КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алгоритм развития интереса обучающихся к познавательной деятельности
Приемы развития познавательной самостоятельности обучающихся (рекомендации Л.С. Илюшина) (Илюшин Леонид Сергеевич – доктор педагогических наук, начальник отдела модернизации образования Комитета по образованию) Основная педагогическая идея этих приёмов состоит в том, чтобы следовать одной из основных целей школьного образования: развитию интереса к познавательной деятельности.
«Конструктор задач» Эта методика предполагает возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»). Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи обеспечивает полноту её дидактического наполнения по критерию таксономии познавательных целей.
Для более полного обеспечения использования методики «Конструктор задач» предлагается воспользоваться вспомогательным материалом (структурированным перечнем глаголов в сочетании с вариантами заданий), позволяющим существенно расширить «базу» создаваемых заданий.
«Ознакомление» Знать, классифицировать, цитировать, выбирать, проверять, определять, описывать, находить, группировать, полагать, отождествлять, относить к (какой-либо) категории, составлять список, определять место в системе, противопоставлять, называть, выдвигать, пренебрегать, обрисовывать в общих чертах, выискивать, указывать, брать в кавычки, напоминать, повторять вновь, повторять наизусть, устанавливать, восстанавливать, говорить, отбирать, показывать, сортировать, образовывать, констатировать, рассказывать, подсчитывать, слегка затрагивать, перемещать, подчёркивать, писать. Варианты заданий: · воссоздание в памяти идеи или факта, в которых тот же материал отчасти уже был использован; · уроки вопросов и ответов; · использование сборников упражнений и проверочных таблиц; · плановые инструкции; · воссоздание в памяти ранее прочитанных, услышанных, увиденных материалов; · имитационные игры – организация поиска информации; · задания на чтение материала дома; · формулировка определений; · игры, направленные на развитие памяти; · проверочные опросы; · вопросы-тесты, содержащие один правильный и один неправильный ответ. «Понимание» Понимать, изменять, переделывать, толковать, расширять, смягчать, квалифицировать, преобразовывать, обновлять, вносить разнообразие, интерпретировать, принимать во внимание, аннотировать, определять, демонстрировать, объяснять, разъяснять, делать выводы, обрисовывать в общих чертах, разбирать трудные места, экстраполировать, прогнозировать, вычислять, ожидать, выдвигать, проектировать, предполагать, планировать, доказывать. Варианты заданий: · передача идеи новым или каким-либо другим образом; · формирование взаимосвязей (аналогии, сходства); · прогнозирование последствий, изменений; · объяснение используемого метода; · инсценировки «а что, если…»; · демонстрации, выступления и пересказы; · осуществление малых проектов; · прогнозирование «предположим, что…»; · организация взаимного обучения обучающихся. «Применение» Применять, перенимать, извлекать выгоду, извлекать пользу, потреблять, формировать, классифицировать, приводить, приводить в соответствие, выделять, развивать, оказывать воздействие, разрабатывать, трактовать, мобилизовывать, манипулировать, заниматься, вводить в действие, вводить в употребление, пользоваться, устанавливать связь, решать, пытаться, обсуждать, использовать, обладать, организовывать, действовать в соответствии Варианты заданий: · использование знаний в различных областях для нахождения решения проблем; · применение идей в новых или необычных ситуациях; · имитация, игра в роли, смена роли; · издание; · интервью; · моделирование; · групповая презентация; · проведение экспериментов; · осуществление классификаций; · решение проблем посредством использования уже известной информации; · применение полученных знаний на практике; · обсуждение фактического использования идей.
«Анализ» Проверять, подразделять, контролировать, обсуждать, дифференцировать, анализировать, рассматривать, выводить, изображать схематически, исследовать, включать, детально изучать, делать выводы, разбирать, аргументировать, отделять, упрощать, выражать в форме силлогизма, разделять, делать обзор, искать, разбивать на части, делать критический обзор, сортировать, испытывать, раскрывать, доказывать, выявлять. Варианты заданий: · раскрытие уникальных особенностей; · проведение различий между фактами и предположениями; · оценка уместности данных; · выявление логических ошибок в рассуждениях; · выявление необоснованных допущений – анализ организационной структуры произведения (в области музыки, живописи, литературы); · сравнение и противопоставление; · наброски в общих чертах материала в письменном виде; · выявление проблемы; · составление перечня свойств; · морфологический анализ.
«Синтез» Смешивать, строить, создавать, комбинировать, компилировать, составлять, конструировать, вызывать, учреждать, постигать, развивать, проектировать, разрабатывать, совершать, формировать, формулировать, порождать, делать, доводить до полного развития, комплектовать, модифицировать, давать начало, производить, планировать, регистрировать, реорганизовывать, переделывать, перестраивать, пересматривать, структурировать, представлять. Варианты заданий: · разработка исходного плана; · создание гипотез; · написание хорошо структурированной темы; · написание рассказа, стихотворения или песни; · выдвижение плана для эксперимента; · интегрирование знаний в различных областях в одном плане для решения проблемы; · формулирование новой системы классификации объектов; · выявление новых комбинаций; · постановка целей и задач; · демонстрация того, как идея или продукт могут быть изменены.
«Оценка» Расценивать, испытывать, принимать, оценивать, присуждать, выносить осуждение, награждать, классифицировать, осуждать, критиковать, заключать, описывать, решать, отличать, выделять, распоряжаться, определять, объяснять, сортировать, интерпретировать, оправдывать, распознавать, отдавать приоритет, устанавливать, исчислять, ранжировать, отрицать, урегулировать, обобщать, поддерживать, взвешивать, сравнивать. Варианты заданий: · формирование суждений о фактах или идеях, суждений, которые основаны на внутренних или внешних условиях или критериях; · оценка идей; · принятие или отрицание идей, которые соответствуют каким-либо принятым нормам; · оценка логической последовательности материала, изложенного в письменном виде; · оценка степени адекватности, с которой выводы подтверждаются фактами; · оценка значимости произведения (живопись, музыка, литература) посредством использования внутренних критериев или внешних стандартов мастерства; · выработка критериев оценки; · осуществление оценок групповых заданий и театральных представлений; · - осуществление оценки качества собственных продуктов и идей.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |