КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шииты при режиме Саддама Хусейна 1968-2003 гг. 3 страница
Вооруженные действия шиитов против оккупантов прекратились к осени 2004 г. В октябре боевику «Армии Махди» согласились сложить оружие при условии полной амнистии и денежной компенсации. США выделили на сотрудничество с шиитами многомиллионные суммы. Определенное воздействие на ситуацию в Ираке в целом и на шиитов в частности оказывали меры политического характера. 8 марта 2004 г. члены Временного управляющего совета Ирака подписали «Основной закон государственного управления в переходный период» — временную конституцию страны. В этом документе подтверждается единство Ирака, предоставляются равные права всем иракцам, невзирая на их религиозную и этническую принадлежность. Ислам признается в качестве главной религии государства и основы его законодательства. Утверждается-федеративный принцип устройства государства. Гарантируется справедливое распределение доходов от природных богатств Ирака. Этот документ становился главным законом Ирака вплоть до принятия постоянной конституции, намеченного на конец 2005 г. «Основной закон» вызвал недовольство практически всех видных шиитских деятелей, независимо от их политической ориентации и отношения к американцам. По их Мнению, он носит прокурдский характер. В июне было сформировано временное правительство Ирака и распущен ВУС. Прекращение шиитской интифады и урегулирование отношений с лидерами шиитской общины имело своим результатом участие шиитов в прошедших 30 января 2005 г. общенациональных выборах в парламент Ирака. В отличие от бойкота со стороны суннитов шииты активно проголосовали за коалицию шиитских партий — «Объединенный иракский альянс», пользующийся поддержкой верховного аятоллы Али Систани. Его лидерами являются Абдель Азиз аль-Хаким (ВСИРИ) и И.Джафари (ад-Даава аль-исламийя). Эти духовные авторитеты, имеющие репутацию умеренных исламистов, входили в руководство Временного управляющего совета и делегировали своих представителей в действующее Временное правительство Ирака. Шииты получили 48,19% голосов, что обеспечило им 140 из 275 мест в парламенте. Второе по числу голосов и количеству депутатских мест заняли курды: 25,73% и 75 мест соответственно. Несмотря на убедительную победу на выборах, полученную «Объединенным иракским альянсом», число депутатских мандатов не обеспечивает шиитам необходимого для принятия важнейших решений квалифицированного большинства в переходном парламенте. 3 апреля депутаты достигли согласия относительно кандидатур председателя парламента и его заместителей, которыми стали соответственно Х.Хасани (суннит), Х.Шахрита-ни (шиит) и А.Тайфур (курд). Придя в Ирак, американцы в качестве главной своей задачи заявили создание гражданского общества, формирование демократических институтов. Кое-что в этом направлении ими было предпринято. В назначенный в июле 2003 г. Временный управляющий совет вошли практически все политические группировки, включая представителей исламской шиитской партии ад-Даава и компартии. Началась перестройка силовых структур, появилась свобода слова. Но пока ситуация в Ираке остается достаточно сложной. Общество расколото, сопротивление не прекращается, экономика переживает глубокий кризис, люди не имеют работы. Не вырисовываются и перспективы демократизации мусульманского сообщества, не преобразовывается Ирак, как задумывалось западными политиками, в своего рода образец переустройства Ближнего Востока на демократических началах. Практическое воплощение намеченных проектов дает совсем иной результат. Система пропорционального представительства в соответствии с религиозными и этническими критериями, которую навязывают США, полностью порывает с прежними светскими принципами управления Ираком. Такая схема ведет к тому, что именуется «лива-низацией», т.е. к углублению раскола общества на этно-конфессиональной основе. Американцы еще до вторжения в Ирак вели переговоры с шиитской оппозицией, в том числе с ВСИРИ, обещая им значительные привилегии в случае поддержки силовых действий США и их союзников по свержению режима С.Хусейна. Получив лояльное отношение руководства ВСИРИ, США прилагают усилия к превращению шиитских клерикалов в инструмент своей политики. Но результат в данном случае непредсказуем. Шиитское общество — сложное, многослойное, слабо консолидированное образование. Его элита всегда была представлена религиозными и светскими авторитетами, а поэтому было бы большой ошибкой сводить вопрос о политической мобилизации шиитов в Ираке только к роли клерикального руководства. Этому обществу в целом и в пределах отдельных его групп присущи серьезные противоречия. Основные внутренние расхождения в шиитской общине Ирака проходят по нескольким линиям: значительные теолого-иде-ологические разногласия имеются между тремя крупнейшими духовными центрами иракского шиизма — Эн-Наджафом, Кербелой и Казымийей; сохраняются различия между проводниками влияния иранского шиизма и сторонниками арабского шиизма, самостоятельного и свободного от персидского воздействия. К этому следует добавить соперничество семей влиятельных шейхов и ведущих клерикальных деятелей, в числе которых такие известные шиитские фамилии, как Аль-Хаким, Бахр аль-Улюм, Кашиф аль-Гита, Мударриси, Хоу'и и Садр. Все они имеют в шиитской общине своих сторонников и противников на персональном и клановом уровне. К конкуренции между теологами добавляется борьба между различными политическими деятелями из числа шиитов и руководимыми ими организациями — ВСИРИ, ад-Даава аль-Исла-мийя, Партия исламского действия, Кадры исламского призыва, Иракский союз исламских сил и др. Эта борьба — серьезный внутриполитический фактор: некоторые группировки могут признать более предпочтительным иметь над собой уже привычную власть суннитской общины, нежели конкурирующую шиитскую фракцию. Что касается шиитской общины, то следует учитывать представительный «средний класс», включающий инженеров, учителей, университетских преподавателей, врачей, ученых, деятелей культуры, который, несмотря на пауперизацию в годы санкций, остается существенным фактором укрепления общенациональных устремлений, далеких от религиозных чувств и слепого следования установкам духовных авторитетов. В среде этих людей сильна идея секулярного характера иракского государства как оптимальной в условиях существующей в Ираке «этно-конфессиональной мозаики». Широкое и равноправное участие шиитской части населения Ирака в общенациональных политических организациях не позволит религиозному шиизму представлять себя в качестве единственного выразителя прав и интересов иракских шиитов. С укреплением иракского государства, опирающегося на все этно-конфессиональные группы страны, вес сил, за которыми стоят различные региональные державы (Иран, Турция, Саудовская Аравия), начнет снижаться. В духовной сфере укрепление иракского шиизма позволит вернуть прежнюю роль теологической школе Эн-Наджафа (аль-Хауза аль-ильмийя) и отобрать у иранского Кума закрепившийся за ним в годы баасистской диктатуры статус главного центра шиизма. Шииты Ирака на протяжении веков подвергались гонениям и притеснениям со стороны суннитов. Сами шииты себя осознают как отдельную общность избранных и потому гонимых. Шиитский ислам для его приверженцев не столько мировоззренческая система, сколько консолидирующая сила. Историческая память о пережитых гонениях, мифы и символы, общие страдания — все это объединяет, сплачивает подавляющую часть иракского арабского элемента. Вероисповедное единство, маскируя социальное неравенство внутри общины, позволяет абсолютизировать известное совпадение интересов единоверцев как социальной группы перед лицом господствующей суннитской общины и придает конфессиональной группе статус чуть ли не отдельной нации. Вместе с тем шииты Ирака чувствуют себя иракцами в не меньшей мере, чем сунниты. Здесь их родина, в ее земле покоятся святые люди их конфессии, жива память об имамах Али и Хусейне. Время правления Хусейна воспринимается шиитами как образец организации жизни государства и общества, их взаимодействия на справедливой основе, что и создает необходимые предпосылки для мира, благополучия и процветания. Шииты никогда не поднимали вопроса об отделении от Ирака и образовании самостоятельного государства. Свое будущее они связывают с построением иракского государства на основе выработанной шиитскими идеологами модели плюрализма и диалога, которую многие наблюдатели считают универсальной схемой исламского развития во всем арабском мире. Важным моментом этой модели является признание того факта, что исламское движение в нынешних условиях должно отвечать современным требованиям. Прежде всего речь идет о демократичности и открытости для заимствований. По проблеме открытости ведутся острые дискуссии: осуществлять модернизацию собственными силами или здесь не обойтись без опоры на внешний фактор. Вопрос скорее риторический. Сегодня перед шиитской общиной, как и перед всем иракским обществом, стоят задачи построения государства. Каким оно будет, зависит от множества факторов. Но многие аналитики сходятся на том, что Ирак преодолел синдром возможности исламской революции.
— 165 —
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |