КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозный фактор
Немаловажную роль в этно-политических конфликтах играет религиозный фактор. Религиозные лозунги наряду с этническими обеспечивают мобилизацию населения, используются для оправдания методов и целей движения. Религиозное содержание конфликтов не является исключительно феноменом развивающегося и посткоммунистического мира. Конфликт в Северной Ирландии, например, также замешан на межконфессиональных Глобализация и вестернизация породили на периферии исламского мира феномен переплетения традиционных структур с современными техническими средствами, сделавший возможным ведение борьбы в интересах исламской уммы. Речь идет о попытках реализовать масштабную глобальную утопию, в которой причудливо сочетаются достижения современной цивилизации с ценностями исламского захолустья. Примером может служить ситуация с Аль-Каидой, базировавшейся в Афганистане. На региональном уровне, например, в рамках палестино-израильского конфликта усиление роли радикальных исламских организаций и их влияния в обществе было обусловлено как отсутствием реальных перспектив решения палестинской проблемы, так и кризисом ожиданий после подписания «Соглашений Осло». В бывшем СССР и Югославии причиной роста внимания к религиозному фактору как общему элементу ретрадиционализа-ции стал системный кризис, кардинальные изменения политических режимов, экономической системы и национально-государственного устройства. Процесс исламского возрождения на посткоммунистическом пространстве явился частью поиска национальной идентичности. Этот поиск диктовался, с одной стороны, вполне оправданным стремлением возродить культурное наследие. С другой стороны, в рамках суверенизации титульность (т.е. принадлежность к титульной этнической группе или народу) стала приносить прибыль, поскольку оказалась тесно связанной с проблемой распределения властных функций. В мусульманских анклавах национальное возрождение естественно шло в тесной увязке с возрождением ислама и его политизацией. Как известно, ислам является не только религией, но и образом жизни: он вбирает в себя местные традиции, подчиняя их определенным моделям поведения. Кроме того, он генетически связан с политикой. Там, где мусульмане составляют этнические меньшинства, их конфессиональная самоидентификация является важнейшей частью их национальной самоидентификации. В этой связи принадлежность к исламу и принадлежность к этносу оказывается важнейшей отличительной чертой, консолидирующей этничность. Тесная связь ислама с этничностью определила слабую выраженность исламской солидарности, превалирование элементов местной политической культуры и традиций. В России и республиках Центральной Азии идеологией и оболочкой социального протеста смог стать внесистемный и неофициальный ислам. Его появление было в известной степени результатом советской политики в религиозной сфере. Совет-ский официальный атеизм ограничил для мусульман не столько возможность отправления религиозного культа (хотя количество мечетей и было минимальным), сколько реализацию национального образа жизни. Мусульманская традиция как важнейший элемент этничности оказалась выхолощенной. Все более увеличившийся разрыв между различными этносами, подвергнувшимися модернизации в разной степени, и внутри самых этнических групп в сочетании с характерным для СССР запретом на развитие религиозной мысли и философии, определил разно-скоростной процесс возрождения ислама и различное содержание этого процесса. На смену высокому исламу шел неофициальный народный ислам, подменяющий религиозную философию и этику обрядностью и весьма сомнительным толкованием Корана полуграмотными доморощенными муллами. Такой примитизированный ислам ничего не мог противопоставить радикалам. Формированию исламского фактора, безусловно, способство- вали общие экономические и социальные проблемы переходного периода. Падение уровня жизни, пауперизация и марги-нализация населения, рост безработицы, появление депрессив-ных зон в тех районах, где сократили объемы производства градообразующие предприятия, — все это в комплексе способствовало не только политизации ислама, но и его радикализации. Коррупция, характерная для традиционных обществ, опора на «свои» кланы в структуре местной власти закрывала для значительной части населения возможность выхода за пределы все более сужающегося и архаизирующегося социального пространства. Отчаяние и безнадежность, особенно в среде молодежи, вытесненной из сферы нормального производства, не способной получить образование и найти себя в новых условиях «дикого рынка», создавали горючий социальный материал, который легко мог быть использован любыми крайне националистическими течениями, оперировавшими к тому же в целях социальной мобилизации и исламскими лозунгами. Так возникла связь исламского радикализма с национализмом и сепаратизмом. Внешняя помощь и влияние стали еще одной причиной, способствовавшей формированию исламского фактора в России. Международные исламские фонды и отдельные режимы активно финансировали идеологическое проникновение, что стало важной причиной особой восприимчивости части мусульман к новым- для них радикальным идеям. Прерванная в годы советской власти исламская традиция предопределила некритичное отношение к потоку мусульманской литературы, представленным возможностям обучения заграницей. В мусульманских государствах Востока давно функционировали радикальные мусульманские группы и течения, которые были заинтересованы в расширении своего влияния на единоверцев в СССР. Именно в рамках таких идеологий формировались идеи, оправдывающие насилие в качестве главного способа реализации поставленных целей. К импортированным, наряду с элементами высокого ислама, радикальным исламистским идеологиям в гораздо боль-шей степени применимо понятие утопий, лишенных в отличие от идеологий теоретической базы и ставящих нереальные цели в стремлении к социальному реваншу. Ислам в отсутствии сильного светского политического противовеса стремился утвердиться в роли не только регулятора духовной жизни и социальных отношений, но и полностью занять образовавшийся идеологический вакуум. Это означало появление исламизма как совокупности общественно-политических сил (движений, групп, партий), выступающих за переустройство общества и государства на основе соответствующих принципов ислама (шариата). Среди исламистов никогда не существовало единого представления о конкретных формах, темпах и методах исламизации. С практической точки зрения, главным предметом разногласий было отношение к насилию (в том числе вооруженному) как средству достижения социальных и политических стандартов «исламского порядка». На базе этого критерия, а также с учетом реальной роли насилия в деятельности исламистских движений и группировок, их принято подразделять на умеренные и радикальные (экстремистские). В конфликтах на Северном Кавказе, в Таджикистане, в Нагорном Карабахе, в Косово религиозный фактор как элемент идентичности играл весьма существенную роль. В конфликте в бывшей Югославии противостояние между сербами и албанцами было по своей природе этно-конфессиональным, причем включенность религиозного фактора определила особую бескомпромиссность радикалов, стремившихся выкорчевать все, связанное с чужой для них культурой и религией. Хорошо известны примеры разрушения православных храмов и монастырей, противостоять которому не смогли даже силы КФОР.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |