КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Южный Курдистан в начале XXI века 1 страница
Ситуация, сложившаяся в Иракском Курдистане в ходе военной операции коалиционных сил в марте-апреле 2003 г. и после свержений режима Саддама Хусейна, не отделима от тех общих процессов, которые охватили в целом Ирак. Действуя в соответствии со своими геополитическими и экономическими интересами, США при поддержке войск Великобритании и Австралии в ночь на 20 марта 2003 г. начали наносить ракетно-бомбовые удары по территории суверенного государства Ирак без санкций Совета Безопасности ООН. В операциях по установлению контроля над территориями Северного Ирака — городами Киркук и Мосул с прилегающими районами вместе с американскими частями принимали участие и курдские отряды пешмерга. Американское руководство через несколько дней призвало курдов покинуть Киркук, однако город остался под контролем Региональной власти. К 13 апреля коалиционные силы, не встретив какого-либо значительного сопротивления со стороны иракских войск, установили контроль над всей территорией страны. Уже 1 мая Дж. Буш объявил об окончании широкомасштабных боевых действий в Ираке. Однако очень скоро силам коалиции пришлось столкнуться с вооруженным сопротивлением иракцев оккупационным войскам, носившим вначале очаговый характер, но постепенно становившимися все более организованными и превратившимися в фактор, оказывающий серьезное воздействие на развитие обстановки в Ираке и вокруг него. 22 мая 2003 г. Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию 1483 (дополнена резолюцией СБ ООН 16 октября 2003 г.), в которой с учетом сложившейся ситуации были сформулированы общие подходы международного сообщества к проблемам послевоенного обустройства Ирака, определены принципы организации его политической системы. В соответствии с принятыми СБ ООН решениями США и Великобритания официально были признаны оккупирующими державами. Функции управления страной на период до сформирования международно признанного правительства Ирака и принятия им властных полномочий возложены на Временную коалиционную администрацию (ВКА). Под ее эгидой была учреждена Иракская временная администрация (ИВА), призванная «олицетворять суверенитет иракского государства» в течение переходного периода. Центральным звеном ИВА стал созванный 13 июля 2003 г. Временный управляющий совет Ирака (ВУСИ) из 25 человек. В его состав вошли представители ведущих политических партий и объединений страны, крупнейших этно-конфессиональ-ных групп, а также независимые общественные деятели. 31 августа 2003 г. был создан другой важный орган временной администрации — переходное правительство тоже из 25 человек. И Временный Управляющий Совет, и переходное правительство сформированы на этно-конфессиональном принципе подбора руководителей: в каждом из этих органов 13 шиитов, пять суннитов, пять курдов, один этнический туркмен и один ассириец-христианин. 15 ноября 2003 г. между ВУСИ и ВКА было подписано т.н. «Соглашение о политическом процессе», в соответствии с которым к концу февраля 2004 г. следовало разработать й утвердилъ Основной закон (Временную конституцию) Ирака. 8 марта 2004 г. Временный управляющий совет принял «Закон об управлении Государством Ирак на переходный период, или Временную конституцию, направленный на обеспечение временной правовой базы для иракских органов власти вплоть до принятия новой постоянной конституции, намечаемого на 2005 г. Конституция провозглашает Ирак республиканским демократическим федеративным государством, гарантирующим своим гражданам демократические права и свободы. Признается многонациональный характер государства, арабский народ Ирака объявляется «неотделимой частью арабской нации». Официальными языками объявлены арабский и курдский (Временная конституция Ирака 1990 г. признавала курдский язык официальным наряду с арабским только на территории Курдистана)- Конституцией гарантируется также использование в образовательных и учебных заведениях языков других народов, проживающих на территории страны. Провозглашен федеральный принцип устройства государства. Гарантируется справедливое распределение природных богатств Ирака. Закон предоставляет гарантии возвращений на родину лиц, лишенных при прежнем режиме иракского гражданства или вынужденно покинувших страну. Декларируется важная роль женщин в строительстве нового Ирака, им отводится 25% мест в высшем законодательном органе. Статья 84 «Закона» касается непосредственно Курдистана. В ней говорится, что Национальная ассамблея Курдистана может вносить поправки к любому федеральному закону на курдской территории с оговоркой, что эти поправки не должны затрагивать сферы, находящиеся в компетенции федерального правительства: внешняя, монетарная и финансовая политика, национальная безопасность и управление природными ресурсами. «Закон» встретил далеко не однозначное к себе отношение со стороны представителей основных общин иракского населения. Шииты подписали документ, по их признанию, под давлением ультиматума, выдвинутого курдами, заявившими о своей готовности взять курс на полное отделение северных провинций в случае внесения в «Закон» изменений, ущемляющих их права. Духовный лидер шиитов аятолла Али ас-Систани объявил Временную конституцию «не имеющим силы документом». По его оценке, «любой закон, принятый в переходный период, будет иметь юридическую силу только после одобрения Национальной ассамблеей, избранной народом». Пойдя в конечном итоге на подписание Временной конституции, шиитские руководители продолжают выражать свое несогласие с рядом ее положений. Речь идет о том, что согласно Закону постоянная конституция может быть не принята, если население трех из 18 провинций страны выразят с ней свое несогласие. Шииты опасаются, что курды, составляющие большинство жителей трех северных провинций, могут воспользоваться этим правом. Кроме того, шиитское руководство настаивало на том, чтобы планируемый президентский совет состоял из пяти человек (три шиита, суннит и курд), а не их трех, как записано в Законе (шиит, суннит и курд). Свое недовольство Временной конституцией высказали и суннитские авторитеты, заявившие, что она «была написана под диктовку США, а подписавшие ее члены ВУСИ, назначенные американскими оккупантами, не являются законными представителями иракского народа». Проведенные опросы показывают, что большинство иракцев выступает за создание унитарного централизованного государства (62%), за идею федерации высказались лишь 22% респондентов. Многие в Ираке воспринимают как чрезмерные права, предоставленные конституцией курдам, а внесение этих прав в Основной закон — как прямое давление американской администрации, открывающее путь к созданию самостоятельного Курдистана. На нынешнем этапе и, очевидно, на перспективу, США делают ставку на иракских курдов как наиболее прочную точку опоры в Ираке и как радикальный фактор, способный оказывать давление на страны региона, в первую очередь соседей Ирака — Турцию, Иран и Сирию. После официального «завершения» войны в Ираке для курдов сложилась принципиально новая ситуация, определяемая рядом факторов. В «триаде» составляющих иракского государства — сунниты, шииты и курды — последние на сегодня являются наиболее значимой ее частью. Арабы-сунниты, к которым принадлежали сторонники Саддама.Хусейна, активисты партии Баас, бывшие сотрудники спецслужб, военнослужащие Республиканской гвардии и других элитных вооруженных формирований, полностью дезорганизованы и с большим трудом пытаются вернуть себе власть, в том числе и путем участия в сопротивлении силам коалиции. Шииты, составляющие 60% населения Ирака, имеющие свои политические организации, в том числе пользующийся среди них большим авторитетом «Высший совет исламской революции в Ираке» (ВСИРИ), под патронажем которого находится мощное вооруженное формирование «Бадр» численностью до 30 тыс. человек, заняли лояльную позицию по отношению к вторжению в Ирак сил коалиции и, в отличие от мусульман-суннитов, приветствовали свержение режима Саддама Хусейна. Однако активизация в силу целого ряда обстоятельств движения воинствующего религиозного крыла шиитов осложнила их отношения с оккупационными властями, которые в радикализации ВСИРИ, тесными узами связанного с Ираном, видят возможность вмешательства во внутриполитические дела Ирака со стороны иранских властей. Наличие серьезных противоречий между различными шиитскими группировками внутри ВСИРИ, а также в отношениях шиитов с другими общинами страны — суннитами, курдами, туркоманами препятствует превращению шиитской общины в стабилизирующий фактор. На этом политическом пространстве курды занимают в настоящее время совершенно иное положение. Как союзники ан-тисаддамовской коалиции, они оказались в числе победителей. Курды располагают собственными вооруженными силами численностью 80 тыс.человек, в то время как остальной Ирак своей армии не имеет. Политической целью курдов является федерация в составе демократического Ирака. Эта идея получила поддержку в оппозиционных кругах, а также у США и Англии. Представление о будущем своей страны курды изложили в проекте Конституции Иракского Курдистана, принятом на сессии объединенного парламента в Эрбиле в 2002 г., определившем политическую систему Курдистана как «многопартийную, плюралистическую, парламентскую и республиканскую». Источником власти провозглашается народ Курдистана, состоящий, по конституционному определению, «из курдов и национальных меньшинств: туркмен, ассирийцев, халдеев и арабов». В качестве официального языка в Курдистане провозглашается курдский, в качестве общегосударственного — арабский; за туркменским и ассирийским признается статус «языка культуры и образования для тех, кто говорит на нем». Столицей Курдистана объявляется Киркук. Гарантируются все общедемократические права и свободы. Президент назначает премьера, который формирует правительство, утверждаемое парламентом. В правительство должны входить представители национальных меньшинств. Вводится положение о приоритете Конституции Курдистана перед общефедеральными законами, что фактически означает не столько федеративное, сколько конфедеративное устройство. Сюда же относится и статья, провозглашающая, что в случае появления акта, в одностороннем порядке изменяющего структуру федерации без согласия Регионального Курдистана, курды могут осуществить свое право на самоопределение. В принятой Временной конституции Ирака формально закреплены все права, которыми де-факто обладает правительство Курдистана на территории трех провинций — Дохука, Эрбиля и Сулейма-нии. За курдами сохранено право иметь и контролировать собственную армию, переименованную в «национальную гвардию». Прзнана выдвинутая курдами идея федеративного устройства иракского государства, зафиксирован фактический приоритет курдис-танского законодательства над общеиракским, что отражено в положении о предоставлении парламенту Курдистана права вето на общеиракские законы на территории Курдистана. Таким образом, в Основной закон Ирака почти полностью вошла разработанная в проекте Конституции Курдистана и реализованная курдами на практике программа государственно-правового устройства Курдистана как части федеративного иракского государства. В этом несомненный успех долгой борьбы курдов за свои суверенные права. Но это не означает, что по всем проблемам взаимоотношений центра и Южного Курдистана достигнуты окончательные договоренности. Остается ряд сложных вопросов, требующих для своего решения времени, выдержки и гибкого подхода обеих сторон. Среди них такие, как территория и границы Иракского Курдистана. Курды настаивают на включении в него значительной части провинции Мосул и всей провинции Киркук, центр которой они считают столицей Курдистана. Именно эти районы в 80-90-е гг. подверглись серьезным демографическим изменениям: дома и земли депортированных курдов передавались арабам. Возвращение курдам-переселенцам и беженцам их имущества власти Курдистана относят к задачам первостепенной важности. Однако процесс деарабизации курдских территорий представляет огромную сложность: он не может решаться теми же методами насилия, которые применялись саддамовским режимом к курдам, хотя без насилия, к сожалению, не обходится. В провинции Киркук из мест «зоны безопасности», куда прежний режим переселял арабов, на начало 2004 г. было выселено уже 100 тыс. человек, что создает серьезную гуманитарную проблему и вызывает растущее недовольство арабов, туркоманов, а также и курдов. Отсутствие соответствующего правового поля, законодательных и судебных механизмов для устранения несправедливости, учиненной в отношении курдского населения, не позволяют ускорить и мирными средствами решать проблему возвращения курдов в места своего исконного проживания. Что касается Киркука, то его судьба также еще не определена в настоящее время этот город, как уже отмечалось, находится под контролем Регионального правительства, которое согласно оставить нефтяные запасы киркукского месторождения в федеральной собственности, но будет решительно добиваться определения статуса Киркука как своей столицы. Отложено решение вопросов, связанных с разграничением полномочий между центральной и региональной властями, что должно быть предметом особого договора, а также принципов распределения общенациональных нефтяных доходов. Сохраняющаяся неопределенность ситуации в Ираке оказывает свое влияние и на Курдистан, будущее которого все еще остается неясным. В последнее время все чаще раздаются голоса о возможном отделении Курдистана от Ирака вопреки желанию самих курдов. Этот вариант может иметь место в случае распада иракского государства. Составленное искусственно из трех разнородных частей — шиитского юга, суннитского центра и курдского севера, это государство со времени своего возникновения в 1921 г. так и не сумело интегрироваться в единое целое, а единственным связующим эти территории звеном бьша авторитарная диктатура арабр-суннитского меньшинства. Ключевым на сегодня является вопрос, возможно ли сохранение единства Ирака и если «да», то где тот механизм, задействование которого может обеспечить решение этой задачи. США поставили цель превратить Ирак в демократическое государство, что многими аналитиками оценивается, и вполне обоснованно, как абсурд. К тому же, как показало время, американцам все сложнее найти себе опору в арабском обществе. Их негативное отношение к шиитам, явная дискриминация суннитов, а главное жизнь иракцев в условиях оккупации вызывают среди них растущее недовольство. Отсутствие подлинных национальных органов власти, бесправие граждан, массовая безработица, разгул преступности, отсутствие ощутимых подвижек в улучшении условий жизни большинства населения оккупированных войсками коалиции территорий — все это оценивыается как результат действий военных властей и их ставленников из представителей оппозиции, не имеющих ничего общего с народом Ирака. При дальнейшем нарастании антиамериканских настроений в центре и на юге США будут вынуждены укреплять свои отношения с лояльным им курдским севером. Вопрос о независимом Курдистане как «запасном плане» для Вашингтона уже открыто обсуждается в американской прессе. В любом случае Курдистан останется безусловной опорой и базой американцев в Ираке. Сегодня присутствие ограниченного отряда американских вооруженных сил в Курдистане может служить гарантом со стороны Турции, которая вряд ли согласится с фактом превращения Иракского Курдистана в самостоятельное государство. Руководство Иракского Курдистана продолжает проводить курс на упрочение самостоятельности территории Автономии. Шагом в этом направлении стало решение о введении в КАР денежных знаков с символикой государства Курдистан. Курдские динары уже отчеканены в Швеции. Эти действия являются явным нарушением Временной конституции, которая относит монетарную и финансовую политику к прерогативе центрального правительства Ирака. В начале 2004 г. отмечалась активизация сторонников полной независимости Курдистана. Они собрали 1,7 млн. подписей под документом, требующим проведения референдума о государственно-правовом устройстве Курдистана. Требование было передано ВУСИ и ВКА. На референдум предлагается вынести вопрос о будущем государственном статусе Курдистана: быть ли ему независимым государством или частью федеративной структуры Ирака. Одновременно, при содействии США, курды стремятся занять важные посты в центральных органах власти, особенно в военном ведомстве. Региональное руководство не форсирует процесс суверенизации: достижение этой цели — не проблема дня сегодняшнего. Сейчас оно пытается выступать под знаменем сторонников иракского единства, укрепление которого во многом зависит от более тесного взаимодействия собственных курдских политических сил. О понимании этой задачи, о готовности предпринимать конкретные шаги в деле консолидации всех здоровых сил курдского общества может свидетельствовать созванная в конце марта 2004 г. в курдском городе Салах эд-Дин конференция по вопросам национального примирения. Ее организаторы лидеры ДПК и ПСК М.Барзани и Дж.Талабани договорились о создании Совеа национального применения и призвали все этнические и религиозные общины Ирака к объединению. Проблема осуществления курдского суверенитета в одной из частей Курдистана – Иракской – затрагивает ситуацию в Курдистане в целом, а это грозит нарушением геополитической стабильности не только в регионе Ближнего и Среднего Востока. В сложившемся сегодня миропорядке субъектом международных отношений является государство, безопасность которого неотделима от его территориальной целостности. Эта государственно-центрическая система лежит в основе подхода стран Ближнего Востока к региональным проблемам, а следовательно, любое проявление автономистских устремлений курдов будет встречать резкое противодействие со стороны руководства этих стран. Вместе с тем жизнь многократно доказала полную бесперспективность решения национально-этнических конфликтов силой. И для нормализации ситуации в Курдистане необходим поиск согласия, компромисса между всеми заинтересованными сторонами, что, естественно, потребует длительного времени. А главное – способности курдских политических сил правильно оценивать реально складывающуюся на каждый конкретный исторический момент ситуацию и определить соответствующие ему задачи. И, возможно, выдвинутая Иракским Курдистаном идея федерального союа станет основой для решения курдской проблемы в 21 веке. ПРОБЛЕМА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО И МЕЖОБЩИННОГО СОГЛАСИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИРИИ В.М.Ахмедов
ля сирийского общества характерны исторически сложившаяся многоконфессиональность, наличие различных по численности и степени консолидированное™ и влияния на внутриполитическую жизнь религиозных общин, а также жесткая государственная политика, направленная на недопущение религиозной и межобщинной розни. Наиболее пестрой и разобщенной по идейной и политической направленности общиной продолжает оставаться мусульманская, охватывающая, по оценкам более 90% населения страны и разделенная на суннитскую и шиитскую ветви, имеющие многочисленные разветвления. В первой группе представлены арабы-сунниты, большая часть курдов, туркмены, северокавказские этносы; во второй - шииты-имамиты, алавиты, друзы, исмаилиты и другие. Ведущую роль в жизни страны традиционно играли суннитская и алавитская общины. Наиболее влиятельной и относительно сплоченной шиитской общиной являлась алавитская. Вместе с тем здесь наблюдался наибольший контраст уровня жизни: с одной стороны, немногочисленная клановая группировка алавитов, которой, благодаря нахождению у власти, удалось накопить крупные капиталы, а с другой — абсолютное большинство алавитского населения, являвшегося наиболее обездоленным слоем среди других конфессий. Более того, за годы нахождения алавитов у власти произошло сращивание их состоятельных кланов и семей с представителями крупного бизнеса из числа суннитов по семейно-брачным, деловым и другим направлениям. Вопреки предпринимаемым политическим руководством мерам для сдерживания эволюции мусульманских общин в нежелательном для себя направлении, в Сирии отмечалась выраженная тенденция к исламизации общества и политизации верующих, главным образом, суннитов. Это создавало благоприятные социальные и идеологические предпосылки для возникновения, при стечении определенных обстоятельств, серьезных противоречий в обществе и эксплуатации различными силами внутри Сирии и за рубежом потенциальной ситуации и исламских лозунгов для достижения своих конкретных целей. Несмотря на то, что активно действовавшее в 1970-1980-е гг. в САР движение «братьев-мусульман» и связанные с ним экстремистские исламские группировки были полностью разгромлены к середине 1980-х гг., анализ идеологической и религиозной обстановки в САР позволял констатировать нарастание активности исламистов, выступавших с оппозиционных сирийскому режиму позиций. Наряду с участившимися в середине 1990-х гг. случаями завуалированной критики властей, их внутри- и внешнеполитического курса в ходе регулярных проповедей в многочисленных сирийских мечетях (около 2500 мечетей), отмечается создание новых экстремистских исламских организаций, ставящих задачу свержения вооруженным путем нынешнего режима. Так, в начале 1996 г. сирийскими спецслужбами была вскрыта нелегально действовавшая в Сирии с конца 1995 г. организация т.н. «исламских ваххабитов» с опорными пунктами в Дамаске и Алеппо, в состав которой входили представители сирийской технической интеллигенции, и деятельность которой финансировалась частью торговой суннитской буржуазии Дамаска. Рост влияния политического ислама и. его традиций в широких слоях населения создавал благоприятные социальные и духовные предпосылки для использования различными силами внутри страны исламских лозунгов в интересах решения совершенно конкретных задач. Центрами активной религиозной обработки в Сирии все больше становились исламские учебные заведения. Крупнейшим государственным центром обучения являлся шариатский факультет Дамасского университета. Во второй половине 1990-х гг. на его курсах училось около 4000 студентов. В стране действовал исламский колледж и школа при мечети Абу Hyp, другие духовные учебные заведения. По некоторым оценкам, разделяемым и представителями правящего режима, основными причинами активизации деятельности исламистов послужили ухудшающееся экономическое положение в стране, снижение жизненного уровня населения и, как следствие, рост социальной напряженности. Сыграли свою роль и начавшиеся переговоры о мире с Израилем, что привело к формированию определенного «комплекса поражения» среди широких сирийских масс. С другой стороны, одной из причин, способствовавших превращению Сирии вновь в поле деятельности исламистских структур, могло бы быть, по мнению некоторых западных наблюдателей, вступление Сирии в переговоры с Израилем, что могло спровоцировать распространение на эту страну всплеска исламского экстремизма. Существенное влияние мог оказать и внешний фактор - события в Алжире, Египте, воздействие иранских и саудовских событий. Однако внутреннее положение в Сирии в 1990-е гг. исключало возможность возрождения исламского экстремизма. По мнению официальных сирийских лиц, в Сирии не было «братьев» с крайней идеологией, и они едва ли могли вернуться к своей деятельности. Возможно, такие заявления имели под собой определенную основу, обусловленную тем, что страна изменяла и переоценивала некоторые подходы к организации внутренней политической жизни, усиливая в ней элементы, которые можно было трактовать как ограниченную демократизацию и смещение акцента в сторону видимых политических послаблений. Среди других факторов, которые могли способствовать росту экстремизма, можно было выделить, в дополнение к сказанному, такие, как, например, рост безработицы среди молодежи и ухудшение социальной защищенности в целом, идеологическое давление со стороны режима на творческую интеллигенцию, разрастание беднейших слоев населения за счет размывания среднего класса, своего рода демонстрационный эффект от проведения рядом государств региона политики, направленной на поддержку местных религиозных организаций и их руководителей с целью их использования в политической игре. Это было одним из важных факторов осложнения ситуации в ряде стран, в том числе и в Сирии, так как стиль действий региональных организаций очень близок сирийским «братьям», которые всегда шли на крайние действия для достижения цели. По оценке одного из влиятельных деятелей сирийского бизнеса, возврат к экстремизму едва ли был возможен, поскольку наличие только одного религиозного фанатизма не приводит, как правило, к экстремизму без политических и экономических причин. Если даже предположить, что экономические факторы недовольства имелись, то политическая составляющая, способная спровоцировать религиозный подъем в Сирии не просматривалась. Население в целом поддерживало правящий режим, поскольку он был способен цементировать нацию и служить гарантом социального и политического спокойствия, поддерживаемого социально ориентированной политикой, даже при всех ее недостатках и просчетах. Тем не менее, в сирийском руководстве осознавали, что рост религиозных настроений в стране невозможно было повернуть вспять, и главной задачей в этой связи становилось придание процессу исламизации контролируемого характера, не несущего в себе угрозы режиму. Одновременно сирийским спецслужбам была поставлена задача усилить работу в национальных и зарубежных исламских центрах с целью нейтрализации их усилий, контроля за их деятельностью и предотвращения провокаций. Режим в большей степени был обеспокоен не столько внутренней радикальной исламской оппозицией, которая, несмотря на ряд досадных накладок, в целом уверенно контролировалась органами безопасности, сколько ее связями с зарубежными исламскими экстремистскими организациями и активно развивающимся процессом массовой исламизации сирийского общества. Освобождение из тюрем около 2400 политзаключенных в середине 1990-х гг., большинство из которых принадлежало к группировке «братья-мусульмане» и обвинялось в причастности к незаконной деятельности, вызвало значительное удовлетворение в широких слоях населения страны и стало значимым явлением в отношениях между властями и оппозицией. Такой шаг не мог не иметь положительных последствий, поскольку был издан президентский указ о помиловании значительного числа и остальных заключенных, обвиненных в экономических, гражданских и военных преступлениях. Освобождение заключенных в конце 1995 г. совпало с указом о помиловании одного из руководителей «братьев» верховного контролера Абдель Фаттаха Абу Гуды после его 13-летней ссылки и признания им ошибок. Абу Гуда, являвшийся, одним из крупнейших исламских идеологов, в своем обращении к сирийскому президенту заявил, что хочет возвратиться на родину как рядовой гражданин и поддерживает политику руководства Сирии. Это обращение послужило определенным сигналом для активистов «братьев» к развитию контактов с сирийским руководством и нормализации отношений с Дамаском. Абдель Фаттаху Абу Гуде, который с 1969 г. по 1975 г. возглавлял организацию и имел широкие связи и авторитет среди зарубежных центров «братьев» в ходе ряда закрытых встреч с президентом Х.Асадом, последний поставил задачу убедить представителей зарубежных филиалов «братьев» прекратить подрывную деятельность против режима и вернуться в страну в качестве законопослушных граждан. Одним из важных результатов деятельности Абу Гуды явилось распространенное в начале 1997 г. заявление иорданского филиала организации («Фронт исламского действия», лидер Исхак Фархан) с осуждением взрывов в Дамаске, в котором так же содержался призыв к членам организации начать диалог с сирийскими властями. В июне 1997 г. лидеры иорданских «братьев» вновь сделали заявление в поддержку политики сирийского режима в связи с предпринятыми ими мерами по налаживанию отношений с Ираком и высказались за возвращение «братьев» в САР на предложенных сирийским руководством условиях (отказ от политической деятельности, создания партии и собственного печатного органа, публичное покаяние за прошлую террористическую деятельность). Сирийское руководство стремилось окончательно закрыть досье «братьев-мусульман» за рубежом, урегулировав отношения с ними, в рамках единого процесса по приобретению все большего числа союзников для решения внешнеполитических задач, укрепления стабильности и достижения общественного согласия в стране. Активную посредническую роль между Дамаском и «братьями» за рубежом выполнял также возвратившийся в САР Амин Якин, который обратился к обеим сторонами с призывом нормализовать свои взаимоотношения. Удалось также наладить контакты с представителями «братьев» в Саудовской Аравии и их лидером Хасаном Ху-вейди, известным своей умеренной позицией в религиозных вопросах. Однако после ухода в 1996 г. со своего поста Х.Хувейди и кончины в феврале 1997 г. Абу Гуды сирийский режим утерял важный канал воздействия на саудовских «братьев», к руководству которыми пришли экстремистски настроенные элементы в лице Али Садруддина Аль-Байнуни, которые согласны были вернуться в Сирию при условии, что им будет разрешено заниматься политической деятельностью. В сирийском руководстве полагали, что страна не находится в таком положении, когда можно было бы рисковать, разрешив деятельность исламских радикалов. Дамаск считал, что в случае каких-то осложнений или катаклизмов в стране «братья» могли бы вновь оказаться по другую сторону баррикад. В то же время, режиму при посредничестве бывшего министра культуры САР Наджах Аттар удалось договориться с ее братом М.Аттаром, возглавлявшим зарубежный филиал «братьев» в ФРГ, об отказе от враждебных режиму политических акций внутри САР и за ее пределами. Определенные подвижки наметились и в переговорах с лидером созданного в феврале 1990 г. в Париже проиракского Национального фронта спасения Сирии Аднаном Саадэддином. Серьезное внимание сирийское руководство уделяло работе по каналам внешних связей (МИД, ПАСВ, спецслужбы) с исламскими радикальными организациями в арабских странах, прежде всего в Алжире и Судане, а также в Иране и Турции. В Региональном Руководстве ПАСВ не существовало специального органа, который бы занимался исламской проблематикой. Вопросы министерства вакуфов курировало экономическое бюро РР ПАСВ, на заседаниях которого вырабатывалась общая линия в отношении ислама. Принятые установки реализовывлись в дальнейшем через обкомы и горкомы партии, Совет министров, профсоюзные комитеты.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |