана
Иранские и западные источники предлагают различные данные процентного соотношения национальных меньшинств. Но в среднем оно представляет примерно следующее: 51% — персы, 24% — азербайджанцы, 8% — гиляки и мазандеранцы, 7%-курды, по 2% -луры, белуджи и туркмены, 1% — арабы и пр. Бахтиары, каш-кайцы, ассирийцы, армяне, евреи и др. составляют менее 1%. Одной из важных особенностей этнонациональной системы Ирана является то, что некоторые национальные меньшинства (арабы, азербайджанцы, белуджи, курды, туркмены) принадлежат к числу разделенных государственными границами народов. При этом туркмены являются частью туркменской нации, большая часть которой проживает в Туркменистане. Азербайджанцы также имеют свое национальное государство и представляют небольшую часть азербайджанской нации. Арабы принадлежат к обширному арабскому миру. Белуджи и курды не имеют собственных национальных государств. Этническое разнообразие населения страны иногда осложняет решение социально-политических вопросов. Разделенные нации испытывают политическое, социальное, культурное, языковое и пр. влияние сопредельных частей этноса. Это обстоятельство в Иране влияет на развитие одновременно двух параллельных процессов — национальной консолидации меньшинств, противодействующих централи-заторским действиям властей, и процессов общеиранской интеграции. По мнению некоторых зарубежных политологов, в сложные «этнические конфликты в Иране могут быть вовлечены национальные меньшинства, которые имеют расположенные по соседству родственные государства, как азербайджанцы, или соседние курды, борющиеся за национальное признание». Они видят опасность не в том, что эти народы могут присоединиться к родственному этносу или государству, а в том, что на территории иранской части подобных этносов может произойти политическая или военная интервенция родственного государства или народа «с целью «защиты» интересов «своего» народа». Процессам интеграции традиционно благоприятствовала сравнительно высокая степень общности духовной культуры народов Ирана, важным компонентом которой является ислам. Так, шииты представляют 90% населения страны, к которым в основном принадлежат персы и азербайджанцы; сунниты — приблизительно 8% иранского населения. Это — часть курдов, большинство арабов, все белуджи и туркмены, а также некоторые персидские общины южного Ирана и Хорасана. Несмотря на различия религиозных доктрин между шиитами и суннитами, в Иране почти не наблюдалось серьезных шиито-суннитских столкновений вследствие того, что суннитское население преимущественно обитает в приграничных районах страны, а персоязычные шииты в основном занимают ее центральную часть. Тем не менее накануне и после иранской революции 1978-1979 гг. в отдельных местностях Западного Азербайджана, Персидского залива и Систана-Белуджистана возникала напряженность, а иногда и вооруженные столкновения на религиозной основе. Причиной протестов национальных меньшинств было признание официальной религией шиизма джафаритского толка; другие мусульманские верования признавались как действующие и уважаемые. Однако иранские сунниты (белуджи, курды, арабы и др.) настаивали на официальном признании других мусульманских верований в тех районах, где они преобладали. Права меньшинств признавались только по конфессиональному признаку за христианами, иудеями и прочими немусульманскими общинами, включая секту бехаитов, к которой шииты традиционно относились нетерпимо. Ущемление прав национальных меньшинств было чревато распадом иранской общности, спаянной прежде всего древнейшим институтом монархии. Новое иранское руководство стало призывать к национальному единству народов страны, придав шахской концепции «единая нация-государство» конфессиональный смысл. При этом средние слои, являвшиеся носителями секуляристских модернистских идей и требований во время правления династии Пехлеви (1925-1979), выражали свою неудовлетворенность поражением светской идеологии, нередко поддерживая конфликты, имевшие этно-конфессиональную подоплеку. В результате значительная часть светской оппозиции покинула пределы страны, а место секулярной идеологии заняла фундаменталистская шиитская доктрина.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |