КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из истории курдского народа 1 страница
Курды компактно проживают на территории обширного географического пространства, находящегося на стыке Малой Азии, Закавказья, Иранского нагорья и Месопотамии, который носит название Курдистан, что означает «страна курдов». Здесь сталкивались интересы великих держав древности — Вавилонии, Ассирии, Урарту, Ахеменидов. Геополитическое, военно-стратегическое, экономическое значение Курдистана неоднократно превращало его в прошлом в арену ожесточенного противостояния различных государств, завершившегося в итоге первым разделом Курдистана. За точку его отсчета принята Чаядыранская битва 23 августа 1514 г. между османскими и иранскими войсками. Решающая победа в этом сражении турок завершилась закреплением западной части Курдистана за турецким султаном Селимом Явузом. В восточной — утвердилось господство иранского шаха Исмаила I Сефевида. На момент раздела Курдистан представлял собой конгломерат полунезависимых эмиратов, связанных с центральной властью в Стамбуле и в Иране вассальными отношениями. Бесконечные турецко-иранские войны, происходившие в основном на территории Курдистана с непременным участием воинственных курдских племен, создавали в курдском регионе постоянную атмосферу кровавых междоусобиц, смут и нестабильности, что серьезно мешало консолидации курдов, препятствовало их социально-экономическому, политическому и культурному развитию. На протяжении всего XVI в. продолжалась упорная борьба Османской и Сефевидской держав за преобладающий контроль над Закавказьем, Армянским нагорьем, Курдистаном и Месопотамией. Подписанный в 1639 г. ирано-турецкий договор впервые определил в общих чертах границу двух империй: Ирак Арабский и большая часть Курдистана отошли к Османской империи. Раздел Курдистана обрекал его на роль буфера между Турцией и Ираном. Для охраны приграничных областей власти обоих государств привлекали могущественные курдские племенные сообщества. В течение столетий Курдистан служил полигоном для ведения ирано-турецких войн, следствием которых была гибель людей и целых племен, разруха, опустошение. Обычными мерами и турецких, и иранских властей были карательные акции, репрессии, гонения, натравливание одних курдских племен на другие. Тем не менее, находясь в сферах влияния Османской Турции и Ирана, курдские эмираты оставались социально-политической структурой, в недрах которой, несмотря на все разделы и переделы Курдистана, сохранялось единое курдское культурно-политическое пространство. Роль Курдистана в силу его геополитической и военно-стратегической значимости резко возросла в начале XIX в. с возникновением так называемого Восточного вопроса, который на протяжении всего XIX и начала XX в. был одним из главных факторов мировой политики, воплотившим в себе острое противоборство Англии, Франции, России, Австрии, а затем и Германии за преобладающие позиции на Ближнем и Среднем Востоке. Особо притягательной для курдов Турции становилась Россия: ее победы в русско-турецких войнах XIX в. ослабляли вечного угнетателя курдов — Османскую империю. Во время войн русская армия вторгалась в северные районы Курдистана и старалась привлечь курдские племена на свою сторону, что ей практически всегда удавалось: в глазах значительной части курдского народа русские выглядели как освободители. Присоединение Закавказья к России в результате русско-турецких и русско-иранских войн вплотную приблизило владения Российской империи к границам этнического Курдистана. Часть курдов Закавказья стали рус-скоподданными. Царская Россия менее всего была озабочена судьбой курдов: во время походов в Закавказье курды интересовали российских военных исключительно как временные союзники. И все же объективно ближневосточная политика России в XIX — начале XX в., ускоряя военно-политический крах Османской империи, способствовала становлению и подъему курдского национально-освободительного движения. Во второй половине XIX в. началась широкая экономическая экспансия Запада в Турцию, сопровождавшаяся установлением и политического контроля западных стран над большинством территорий Османской империи. К концу XIX в. эта некогда могущественная держава превратилась в полуколонию европейских капиталистических государств. Соперничество стран Запада, включая Россию, в самом Курдистане и сопредельных землях создавало серьезные препятствия на пути национального освобождения курдского народа. Иностранные державы предпочитали использовать борьбу курдов против дискриминационной политики османских властей в своих корыстных интересах, что всегда приносило новые страдания курдскому народу. Районы, населенные курдами, представляли собой наиболее отсталую в экономическом и социально-политическом отношении часть Османской империи. Элементы нового зарождались здесь чрезвычайно медленно и трудно. Провозглашенная османскими властями на рубеже 30-40-х гг. XIX в. политика реформ (танзимат), направленная на самоусиление империи как средства противостояния европейскому натиску, свелась в конечном счете к административным мерам, целью которых было укрепление государства, усиление его централизации. В курдских районах Стамбул пытался сломить традиционный феодально-племенной сепаратизм курдов. Централизаторские усилия султанской власти, подкреплявшиеся шовинистической идеологией османиз-ма и пантюркизма, вызывали сопротивление национальных меньшинств, в том числе и курдов. К концу XIX в. в общественной жизни курдов стали проявляться новые тенденции, вызванные постепенным втягиванием этого региона в систему мировых хозяйственных связей и вызывавшие зарождение — при всей их ограниченности — новых, современных элементов в экономике и социальной сфере. Эти изменения оказывали определенное влияние на развитие курдского национального движения в XX в., хотя по составу движущих сил, по характеру руководства выступления курдов сохраняли, а в некоторых аспектах сохраняют и до настоящего времени свои традиционные черты. Особую притягательность Курдистан приобрел для западных держав незадолго до начала первой мировой войны, когда к его геостратегической значимости добавился такой новый фактор, как нефть. В Мосульском вилайете Османской империи в районе города Киркук было обнаружено одно из богатейших ее месторождений, что существенно повлияло в дальнейшем на судьбу этой части Курдистана. Установление державами своего экономического, политического, юридического контроля над Османской империей еще до первой мировой войны выдвинуло в порядок дня вопрос о ее разделе. Особый интерес к реализации намечавшихся планов проявляла Великобритания, задавшаяся целью создать непрерывную зону своего господства от Индийского океана до Средиземного моря. Участие Османской империи в первой мировой войне на стороне Германии ускорило решение державами Антанты вопроса о судьбе «османского наследства», включавшего в себя территории с арабским и курдским населением. В войну с Турцией Англия вовлекала нетурецкие народы Османской империи, давая при этом им обещания содействовать созданию национальных независимых государств. Такое обещание было дано арабам соглашением «Мак-Магон-Хусейн», заключенным в 1916 г. между верховным комиссаром Великобритании Мак-Магоном и шерифом (правителем) священного города мусульман Мекки Хусейном. Автономное государство было обещано и курдам. Более того, эти обещания нашли свое отражение в подписанном в 1920 г. Севрском мирном договоре (империалистическом по своей сути, делившем не только «османское наследство», но направленном на расчленение собственно Турции и похороненном ке-малистской революцией), статьи 62-64 которого касались непосредственно Курдистана. Статья 62 предусматривала создание в пределах Турции автономии, которая включала бы в свой состав области с преобладающим курдским населением. Статья 64 допускала образование независимого от Турции курдского государства, если с таким требованием курды обратятся в Совет Лиги Наций. Здесь же говорилось о том, что в состав этого государства может быть включен и Мосул. Данные Англией и Францией в Севрском договоре обещания курдскому народу носили чисто декларативный характер: их претворение в жизнь не входило в планы держав. Это подтвердил Лозаннский договор, подписанный в 1923 г. после победы революции в Турции: о предоставлении курдам какой-либо формы автономии, а тем более независимости в нем не было и упоминания. Что касается Мосула, то его судьба была определена Англией сразу после окончания первой мировой войны на Ближнем Востоке. В нарушение условий подписанного 30 октября 1918 г. Мудросского перемирия с Турцией английские войска 8 ноября 1918 г. оккупировали Мосульский вилайет. Этой акцией английское военное командование реализовало формулу «обороны далекой Индии», предложенную лордом Керзоном и твердо проводившуюся в жизнь британским правительством: «Западной границей Индии является река Евфрат. Над долиной же последнего господствует тот, кто владеет Мосулом». В 1919 г. Англия, ведя разговоры о возможности создания независимого курдского государства и его территории, заведомо исключала из его пределов экономически наиболее развитые и важные в стратегическом отношении исконно курдские районы, входившие в Мосульский вилайет, - Сулейманию, Эрбиль, Киркук, Дохук, Захо. Они должны были войти в создававшееся тогда на базе «османского наследства» арабское государство Ирак, переданное Советом Лиги Наций под мандатное управление Англии в 1920 г. Тогда же юго-западные районы Курдистана были присоединены к Сирии — подмандатной территории Франции. Острая дипломатическая и политическая борьба, развернувшаяся между Англией, Францией и Турцией в 1918-1926 гг. из-за Мосульского вилайета, завершилась победой Англии, установившей свой контроль над важным в стратегическом отношении и обладающим высоким экономическим потенциалом регионом Ближнего Востока на стыке четырех государств — Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Окончательный раздел Курдистана был закреплен договором между Англией, Турцией и Ираком в 1926 г. Обещания, дававшиеся курдам, в том числе и в Севрском договоре, были державами забыты. Для курдского же народа этот документ имел то значение, что впервые в международном договоре были упомянуты национальные права курдов. И в этом смысле он на протяжении всего новейшего времени сохраняет большое позитивное воздействие на все курдское национальное движение. Политическим идеалом курдов был и остается единый независимый Курдистан, однако конкретные условия, в которых оказались разделенные части Курдистана, отодвинули на неопределенное будущее претворение в жизнь этого идеала. Иракский Курдистан в новейшее время. От раздела до революции 1958 года Раздел Курдистана государственными границами, произвольный, без учета интересов и традиций хозяйственной жизни живущих здесь курдов, турок, арабов, представителей других этно сов тяжело отразился на социально-экономическом положении курдов, затормозил процесс их национальной консолидации, ослабил силы курдского национального движения. Однако при всех столь существенных изменениях курдская национальная проблема в основных своих аспектах является общей для всех частей Курдистана, что и определяет ее внутренне единый характер. Положение курдов как разделенного народа отличается рядом общих черт. В странах их проживания они оказались на положении угнетаемого меньшинства, испытывающего на себе все тяготы дискриминационной политики правящих режимов. В краю несметных природных богатств, чем выделяется на Ближнем Востоке Курдистан, курдские районы являются наиболее экономически отсталыми, аграрными, с преобладающим сельским населением, сохраняющими — в силу медленных темпов модернизации — в своей социальной структуре глубоко укоренившиеся кланово-племенные традиции. Во всех курдских районах власти устанавливали жесткие запреты не только на политическую деятельность, но и на развитие национальной курдской культуры. На политику правительств Турции, Ирана, Ирака курды отвечали акциями протеста, принимавшими не раз характер крупных восстаний. Курдский вопрос превратился в одну из сложнейших внутриполитических проблем этих стран. Поднимавшийся курдский национализм наталкивался на жесткое противостояние национализма турецкого, иранского, арабского. Отстоявшая в национально-освободительной революции свою независимость кемалистская Турция, утвердившаяся в 1925 г. в Иране династия Реза-шаха Пехлеви и получивший независимость после отмены британского мандата в 1932 г. монархический режим в Ираке, проводя линию на создание сильных государств, любое оппозиционное движение, будь то национальное, социальное, политическое или религиозное, рассматривали как угрозу целостности своей страны и, следовательно, неизбежно ведущее к ослаблению государства и подрыву существующей власти. Особой жесткостью отличался политический курс правящих режимов Турции, Ирана и Ирака в отношении курдов. Более того, вплоть до начала 80-х гг. в Турции курды как самостоятельное национальное образование вообще не признавались, до 1991 г. под запретом находился курдский язык. Власти определяли курдов как «горных турок», забывших со временем свой родной турецкий язык и говорящих на «чужом». Такого же подхода придерживались и иранские официальные круги. Шовинистическую политику по отношению к курдам проводили и власти Ирака. Раздел Курдистана, сохранив много общих черт в общественно-политическом положении курдского народа, предопределил вместе с тем и специфические особенности в судьбах курдов в отдельных частях разделенного региона, существенно отличающихся друг от друга по многим важнейшим показателям. В силу целого ряда обстоятельств важное место в развитии курдов в новейшее время суждено было занять Южному - Иракскому — Курдистану, который уже с 30-х гг. XX в. становится центром общекурдского движения. И это не было случайностью: дали о себе знать как факторы исторического прошлого, так и новые тенденции в национальном курдском движении, проявившиеся еще на рубеже XIX-XX вв. Южный Курдистан — центр этногенеза курдского народа, начавшегося, по оценкам специалистов, два с половиной тысячелетия тому назад. В средневековье здесь формировались первые очаги курдской государственности, а в новое время Южный Курдистан стал первым курдским регионом, где зародилось курдское освободительное движение. Это первенство сохранилось за данным регионом и в новейшее время. Причин тому несколько. Как уже отмечалось, курдские районы являются наиболее отсталыми в экономическом и социальном отношении по сравнению с другими частями страны проживания. И тем не менее процесс развития ближневосточных государств, медленный и весьма противоречивый по своим результатам, втягивал в свою орбиту и курдские районы, вызывая перемены в их экономике и социальной структуре населения. Нагляднее всего эти процессы проявились в Южном Курдистане, природно-ресурсные возможности которого создавали здесь наиболее существенные предпосылки для экономического развития. Южный Курдистан — это богатейшие месторождения нефти, неограниченные по своим масштабам гидроресурсы и земля, дающая более 60% производства пшеницы и 40% ячменя всего Ирака. Эти факторы и прежд всего начатая англичанами в конце 20-х гг. добыча нефти повлекли за собой ускорение темпов модернизации Южного Курдистана, направленной на создание благоприятных условий для деятельности нефтяного консорциума «Ирак петролеум», развития нефтяной промышленности, а также для упрочения Британией своих военно-политических позиций в северных районах Ирака. Здесь создавалась разветвленная инфраструктура, прокладывались шоссейные и железные дороги, велось широкое гражданское и военное строительство, развивались внутренняя и транзитная торговля, ремесленное производство, мелкая и кустарная промышленность, следствием чего явились изменения и в хозяйственных укладах и в социальной структуре курдского общества, прежде всего в его городских слоях. Расширение частного предпринимательства сопровождалось формированием курдской буржуазии, интересы которой приходили в острое противоречие с более сильной арабской буржуазией. Особо важное значение имело быстрое увеличение прослойки курдской интеллигенции, воплощавшей в себе современные социально-политические силы, способные более или менее адекватно отражать курдские национальные интересы в соответствии с историческим этапом, на котором находится курдское общество Ирака. Особенностью Южного Курдистана явилось не только ускорение процесса разложения традиционных феодально-племенных отношений, но изменение также роли и места племенных вождей в курдском национальном движении. Они оказались более восприимчивы к современной политической борьбе, ее методам и идеологии, чем они выгодно отличались от вождей курдских племен в Турции и Иране. Этот фактор довольно отчетливо проявился уже в 1918-1923 гг. в южной части Курдистана, где во главе курдского движения, направленного вначале на оказание помощи английскому командованию против турецких войск, а вскоре обернувшегося против действий в курдских районах самих британских оккупационных властей, встал влиятельнейший шейх сулейманий-ских курдов Махмуд Барзанджи. Английские мандатные власти были вынуждены в сентябре 1922 г. назначить шейха Махмуда главой курдского автономного государства с центром в Сулеймании. Его руководство подготовило документ, в котором получили отражение подходы курдов к вопросам автономного самоуправления. Англичане признали требования курдов чрезмерными. Их войска заняли Сулейманию, курдское правительство было ликвидировано, шейх Махмуд ушел в Иран. Автономия не состоялась, но в своей последующей борьбе курдские лидеры всегда поднимали вопросы предоставления курдам самоуправления в той или иной форме. В 30-е гг. курды Ирака не раз поднимались на вооруженную борьбу против хашимитского монархического режима и его опоры — англичан, занимавших господствующие позиции как в экономической, так и политической жизни страны. В 1930-1931 гг. Махмуд Барзанджи вновь встал во главе восстания курдов, протестовавших на сей раз против англо-иракского договора 1930 г., предусматривавшего отмену британского мандата на Ирак и предоставление стране независимости с момента ее принятия в члены Лиги Наций. Этот договор, заключенный Англией на 25 лет, не содержал какого-либо упоминания о национальных правах курдов. С начала и на протяжении всех 30-х годов основным очагом выступлений курдов за национальные права стал район Барзана на севере Ирака, где они неоднократно принимали вооруженный характер. Так было в 1931-1932, 1934-1936 гг. Вызывались эти выступления прежде всего экономическими причинами. Модернизация, сопровождавшаяся формированием капиталистического уклада, усугубила кризис феодальной структуры курдского общества, но не вела к ее ликвидации. Глубокая зависимость курдов от своей традиционной феодально-племенной верхушки переплеталась с капиталистической эксплуатацией иностранных монополий и «своей» буржуазии. Безземелье, обнищание и разорение курдского крестьянства, аграрное перенаселение, неразвитость промышленности, которая была бы способна поглотить освобождавшиеся в сельском хозяйстве рабочие руки, вызывали ухудшение экономического положения всех трудовых слоев курдского народа. Экономические тяготы усугублялись национальным гнетом. Курды подвергались дискриминации в вопросах административного управления, назначениях на государственную службу, при приеме на работу и получении образования, в использовании родного языка и т.д. Вместе с тем политика иракских властей в курдском вопросе не была столь жестко односторонней, как, скажем, в Турции. Правительство Ирака признавало курдов как самостоятельное национальное меньшинство. Стремясь привлечь на свою сторону курдских племенных вождей и представителей буржуазии, иракские власти допускали их в управленческие струк- туры. Шли они также и на удовлетворение некоторых требований курдов, например, в вопросах образования и печати. Во второй половине 30-х гг. в Иракском Курдистане было открыто несколько национальных школ, стали выходить газеты и журналы, различного рода литературные, политические, публицистические издания, учебники для школ, художественная, политическая и научная литература. Были сделаны первые шаги в изучении не только прошлого курдского народа, но и его современного положения, в том числе состояния национального движения. Накануне второй мировой войны сложилась небольшая, но довольно влиятельная прослойка курдской интеллигенции. Она была представлена выходцами из богатых феодальных семей, получившими турецкое, арабское или западное образование. Именно они были издателями курдской прессы и литературы, основателями культурных центров в Багдаде и Сулеймании, инициаторами налаживания связей с курдами Турции, Ирана и Сирии. Их деятельность объективно содействовала пробуждению национального самосознания курдов, однако эта интеллигенция не могла стать борцом за интересы курдского народа: происхождение и со- циальное положение курдской интеллигенции сближали ее с пра- вящей верхушкой Ирака. Решение курдской проблемы она видела в проведении некоторых реформ, направленных на расширение ее прав в управлении государством. Представители этой интеллигенции вместе с шейхами курдских племен получали ряд государственных постов, были членами палаты депутатов иракского парламента. Это были так называемые «багдадские курды», оторванные от своего народа, не пользовавшиеся у него авторитетом. Отдельные уступки курдским национальным требованиям, на которые были вынуждены идти правящие круги Ирака, в целом не меняли их великодержавного шовинистического курса по отношению к национальным меньшинствам страны, что и создавало питательную почву для курдского национального движения. В межвоенный период лидирующие позиции в нем продолжали сохранять племенные шейхи — феодалы, что связано не только с их традиционно высоким авторитетом и влиянием на соплеменников, но и с централизаторской политикой иракского государства, в которой часть курдской аристократии усматривала угрозу своим собственным, в том числе экономическим позициям. Стремление во что бы то ни стало сохранить абсолютный контроль и власть над большинством курдского народа побуждали феодалов принимать участие в национальной борьбе. До конца 30-х гг. выступления курдов носили в основном сепаратистский характер, возглавлялись племенными шейхами и отражали, как правило, их узкие локальные интересы. Вместе с тем племенные шейхи, курдская феодальная аристократия не представляли собой чего-то единого целого, это была весьма разнородная прослойка курдского общества, к которой принадлежали люди, не ограничивавшиеся лишь узким крутом собственных эгоистических интересов, а оказавшиеся способными понять задачи, стоявшие в 30-40-е гг. перед курдским народом Ирака и повести борьбу за их осуществление. К их числу следует отнести прежде всего представителей семейства Барзани, братьев Ахмеда и Мустафу, имевших большой опыт борьбы еще против османских властей. Последнему суждено было занять особое место в национальной борьбе курдов Ирака, быть ее лидером с 40-х гг. до 1975 г. Мустафа Барзани возглавил вооруженную борьбу курдов в 1943-1945 гг., принявшую характер открытого выступления против реакционного багдадского режима. Восстание было поддержано демократическими и националистическими курдскими организациями. В нем приняли участие офицеры-курды иракской армии. Решительные действия повстанцев заставили правительство Ирака пойти на переговоры с курдским руководством и заключить соглашение, в котором были закреплены требования курдов и среди них — право на собственное управление в курдских районах. Признавая требования курдов, правительство не имело намерения их осуществлять: ведя переговоры с курдским руководством, оно выигрывало время для сосредоточения сил и с одобрения и при поддержке Англии готовилось силой оружия положить конец «проблеме севера». Развернувшееся в августе-сентябре 1945 г. наступление на курдские районы 25-тысячной армии Ирака во главе с английским генералом Рентоном, сопровождавшееся действиями авиации, привело, как и все предыдущие выступления курдов, к поражению. Мустафа Барзани в сопровождении около 10 тысяч курдов, в числе которых находились дети, женщины и старики, отступили в Иранский Курдистан, где в это время развернулась национальная борьба иранских курдов. В пути несколько тысяч человек погибли от холода и голода. Хотя восстание 1943-1945 гг. потерпело поражение, оно сыграло большую роль в росте национального самосознания курдов. Выдвинутые руководителями восстания лозунги о совместной борьбе курдов и арабов против британского засилья и внутренней реакции становились все более популярными среди всех иракцев, независимо от их национальной принадлежности. Реакционный правительственный курс в национальном вопросе, с одной стороны, и формирование в курдском обществе сил, способных противостоять этой политике, — с другой, определяли особенности социально-политического развития Южного Курдистана, обусловившие выдвижение именно этого региона в авангард общекурдского национального движения с его ярко выраженной антиимпериалистической направленностью. В годы второй мировой войны и особенно после ее окончания курдские движения в идеологическом, политическом, организационном отношении становятся более зрелыми, приобретая общенациональный характер. Большая роль в этих переменах принадлежала руководителям нового типа, оказавшимся способными подняться над традиционной племенной ограниченностью и стать лидерами общекурдского масштаба. В их ряду одно из первых мест, несомненно, принадлежит Мустафе Барзани. В межвоенный период стала очевидной нереальность идеи единого курдского государства. Жизнь требовала ответа на вопрос: есть ли альтернатива этой идее в конкретных условиях включенности отдельных частей Курдистана в сопредельные государства Ближнего Востока, где любое проявление курдских национальных устремлений подавлялось правящими режимами титульной нации. Очевидно, что ответ на этот вопрос был неразрывно связан с определением общих и особенных задач, выдвинутых ходом исторического развития стран Ближнего Востока на середину XX в. Впервые этот ответ сформулировали руководители курдского национального движения в Ираке в 40-е гг. Общей была необходимость освобождения народов региона от бремени империализма и внутренней реакции, что и было важнейшим условием для решения специфических национальных курдских проблем. А отсюда и лозунг: «Демократия - Ираку, автономия — Курдистану». Это был новый подход к решению курдской проблемы, отразивший качественные перемены в определении исторического этапа развития курдского общества и оценкой тех конкретных задач, которые требовали своего решения. Отражением этих новых тенденций в курдском национальном движении явилось образование в 1946 г. Демократической партии Курдистана (ДПК) во главе с Мустафой Барзани. Демократическая партия Курдистана объединила в своих рядах интеллигенцию городов, мелкую и среднюю буржуазию, крестьян, рабочих, часть патриотически настроенных феодалов. Центром деятельности партии был город Сулеймания, но она имела прочные позиции в других городах Ирака — Багдаде, Мосуле, Киркуке, Басре. ДПК подвергалась постоянным репрессиям со стороны властей, ей было запрещено издавать газету на курдском языке. Но, несмотря на все преследования, партия уже в 50-е годы пользовалась значительным авторитетом в Ираке как среди курдов, так и арабов: своей деятельностью она способствовала сплочению иракских курдов и оказывала влияние на курдов Турции, Ирана и Сирии. В программе партии были заложены те принципы, за осуществление которых ДПК боролась все последующие десятилетия: демократическое переустройство всей общественно-политической жизни Ирака, проведение широких социальных реформ в интересах народных масс, предоставление равных прав всем национальным общностям страны и создание на этой основе курдской национальной автономии в рамках иракского единства. Этих же принципов ДПК придерживалась до начала 90-х гг. Курдский вопрос в республиканском Ираке К середине 50-х гг. ДПК заняла важное место в ряду сил, боровшихся в Ираке за освобождение страны от английского засилья и феодально-монархического режима, ставшего главным препятствием на пути модернизации социально-экономических структур Ирака и демократизации его государственно-политического устройства. Решить эти исторические задачи была призвана иракская революция 1958 г., начало которой положил государственный переворот, осуществленный патриотически настроенными армейскими офицерами во главе с Абдель Керимом Касемом и Абдель Салямом Арефом, свергнувшими монархию и объявившими Ирак республикой. В возглавленное Абдель Керимом Касемом правительство вошли два курда — Махмуд Салех Махмуд и Мустафа Али, занявшие соответственно посты министров здравоохранения и юстиции. Одним из трех членов Высшего государственного совета стал курд Халед Накшбанди, занимавший пост губернатора Эрбиля. Эти назначения должны были свидетельствовать о готовности новой власти считаться с курдским населением страны. Революция была встречена с огромным энтузиазмом подавляющим большинством иракцев — арабов, курдов, ассирийцев, туркоманов, армян. Представители национальных меньшинств приняли активное участие в защите молодой республики. Большой вклад в укрепление созданного республиканского режима внесли курды. Позиция, занятая руководством ДПК сразу после свержения монархии, парализовала выступления против новой власти курдских феодалов, не допустила вмешательства во внутренние дела Ирака иностранных держав.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |