КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология этно-политических конфликтов 3 страница
В VIII-IX вв. берберы принимали активное участие в дальнейших арабских завоеваниях и внесли свой вклад в экономическое и культурное развитие образовавшихся здесь арабо-му-сульманских государств. В 761 г. берберы создали в центре Маг-риба государство Рустемидов со столицей в Тахерте (на западе современного Алжира), которое стало оплотом хариджизма — особого течения в исламе, выступающего за идеалы равенства раннемусульманской уммы. Берберы приняли участие в завоевании арабами Иберийского полуострова, превратившегося на восемь столетий (с 711 по 1492 г.) в мусульманскую страну Аль-Андалус. При этом, хотя берберы, расселившиеся в Аль-Андалу-се, зачастую смешивались с арабами, они продолжали сохранять свою самобытность и родственные связи с племенами, остававшимися в Африке. Демографическое преобладание берберского населения в то время привело к появлению берберских правящих династий, сменявших друг друга в течение XI-XIII вв. В XII в. началась эпоха в истории Северной Африки, неразрывно связанная с возникновением военно-теократической державы Альмохадов, основателем которой был Ибн Тумарт (1081-1130) — берберский религиозный реформатор, последователь религиозно-философского и этического учения аль-Газали (1058-1111), в основе которого лежал тезис о строгом единобожии — таухиде. Наибольшего расцвета и могущества держава достигла при эмире Абд аль-Му-мине (1130-1163). Границы его государства, столицей которого стал город Марракеш, распространились на всю мусульманскую Испанию и большую часть Магриба. Вторжение французов сначала (в 1830 г.) в Алжир, затем в Тунис и Марокко и последующее колониальное «освоение» стран Магриба нарушило ход их естественно-исторического развития. Существовавшая здесь общественная структура не могла удовлетворить колонизаторов, поэтому в процессе покорения этих территорий происходили изменения в самых разнообразных сферах жизнедеятельности. Колонизаторы активно внедряли французскую культуру, западные стереотипы мышления и образа жизни. В отношении берберского населения политика Франции была двоякой: с одной стороны, жестоко подавляя вооруженные восстания берберских племен, она, с другой стороны, пыталась использовать берберский фактор для внесения противоречий между берберами и арабами. Объединенное местное население казалось опасным французским колонизаторам, и они прибегли к классически простой политике «разделяй и властвуй». Французские власти считали, что надо поощрять берберов жить обособленно, иметь свои школы, чтобы образовывалось разделенное общество под общим колониальным управлением. Эта линия Франции в отношении коренного населения нашла свое отражение в так называемой «берберской» политике. В 20-е годы XX в. в странах Магриба создаются франко-берберские школы, которые должны были стать альтернативой существовавшей системе арабо-исламского образования. Выпускники таких школ в перспективе могли бы укрепить базу французского влияния в этом регионе. Кульминационным пунктом берберской политики Франции стал берберский дахир (указ) от 16 мая 1930 г., лишавший султана Марокко права осуществлять суд над племенами, которые были занесены в реестр как бербер-кие, и предусматривавший передачу судопроизводства у берберов из рук каидов вождям берберских племен, многие из кото-рыхимели тесные контакты с французским «Бюро военной раз-ведки», тем самым поставив их фактически под непосредственный контроль оккупационных французских властей. После издания дахира французская администрация начала активно привлекать берберов на службу во французскую армию и местную администрацию. В тот же период высшее католическое духовенство Франции разработало проект приобщения берберов к христианской вере. Христианские школы, созданные французами в Алжире в рай-оне Кабилии в конце XIX века, а затем массовая эмиграция во Францию предоставили кабильским берберам возможность по-цучить современное образование. Они создали прослойку более образованную, чем любая другая социальная группа в Алжире. Колониальные власти пытались создать таким образом «пятую колонну» для закрепления своего господства, финансируя в Ал-жире образование специфической социально-экономической структуры, усугублявшей разделенность общества по этническо-мупризнаку, а также по признаку «коренной — пришлый». Од-нако, несмотря на все усилия колонизаторов, именно в Кабилии в1954 г. прозвучали первые выстрелы, возвестившие о начале вооруженной борьбы алжирцев за независимость. В современной истории Алжира кабилы также играли довольно значительную роль, несоизмеримую с их численностью и положением в настоящее время. В период между двумя мировыми войнами иммигранты из Кабилии составляли подавляющее большинство (из ста тысяч) алжирских рабочих во Франции, основавших первое алжирское националистическое движение «Звезда Северной Африки». С помощью французской коммунистической партии они знакомились с европейской идеологией и методами сопротивления. «Звезда» и ее послевоенный преемник Народная партия Алжира стали носителями идеи национальной независимости. В ходе 8-летней (1954-1962) ожесточенной войны за национальную независимость население берберских районов принимало самое активное участие в кровопролитных боях между французскими войсками и Фронтом национального освобождения Алжира (ФНО). Следует отметить, что заслуга объединения многочисленных течений легального национализма, существовавших в то время, вокруг ФНО принадлежит берберу Рамдану Аббану, ставшему одним из вождей алжирской революции. Впоследствии делегацию на переговорах с Францией о предоставлении Алжиру независимости возглавлял также бербер Кари Белькасем. После достижения независимости кабильская интеллигенция стояла на позициях «франкофонии», т.е. провозглашала приоритет французского языка. Представители этого течения, опасаясь, что порыв революционного энтузиазма сметет все, что было связано с колониальным режимом, в том числе и франкоязычное культурное достояние, заявляли, что арабскому языку не следует отдавать предпочтение перед французским. Новые руководители независимого Алжира — президент Ахмед Бен Белла и, после его свержения в результате военного переворота в 1965 г., полковник Хуари Бумедьен начали проводить политику резкого ограничения достижений этого народа в области гражданских свобод. Все проявления культурного наследия и самобытности берберов были запрещены, стала проводиться ускоренная арабизация берберского населения. Уже в 1962 г. арабский язык был провозглашен единственным официальным национальным языком; трудовое законодательство запрещало принимать на работу в государственные учреждения лиц, не владеющих арабским языком. При Хуари Бумедьене (1965-1979) были отменены курсы по этнологии в университетах, поскольку они служили «поддержке берберской пропаганды», которая, как полагали функционеры ФНО, является проявлением иностранного влияния (этот аргумент получил подтверждение еще в 1967 г., когда в Париже была создана берберская академия). В условиях однопартийной системы и авторитарного режима, установившегося в Алжире, любое проявление групповых ин- тересов, отличных от общегосударственных, категорически пресекалось. В настоящее время «берберский вопрос» в той или иной сте-пени характерен для всех стран Северной Африки, но решается он везде по-разному. В Марокко культурно-просветительному движению берберов придали управляемый характер, на берберском языке издаются книги и газеты, вещают радио и телевидение. В этой стране берберские племена исторически являлись главной опорой традиционных структур общества. Однако в первые годы после достижения Марокко независимости (1956 г.) прошли многочисленные мятежи горцев-берберов, которые желали большей самостоятельности и не хотели подчиняться центральной власти, где преобладали арабы. Окончательно власть над племенами была установлена только к 1970 г., но и в 1973 г. были попытки организации партизанской борьбы в некоторых берберс-ких районах. Опора марокканского трона на берберов в армии и государственном аппарате помогла избежать обострения берберского вопроса в этой стране, хотя в официальном плане общепризнан-ным стал термин «марокканский народ», нивелирующий существование в стране этнических и языковых различий. В новейшее время в Марокко возникло несколько берберских партий: Народное движение (НД), Национальное народное движение ННД) (имеют соответственно 51 и 25 депутатских мест в парламенте)', Партия действия и Берберский фронт, которые поставили основную цель — сохранить самобытность своего народа. Старейшая из этих партий — Народное движение, созданная в 1957 г., входит в проправительственный блок «Вифак». В начале 90-х годов в берберском движении в Марокко наступает новый этап, который характеризуется созданием большого числа культурно-просветительных ассоциаций, стремящихся в целом дистанцироваться от политики дворца. Среди них выделилась группа из шести ассоциаций, подписавших 5 августа 1991г. Агадирскую хартию (в 2002 г. число участников Хартии уже достигло 130 ассоциаций), которая зафиксировала следующие зада-чи: внесение в Конституцию положения о том, что берберский язык является наряду с арабским вторым национальным языком; введение образования на берберском языке на всех уровнях; право использовать берберский язык в средствах массовой информации. В целом марокканские власти пытаются сочетать авторитарность управления с необходимой гибкостью в национальном вопросе, используя при этом характер взаимоотношений власти с берберской элитой (в стране исторически сложилась традиция, в соответствии с которой первой женой короля должна быть представительница влиятельного берберского клана из района Среднего Атласа); тесное переплетение экономических интересов и участие берберов в политической жизни. В 1992 г. накануне выборов в местные органы власти Хасан II выдвинул план «регионализации и реальной демократизации», что должно было привести к усилению роли местных органов власти во всех областях общественной жизни. Этот план предусматривал поддержание и в отдельных случаях восстановление родоплеменных связей, важных для стабильности трона. В рамках этого плана осуществляется процесс образования и укрепления различных коалиций, преимущественно культурного характера, создающихся по этно-территориальному признаку. А в 1994 г. король, выступая по телевидению заявил, что берберские диалекты составляют «важную часть самобытной марокканской культуры». Таким образом, в Марокко в середине 90-х гг. произошла серьезная корректировка курса в отношении берберского движения. Власти исходили, во-первых, из необходимости ослабить рост социального недовольства в стране, в особенности с учетом того, что берберский партикуляризм наиболее отчетливо проявляется в труднодоступных, периферийных районах, которые в силу своей удаленности от экономически благополучных центров туристической и деловой активности Марокко оказываются наиболее обездоленными в экономическом отношении. Во-вторых, учитывая невосприимчивость берберского движения к исламским лозунгам и крайне негативное отношение к исламизму в целом, власти получили возможность использовать «берберизм» |как фактор определенного противовеса оппозиционным исламе-ш партиям и движениям. Новый король Марокко Мохаммед VI продолжил политику предыдущего монарха на контролируемый процесс удовлетворе- ния некоторых требований берберских организаций. Так, 30 июля 2001 г. король объявил о создании Королевского института бер-берской культуры (КИБК), в рамках которого были сформированы 6 исследовательских центров (лингвистический, педагогический, исторический, антропологии и социологии, искусства и литературы, переводов и документации). С осени 2003 г. берберский язык был введен в марокканской начальной школе (его стали преподавать в 300 учебных заведениях в различных городских и сельских регионах страны). Наиболее болезненно берберский вопрос встал в Алжире в 90-е годы XX в. В этой стране основная масса бербероязычного населения живет компактными группами в четырех достаточно удаленных друг от друга географических районах: горном массиве Орес на востоке страны (племена шавийя); в горной области Большая Кабилия (кабилы), ареал распространения которых на-ходится к востоку от столицы страны; в пустынной области Мзаб (мозабиты) — в северных регионах Сахары, а также в южных регионах Сахары проживают туареги. Небольшие группы берберов проживают и в некоторых других горных районах. В настоящее время они составляют 18,9% всего алжирского населения (2,3 млн. человек) и занимают второе место после арабов, хотя Некоторые исследователи отмечают, что «в Магрибе нет арабов, * есть лишь берберы на разной стадии арабизации». Наиболее многочисленны в Алжире — это кабилы, составляющие 2/3 всего берберского населения этой страны. Слово «кабилы» в переводе с арабского языка означает «племя». Этот термин в XVIII веке французы использовали для обозначения «диких горцев», жив- ПВДх в недоступных для них местах. Активизация берберского вопроса в Алжире началась в начале 80-х годов XX века, когда в Париже был образован «Фронт Освобождения берберских племен в странах Магриба», в который вошли видные политические и общественные деятели берберского происхождения. В своей программе Фронт потребовал создания независимых берберских государств в областях компактного проживания берберов в Марокко, Алжире и Мавритании. Призывы Фронта нашли благодатную почву в Алжире, т.к. в 1980 г. здесь был издан закон «о необходимости лучшего понимания ислама», требовавший обязательного знания арабского языка. В университетах Алжира и Тизи-Узу прошли забастовки и студенческие демонстрации, начались широкие выступления берберского населения, получившие название «берберская весна», началу которой способствовало и опубликование в 1980 г. известным кабильским писателем Мулудом Маммери сборника старинных кабильских поэм. Правительство Алжира, отклонив требование Фронта, заявило, что не допустит расчленения единого государства. Однако президент Шадли Бенджедид (1979-1992) все же вынужден был пойти на некоторые уступки в предоставлении гражданских и политических свобод этому народу и пересмотреть свою непримиримую позицию в отношении их требований. С середины 1982 г. проблемам языка, культуры и фольклора берберов стало уделяться внимание в главных университетах страны. Сказалось, очевидно, и влияние Франции, где была создана Берберская академия. На V съезде правившей в стране партии Фронт национального освобождения (ФНО) в декабре 1983 г. главой государства была официально признана роль берберов как «предков современных алжирцев». В 80-е годы основным инструментом для культурного самовыражения берберов становится народная музыка. Огромной популярностью начинают пользоваться певцы, исполняющие старинные кабильские песни; начал быстро возрождаться и берберский язык (алфавит которого использует старый финикийский шрифт), не употреблявшийся в течение нескольких столетий. На основе этих веяний в 1980 г. возникла мощная общественная организация — Берберское культурное движение (БКД), призванное защищать и пропагандировать берберскую культуру и содействовать самовыражению этого народа. Однако проблема берберов в Алжире была не только культурной проблемой, но и социально-политической. Во многом она стала следствием борьбы молодых провинциалов, особенно из арабской «глубинки» Алжира, получивших образование на арабском языке, со старшим поколением интеллигенции, бю-яркратии и буржуазии, обучавшейся в свое время во Франции, среди которых кабилы всегда составляли большинство. Социальные преобразования и масштабная национализация, проводившиеся в Алжире с 1963 г. в значительной степени подорвали позиции кабильской буржуазии, а неуклонно проводившийся с тех пор курс на арабизацию (особенно с 1971 г., когда арабский язык стал обязательным в делопроизводстве) серьезно ослабил позиции чиновников — кабилов. Наконец, крестьяне — кабилы, став с конца 70-х годов жертвой спекуляций и махинаций покровительствуемых властями скупщиков— оптовиков (главным образом из арабоязычных районов), также внесли свой вклад в стимулирование настроений недовольства и регионализма. Кабильская буржуазия лавировала в такой ситуации, умело используя крепкие у кабилов клановые и патриархально-общинные связи, поднимая на выступления все социальные прослойки, как только ее интересам грозила опасность. Интересно отметить, что в самом начале 80-х годов, с началом государственного поощрения частного сектора, берберское движение начало несколько ослабевать. Среди новых предпринимателей появилось много кабилов, в том числе и из бывших эмигрантов, скопивших Деньги во Франции. Поэтому на некоторое время властям Алжира (наряду с уступками берберам в области языка и культуры) удалось в целом, если не решить берберский вопрос, то нейтрализовать «берберизм» как внутриполитическое течение. Однако Дальнейшему решению этой проблемы помешал быстрый выход на политическую арену страны исламских религиозных движений, что продемонстрировало зыбкость позиций алжирского Правительства в берберском вопросе. Президент Шадли Бенджедин пытался «уравновесить» влияние берберистов и исламистов, противопоставляя их друг другу. «Берберы этнически и культурно происходят от арабов» — писала в 1981 г. газета «Аш-Шааб». Однако, по мере уступок бербе-Рам, их движение становилось все более многогранным, и борь-ба против него теряла смысл. Власти сконцентрировали свое внимание на борьбе с исламистами, т.к. стычки с ними становились все чаще. В 1989 г., после того как народные выступления в Алжире подорвали монополию на власть единственной правящей партии Фронт Национального Освобождения, и была принята новая конституция, открывшая путь к многопартийности, возникли сразу две политические партии, претендующие на то, что они выражают взгляды народа Кабилии. Первая партия — Объединение за культуру и демократию (ОКД), созданное на базе берберского движения за культурную автономию. ОКД выдвинуло свою программу действий, главными пунктами которой были: полное признание берберского языка и берберской культуры, отделение религии от государства, свобода совести и выражения мнений, полное и подлинное равноправие женщин. В социальном плане Движение стало выразителем интересов франкоязычной крупной кабильской буржуазии и ее представителей в средних и высших эшелонах административно-управленческого аппарата (имея более высокий образовательный уровень по сравнению с арабской буржуазией, кабильская буржуазия удерживает в настоящее время прочные позиции в экономической сфере, особенно в тор-гово-посреднических операциях). Второе движение, отстаивающее интересы алжирских берберов, ведет свою историю от вооруженного кабильского сопротивления, начатого в 1963 г. Это Фронт социалистических сил (ФСС), который в 1989 г. вышел из подполья, где вынужден был действовать весь период независимого развития Алжира. Представителем этой партии стал ветеран национально-освободительной борьбы алжирского народа Хосин Аит Ахмед, вернувшийся в Алжир после 23 лет, проведенных в эмиграции. Эти две партии на общественно-политическом уровне стали политической основой и идеологическим инструментом берберского национального движения в Алжире. Они выдвигали требования скорейшего решения социально-экономических проблем берберских провинций, нерешенность которых приводила к многочисленным демонстрациям и противостоянию официальным местным властям. Партии выступали за светское устройство алжирской государственности и строгий запрет использования религии в политических целях. А уже в ходе первого тура выборов в Национальное народное собрание (парламент) в декабре 1991г. впервые за всю историю независимого Алжира состоявшихся на многопартийной основе) ФСС добился значительного успеха, завоевав 25 мест в парламенте (собрав 7,4% голосов избирателей) и заняв в нем второе место, уступив лишь фундаменталистской партии Исламский фронт спасения (ИФС), завоевавшей 188 мест в парламенте. ОКД набрало 2,9% и не провело своих представителей в парламент, что, тем не менее, все равно рассматривалось как огромный успех этой партии, с учетом того, что места в парламенте оспаривали 49 партий. В январе 1992 г. стремясь не допустить дальнейшего продвижения к власти ИФС, военные вынудили уйти в отставку президента Ш.Бенджедида, фактически совершив государственный Переворот и аннулировав итоги выборов. Был образован Высший государственный совет (ВГС), временный орган власти, созданный в условиях чрезвычайного положения и призванный выполнять функции «коллективного президента». Возглавить новый орган руководства было поручено находившемуся в тот момент в соседнем Марокко Мухаммеду Будиафу, который, что характерно, был выходцем из обедневшей семьи влиятельных берберских аристократов. С января 1992 г. Алжир жил в условиях чрезвычайного положений и непрекращающейся гражданской войны между силами правопорядка и исламскими экстремистами. Разжиганию нена-Шсти среди алжирцев способствовало, несомненно, систематическое истребление исламистами представителей алжирской интеллигенции французской школы, среди которых большинство было кабилами. Исламисты официально объявили, что те, кто "не хочет признать выбор народа в декабре 1991 г.» (т.е. победу На выборах партии ИФС), будут «казнены во имя спасения Алжира». В ходе дальнейших кровопролитных событий Кабилия стала представлять, по сути, непокоренную территорию, население которой, с одной стороны, борется за широкую автономию, за придание берберскому языку статуса официального, за равноправие с арабами, но с другой — является форпостом борьбы с исламским экстремизмом. В этот период возникли первые вооруженные группировки в рамках берберских организаций и были созданы т.н. «отряды самообороны», которые начали самостоятельно охранять населенные пункты и промышленные объекты от нападений боевиков. Размах берберского движения привел к тому, что в новой конституции Алжира (одобренной на всенародном референдуме 28 ноября 1996 г.) впервые за всю историю его независимого развития, «берберизм» был признан одной из основ алжирского общества наряду с «арабизмом» и исламом», что в целом создавало юридическую базу для восстановления прав берберского народа. С 1995 г. язык амазиг начали изучать в «экспериментальном порядке» в некоторых школах. Более того, для решения проблем национального меньшинства при президенте республики был создан Верховный комиссариат по делам амазиг. В конце 90-х гг. значительно усилилось влияние берберских партий на политическую и общественную жизнь Алжира. И хотя к выборам в Национальное народное собрание (ННС), которые состоялись 5 июня 1997 г., партия ФСС подошла более ослабленной (по сравнению с предыдущими выборами) в результате внутренней борьбы, тем не менее на выборах она заняла пятое место, получив 4,44% от числа проголосовавших и 19 мест в парламенте; практически столько же (4,24% и 19 мест) набрало ОКД, традиционно выступающее сторонником создания в Алжире светского государства. Новый этап национального движения берберов начался в 1995 г. В этом году 4 сентября во Франции был основан Всемирный Конгресс Амазиг (ВКА) как первая организация, выступающая за признание национальных прав берберов — их языка, культуры, самобытности — во всех странах проживания этого народа. Провозгласив себя независимым от государств и политических партий, ВКА объявил своей основной целью объединение всех берберских движений и доведение их требований до международных организаций, в частности, ООН. Основателями ВКА стали около 100 ак-тивистов берберских движений, представлявших 36 организаций Марокко, Алжира, Ливии, Мавритании, Нигера, Мали, а так-же берберскую диаспору в Европе и Америке. Председателем ВКА стал алжирец Мабрук Феркал. В руководящую совещательную структуру ВКА — Федеральный Совет — вошли 32 человека, представлявшие четыре берберские национальные организации, в том числе, Канарскую ассоциацию за развитие и защиту культуры амазиг. Текущее руководство ВКА стало осуществлять Всемирное бюро, состоящее из 11 человек. В рамках ВКА были сформированы пять комиссий, которые готовили к съезду дискуссии по следующим основным направлениям: язык и культура берберов, берберский вопрос в международных отношениях, финансовое положение берберских культурно-просветительных организаций, история народа, социально-экономические вопросы проживания берберских общин. В период с 28 августа по 2 сентября 1997 г. на Канарских островах прошел первый съезд Всемирного Конгресса Амазиг. В работе форума приняли участие около 300 делегатов из различных Государств арабского мира. Съезд провозгласил, что активисты берберского культурно-просветительного движения будут добиваться, чтобы государства, на территории которых проживает «народ амазиг», признали его особое положение и специфику и прекратили пропаганду об исключительной приверженности лишь «арабо-исламским» ценностям. Депутаты съезда приняли несколько резолюций. Две из них требуют предоставления права на самоопределение туарегам Мали и Нигера, а также Канарским берберам; еще одна резолюция призывает Алжир бороться за признание амазиг официальным языком наравне с арабским. Однако вопреки этому, 5 июля 1998 г. в Алжире вступил в силу закон о всеобщем использовании арабского языка. Этот закон предоставил арабскому языку исключительный статус. Он предписывает обязательное его использование во всех сферах не только государственно-политической, но и общественной жизни и предусматривает строгие штрафные санкции для нарушителей. Закон был введен под давлением консервативно-исламских Кругов, несмотря на предупреждения берберских организаций о том, что он может придать новый виток политической нестабильности в Алжире. Всемирный конгресс амазиг (ВКА) охарактеризовал этот закон как «антидемократический», который «направлен на ускорение процесса арабизации и окончательное подавление берберского языка, на подрыв культурной идентичности берберов». Принятие закона встретило резкое сопротивление со стороны всех берберских организаций внутри страны. В районах Тизи-Узу и Беждая, где наиболее компактно проживают берберы, начались массовые выступления, в ходе которых манифестанты громили государственные учреждения и срывали вывески на арабском языке под лозунгами «В Алжире не будет мира без берберского языка» и «Арабо-исламизм - прямая дорога в ад». В результате этих событий началась быстрая радикализация берберских движений. Активисты Вооруженного берберского движения (ВБД) и Альянса за свободную Кабилию (АЗСК) выступили с открытыми угрозами физического уничтожения тех, кто попытается применить закон об использовании арабского языка на практике и призвали берберов к бойкоту всех государственных учреждений. Таким образом, с принятием этого закона, в Алжире сложилась весьма благоприятная почва для политизации этничности. В условиях авторитарного режима Алжира у берберов не было и нет иной возможности для реализации своих интересов, кроме как через мобилизацию своей этнической группы на конфронта-ционные действия по отношению к властям. Чтобы несколько разрядить обстановку, власти Алжира были вынуждены пойти на некоторые уступки. Так, в сентябре 1998 г. незадолго до начала учебного года было объявлено о принятии ряда мер, направленных на развитие системы обучения в школах берберскому языку (к тому времени в стране уже осуществлялся эксперимент по выборочному преподаванию берберского языка в шестнадцати провинциях, где проживало берберское население). К этой работе были дополнительно привлечены более 200 преподавателей берберского языка, а также было решено создать при Национальном институте исследований в сфере образования пециальное подразделение, которое занялось бы научными изысканиями не только в сфере берберского языка, но и культуры. Приоритет при этом отдавался созданию Большого словаря берберского языка. При национальной комиссии школьных программ была создана специальная структура, которая занялась разработкой программ изучения тамазиг и преподавания различныхпредметов на берберском языке; было объявлено о решении подготовить первый в Алжире учебник, полностью изданный на тамазиг. Кроме того, решено было устранить ряд административн ых препятствий, мешавших процессу преподавания берберского языка, одно из которых было связано с тем, что сами преподава-телине получили специальной педагогической подготовки и поэтому формально не могли пользоваться статусом учителя. Однако принятые меры не способствовали стабилизации ситуации в берберских районах, поэтому волнения продолжались и достигли своей кульминации весной и особенно летом 2001 г., когда в ходе подавления массовых волнений кабилов власти применили силу (по официальным данным погибли 60 человек). Разочаровавшись в деятельности проберберских официальных п артий, которые в значительной степени потеряли влияние и авторитет среди берберов, кабилы сделали выразителем своих интересов Координационный Совет деревенских комитетов Ка-билии (КСДКК), который представляет собой неформальную Структуру, в которой представлены все населенные пункты про-живания алжирских берберов. И, несмотря на внутренние про-тиворечия, связанные с борьбой мнений о путях развития берберского движения, Координационный Совет оказывает реаль-рое и постоянно возрастающее давление на центральные власти, фактически он действует параллельно с местными органами вла-сти. Кроме того, КСДКК сформировал дежурные комитеты, ко-торые стали фактически его полувоенными формированиями. После расстрела антиправительственной кабильской демон-страции Координационный Совет предъявил руководству Алжи-ра список своих требований из 15 пунктов, получивший назва-н ие Эль-Ксарской программы (был принят в населенном пункте Эль-Ксар). В этой программе содержались требования придать статус центрального правительства свою долю от доходов, приносимых экспортом углеводородов. Что касается языковой проблемы, то ДАК намерено решить ее следующим образом: официальным языком в регионе станет берберский, а арабский будет использоваться для осуществления контактов на национальном уровне. Что касается некоторых отраслей знаний, где использование берберского языка невозможно (информатика, например), то в подобных случаях будут применяться другие языки и, прежде всего, французский. В реализации подобных требований алжирским берберам значительную помощь оказывает Всемирный конгресс Амазиг. В период возобновившихся в декабре 2001 г. кабильских волнений, которые совпали с пребыванием Абдельазиза Бутефлики в Брюсселе, ВКА призвал европейскую комиссию не парафировать соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Алжиром, обвинив алжирские власти в нарушении прав человека, что является одним из основных препятствий при вступлении в Евросоюз. В результате, в стране, где фактически еще продолжается противостояние между властями и вооруженными исламскими группировками, возникла еще одна, реальная угроза национальному единству страны. Алжирское руководство само создало себе «второй фронт», который может стать не менее опасным, чем сопротивление религиозных радикалов, т.к. ход истории свидетельствует о том, что «берберское пробуждение» уже произошло. Сможет ли Алжир справиться с новым возникшим фактором внутриполитической нестабильности во многом будет зависеть от того, насколько скоро руководство страны поймет необходимость признания самобытности берберов во всех областях социально-экономической и политической жизни в рамках существующего государства.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |