КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление иракского королевства и шиизм 3 страница
Суннитское крыло Исламской партии было ответвлением движения «Братья-мусульмане», имевшего богатый опыт деятельности в Египте и Сирии, на который и опирались иракские исламисты, заявившие о себе незадолго до начала второй мировой войны и активизировавшиеся накануне Июльской революции. Исламская партия не представила какой-либо разработанной программы, но ее основополагающей целью было установление в Ираке исламского порядка, что создавало явную угрозу действовавшей власти. Однако партия получила разрешение на легальную деятельность. Определяющую роль в этом сыграло ее враждебное отношение к атеизму, материализму, коммунизму, что в то время рассматривалось премьером Касемом как весьма Подходящее для него, вступившего с середины 1959 г. на путь Лавирования между левыми и правыми силами, средство борьбы с главным представителем левых — компартией, продолжавшей оставаться одной из самых влиятельных политических сил Ирака, несмотря на гонения и преследования, которым иракские коммунисты подвергались со второй половины 1959 г. Что касается «Ассоциации улемов», то объективно эта организация была орудием антикоммунизма в руках правящих иракских режимов вплоть до 1968 г. 12 февраля 1960 г. Мухсин аль-Хаким издал фетву, явившуюся ответом на вопрос, допустимо ли по законам ислама вступление мусульманина в коммунистическую партию. Хаким утверждал, что присоединение к компартии, учение которой базируется на «неверии» и «атеизме», противоречит исламу. Фетва разрешала убийство коммунистов, чем, пусть и косвенно, содействовала кровавой расправе с коммунистами во время баасистского переворота 8 февраля 1963 г. 5 июля 1960 г. Исламская партия обнародовала воззвание, в котором обвиняла коммунистов в «злобной пропаганде и махинациях». Еще более существенным отражением позиции исламистов явилась направленная в октябре 1960 г. Касему петиция, в которой правительство подверглось очень жесткой критике за «пренебрежительное отношение к религиозным установлениям и поддержку коммунистических и атеистических учений». Более того, петиция требовала «коммунизм отменить, компартию запретить (хотя эта партия так и не получила разрешения на легальную деятельность), а все публикации, проповедующие коммунистическую веру, уничтожить». От правительства требовали также освободить арестованных и заключенных в тюрьмы религиозных деятелей. Возрастание критицизма Исламской партии в адрес власти завершилось для нее лишением лицензии в 1961 г. и арестом некоторых из ее лидеров за откровенно враждебный настрой в отношении режима. Правда, через пять месяцев заключения все они были отпущены лично Касемом. Высшее руководство иракских шиитов во главе с муджтахи-дами Мухсин аль-Хакимом и Абу аль-Касемом аль-Хоу'и, носившими высокое духовное звание «марджа— и — таклид» (наивысшее звание шиитских муджтахидов), вели деятельность, ориентированную на исламизацию иракского государства и общества. Они присоединились к высланному шахом из Ирана и поселившемуся в 1964 г. в Эн-Наджафе иранскому аятолле Рухолла Хомейни, откуда он вел активную антишахскую пропаганду, к чему весьма одобрительно относились иракские власти, имевшие ряд острых застарелых противоречий с Ираном. Здесь аятолла разработал свой вариант теории «правления факиха» (духовного лидера) в исламском государстве. Одним из положений теории аятоллы Хомейни была необходимость уничтожения средства, через которое достигается конечная цель. Это подразумевало, что революция, установившая идеалы исламского правления и свободы, должна изменить свою природу в соответствии с теорией «правления факиха», а религиозная иерархическая структура стать инструментом выполнения воли руководителя. Диктатура является логичным средством закрепления революционных завоеваний, но ее практическое функционирование — даже если она установлена с согласия большинства - чревато потерей связи руководителей с народом, что в определенной степени и наблюдалось в Иране. Пребывание аятоллы Р.Хомейни в Наджафе совпало с деятельностью Мухаммеда Бакра ас-Садра, яркого представителя и деятеля иракской модели шиизма, которая исторически развивается параллельно с иранской. Иракский опыт развивался в условиях распространения в арабо-мусульманском мире различных просветительских и модернистских течений. Все имевшие место попытки обновить исламское движение обуславливались различными факторами при сохранении верности наследию прошлого. Национальные реалии иракской жизни воспринимались как факторы, определяющие направления исламского идейного и политического обновления, в том Числе в рамках философско-экономической полемики и диалога с социализмом и капитализмом. Это нашло свое отражение в политической деятельности иракских шиитов в весьма не простых условиях развития ситуации в Ираке в 1970-1990-е гг.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |